В результате исследования было проанализировано несколько статей известных литературных критиков XIX – XXI вв., выяснено отношение каждого из них к смерти Евгения Базарова и представлен авторский взгляд на смерть героя, а также составлена таблица «Смерть Евгения Базарова в русской критике», рекомендуемая к использованию на уроках литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
smert_e.bazarova_v_russkoy_kritike.docx | 43.13 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее -2022»
Секция: Литературоведение
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА О СМЕРТИ
ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Автор:
Ленская Мария Александровна,
Чита,
МБОУ «СОШ №2» 10 класс
Научный руководитель:
Светличных Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г. Читы
Я, Светличных Надежда Михайловна, подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них текст статьи и список литературы не более 11 страниц, приложения – не более 10 страниц. ____________
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА О СМЕРТИ
ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Ленская Мария Александровна МБОУ «СОШ №2», 10 класс
Аннотация
Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
Целью работы является сбор и анализ критических статей, отражающих взгляды исследователей на тему смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также составление таблицы «Смерть Евгения Базарова в русской критике».
Задачи:
1) исследовать критические статьи, с целью выявления общих и различных точек зрения на описанный И.С.Тургеневым эпизод смерти главного героя;
2) проанализировать творческий замысел И.С. Тургенева при создании эпизода смерти Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»;
3) отразить авторское мнение на смерть героя романа;
4) составить таблицу «Смерть Евгения Базарова в русской критике».
Методология исследования: сравнительно-исторический метод, типологический метод, семиотический метод.
В результате исследования было проанализировано несколько статей известных литературных критиков XIX – XXI вв., выяснено отношение каждого из них к смерти Евгения Базарова и представлен авторский взгляд на смерть героя, а также составлена таблица «Смерть Евгения Базарова в русской критике», рекомендуемая к использованию на уроках литературы.
Ключевые слова: роман, критические статьи, трагизм, смерть Базарова, базаровский тип.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА О СМЕРТИ
ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Ленская Мария Александровна МБОУ «СОШ №2», 10 класс
План исследования
Анализ эпизода смерти Базарова помогает увидеть внутренний мир главного героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Автор в сцене смерти демонстрирует настоящего Базарова. Как главный герой встречает свою смерть? Чтобы ответить на этот вопрос, исследование было проведено по нескольким этапам:
Нами была выдвинута гипотеза исследования: смерть Базарова - это не физическое явление, а нравственное, социальное и духовное состояние героя.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА О СМЕРТИ
ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Ленская Мария Александровна МБОУ «СОШ №2», 10 класс
Введение
Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезным испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.
Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
Актуальность: интерес к проблеме исследования критических статей, посвященных анализу смерти Евгения Базарова, обусловлен большим количеством высказываний критиков разных годов.
Объект: критические статьи.
Предмет: эпизод смерти Евгения Базарова в разных взглядах критиков.
Материалы исследования: работы критиков XIX, XX, XXI века; роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».
Практическое применение: данную исследовательскую работу и составленную автором таблицу «Смерть Евгения Базарова в русской критике» можно применять в школе при работе с критическими статьями, посвященными анализу данного произведения.
Смерть Базарова в концепции критиков XIX-XXI вв.
Тургенев И.С., несомненно, является великим писателем, своего рода новатором нового стиля в литературе, он одним из первых воспел дух революционера, дворянина-разночинца, образ которого до сих пор вызывает много споров. Среди современников Тургенев И.С. заслужил большой авторитет созданными произведениями, несмотря на то, что его произведения не всегда имели положительную критику из-за острых, злободневных тем, которые описывал в своих романах писатель.
Одним из центральных романов в творчестве Тургенева принято считать роман «Отцы и дети». Противоречив и интересен главный герой романа Евгений Базаров.
