25 января 2023 года жители Воронежской области отметят знаменательную дату – 80-летие со дня освобождения нашего областного центра, любимого всеми нами города Воронежа. Данный материал представляет анализ причин поражения в борьбе за захваченный фашистами Воронеж, показ характера советского солдата, его силы в поражении.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 49.37 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Охрозаводская средняя общеобразовательная школа Кантемировского района Воронежской области
региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся «Отечество»
номинация «Литературное исследование»
«Герои произведений Ю. Д. Гончарова
как нравственный опыт для нынешнего поколения»
Подготовила:
Шатских Александра Викторовна,
Учащаяся 9 класса
МКОУ Охрозаводская СОШ,
396720, Воронежская область, Кантемировский район,
п. Охрового завода, ул. Школьная,32 (адрес школы);
396720, Воронежская область, Кантемировский район,
п. Охрового завода, ул. Школьная, д. 8 (дом.адрес);
Конт. Телефон: (915) 549-67-93;
E-mail: shsasha129000@mail.ru
Руководитель:
Барышникова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Охрозаводская СОШ,
396720, Воронежская область, Кантемировский район,
с. Журавка, ул. Луговая, д. 3;
Конт. Телефон: (915) 542-55-37;
E-mail: nataliabarishnikova@yandex.ru
п. Охрового завода
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1
1.2 Честные книги о войне Ю. Д. Гончарова…………………………. 7
Глава 2
2.1 Особенности характеров героев повести «Неудача» ……………. 10
2.2 Нравственные ориентиры в повести «Неудача»………………… 12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список литературы………………………………………………………. 15
ВЕДЕНИЕ
25 января 2023 года жители Воронежской области отметят знаменательную дату – 80-летие со дня освобождения нашего областного центра, любимого всеми нами города Воронежа. На уроках истории мы узнали о том, что перенес Воронеж за 212 дней оккупации, как героически обороняли советские воины наш город, как выглядел он в первые дни после освобождения. Факты, факты, факты… Но есть и такие среди них, на которые историки стараются не обращать внимания, потому что принято славить победу. Но война состоит не только из побед, на ней бывают и «неудачи». В масштабе всей страны такие события незначительны, но ведь история складывается и из отдельных судеб, жизней людей. Было бы неправильно забыть о них, так как в историю Великой победы внесли свою лепту и те, кто её не достиг, но честно исполняя приказ и стремясь к ней, потерпели поражение. Поэтому «человеку, интересующемуся историей своей малой родины, - заметил Д. С. Лихачёв, -необходимо черпать знания из самых разных источников, в том числе из художественной литературы».[1] Чтобы помнить, анализировать и не допускать ошибок на длинном историческом пути. Интерес к историческому краеведению в последние годы не угасает. Вместе с тем многие актуально значимые темы (к ним, несомненно, относится и тема освещения хода военных событий по освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков писателями Воронежского края). Они требуют новых подходов в их осмыслении. В создание определённых нравственных ориентиров, понимание подлинной ценности личности изучение произведений о Великой Отечественной войне Юрия Гончарова может внести свой вклад.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал представляет анализ причин поражения в борьбе за захваченный фашистами Воронеж, показ характера советского солдата, его силы в поражении.
Цель работы: исследование отношения к человеческой жизни на войне и отношение автора к своим героям.
Задачи:
Проблема: проявления силы русского народа в поражении.
Объект исследования: герои произведений Юрия Данииловича Гончарова о Великой Отечественной войне, герои повести «Неудача».
Предмет исследования: характеры героев произведения, мотивы их поступков.
Методы исследования: системный анализ произведений Юрия Данииловича Гончарова о Великой Отечественной войне, повести «Неудача», критических статей, исторических публикаций, периодической печати.
Глава 1
Имя художника, музыканта, ученого — любого человека, живущего или жившего в соответствии с нормами морали, совести на земле, навсегда связывается с местом его рождения, его интересов, забот и долгих трудов. Родные места, как правило, остаются на полотнах, на страницах книг, в музыке.
Писатель Юрий Даниилович Гончаров родился в Воронеже — городе, глубоко вошедшем в его судьбу, в его писательскую работу. Дата его рождения приходится на 24 декабря 1923 г. Юрий Гончаров появился на свет в семье простых советских граждан (мать – библиотекарь, отец – начальник отдела в областном Управлении связи).
В июне 1941 г. Ю. Гончаров окончил 5-ю среднюю школу Воронежа (сейчас школа № 28) и, как большинство юношей его поколения, участвовал в боях Великой Отечественной войны (на Курской дуге, под Харьковом).
