Исследовательская работа по русскому языку на тему "Индивидуальные особенности речи героини мультсериала «Маша и Медведь»"направлена на изучение языковых особенностей речи героини популярного мультфильма. Автор выявляет нарушения норм литературного языка в речи Маши.
Вложение | Размер |
---|---|
rech_geroini_multfilma.docx | 42.14 КБ |
Исследовательская работа по русскому языку
«Индивидуальные особенности речи героини мультсериала «Маша и Медведь»
Автор работы: Узаирова Гульлар
Класс: 6
Руководитель: Киосева Е.Н.
ОО: МКОУ «Ульяновская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
1. Понятие культуры речи.
2. Морфологический, лексический и синтаксический состав речи Маши.
3. Нарушение норм литературного языка в речи Маши.
Заключение
Использованная литература
Приложения
Мультфильмы занимают важное место в детстве каждого ребенка. Они оказывают влияние на формирование картины мира детей, их представлений о нравственных нормах поведения. Для ребят это не только развлечение, но и приобретение каких-то знаний, навыков.
Запоминая любимых героев, красочные сцены, дети вместе с тем запоминают слова, реплики, фразы персонажей мультфильмов. Дети младшего возраста учатся говорить вместе с мультипликационными героями.
На сегодняшний день, «Маша и Медведь» - это самый популярный российский мультсериал для всей семьи, рассказывающий о дружбе бывшего циркового артиста Медведя и маленькой веселой хулиганки Маши, которая не даёт скучать не только ему, но и всем лесным жителям.
Какими же художественными средствами можно в условиях мультипликационного мира показать необычный характер героев? Конечно, и с помощью речи персонажей.
Объект исследования: мультсериал «Маша и Медведь».
Предмет исследования – речь героини мультфильма отечественного производства «Маша и Медведь».
Цель работы: рассмотреть индивидуальные особенности речи главной героини мультсериала «Маша и Медведь».
Задачи:
Методы: опрос, анкетирование, наблюдение, обработка данных и классификация.
Гипотеза исследования: мультфильм предназначен для детей, значит, речь героини должна быть яркой, интересной и правильной.
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи.
Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [2, с. 9]
Источниками формирования речевой культуры ребенка являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причём телевидение является самым доступным средством информации, которое формирует представление о языковой норме.
И если учесть тот факт, что родители предпочитают усадить сына или дочь за просмотр очередной серии мультфильма, чем читать, например, сказку, то можно предположить, что от речи любимых персонажей мультфильмов зависит речевая культура ребёнка.
По результатам анкетирования учащихся 1-4-х классов нашей школы (166 человек), больше половины (92 человека) назвали мультсериал «Маша и Медведь» любимым, интересным и полезным. Также школьники привели немало примеров цитат из речи Маши, которые они запомнили.
Мы просмотрели все шестьдесят серий мультсериала, выписали интересные выражения из речи главной героини (Приложение №1) и проанализировали их морфологический, лексический, синтаксический состав.
Также обратили внимание на нарушение литературных норм в речи Маши. При выполнениии этой части исследования мы использовали учебник «Культура речи» Петряковой А.Г. [4]
В своей речи Маша использует слова разных знаменательных частей речи. (Приложение №2). Больше всего в её речи присутствуют глаголы, имена существительные и имена прилагательные.
Наречия и местоимения употребляются реже. Причастий и деепричастий нет совсем, так как это слова, сложные для выговаривания, а сериал предназначен для детей младшего возраста.
На первом месте по употреблению стоят глаголы, так как эта часть речи обладает широкими возможностями яркого описания жизни в ее развитии, движении. Важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи — придавать динамизм описаниям.
Речь Маши, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию, иногда и напряженность повествования.
Мы обратили внимание, что глаголы в речи живой и активной Маши представлены чаще всего в форме повелительного наклонения. (Приложение № 2).
Особый интерес вызывает использование видовых форм глагола в повелительном наклонении. Глаголы в повелительном наклонении несовершенного вида имеют оттенок приглашения, а формы совершенного вида представляются более категоричным выражением побуждения, они означают скорее приказание, чем просьбу: Приступим (сов.вид ) - делай (несов.вид).
Для образности речи Маша часто использует междометия: ух, ага, эх, ох, ой, ура.
Лексический состав речи Маши
В Толковом словаре С.И.Ожегова мы находим следующее определение: «Лексика – это словарный состав языка или произведений какого-нибудь писателя».[1] Лексика с точки зрения стилистической окраски делится на нейтральную и эмоционально-окрашенную.