Обращаясь к статье М.А. Антоновича можно заметить, что автор считает роман Тургенева «неудовлетворительным в художественном отношении, резким и несправедливым»: «Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Базарова он слегка высмеивает и жалеет. Антонович считает, что на протяжении всего романа, автор как бы «укалывает» своего героя, скидывая на его плечи страдания и мелкие неприятности: «Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливал всевозможные нелепости и всячески издевался над ним». Для критика эпизод смерти главного героя является максимально опошленным: «Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить и примириться с ним даже пред его смертью» [2].
Сцена прощания Базарова с Анной Одинцовой - очень трогательный момент. Но следующие строчки не кажутся такими романтичными: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что – какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…», «Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!».. Вдруг события резко прокручиваются на семь месяцев вперед, и мы видим одинокую могилу Евгения и его родителей, приходящих туда оплакивать свою утрату. «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» Такой резкий поворот возмущает критика. «И у автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем, который, лежа на смертном одре, призывает свою возлюбленную для того, чтобы видом ее прелестей в последний раз пощекотать свою потухающую страсть. Очень мило!» Антонович называет Пустовцева из романа Аскоченского «Асмодей нашего времени» родным братом и двойником Базарова по характеру, по убеждениям, по безнравственности, пусть Базаров и кажется ему глупее. Кроме того он сравнивает и их смерти: «Наконец и сам Пустовцев застрелился, и умер, подобно Базарову, без покаяния». [2].
Д.И. Писарев опубликовал статью, посвященную одному из главных действующих лиц - Евгению Базарову. В этой статье критик выразил мысль, о сокрытых в Базарове «колоссальных силах» [3], возможно ли узнать, как эти силы реализуются в жизни? Ответ критика таков: «На этот вопрос может отвечать только биография этих людей или история их народа, а биография, как известно, пишется после смерти деятеля, точно так же, как история пишется тогда, когда событие уже совершилось. Кто решится дорисовывать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями?» [ 3]
Для Писарева Базаров является значимой фигурой, сравнимой с великими деятелями истории, науки, общественной жизни. Критик считает, что о таком роде людей нужно не только говорить, но и писать. Базаров выступает в данной статье человеком со стальным характером: «Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера» [3]. Для Писарева смерть Базарова - это подвиг. Человек, встречающий смерть со спокойным лицом, вызывает восхищение, но критик сожалеет, что вся энергия жизни была вложена в борьбу с неизбежным, огромные затраты силы были брошены в неизвестность. После смерти Базарова роман становится для автора критической статьи неинтересным, человека нет, а соответственно, и нет смысла читать дальнейшее повествование, несмотря на то, что есть другие действующие лица: «Когда умер такой человек, как Базаров, и когда его геройскою смертью решена такая важная психологическая задача, произнесен приговор над целым направлением идей, тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову и всяким прочим» [3]. Писареву были дороги демократические идеи тургеневского героя, потому что он сам причислял себя к «реалистам 60-ых годов», он отмечал, что идеи Базарова остаются верными и честными. Герцен в своей статье отразил отношение Писарева к Базарову: «В Базарове Писарев узнал себя и своих» [4]. По мнению критика Страхова, Писарев смотрит на Базарова, как ученик на учителя: для него непререкаем и свят именно «нигилизм» героя. А потому и трагедию Базарова он видит в том, что его нигилистическим силам в современной России не нашлось места: «А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и подсвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. А что же делать? Ведь не заражать же себя умышленно, чтобы иметь удовольствие умирать красиво и спокойно? Нет! Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры» [3]. Писарев достаточно четко дает себе отчет в том, что базаровский тип в современной жизни не может развернуться в полную силу, чтобы люди поняли нигилистов, потребуется не один год.
Поддержал мнение Писарева критик М. Н. Катков: «Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора» [5]. По его мнению, смерть является неким торжеством, он сравнивает смертельный конец Евгения с венцом, который возлагается на «голову» всей жизни Базарова. Человек умирает, как император, с высоко поднятой головой, так как корона не должна упасть. Он считает, что для нигилиста кончина – это ещё не конец: «… Кто может знать, во что обратиться этот тип? Ведь это только начало его» [5].