Воевать Юрию Гончарову довелось, как и большинству его сверстников, в восемнадцать - девятнадцать лет, солдатом-пехотинцем. В атаке на вражеские позиции на Курской дуге он был тяжело ранен. Упал в след танковой гусеницы, и эта случайность спасла ему жизнь: по следу, как по желобу, удалось отползти назад, в укрытие, в свой тыл. Спустя почти сорок лет после краткой заметки об этом бое под селом Старый Мерчик, напечатанной в одной из центральных газет, Ю. Гончаров получил письмо, полное восклицательных знаков: «Мы участвовали в одном бою! Это по следу моего танка отползли Вы из-под немецкого пулемёта! Я тоже был ранен в это же утро…»[2]. Автор письма – Юрий Поляновский, сын писателя М. Поляновского. Тогда, на Курской дуге, он был таким же юнцом, командиром танка с лейтенантскими звёздочками на плечах. Перед тем как снова попасть в родной Воронеж, пришлось помыкаться по госпиталям. «Я думал тогда, - рассказывает Юрий Данилович, - что не зря мне сохранена жизнь. Наверное, на мне лежал какой-то долг сверху? Я атеист, не верил и не верю в Бога, и все же в последнее время считаю, что все-таки есть какая-то Руководящая Сила, Закон Воздаяния, что ли...»[3].
Первые попытки литературного творчества Юрий Гончаров предпринял, едва вернувшись домой. Сначала в Бутурлиновке, у мамы, а затем - в разрушенном немцами Воронеже. Вся дальнейшая жизнь Юрия Данииловича связана с литературой. Он окончил факультет русского языка и литературы Воронежского педагогического института (1946), высшие литературные курсы в Москве (1960). Он пытается осмыслить происходящее на бумаге. Все, что он увидел, пережил, настойчиво требовало выхода. «Словно черт какой-нибудь забрался внутрь, - описывает он тогдашнее свое состояние. - И все толкает к бумаге, к перу, чернилам: запиши вот эту сценку, которую ты видел, разговор, что долетел до твоих ушей, вот это сравнение, что пришло на ум, - ни у кого ведь из писателей такого нет. А вот это - прямо-таки готовый рассказ, только положить слова на бумагу...»[4]. Работал в Областном книжном издательстве, в газете «Молодой коммунар». В 1945 г. вышла в свет его первая книга «Возвращение в строй», а в 1948 г. – первый сборник рассказов. В 1949 г. Юрий Гончаров был принят в члены Союза писателей СССР и с этого времени занялся серьёзной литературно-творческой работой. Много лет являлся членом редколлегии литературно-художественного журнала «Подъём».
Автор более 30 книг, Ю. Гончаров известен российским и зарубежным читателям такими произведениями, как повесть «Неудача» (Воронеж, 1964), «Дезертир» (Москва, 1966), дилогия (в соавторстве с В. А. Кораблиновым) «Бардадым – король чёрной масти» (Воронеж, 1966) и «Волки» (Воронеж, 1967), «Вспоминая Паустовского. Предки Бунина» (Воронеж, 1972), «Сердце, полное света» (Москва, 1975; предисловие Г. Я. Бакланова), «Целую Ваши руки» (Москва, 1981), «Ожидания» (Москва, 1988), «Верность и терпение» (Воронеж, 2003), «Княжна Джаваха» (Воронеж, 2007), «В голубом блеске Альтаира» (Воронеж, 2008). Ряд произведений писателя переведён на европейские языки.
Умер Юрий Даниилович Гончаров 20 февраля 2013 г. в Воронеже. Похоронен на Коминтерновском кладбище. Часть материалов писателя сейчас хранится в Государственном архиве Воронежской области.
В книгах писателя преобладает тема военного и нравственного подвига народа в годы тяжелейших испытаний, выпавших нашей Родине. Рассказать о своём поколении, шагнувшем прямо из-за школьных парт в окопы, запечатлеть их черты в час смертельной опасности, когда они «страну заслонили собой» и почти полностью остались на кровавых полях войны, - эту творческую задачу Юрий Гончаров считал для себя основной. Многие его произведения звучат как скорбно-торжественные реквиемы.
Воронежский поэт Александр Голубев писал о Гончарове: «Сегодня, когда многие, и не только молодые прозаики, очертя голову кинулись оплевывать все то высоконравственное, что позволило народу выстоять в кровавом молохе Второй мировой, Юрий Гончаров напоминает нам о неистребимости отчих корней, полученных в наследство русичами от их пращуров»[5].
