В своей учебно-исследовательской работе ученица ищет ответ на вопрос: "Есть ли связь между биографией Ф.М. Достоевского и его творчеством на уровне музыкальных предпочтений?" В ходе исследования ею были проанализтрованы роман "Преступление и наказание", повесть "Дядюшкин сон", неоконченный роман "Неточка Незванова". Итоговым продуктом исследования стал сценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 9-11 классов "Достоевский и музыка".
Вложение | Размер |
---|---|
bogdanova_a.uchebno-issledovatelskiy_proekt_f.m._dostoevskiy_i_muzyka.docx | 44.75 КБ |
stsenariy_k_spektaklyu.docx | 32.8 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Альметьевска РТ
ПРОЕКТ
«Ф.М. Достоевский и музыка»
Литература
Выполнила: ученица 10 Б класса
Богданова Алина Наилевна.
Руководитель проекта: учитель
русского языка и литературы
Языкова Галина Николаевна
г. Альметьевск, 2022
Содержание
1. Введение……………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………......5
2.1. Музыка в жизни дворян………………………………………………5
2.2. Музыка в жизни Ф.М. Достоевского………………………………...6
2.3. Роль музыкальных эпизодов в литературе………………………….8
2.4. Роль музыки в творчестве Ф.М. Достоевского…..…………….......10
3. Заключение…………………………………………………………16
4. Литература………………………………………………………………17
Введение
Произведения многих писателей и поэтов рождались под влиянием музыки. Для одних она являлась сильнейшим вдохновителем на протяжении всего творчества, для других – импульсом для написания определенных произведений. Влияние музыки на произведения прослеживается в творчестве М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, И.С. Тургенева и многих других мастеров слова. Однако менее всего понятие музыкальность ассоциируется с творчеством Ф.М. Достоевского. На первый взгляд, его произведения не содержат абсолютно никаких сцен и образов героев, которые можно было бы назвать музыкальными. Но это суждение ошибочно. Известно, что на Ф.М. Достоевского большее впечатление производила живопись, но и музыка играла не последнюю роль в духовной жизни писателя.
Мне было предложено подготовить театрализованную постановку в рамках Недели русского языка и литературы о Ф.М. Достоевском, чей 200-летний юбилей отмечался в нашей стране в ноябре 2021 года. Передо мной стояла задача не просто рассказать о писателе, а найти материал, который бы вышел за рамки школьной программы и показал личность Федора Михайловича с новой стороны. Я увлекаюсь музыкой, поэтому родился первоначальный замысел: рассказать о роли музыки в жизни писателя.
Заинтересовавшись этой темой, я решила найти подходящий материал о жизни писателя. Но исследовав различные интернет-ресурсы, я столкнулась с проблемой. Информация о жизни, творчестве писателя и роли музыки в его жизни разрозненна. Поэтому я решила провести исследование, сопоставить факты и найденный материал представить в виде литературно-музыкальной постановки.
На сегодняшний день существует достаточное количество работ, касающихся роли музыки в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Однако это работы написаны музыковедами, и в них отсутствует литературоведческая составляющая. Роль, которую играет музыка в авторском замысле произведения, раскрывается в нескольких студенческих курсовых работах. Среди них есть и посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, но в них отсутствуют те произведения, которые я взяла для своего исследования. Я остановила свое внимание на романе «Преступление и наказание», повестях «Неточка Незванова» и «Дядюшкин сон».
Таким образом, новизна моей работы и ее актуальность заключается в том, что в ней в систематизированном виде даны сведения о том, какую роль играла музыка в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. В ней приводятся результаты анализа тех произведений писателя, которые остались вне поля зрения других исследователей.
Гипотеза: я предполагаю, что между биографией Ф.М. Достоевского и его творчеством на уровне музыкальных предпочтений есть связь.
Цель: изучить биографическую, литературоведческую, мемуарную литературу, монографии, посвященные жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, прочитать его произведения и рассмотреть их с точки зрения выбранной темы, обобщить полученный материал, творчески переработать и на этой создать сценарий литературно-музыкальной композиции «Ф.М. Достоевский и музыка».
Задачи:
1. Выявить истоки интереса Ф.М. Достоевского к музыке, для этого изучить биографию писателя и мемуары близких ему людей.
2. Изучить монографии, литературоведческие статьи, интернет-ресурсы с целью узнать о творчестве композиторов, которые были близки писателю, и композиторов, чье творчество Ф.М. Достоевский не принимал.