Критик Ю.В. Лебедев в своей критической статье упор делает на проявление человеческих качеств характера Базарова перед смертью, в тот момент, когда опора из медицины и естественных наук рухнула. Евгений обессилел, пропала его базаровская самоуверенность, настало время обратиться к высшим силам, так как был виден конец жизни: «Тогда и приходят на помощь герою силы, им когда-то отрицаемые, хранимые на дне его души. Именно их герой мобилизирует на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании». [6]. Он много думает теперь не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Он объявляет о случившемся не сразу, пытается смягчить удар, ссылаясь на причины незначительные. И впервые искренне нигилист говорит о любви. Эта любовь проявляется в отношении матери и отца, о чувствах он говорит Одинцовой, а также герой затрагивает очень важную и значимую тему любви человека к Родине, к России. В гибели Базарова находит непосредственное выражение известная со времен античной трагедии категория «трагической вины» - главный герой трагедии стремится побороть противоречия, из которых он, буквально соткан. Он чувствует за собой тяжелый груз вины того, что он не может ничего изменить в трагических событиях своей жизни. Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры и истории. И в этом заключается источник его трагических ошибок, усиливающих страдания Базарова и ускоряющих его преждевременную гибель. Трагический исход жизни связан как с внешними препятствиями, так и с внутренней односторонностью его воззрений на жизнь. Последние страницы романа, где тургеневский реализм, сохраняя достоверность и психологическую правду, «возвышался до символа», искренне восхищали А.П. Чехова. Есть, бесспорно, нечто символическое в том, что смелый отрицатель, анатом и физиолог русской жизни губит себя при вскрытии бездыханного тела мужика.
Трагический финал жизни Базарова трактует и Семанова М.Л. в своей статье «Трагизм судьбы Базарова» выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой» [6]. Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайность; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собой и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти.
Уже современные авторы (например, Новикова-Строганова А.А.) подчеркивают равность абсолютно всех людей перед смертным порогом: «Перед лицом Провидения ничего не значат ни возраст, ни красота, ни знатность, ни богатство, ни власть, ни политические пристрастия, ни прочая земная суета» [7], поэтому и умирает Базаров от заражения организма. Всё произошло логично и естественнонаучно, в организм стал разлагаться под воздействием вируса. Данная смерть не является подвигом, данный «уход» отражает огромный постоянно действующий механизм жизни, составляющие которого, закономерно рождаются и умирают. Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздания, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров — наиболее убедительное отрицание базаровщины.
Таким образом, критики высказывают различные точки зрения на эпизод смерти Евгения Базарова. Литературные критики XIX века (а именно, 1863г.), современники И.С.Тургенева: Писарев Д.И., Катков М.Н., «героизировали» молодого нигилиста, видели в смерти Базарова трагедию, об окончании его жизни говорили, как о невосполнимой утрате для всего народа.
На рубеже 80-ых XX века критики (Лебедев Ю.В.) находят в характере Базарова «человеческие черты», то есть герой перед смертью «гуманизируется». Внутренняя жизнь Базарова становится намного более сложной, богатой, одухотворенной. Но, замечая в себе эти перемены, тургеневский герой не испытывает ни радости, ни гордости. Свою внезапно обретенную человечность Базаров воспринимает как слабость и падение.
В 90-ые XX годы данную тему смерти Базарова освещает Семанова М.Л., говоря о трагизме смерти молодого нигилиста. Гибель Базарова трагична, потому что ею искупается роковая односторонность героя и восстанавливается чистота высоких духовных помыслов, которые лежат в основе его деятельности.
В XXI веке данный эпизод включен в работу Новиковой-Строгановой А.А., и на данном этапе смерть Базарова уже не является подвигом и поступком, достойным высшей награды, конец жизни Базарова напрямую связан с заражением организма.