Речь главной героини мультфильма эмоциональная, яркая. Нейтральные слова воспринимаются как высокие и торжественные. Практически отсутствуют в речи героини просторечные слова. Очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Приложение №2).
Маша нередко употребляет неологизмы. Но в её речи присутствует не столько образование новых слов, а создание необычных форм слова или какой-то новый образ того или иного слова. То же самое часто делают и дети младшего возраста, когда учатся говорить.
Анализируя Машины неологизмы, мы выяснили, что при создании новых слов героиня чаще всего опирается на аналогию.
Примеры Машиных неологизмов:
1. Перемена корней в сложных словах:
Носорог +дикобраз = носообраз - дикорог
Крокодил+бегемот = крокомот- бегедил
Попугай+пеликан = попукан-пелигай
(«Следы невиданных зверей»)
2. Переход одной части речи в другую за счёт лексического значения
Настроение вареное (им.сущ.ВАРЕНЬЕ в им.прилаг. ВАРЕНОЕ) («Варенье»)
3. Слияние слов с переменой морфем
Накашеварю (глагол НАВАРЮ+имя существительное КАША)
Расфокусируй ( от слова ФОКУС)
Постельный лежим ( из сочетания слов «лежать» и «режим») Фотографичная (от сочетания слов «фотография» и «фотогеничная»)
Синтаксический состав речи
Синтаксический состав речи Маши представлен простыми предложениями, так как сложные предложения тяжелы для восприятия маленьких зрителей.
В мультсериале используется форма монолог-диалог, так как основных героев только два. В мультфильме речью наделена только Маша, а Медведь, например, отвечает ей только звуками, жестами и мимикой.
Простые предложения, которые использует в речи Маша, чаще всего односоставные:
В речи героини наблюдаются все типы предложений по цели высказывания. Но больше всего побудительных, выражающих призыв к совместному действию.
Присутствуют и вопросительные предложения, которые необходимы для того, чтобы выразить стремление получить информацию и содержат вопрос. Собственно-вопросительных предложений в речи Маши немного. Чаще всего это вопросительно-побудительные или вопросительно-риторические предложения.
В мультфильме ответ на эти вопросы мы можем только видеть, а не слышать. Дополнительные оттенки в вопросительных предложениях могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии:
Также в речи Маши очень много восклицательных предложений, что также создаёт эмоциональный настрой текста. В зависимости от ситуации эти предложения вызывают разные чувства: то восхищение, то возмущение, то удивление:
В своей речи героиня активно использует обращения с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает речь Маши доброй, приветливой.
Стоит отметить, что, несмотря на занимательный сюжет, во многих сериях мультфильма отсутствует соблюдение правил употребления слов в русском языке.
Запоминая любимых героев, красочные сцены, дети вместе с тем запоминают слова, реплики, фразы, которые представляют собой нарушения норм литературного языка.
Дети, часто не понимая значения слов, употребляют их, называют друг друга «как в мультфильме». В результате речь детей содержит ошибки, что в свою очередь влияет на культуру и уровень воспитания.
В исследуемом материале нами выявлены многочисленные нарушения акцентологических, лексических, морфологических и синтаксических норм.
Акцентологические нормы представляют собой правильную постановку ударения в слове. Маша: «Вот и стала ещё красивЕй». ("Дальний родственник"). Согласно норме ударение должно падать на второй слог, то есть красИвее.
Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Маша: «Мы тут этого того». ("Лыжню") В данном примере помимо отсутствия смысла (нарушение точности речи), наблюдается употребление слов — паразитов (нарушение чистоты речи).
Маша: «Вы где тут все?» ("Первая встреча") Как и в предыдущем примере, наблюдается нарушение чистоты речи, указательное местоимение «тут» выступает словом-паразитом.
Также нарушением чистоты речи является употребление Машей слова уже дваждыв выражениях: «Может, уже покатаемся уже?» («Праздник на льду»). «Может, уже поужинаем уже?» («До весны не будить»), «Может, уже познакомимся уже?» («Дальний родственник»).
Маша: «Чё — это детям?» ("Подкидыш"), «Чё — не похож?». ("Картина маслом") В русском языке есть местоимение что, «чё» характерно для малограмотных или необразованных людей.
Маша: «Я буду цирком» ("Усатый-полосатый"). Перед нами пропуск в речи необходимого слова, который приводит к искажению смысла, что в свою очередь ведет за собой нарушение норм управления. Правильно сказать: «Я буду выступать в цирке».
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Маша: «Давненько не брала я в руки пианины». ("Репетиция оркестра") В данном примере происходит нарушение норм употребления несклоняемого существительного пианино.