3. Прочитать произведения Ф.М. Достоевского и выяснить, какие музыкальные произведения упоминаются писателем, проанализировать эти произведения, чтобы ответить на вопрос: “Какую роль играет то или иное музыкальное произведение в авторском замысле?”
4. Изучить, с какой целью в художественном тексте автор может использовать указание на музыкальное произведение.
5. Выяснить, какую функцию выполняют эпизоды, связанные с музыкой, в литературных произведениях Ф.М. Достоевского, как они помогают реализовать авторский замысел.
Объект исследования: биография и художественные произведения писателя.
Предмет исследования: музыкальные предпочтения писателя и роль музыкальных сцен в его творчестве.
Методы исследования: работа с литературой, периодической печатью, со статьями и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, сравнение.
Продукт: литературно-музыкальная композиция «Ф.М. Достоевский и музыка».
Основная часть
Музыка в жизни дворян
В начале исследования стоит обратиться к вопросу о роли музыки в жизни дворян. Знакомясь с литературой по культуре, истории того времени, можно узнать, что к середине XIX века воспитание ребенка во многом зависело от сословия, к которому он принадлежал.
Ценностные ориентиры дворянского образования диктовали, в том числе, обязательное обучение музыке, так как слово «дворянин» ассоциировалось с понятием «образованный, культурный человек». Вместе с тем в привилегированном сословии музыка ценилась как фактор формирования личностных качеств, соответствующих требованиям дворянской субкультуры: эстетического сознания человека, его способности понимать, любить прекрасное и эмоционально на него откликаться. Значимость музыки виделась в том, что она «облагораживает душу, смягчает нравы» людей.
Школьная система дореволюционной России сохранила, вплоть до октябрьской революции, остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.).
Среди разночинной молодежи музыкальное образование не носило обязательного характера, так как жизненные цели требовали конкретных знаний в конкретной области (медицина, торговое дело, юриспруденция), которым и уделялось основное внимание.
Кроме того, обучение музыке требовало больших финансовых затрат (от приобретения инструмента до оплаты труда педагога). Тот факт, что представители разночинцев играли на музыкальных инструментах, пели, было результатом не специального обучения, а, скорее, результатом личного выбора человека.
Музыка в жизни Ф.М. Достоевского
Детство и юность Ф.М. Достоевского, проведенные в Москве, не богаты музыкальными и театральными впечатлениями. Одно из немногих развлечений детей лекаря Московской больницы для бедных Михаила Достоевского заключалось в посещении гуляний на праздниках «под Новинским».
В детстве Ф.М. Достоевский узнал народную песню, бытовой романс, без которых невозможно представить Москву тех лет. Конечно, видел он и народные обряды.
В «Петербургской летописи» 1847 года Ф.М. Достоевский писал о Семике как празднике, хорошо ему знакомом. Когда родители уезжали, по словам брата будущего писателя, «начиналось пение песен, затем... хороводы». Брат Достоевского рассказывал: «Дело в том, что маменька порядочно играла на гитаре, дядя же... играл на гитаре артистически, и одна из его гитар всегда находилась у нас. И вот, бывало, после обеда маменька брала свою гитару, а дядя - свою и: начиналась игра. Сперва разыгрывались серьезные вещи по нотам, впоследствии переходили на заунывные мелодии, а в конце концов игрались веселые песни, причем дядя иногда подтягивал голосом. . . И было весело, очень весело».
С детства Ф.М. Достоевский приобщается к театру, только народному. В Пасху Фёдора с братьями и сёстрами привозили к их двоюродному деду Василию Котельницкому. Тот жил у Смоленского рынка, где по праздникам устраивались балаганы. Юный Фёдор Достоевский видел и классические спектакли. Из его воспоминаний: «Десяти лет от роду я видел в Москве представление «Разбойников» Шиллера, с Мочаловым. Уверяю вас, что сильнейшее впечатление, которое я вынес, подействовало на мою духовную сторону очень плодотворно».
Приятель Ф.М. Достоевского вспоминал, что в 1841-1842 гг. в Санкт-Петербурге процветал Александринский театр, имена балерин были у всех на слуху, и Фёдор Михайлович с восхищением говорил о том впечатлении, которое производил на него балет.
Ф.М. Достоевский любил музыку как молодой петербуржец — старался ходить на все концерты, хотя денег на них не имел. Считал музыку Шопена «чахоточной», а более всего ценил Моцарта, Бетховена, Глинку и Серова. В Дрездене и Эмсе он не пропускал бесплатных концертов в парке, где играли симфонический и духовой оркестры, хотя репертуар ему не особо нравился. Интересен и такой факт: его вторая жена была пианисткой, а племянники — учениками известного пианиста, друга П.И. Чайковского, Рубинштейна.