Информация данных статей систематизирована в таблице «Смерть Евгения Базарова в русской критике» (Приложение 1).
Авторский взгляд на смерть героя
Слова о самоубийстве будут слишком громкими, но о своей смерти Базаров знал заранее. Вся его жизнь была борьбой, и в каждом споре он хотел быть победителем, желал, чтобы его точку зрения услышали и приняли, но очень сложно иметь взгляды на жизнь, совершенно противоположные принятым в обществе. Базарова слушали, некоторые пытались играть в жизнь по его правилам, но рано или поздно такие стремления либо отвергались, как произошло с Аркадием, когда семейная, спокойная жизнь вышла на передний план, либо, превращались в театральные представления – Ситников и Кукшина. Сложно жить дальше, когда не за один год созданная система мировоззрения, рушится, не имея настоящей поддержки. В жизни Базарова наступил духовный кризис. Невзаимная любовь - Одинцова не любила Евгения: «Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, - мгновенно сверкнула у ней в голове» [1]. Базаров безжалостно давит в себе чувство любви, и чем больше оно сопротивляется, тем сильнее это раздражает героя. Вслед за неудачей в любви Базаров открыл для себя, что не все происходящее во вселенной можно объяснить естественнонаучным путём: смысл жизни, муки совести, чары искусства, драму взаимоотношений мужчины и женщины. Поэтому происходит постепенный разлад души Базарова с основными положениями его же теории нигилизма.
Как врач, он знал все симптомы болезни и переносил их с полным осознанием приближающейся смерти: «Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело моё дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь» [1]. А потом, случилось то, что и должно было произойти с человеком, который решил умереть … он захотел жить: «Сила-то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать!..» [1]
И тогда он признал свою слабость, унял гордыню, понял, что смысл жизни заключается не научном доказательстве всего и каждого, и не в разломе традиции: «Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк, полураздавленный, а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…» [1] Базаров пытался переделать себя и других по своей воле, а по воле Господа, поэтому и получил разлад в душе и в сердце.
Данная точка зрения является субъективной - Базаров специально занёс инфекцию в свою кровь, тем самым вызвав заражение и дальнейший летальный исход, потому что не справился с той задачей, которую сам для себя поставил (разрушение старого мира, донесение до народа идеи отрицания), что в определенный момент ему пришлось отказаться от некоторых жизненных принципов (абсолютное непринятие любви постепенно трансформировалось во влюбленность, мысли о которой он даже не допускал). Авторская позиция подкреплена статьей критика М.П.Ерёмина, в которой также выражены идеи о самоубийстве Базарова. Когда последние силы иссякают, Базаров зовет Одинцову: «Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время есть» [1]. Герой призывает её жить, возможно, и за него прожить те годы, которые ему уже не суждено увидеть.
Быть медиком и вовремя не оказать себе первую медицинскую помощь, зная, все последствия заражения, при малейшем попадании тифа в организм – это, значит, целенаправленно идти на риск, испытывать судьбу. Герой произведения не смог выиграть у смерти.
Автору нужна была сильная личность, человек, несущий новую идею, молодое поколение, стремящееся к перевороту, к созданию новой жизни. Но Тургенев уже знал, что все политические идеи ничто перед мощью смерти, поэтому и «погиб» Базаров от незначительной ранки. И.С. Тургенев всегда говорил о том, что человек не должен забывать об ограниченности своих внутренних возможностей.
О своей смерти Базаров знал заранее. Вся его жизнь была борьбой. Базарова слушали, некоторые пытались играть в жизнь по его правилам, но рано или поздно такие стремления либо отвергались, как произошло с Аркадием, когда семейная, спокойная жизнь вышла на передний план, либо, превращались в театральные представления - Ситников и Кукшина. Сложно жить дальше, когда не за один год созданная система мировоззрения, рушится, не имея настоящей поддержки.