Юрий Даниилович Гончаров – человек негромкий, не суетный, но в главном, в убеждениях тверд и несгибаем. Первый рассказ "Возвращение" вполне мог оказаться и последним для начинающего автора, хотя вначале все складывалось хорошо, и рассказ даже был напечатан в литературном альманахе. Однако в августе 1946 года появилось печально известное постановление ЦК партии «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». Гонениям подверглись известные советские писатели и поэты, в том числе Анна Ахматова и Михаил Зощенко, чье творчество было отнесено к "антинародному" направлению.
Вскоре в журнале «Смена», органе ЦК комсомола, появилась статья Осипа Резника "О верном чувстве действительности". В ней, в частности, были и такие слова: «Рассказ Ю.Гончарова - лишнее подтверждение того, сколь губительны для литературного произведения отсутствие идеи, случайность и поверхностность жизненных наблюдений»[6]. Молодой автор рискнул показать опустошение, с которым вернулся с войны в мирную жизнь советский офицер-победитель.
Так и «Повесть о ровеснике», написанная в 1954- 1955 годах, при печатании в Москве в издательстве «Молодая гвардия» тоже встретила сопротивление. В ней рисовались тяжёлые, драматические картины отступления наших войск летом1942 года, оставление Воронежа, горящего от фашистских бомб. Тогда считалось, что не надо писать о первом, неудачном для нас периоде войны, не надо вспоминать о поражении и потерях.
Ещё одна честная, смелая для своего времени повесть «Дезертир», написанная в 1961 году. В ней изображается моральное падение человеческой личности. Не каждому писателю под силу взяться за тему дезертирства. Юрий Гончаров достигает здесь большого мастерства в раскрытии психологии человека, увернувшегося от исполнения своего долга. Вся повесть написана беспощадно точно, оставляет очень сильное впечатление. Житель придонского села Игнат Полудин призван в армию в самый разгар войны, когда в его родное село уже пришли похоронки практически на всех, ушедших до этого на фронт, более молодых парней. Земной и практичный крестьянин Игнат понимает, что и его, так же как и других мужчин села, отправляют на убой. И, осознав это, он убегает из эшелона, увозящего новобранцев на фронт. Игнат приходит в лес, где выкапывает себе берлогу, и начинает в ней жить. Но страх, поселившийся в его душе однажды, продолжает свою разрушительную работу. Пораженный страхом, человек в берлоге превращается не в зверя, а, скорее, в растение – крайнюю степень деградации личности. Такого исхода не избежал и Игнат Полудин. Дезертирство — уход в небытие — вот суть повести. Неумолимая суть.
В начале шестидесятых годов Юрию Гончарову удалось напечатать ещё одно произведение о войне - одну из своих лучших и самых сильных своих повестей «Неудача». Пролежав после этого под запретом четверть века, она была переиздана в перестроечные годы под названием «Теперь – безымянные».
«В каждую мою рукопись, представленную в издательство, цензура вгрызалась с особой подозрительностью, особым ожесточением. Я не знаю в Воронеже больше ни одного литератора, кого бы так старательно "опекали" цензоры. У кого бы любая непонравившаяся мелочь, деталь трактовались не иначе как "выпад", "очернение", "клевета", "идеологическая "диверсия"»[7], - с горечью говорит Юрий Даниилович. Но писательство Гончаров не бросил. Он размышляет о литературном творчестве, как и К. Г. Паустовский, которого он считал своим учителем. Юрий Гончаров говорил, что писательство - это не профессия, которую можно много раз в жизни поменять, а призвание. Бес, который вселяется, и его уже не выгонишь никакими средствами. А может быть, это сам Бог водит рукой по бумаге. Во всяком случае, эта страсть сильнее желания с ней расстаться, даже тюрьма и каторга, даже угроза смертной казни не вылечивают от нее.
Известный писатель-воронежец Григорий Бакланов как-то заметил: «Юрий Гончаров - один из тех, кому принадлежит наибольшая заслуга в том, что подвиг народа в минувшей войне уже не исчезнет из памяти живущих. Он сделался нравственным опытом нынешних поколений и останется»[8].
Глава 2
2.1 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ «НЕУДАЧА»
Одно из лучших произведений в нашей литературе о Великой Отечественной войне, — это повесть «Неудача» («Теперь — безымянные»). Она написана на основе действительного эпизода, который произошел под Воронежем.