Самым сильным музыкальным впечатлением для писателя было знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой. Оно состоялось в 1849 году. В то время Ф.М. Достоевский был активным участником кружка петрашевцев, куда приходили молодые люди, в том числе начинающие поэты, обсуждали политический строй России, обстановку в стране.
Будучи в Санкт-Петербурге, Глинка пригласил к себе на вечер петрашевцев, среди которых был и Достоевский. Для Фёдора Михайловича это стало потрясающим событием: он смог познакомиться с композитором, которым восхищался и чьи произведения с упоением слушал.
Музыка сопровождала писателя в течение всей жизни. Он любил творчество М. Глинки, А. Серова, увлекался Д. Мейербером, музыку Р. Вагнера характеризовал как «полную глубоких задач». В. А. Моцарт и Л. Бетховен были предметом его поклонения. Любимое музыкальное произведение М. Достоевского – бетховенская «Патетическая соната».
Музыка сопровождает писателя и в путешествии по Европе. Чета Достоевских гуляла вечерами перед открытыми эстрадами и слушала произведения Моцарта, Бетховена и других композиторов в исполнении симфонических оркестров. Фёдор Михайлович особо выделял увертюру из оперы «Фиделио» Бетховена. Писатель говорил, что Бетховен создавал гениальные произведения, а увертюра «Фиделио» - это венец творения музыканта.
Фёдор Михайлович очень любил оперу «Руслан и Людмила». Любовь Фёдоровна, дочь писателя, в своих воспоминаниях писала: «Если отец нас водил на оперу, это неизменно была «Руслан и Людмила». Билеты стоили дорого, но он изыскивал любые возможности сходить в театр и приобщал нас к искусству.»
Жена Достоевского играла на фортепиано. Но Фёдору Михайловичу было мало - он приобрёл органчик и под его звуки часто танцевал с детьми вальс, мазурку, кадриль.
Таким образом, Ф.М. Достоевский с самого детства был приобщен к музыке, и она сопровождала его на протяжении всей жизни. Достоевский испытывал глубокий интерес к театру - музыкальному и драматическому. Несомненно, музыка и театр сказались на творчестве писателя и стали элементами художественных замыслов.
Роль музыкальных эпизодов в литературе
Писатели нередко используют в своем творчестве названия музыкальных произведений, их герои на страницах драматических произведений исполняют романсы, народные песни. Иногда музыкальное произведение становится смыслообразующим центром литературного произведения (например, в “Гранатовом браслете” А. Куприна, в “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого).
Музыкальные предпочтения героев - одно из средств авторской характеристики персонажей. Например, И.А. Гончаров часто раскрывал характер своих персонажей через музыкальные предпочтения. Андрей Штольц из романа «Обломов» был любителем виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку, что характеризует героев, как высокообразованных, интеллигентных дворян.
Прекрасно пела героиня того же романа, Ольга Ильинская. Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. «Casta Diva» - одна из самых трудных оперных арий за всю историю этого жанра. Выбор произведения характеризует Ольгу как девушку с тонким вкусом, а еще как целеустремленную и настойчивую барышню: чтобы разучить и виртуозно исполнить арию, нужно потратить время и силы. Мы понимаем, что и от Обломова она не отступит после первой же трудности. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Упоминая это обстоятельство, автор даёт читателю понять, что взаимный интерес героев не случаен.
Л.Н.Толстой немало внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он раскрывал характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» — русская пляска: «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?»
Музыка в литературном произведении может выступать фоном, создающим настроение. Например, музыка, которая создает эмоциональный фон в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Начинается драма народной песней «Среди долины ровныя». Действие происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги. Благодаря песне автор обращает внимание читателя (зрителя) на живописный вид, создает настроение душевной радости.
А в последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи Михаила Ломоносова. День переходит в ночь - драма подходит к трагическому финалу. Обе песни поет часовщик-самоучка Кулигин, умеющий чувствовать как никто другой.
Роль музыки в творчестве Ф.М. Достоевского
В начале исследования была поставлена цель ответить на вопрос: “Какую роль играет то или иное музыкальное произведение в авторском замысле?”. Чтение и анализ указанных выше произведений Достоевского позволили сделать вывод, что у Ф.М. Достоевского музыка редко используется только для звукового оформления каких-либо сцен, она гармонично входит в жизнь героев, их трудности и горести.
