В работе рассмотрены приемы психологизма, используемые автором прозаического текста и приемы психологической характеристики персонажей в кино, приемы режиссуры.
Вложение | Размер |
---|---|
Литература и кино. | 33.43 КБ |
Психологические приемы как способ раскрытия внутреннего мира и модели поведения героев в повести Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть." и в кинофильме В.Макеранца "Ты есть".
Целью данной работы является сравнение двух произведения искусства: художественной повести В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и ее экранизации, выполненной в отечественном кинематографе режиссером Владимиром Макеранец, оператором Николаем Банько на Свердловской киностудии в 1993 году.
Сравнивать разные произведения мы будем на предмет использования психологических приемов как способа раскрытия внутреннего мира, психологии и мотивов поведения героев, а также выражения авторской позиции.
Для достижения поставленной цели мы попытались выполнить следующие задачи:
Наша гипотеза : автор художественного текста и режиссер фильма пользуются разными приемами и средствами для того, чтобы показать сложный психологический мир человека, объяснить мотивы его поведения. В художественном тексте большую роль играет стиль автора, в киноискусстве- мастерство режиссера и оператора оперировать планами, звуковое оформление картины.
Кратко представим сюжет повести Токаревой.
Главной героиней является Анна, сорокапятилетняя женщина, она преподает французский язык в обычной школе: je suit,tu est, il est. Я есть. Ты есть. Он есть. После смерти мужа в ее жизни никого не осталось, кроме одного сына Олега, который, несмотря на то что уже достаточно взрослый, живет с ней и не женат. Мать страшно волновалась, если сын задерживался после работы (а работал он хирургом), больное воображение рисовало страшные картины его гибели от СПИДа, от рук пьяных приятелей и тд. И вот посередине одной из тех бессонных ночей Олег появляется в обнимку с белокурой красавицей. Ирочка, маленькая, хрупкая и хорошенькая, остается жить в их квартире, разрушая установившиеся традиции и не обращая никакого внимания на установленные правила. Чуть позже Олег заявляет Анне, что они с Ирочкой женаты и что он скрыл от нее свадьбу, потому что боялся материнского гнева. Ревность ослепляет Анну, она грубит Ирочке, Олег тщетно пытается примирить любимых женщин, вставая на сторону жены, и, в конце концов, Ирочка собирает чемоданы и уходит. Вечером, после работы, Олег тоже забирает свои вещи и исчезает из жизни Анны.
Жизнь становится бесцветной, пустой, холодной. Злость, депрессия, одиночество становятся неразлучными приятелями Анны. Но вскоре Олег возвращается убитый горем. Ирочка попала в аварию и стала инвалидом, представляла собой живой труп. Олег работал, и заботиться о девочке было некому.
Ирочка нуждалась в серьезном лечении: по капле лекарства каждые полчаса с шести тридцати до восемнадцати часов дня. Анна решила ее выходить. Капли съели ее жизнь. Все существование, складывавшееся в долгие месяцы, теперь крутилось вокруг капель, Ирочки и большой лохматой дворняги по имени Дик. Но вскоре Анна научилась рано вставать, разговаривать с молчаливой женщиной и веселой собакой, дышать полной грудью, любить Ирочку. Жена сына, такая противная и ненавистная, стала самым близким и родным существом. Ирочка постепенно выздоравливала, начинала вновь осознавать происходящее. А Олег, так страстно любящий жену и мать, но уставший от жизни рядом с живой, не двигающейся “куклой”, заводит на работе любовницу. Женщина легкого поведения “заглатывает его с ботинками”, сынок все реже и реже появляется дома. Заканчивается повесть трогательной прогулкой Ирочки с Диком под окнами Анны — ее первой прогулкой после мучительных месяцев болезни. Анна поняла: вот ее семья. И больше у нее нет никого и ничего”.
Художественный мир повести строится на напряженности действия, его преобладании над статическими моментами. Мотив антитезы, являющийся основным композиционным элементом сюжета, продвигает повествование. Случай вмешивается в жизнь героев и является своего рода двигателем в создании пограничной ситуации: жизнь до вмешательства и после. На две половины она разделяется у Анны: до появления Ирочки в жизни Анны и после аварии с Ирочкой. Другие герои тоже существует в двух периодах - до аварии и после.