В основе повести - реальные факты: героическая борьба дивизии за захваченный фашистами Воронеж. Борьба эта могла принести успех, потому что сибирская стрелковая дивизия, полнокровная, хорошо обученная, верит в свои силы и не боится врага. Но из-за ошибок, безалаберности, неразумных приказов командования жестокая схватка для наших войск обернулась гибелью тысяч людей.
По сюжету на помощь обескровленной в непрерывных боях за город армии присланы отборные полки только что сформированной сибирской стрелковой дивизии. Командует ею Остроухов. Дивизия совершила переезд в несколько тысяч километров, прошла в июльскую жару, без долгих привалов сто двадцать верст, осталась без основной силы - артиллерийского полка, бывшего еще в пути. Ей поставлена задача - штурмовать город, занятый противником и сковать его продвижение.
Кадровый офицер, прошедший фронтовую школу первой мировой войны, выросший от рядового до полковника, комдив Остроухов со всей отчетливостью понимает невозможность в данных условиях выполнить задачу, пытается объяснить командиру армии, послушному исполнителю генералу Мартынюку бессмысленность задуманного плана.
В первой же сцене завязывается конфликт между носителями подлинного и ложного гуманизма.
Грубый служака Мартынюк - открытие не Гончарова. Он из ряда «горловых» и «батюков», описанных другими писателями-фронтовиками. Но писатель пошел дальше собратьев по перу, раскрыв социально-психологические мотивы появления типа, сложившегося в определенных конкретно-исторических условиях, как следствие «волевого стиля» в руководстве.
Комдив Остроухов смертельно ранен во время изучения местности, которая является для дивизии совершенно незнакомой и которую предстоит через несколько часов атаковать. Его место занимает подполковник Федянский, завидовавший должности Остроухова и мечтавший быть командиром дивизии. Но он слабохарактерный человек, даже трусливый. Он не может выдержать натиск Мартынюка.
Перед наступлением солдаты были уверены в победе. Об этом говорит тот факт, что для облегчения движения им было приказано оставить «шинельные скатки и вещмешки». Но «солдаты не бросили их как попало…каждый устраивал своё имущество…, как будто всем без исключения предстояло вернуться»[9]. Пехота атаковала город практически без поддержки артиллерии: их артиллерия была ещё в пути, а у оборонявших ранее не было снарядов.
Поражают образы лейтенанта полковых связистов Платонова и штрафника – разжалованного сержанта Копытина. Это герои, которые, понимают, сто смерть преследует их по пятам и поражение неизбежно, но честно выполняют свой долг солдата до конца. Они испытывают страх, как и все нормальные люди, но им не присуща трусость.
Потрясает финал повести. Наступление, которое должно было освободить город, не состоялось, «…дивизия израсходована зря». Что случится, ясно было до его начала. А теперь — «произошла неудача, противник оказался сильнее…» И вот — «…предстояло доложить Ставке — потребности в новых людских пополнениях, боематериалах, транспортных средствах»[10]. То есть о том, что надо было мужественно требовать перед наступлением, временно отодвинув срок его.
«Битва… затихла — обессиленно, утомленно, на широкой дуге фронта, огибающей город, все молчало. И только из догорающего здания больницы по временам еще доносились одиночные хлопки выстрелов, короткое карканье пулемета, тревожа ночную тишину. Кто-то там был еще жив, еще воевал, отстреливался, не хотел сдаваться…»
Создавая произведение, автор нашёл органичную художественную форму, систему художественных средств для создания характеров героев. Повесть сделана по всем законам трагедии. Это книга, в основу повествования эпизода которой взят собственный «разгром». Чаще исследуются удачные сражения. Юрий Гончаров взялся за самое трудное: он показывает характер родного народа, его силу в поражении. Как чуткому и бесстрашному художнику, это ему в высшей степени удалось.
2.2 НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОВЕСТИ «НЕУДАЧА»
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми человек руководствуется, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Проявляется она под влиянием внешних обстоятельств. Таковыми являлись события неудавшейся военной операции 19 июля 1942 года по освобождению города Воронежа. Она стоила жизней тысяч солдат из-за ошибок, торопливости и неразумности командования, не считающегося с конкретными условиями, не привыкшего проявлять собственную инициативу, стремящегося слепо выполнять директиву Верховного командующего и даже не сделавшего попытки остановить бессмысленную атаку в самом её конце. «И солдаты последнего полка, достигнувшие на закате дня города, подчиняясь сохранявшему свою силу приказу, тут же, с ходу, не переводя дыхания, пошли в огонь и дым битвы и сделали то, что только и могли они сделать, – легли на задымленном, взрытом поле рядом со своими товарищами по дивизии...»[11].