Потемневшие от тусклого и серого неба улицы, каморки, трактиры, погребки – все это, прежде всего, отражение душевных переживаний персонажей. Возвышенная музыка контрастирует с печальной реальностью и хоть на мгновение поднимает человека над серым миром, изображенным в произведениях.
Очень глубока функция уличных музыкантов в «Преступлении и наказании». Здесь музыка (дребезжание шарманки, голос уличной и трактирной певицы, пьяные песни завсегдатаев питейных заведений) – это образ нищего Петербурга, который является отражением внутренней жизни героев. Раскольникова тянет к людям, которые пьют и кричат песни в трактире; Катерина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице. Музыка способствует сгущению атмосферы действия.
Уже на первых страницах произведения обращает на себя внимание присутствие фигуры пьяного в распивочной, который «подпевал какую – то ерунду, силясь припомнить стихи». Фигура пьяницы предваряет встречу Раскольникова с Мармеладовым и его страшный рассказ, который сопровождается шумом пьяных и бесконечными репликами хозяина. В этот момент музыка образует отвлекающую звуковую среду, которая хотя бы на миг способна прервать мысли, мучающие Раскольникова. Все скитания по трактирам происходят в сопровождении музыки. В одном «тренькала гитара, пели песни, и было очень весло. Раскольникова почему – то занимало пение и весь этот стук и гам, там внизу … Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто – то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками: Ты мой бутошник прекрасной, Ты не бей меня напрасно, - разливался тоненький голосок певца».
Раскольникову нравятся трактиры, большое количество людей, шум, гам и пьяное веселье. Он очень одинок и хочет раствориться в этой толпе. «В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушал и помнил, что ему даже было очень приятно. Но под конец он вдруг стал опять беспокоен, точно угрызение совести вдруг начало его мутить. «Вот сижу, песни слушаю, а разве то мне надобно делать!»- как будто подумал он».
Действительность Раскольникова ужасает, но даже во сне он слышит то же пение пьяниц, брань, хохот. Его кошмарный сон сопровождается ударами, криками владельца лошади, звоном бубна, голосами, орущими песню и постепенно грань между реальностью и сном стирается.
Забвения в песне ищет и Свидригайлов. В большом зале трактира «при криках отчаянного хора песенников, пили чай купцы, чиновники и множество всякого люда» в то время, как в номере Свидригайлова «находились еще мальчик- шарманщик с маленьким ручным органчиком и здоровая краснощекая девушка… певица лет восемнадцати, которая, несмотря на хоровую песню в другой комнате, пела под аккомпанемент органчика сиплым контральто какую–то лакейскую песню».
Эта сцена состоялась перед встречей Свидригайлова и Раскольникова. После объяснения с Дуней Свидригайлов решает покончить жизнь самоубийством, он вновь погружается в атмосферу хмеля и песен. В одном из трактиров «отыскалась и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто–то «подлец и тиран…начал Катю целовать»… В увеселительном саду, куда вслед попадает Свидригайлов, «хор скверных песенников и какой –то пьяный мюнхенский немец вроде паяца с красным носом, отчего – то чрезвычайно унылый, увеселял публику».
Фигуры уличной певицы и шарманщика - обобщающие символы в романе. «Не доходя Сенной, на мостовой перед мелочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой–то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке лет пятнадцати. Уличным дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя - тремя слушателями, прослушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой ноте, точно отрезала, резко крикнула шарманщику «будет» и оба поплелись дальше, к следующей лавочке». После этой сцены в уста Раскольникова Достоевский вкладывает монолог о призрачности и нереальности жизни в мрачном и темном городе.
«Любите ли вы уличное пение?- обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки…- Я люблю,- продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе не об уличном пении говорил,- я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица, или еще лучше , когда снег мокрый падает совсем прямо без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают».
Эти музыкальные эпизоды обретают печальное разрешение в сцене с обезумевшей Катериной Ивановной, которая угрожает невидимым врагам пойти на улицу с шарманкой. Измученная женщина выводит детей на улицу и заставляет их плясать и петь. Этот поступок выражает не только ее протест против жестокости и оскорблений, но и надежду на то, что пение может стать источником существования осиротевших детей. В больной голове Катерины Ивановны всплывают обрывки романсов, которые она пела в молодости. Стоит отметить верность деталей у Достоевского. Все песни, которые называет героиня, действительно звучали в репертуаре той поры. Кроме того, они определяют этапы ее горькой жизни: детство («Мальбрук»), дни обручения с Мармеладовым («Путь су» и «В полдневный жар»), первые годы замужества («Гусар»). Романс на слова Гейне, повествующий о молодости, радости, красоте подчеркивает безысходность и трагизм ее существования.