Категория сюжетности в повести сочетается с психологизмом. Особенно ярко эти черты выражены в именах персонажей, портрете и пейзаже.
Так, например, имя главной героини Анны переводится как "благосклонная", добрая, заботливая, готовая помочь .Анны - натуры жертвенные. Заботы о родных и близких - всегда её заботы.
Ирина - это благородная женщина, которая любит нравится, и не терпит насилия и агрессии.
Олег - легко поддается чужому влиянию, с ним достаточно сложно найти общий язык, у него легко проявляется чувство достоинства над другими.
Рассмотрев значение имени в качестве психологического приема в произведении «Я есть, ты есть, он есть», мы пришли к следующему выводу: имена собственные представляют стройную знаковую систему, в которой нет ничего случайного, и которая отражает внутренний мир героев, их роль в развитии сюжета, отношение к ним автора.
Портретные характеристики персонажей в повести представлены широко и разнообразно. Основные линии портрета: во-первых, точно указанный возраст –Анне сорок семь лет, Олегу-28, Ирочке-19. Думается, что выбор писательницей героин зрелого возраста обусловлен наличием у нее жизненного опыта, когда она может видеть, насколько удается то, о чем мечталось в юности и молодости.
Самым важным в человеке для В. Токаревой является внутренний мир, а глаза позволяют заглянуть в него и узнать всю глубину, поэтому писательница акцентирует свое внимание на этой части лица, описывая форму глаз, цвет, их выражение.
Описание глаз Анны после того, как она узнала об автомобильной катастрофе, куда попал её сын: "Мозг отказывался переработать информацию. Но на глаза, как казалось, надавили изнутри. Они вылезли наружу, и всё лицо переместилось на глаза". [1]
Помимо глаз Анны, автор описывает глаза Ирочки после той же самой аварии: "Голубые большие глаза, как пустые окна, - не выражали ничего".
Пейзаж на страницах повести В. Токаревой занимает достаточно скромное место, но, несмотря на это, он не только органически включается в мир ее произведения, но и отражает особенности стиля писательницы: выполняет функцию психологического параллелизма, используется в роли символа, создает атмосферу гармонии, которую ощущает Анна впервые за долгое время, оказавшись с Ирочкой на даче.
"Жизнь прекрасна именно по утрам. Анна просыпалась с восходом солнца, выходила в огород. Из земли пробивалось и тянулось вверх всё, что только могло произрасти: и полезные травы, и сорняки. Казалось, каждая травинка страстно устремлялась к солнцу: люби меня. Мудрые старые ели, кряхтя, потягивались: всё позади, всё суета сует, главное - пить воду Земли, свет Солнца и стоять, стоять как можно дольше - сто лет, двести... Всегда... Ажурные тонкие березки трепетали листьями, лопотали, готовились ко дню, к ошибкам - пусть к роковым просчетам, пусть к гибели. Можно сгинуть хоть завтра, но сегодня - любовь, любовь... Солнце только проснулось, не устало, не пекло, нежно ласкало Землю. Птицы опрометью ныряли в воздух из своих гнезд."[2]
Компоненты пейзажа также позволяют отметить особенности стиля автора. Если рассматривать в качестве компонента мотив, то мотивная структура пейзажа В. Токаревой выглядит следующим образом (по возрастанию: утро, солнце, земля, трава, ажурные тонкие березки, птицы, гнезда, любовь). Анна только здесь поняла, какой пустой была её жизнь в городе, как "спала её душа, безучастная ко всем, кроме её самой и её сына.