О таком отношении командования к человеческим жизням с огромным сожалением повествует нам Юрий Гончаров. Он все описал так, будто сам участвовал в этих боях. Эта повесть – самое панорамное произведение писателя, в котором показаны причины и следствия огромных человеческих потерь в советских войсках в воронежской битве. Он с особой любовью выписывает образ русского солдата, из последних сил старающегося защитить свою страну от фашистов, в этой борьбе даже за самый незначительный для истории кусочек земли терявшего «ощущение самого себя» самого себя, но «исполненного мрачного мстительного чувства». Солдата, прошедшего через обильную кровь и страдание, мучительные ранения и смерти, через предельное напряжение нервов, обладающего огромной силой, которая проявляется не только в победе, но и в поражении, потому что он самоотверженно выполняет свой долг – выполняет приказ, свято веря в его правильность.
«Неудача» - убедительнейшее доказательство того, что русский народ вправе мужественно говорить о самом трудном в нашей жизни этапе, он обладает непростым умением видеть и раскрывать в этом трудном зарождение победы. Эта повесть была пронизана пафосом изображения высокого духа в человеке. Именно такие герои должны служить нравственными ориентирами в жизни людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что Юрий Даниилович Гончаров - писатель яркого таланта и редкого в наше время дара - превыше всего ставить честь и в литературном творчестве, и в жизни.
В своих произведениях о Великой Отечественной войне писатель сумел запечатлеть и сохранить трагический колорит времени, места и своего родного города, а через него – и всей огромной России. Благодаря его творчеству будущие поколения жителей столицы Черноземья получили не только подробное описание «шрамов войны» в их некогда разрушенном битвами городе, но и реальную возможность осмыслить, что несут войны человеческому дому, малой родине и какова цена, которую наш Воронеж однажды уже заплатил за победу. Книги Юрия Гончарова напоминают нам о том, что пережитое русским народом в годы войны нельзя забывать.
«Память возвращается ко мне, я опять помню все, себя, все пережитое, и мне впервые с такой четкостью приходит мысль о мете, поставленной войной на всех, кого она коснулась. Никогда ее не забыть, не уйти от нее никуда, ни теперь, ни потом, во всю дальнейшую жизнь, сколько бы она ни длилась, какой бы благополучной и радостной ни стала. Все, кто выжил, понесут войну в себе, в своих сердцах, памяти так же неизгладимо, как вот эти глубокие шрамы от осколков и пуль…»[12].
В заключение необходимо отметить, что книги нашего земляка заставляют думать, сочувствовать, сострадать, сопереживать его героям, помогают лучше понять героизм, присущий нашему народу, силу его духа в критические моменты истории. А поступки его героев служат нравственным ориентиром в жизни нескольких поколений. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении вклада Юрия Гончарова в развитие «деревенской» прозы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Лихачёв Д. С. Краеведение как наука и как деятельность. М., 2007. С. 82.
[2] Гончаров Ю. Д. Огненное лето: И. Масленников. Вступительное слово / Т. Т. Давыденко. – Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1990 г
[3] Александр Дегтярёв. Носитель народной совести. - https://maxpark.com/user/2020597531/content/769588
[4] Имя в литературе. Околдованный словом. - Газета «Коммуна» от 28.12.2008. -https://communa.ru/kultura/imya_v_literature-_okoldovannyy_slovom/
[5] Душа его красива и чиста. Памяти Юрия Гончарова. - https://rospisatel.ru/goncharov-nekrolog.htm
[6] Александр Дегтярёв. Носитель народной совести. - https://maxpark.com/user/2020597531/content/769588
[7] Бои и победы Юрия Гончарова. - https://voronezhliter.ru/boi-i-pobedy-yuriya-goncharova
[8] Человек, который никогда не врал. - Воронежский курьер. - http://www.voronezh-media.ru/smi_out.php?id=306
[9] Гончаров Ю. Д.. Жизнь тому назад. – Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1988 г. - 511
[10] Гончаров Ю. Д.. Жизнь тому назад. – Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1988 г. - 511
[11] Гончаров Ю. Д.. Жизнь тому назад. – Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1988 г. - 511 с.
[12] Гончаров Ю. Д. Целую ваши руки. – Москва: Современник, 1981 г. – 512 с.
Просто так
Подарок
Рисуем подснежники гуашью
Ласточка
Золотая хохлома