Музыку «Преступления и наказания» можно охарактеризовать словами Неточки Незвановой: это музыка, которая была не музыкой - сиплые и визгливые, уличные голоса «солистов», отчаянные крики пьяного хора песенников, звуки балалайки и шарманки. Стоит отметить, что ни разу в произведении не раздается народная песня, она не может существовать в этом городе, для него больше характерны звуки пьяных посетителей, колотящих по клавиатуре ногами.
Свободная народная песня появляется только в эпилоге, в Сибири, являясь символом новой жизни Раскольникова. Мрачный Петербург сменяется огромными просторами степей, появляются другие звуки. «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних. Там как бы самое время остановилось».
Он увидел людей, не знающих пороков современного ему капиталистического общество, что помогло герою обрести себя.
Музыка выполняет большую роль в общей концепции романа. Она сопровождает Раскольникова на протяжении всей его жизни: в его хождении по мукам, обретении надежды и веры в лучшую жизнь.
«Неточка Незванова»
Роман, который так и не был завершен, вобрал в себя богатое разнообразие впечатлений писателя под действием музыки и театра.
Ефимов - вольнонаемный музыкант, а его барин – добрый и умный человек, который страстно любит музыку. Ефимова к его душевному упадку привели именно внутренние причины: неспособность к улучшению своего искусства, а не внешние обстоятельства. Но далее становится понятно, что трагедия Ефимова обусловлена именно социальными причинами. Как крепостной раб, герой бесправен, на основании ложного доноса его бросают в тюрьму. Одной из причин трагедии Ефимова является его колкий характер, который воспитывался годами унижений и оскорблений. Чего стоит огромная любовь к музыке владельца оркестра, если умелый скрипач вынужден играть на кларнете. Он не может проявить свои силы и умения, реализовать свой дар. Таким образом, у него остается лишь иллюзия превосходства над другими музыкантами.
Достоевский демонстрирует, как в условиях крепостничества даже свободный человек превращается в раба. Ефимов пытается разгадать тайну музыкального искусства, самоутвердится, показать собственное превосходство, тем самым он губит и себя, и жену. Любовь к музыке вымещается завистью и ненавистью к талантливым скрипачам.
Повествование о судьбе Ефимова заканчивается словами, объясняющими причину его краха: «В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал ему его же самого и осудил его навсегда. С последним звуком, слетевшим со струн скрипки гениального С-ца, перед ним разрешилась вся тайна искусства, и гений, вечно юный, могучий и истинный, раздавил его своею истинностью».
Ефимов возвращается с концерта гениального скрипача подавленный и потрясенный. На своей скрипке он пытается повторить игру скрипача; с помощью звуковых образов Достоевский показывает нам, что испытывает несчастный; игра на скрипке показывает отчаяние, боль и муки героя. Игра Ефимова также свидетельствует о мощи и гениальности другого скрипача. И только после гибели Ефимова читатель может «услышать» и великого музыканта. Музыка каждый раз звучит иначе. В первом случае это мелодия отпевающего себя убийцы, а во втором – утверждение трагедийного искусства, его воздействия над людьми.
У обоих музыка говорит о страдании измученной души, показывая дисгармонию мира. Ефимов мог рассказывать лишь о страданиях собственной души, а известный скрипач - о трагедии всего человечества. Именно это и услышала Неточка.
Романтические мотивы также прослеживаются в романе. Это и скрипка, которую подарил Ефимову итальянский капельмейстер, и фигура известного скрипача С-ца, и сама пьеса, которую он исполняет. Образ С-ца предстает в романтических тонах. Это не живой человек, а отражение легенды о Паганини. Реальному Ефимову противостоит символ, поэтому краски, какими написан его образ, другие.
Прослеживается связь между представлением игры С-ца и тем, как изображен Паганини в «Флорентийских ночах» Гейне. Если сопоставить текст двух произведений можно заметить следующее:
«Я увидела на возвышении высокого худощавого старика. Его бледное лицо улыбалось, он угловато сгибался и кланялся на все стороны, в руках у него была скрипка» (Достоевский)
«На эстраде появилась темная фигура. Длинные руки казались еще длинней, когда он, держа в одной руке скрипку… отвешивал перед публикой свои невиданные поклоны…Паганини кланялся, сгибаясь еще ниже, еще более угловато. Его лицо казалось… мертвенно бледным» (Гейне).