Тема природы у В.Токаревой имеет философскую направленность: Анна осмысливает себя, как личность, способная на сострадание, только в общении с природой, изучает ее в самой себе. Можно сказать, что по типу художественной условности повесть В.Токаревой жизнеподобна с некоторым присутствием фантастической образности в виде сюжетных гипербол. Интересен финал произведения, так называемый «хэппи энд»( Анна приобретает "утраченную душу", освободив ее от эгоизма и черствости) который одни считают заурядным, другие усматривают в нем «сознательное закругление сюжета» с целью вырваться «в более высокие сферы»; третьи видят в этом «неизбывный оптимизм» самой Виктории Самуиловны.[3] На наш взгляд, счастливый конец отражает жизненную позицию автора, считающего, что мрачно писать о мрачном – безжалостно по отношению к читателю, а еще потому, что герои В. Токаревой всегда живут с надеждой на лучшее.
Если говорить о художественной речи в данном произведении, можно выделить три стилевые доминанты. Первая доминанта- афористика стиля. Она свидетельствует о склонности к размышлению, обобщению, краткости формулировок в передаче своей точки зрения читателю. «Анна прямо посмотрела сыну в глаза. В его глазах она увидела Ирочку. Сын счастлив. А от счастья человек становится герметичным. Чужая боль в него не проникает». «Жизнь разделилась пополам: ДО и ПОСЛЕ. Эти две жизни отличались друг от друга, как здоровая собака от парализованной. Всё то же самое: голова, тело, лапы - только ток не проходит. Анна была как будто выключена из сети» « Анна застыла в дверях и впервые за всё время их знакомства испытала человеческое чувство, освобожденное от ревности. Это чувство называлось СОстрадание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег». «Человек – это маленькая электростанция. Он может вырабатывать добро, а может зло. Если он выбрасывает зло, атмосфера засоряется бурыми испарениями. И человек сам тоже засоряется. Надо чистить каналы»[4]
Ирония - вторая стилистическая доминанта , Токарева часто использует внешнюю иронию, которая проявляется в интонации. «Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограмм Ирочки», «У меня такая морщина на лбу, что в нее вполне может залезть немец, как в траншею, и отсидеться. И его не будет видно»- из внутреннего монолога Анны.
Проанализировав психологические способы создания образов героев и мотивов их поведения, можно сделать вывод о том, что, несмотря на исповедальность героев рассказа, Токарева не стремится создать образец для подражания. Ее задача, на наш взгляд, заключается в том, чтобы рассказать читателю о своих наблюдениях за людьми, отразить свое видение многообразия жизни. Композиционное строение рассматриваемой повести имеет ряд особенностей.
Приемы, которые писательница использует для изображения пространства, подчеркивают «кинематографичность» ее прозы. Это«последовательный обзор», «немая сцена»,«точка зрения «птичьего полета», которые делают сюжет динамичным и создают сцены, не перегруженные подробными описаниями и рассуждениями. "Анна видела два обращенных к ней, приподнятых лица- человеческое и собачье. И вдруг поняла: вот ее семья. И борльше у нее нет никого и ничего. Олега заглотнули вместе с каблуками. Остались эти двое. Они без нее пропадут. И она тоже без них пропадет. Невозможно ведь быть никому не нужной. Дик слушал, но не боялся. Собаки воспринимают не слова человека, а состояние. Состояние было теплым и ясным, как день. Ирочка стояла на знакомой планете. Земля. Она узнала. Вот деревья. Дома.Люди. А повыше, среди квадратов окон, человек- тот, кто ждал ее. Трясет пальцем и улыбается."[5]
Особое место занимает в произведении время. В центре повести находится человек, несущий на себе интеллектуальные и нравственные приметы своего времени- 80-годы-эпоха утраты и поиска нравственных ценностей. Произведение «Я есть, ты есть, он есть» представляет собой отражение картины мира , в нем намечены перспективы развития эстетической концепции писательницы, определяемой ею как «тоска по идеалу».
Кинематограф - это синтез многих видов искусства. С момента своего зарождения кино искало свой собственный язык, который будет отличаться от литературы. Однако кинематограф тесно переплетается с литературой.
Проанализируем произведение киноискусства.
Прежде всего, в плане использования цвета и света.