При соблюдении литературной нормы, данное предложение должно звучать следующим образом: «Давненько не брала я в руки пианино». Несмотря на то, что морфологические нормы теперь соблюдены, с точки зрения лексики, предложение содержит ошибку.
В руки можно брать гитару, аккордеон, но пианино взять нельзя. Возможно, авторы мультфильма имели в виду нотную тетрадь или сборник с гаммами, но как об этом должен догадаться маленький зритель, остается загадкой.
Маша: «Иди прятайся». ("Кто не спрятался, я не виноват") В данном примере происходит нарушение норм образования формы глагола прятаться. Форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения от глагола прятаться — прячься.
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Маша: «Вы где тут все?» ("Первая встреча").
В русском языке существует правильный и неправильный (инверсия) порядок слов в предложении. Правильный порядок слов в вопросительном предложении выстраивается следующим образом: вопросительное слово, подлежащее, сказуемое. Правильно: «Где вы тут?»
В проанализированном нами материале примерно 25 % серий содержат нарушения норм литературного языка. Стоит отметить, что неправильная речь героев мультфильма никем не исправляется.
Машу, нарушающую общепринятые правила, никто не поправляет. Она не только главный герой, но и единственный говорящий персонаж. Поэтому у ребенка, который с увлечением смотрит занимательные серии любимого мультфильма, закрепляется представление о допустимости подобных форм употребления слов.
Таким образом, понаблюдав за речью главного персонажа мультсериала «Маша и Медведь», можно сделать некоторые выводы:
Наша гипотеза подтверждается тем, что речь главной героини интересная, красочная, яркая. И не подтверждается, потому что не является правильной, образцовой.
Мы говорим о том, что речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания.
Чем она красочней и выразительней, тем сильнее она воздействует на слушателя. Именно поэтому у самых главных зрителей мультипликационных фильмов должен быть шанс научиться у любимых героев правильным словам.
Использованная литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1981.
2. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. — М.: Наука, 1995.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.:ИНФРА-М, 2009.
4. Петрякова А.Г. Культура речи. Учебник. М.: ФЛИНТА, 2006
Приложение №1
Цитаты из мультфильма «Маша и Медведь»
Первая встреча
До весны не будить
Раз, два, три! Ёлочка, гори!
Ловись, рыбка!
Весна пришла!
Следы невиданных зверей
С волками жить.
Позвони мне, позвони!
День варенья
Праздник на льду
Праздник на льду
Первый раз в первый класс
Граница на замке
Кто не спрятался, я не виноват
Лыжню!
Будьте здоровы!
Маша + каша
Дальний родственник
Большая стирка
Репетиция оркестра
Усатый-полосатый
Один дома
Подкидыш
Приятного аппетита
Фокус-покус
Осторожно, ремонт!
Картина маслом
Хит сезона
Витамин роста
Новая метла
Сладкая жизнь
Фотография 9 на 12
Трудно быть маленьким
Двое на одного
Большое путешествие
Нынче всё наоборот
Приложение №2. Примеры разных частей речи
Местоимение | Наречия | Прилагательные | Существительные | Глаголы |
ты | туда | боевая | голубчик | жди |
оно | обратно | фотографичная | чайку | прошу |
я | назад | летучая | с малинкой | принарядимся |
мы | давненько | музыкальный | лекарство | забери |
это | теперь | маленькая | червячки | жить не запретишь |
моё | нечаянно | заводная | Мишка | расфокусируй |
сам-то | немножко | волшебное | каша | сметём |
какой-то | сейчас | нормальный | деточка | кормить буду |
все | вкусновато | живой | красотулечка | дохлюпала |
никому | маловато | симпотненький | инструментик | дайте |
здорово | постельный | крошечка | залеплю | |
ярче | усатый-полосатый | дитё | будем кушать | |
долго | знаменитая | журнальчик | будем делать | |
быстрее | скорая (на помощь) | витаминчик | наелась | |
хорошенечко | добренькое | сестрёнка | подросла | |
скользковато | чудные | живописность | давай не высиживайся | |
косенький | фокус-покус | сдашься или половить | ||
погодка | посмотрите | |||
клубничка | взгляните | |||
лапочка | давай (лапу) | |||
розочка | поиграй | |||
пианины | не рычи | |||
губки | не уйдёшь | |||
зубки | будешь здоров | |||
язычок | столпотворю | |||
ротик | заварила (кашу) | |||
фоточки | надо научиться | |||
комочек | давай лечиться | |||
номерок | поберегись | |||
прятайся |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Всему свой срок
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Глупый мальчишка
Именинный пирог