Данная точка зрения является субъективной: Базаров специально занёс инфекцию в свою кровь, тем самым вызвав заражение и дальнейший летальный исход, потому что не справился с той задачей, которую сам для себя поставил (разрушение старого мира, донесение до народа идеи отрицания), что в определенный момент ему пришлось отказаться от некоторых жизненных принципов (абсолютное непринятие любви постепенно трансформировалось во влюбленность, мысли о которой он даже не допускал). Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек – это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: приходит понимание, что Базаров готов к смерти, он ничего не боится, он принимает её, как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. Собраны и проанализированы критические статьи, отражающие взгляды исследователей на эпизод смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также систематизирована информация данных статей по году их издания. Исследованы критические статьи с целью выявления общих и различных точек зрения на описанный И.С.Тургеневым эпизод смерти главного героя, а также представлено авторское мнение на тему смерти Евгения Базарова.
Таким образом, взгляды критиков XIX –XXI веков менялись в зависимости от мировоззрения тех или иных авторов статей, от политических взглядов, от социальной обстановки, от государственных заказов, посылаемых в министерства печати. Базаров из героя, смерть которого являлась трагедией для всего человечества, превратился в человека, проявившего перед смертью гуманные чувства по отношению к другим, пересмотревшего свои принципиальные взгляды. Уже позже гибель Базарова считалась показателем слабости, немощности, невозможностью сопротивления организма перед тифом.
Отрицая все и вся, Базаров выдает свою неприспособленность к жизни. Желание двинуться вперед, изменить ее, эту спокойную, размеренную, бесполезную жизнь «отцов» только желанием. Писатель не видел, какое место мог бы занять Базаров в этой жизни, и потому привел его к такому концу. Внешняя причина смерти героя, как уже упоминалось, вскрытие трупа, вероятно, «для пользы науки». Никаким другим способом Тургенев убить Базарова не мог, иначе образ был бы разрушен.
Авторская точка зрения отражается в утверждении версии самоубийства Базарова, в связи с любовной неудачей, а также идейным одиночеством. Базаров стал жертвой того, что всегда отрицал. Несомненно, фигура Базарова — героическая. Его основная идея, так упорно проводимая им в жизнь, - отрицание «как самое полезное в теперешнее время» к сожалению, особых плодов не принесла.
Собрана и проанализирована информация о мнениях литературных критиков, которая представлена в таблице «Смерть Евгения Базарова в русской критике» (Прил.1)
Гипотеза доказана: смерть Базарова воспринимается в русской критике неоднозначно, однако, большинство литературных критиков считают, что Базаров сам занёс инфекцию, потому что не справился с той задачей, которую сам для себя поставил.
Данный фрагмент текста - эпизод смерти Евгения Базарова - вызывает споры с момента появления романа «Отцы и дети» и не теряет своей актуальности и по сей день.
Список литературы.
1 Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах, том 8. 2010. // http://rvb.ru/turgenev/tocvol_08.htm
2. Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Антонович М.А. Избранные статьи. М., 1998. Т.1.
3. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Избранные сочинения. М., 1994. Т.1.
4. Герцен А.И. Еще раз Базаров // Герцен А.И. Полное собрание сочинений. М., 1997. Т.2
5. Катков М.Н. Роман Тургенева и его критики. 2010.// http://az.lib.ru/k/katkow_m_n/text_0070.shtml
6. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982. - 143с.
7. Новикова-Строганова А.А. О вечном примирении и жизни бесконечной…: роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»// Планета. - М.: Лабиринт, 2013. - 22с.
8. Еремин М. Базаров: гибель на перепутье. // Моск. Вестн. – М.: Издательство Московского университета, 1992. - с. 267-304.
9. Страхов Н.Н. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». М., 1994.
10. И. С. Тургенев «По поводу «Отцов и детей»», 1869
Нора Аргунова. Щенята
Заяц, косач, медведь и весна
Колумбово яйцо
Валентин Берестов. Аист и соловей
Всему свой срок