Первые кадры фильма происходят в темноте и полумраке. Первая часть фильма выполнена в приглушенных и умеренных цвета. Например, Анна просыпается ночью, ожидая Олега, и в полумраке звонит в бюро несчастных случаев. На ней серая накидка. Серый цвет - это цвет бездействия.
В конце фильма появляется светлые тона. Преобладает белый цвет в кадрах. Белый цвет - цвет, несущий в себе божественное происхождение. Ирочка одета вся в белом, как ангел, который снизошел с небес.
Теперь небольшие наблюдения над оперированием планами.
В картине совсем не много общего плана, за исключением сцен птичьего рынка, прогулки Анны по лесу на даче. Преобладает же средний план. Средний план - изображение человека от коленей и выше. Он фокусируется на персонажах в сцене и в то же время демонстрирует среду обитания человека.
Сцена, где доминируют эмоции и переживания персонажа оператор использует крупный план. Например, лицо Анны, когда она узнает, что Олег тайно женился на Ирочке, не объявив об этом важном событии матери. Наиболее интересен на картине можно назвать крупный план, который подчеркивает символическую деталь, например, это изображение ложки и капель, которые Анна должна была с шести часов утра до шести вечера капать Ирочке каждый час. На девять месяцев её жизнь ограничилась только подсчетом этих капель. Но это был именно тот период, когда эгоизм Анны перерастает в другие чувства: заботу и ответственность о другом человеке.
Отдельно проанализируем звуки и музыку в экранизации.
Музыка - создает эмоционально-смысловое пространство во времени восприятия, организовывая условия для сопереживания. Так, в сцене раздражительности Анны - это ее первая реакция на нежелание Ирочки заниматься домашним хозяйством мы слышим звон разбивающейся посуды, которую Анна с яростью швыряет на пол. В этой сцене звук - действует на бессознательное, и придает эмоциональную выразительность.
В фильме используется песня на слова И.Кормильцева, музыка Понатыкина. В ней героиня, подруга Анны, поет о бесконечности жизни и очень коротком миге человеческого счастья.
По окончании проведенного нами исследования мы пришли к выводам:
-психологизм - важнейший прием изображения внутреннего мира человека;
-психологизм ярко проявляется в подборе имен персонажей, создании портретов и пейзажей;
-психологизм- характерная черта стиля писательницы Виктории Токаревой, эстетическую концепцию которой можно определить как тоску по идеалу;
-в произведении кинематографии, экранизирующем, художественный текст, средствами создания поведения и психологического мира персонажа являются поступки, диалоги, монологи, представленные монтажом разных планов, звуками, музыкой и светом.
Список литературы
1. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте // Учебное пособие по спецкурсу. Кем. 2001. С. 6-15.
2. Славникова О.А. Та, что пишет, или таблетки от головы // М. окт. 2000.
3. Улицкая Л. Принимаю всё, что дается: интервью // Вопросы литературы М. 2000. №1. С. 19-20.
4. Васильева Л. Женщина. Жизнь. Литература. // Литературная газета. М. 20 дек. 1989.
5. Солнцева А. Леди удачи // Журнал «Огонек» М., 2004. №6. С. 35-36.
6. Токарева В. Лиловый костюм // Транзит - книга. М., 2005.
7. “Литературная газета”. Москва, 1989. №6. с. 4. Сергей Чупринин “Два мнения”.
8. Сборник современной прозы “Последний этаж”. Москва, 1989, с. 198-210.
9. http://film.natm.ru/person/23672-biography-viktoriya-tokareva.htm.
[1] Токарева В. Лиловый костюм // Транзит - книга. М., 2005.стр.35
[2] Токарева В. Лиловый костюм // Транзит - книга. М., 2005, стр.48
[3] Улицкая Л. Принимаю всё, что дается: интервью // Вопросы литературы М. 2000. №1. С. 19-20.
[4] Токарева В. Лиловый костюм // Транзит - книга. М., 2005.стр.56
[5] Токарева В. Лиловый костюм // Транзит - книга. М., 2005.стр.67
Горячо - холодно
Что общего у травы и собаки?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Лягушка-путешественница
Одна беседа. Лев Кассиль