«Скрипка зазвенела сильнее, быстрее и пронзительнее раздавались звуки. Вот послышался как будто чей-то отчаянный вопль, жалобный плач, как будто чья-то мольба вотще раздалась во всей этой толпе и заныла, замолкла в отчаянии…вопли и стоны лились все тоскливее, жалобнее… Вдруг раздался последний страшный долгий крик и все во мне потряслось» (Достоевский).
«Пронзительными, жалобными воплями звучала его музыка…Звуки [были] все более и более страдальческими…Из скрипки вырывались стоны, полные безнадежной тоски, ужасающие вопли и рыдания …Измученный скрипач вдруг ударил по струнам…с безумным отчаянием» (Гейне).
Если стоны и вопли скрипки Паганини «отзываются в сердцах слушателей», то у Неточки вырывается «отчаянный, пронзительный плач». Сходство двух скрипачей у Достоевского лишь внешнее. Образ гениального скрипача существует не отдельно, а как противоположность Ефимову, олицетворение его рока. Именно поэтому писатель сначала указывает на то, что Ефимов хочет повторить пьесу С-ца. «Музыка началась. Но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем темном жилище… Я твердо уверена, что слышала стоны, крин человеческий, плач; целое отчаяние выливалось в этих звуках и, наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что есть ужасного в плаче, мучительного в муках, тоскливого в безнадежной тоске, - все это как будто соединилось разом».
Музыка здесь звучит как исповедь открытого сердца, «как вопль отчаяния и невыносимой» муки. Обстановка соответствующая – серая каморка, одиночная свеча, труп матери Неточки, испуганная девочка и единственный слушатель «музыки». С-ц же выступает в ярко освещенном зале, перед богато одетыми слушателями.
Музыка - основа «Неточки Незвановой», это атмосфера, в которой живут герои, голос человеческой души, мыслей, чувств. Такая функция музыки связана с главными героями произведения – Неточкой и Ефимовым. Один из последних эпизодов романа, в котором участвует Александра Михайловна, приобретает символический смысл. Женщина знает, что ей осталось недолго жить. Желая забыться, героиня подходит к фортепиано и берет несколько аккордов, в это мгновение с треском лопается струна и ноет в длинном дребезжащем звуке.
«Слышишь, Неточка, слышишь? - сказала она вдруг каким–то вдохновенным голосом, указывая на фортепьяно. - Эту струну слишком, слишком натянули: она не вынесла и умерла. Слышишь, как жалобно умирает звук». Эта струна – не только предвестник близкой кончины, но и символ всей несчастной жизни женщины.
Так музыка оказывается не только выражением чувств поющего, но и ответом на невысказанные и тайные чувства слушающего, голосом сердца обоих. Это чисто романтическое представление о музыке очень характерно для Достоевского 40-х годов.
"Дядюшкин сон"
В повести Достоевского есть эпизод, в котором главного героя пытаются женить на юной девушке, и для того, чтобы "представить товар лицом" Марья Александровна Москалева, мать девушки, просит дочку спеть романс.
Музыка в этом эпизоде, с одной стороны, позволяет продемонстрировать музыкальные предпочтения Марьи Александровны: «Ах, князь! Как я люблю всё это рыцарское! Эти замки, замки!.. Эта средневековая жизнь! Эти трубадуры, герольды, турниры…» С другой стороны, помогает автору правдиво изобразить современное ему общество, где все достоинства барышни сводятся к умению поддержать светский разговор и хорошо музицировать.
Таким образом, анализ произведений показал, что в лучших традициях русской литературы Ф.М. Достоевский использует музыкальные произведения для создания эмоционального фона, для характеристики своих героев. Наряду с тем в его творчестве роль музыки гораздо шире. Музыка очень часто является отражением мыслей, чувств, переживаний героев, таким образом создается своеобразная атмосфера, которая помогает понять их душевное состояние. Диапазон музыки писателя очень широк - от шарманки до оперной и симфонической музыки.
Заключение
В начале проекта я сформулировала гипотезу, которая заключалась в том, что между биографией Достоевского и его творчеством на уровне музыкальных предпочтений есть связь. Все вышесказанное дает возможность утверждать, что гипотеза подтвердилась. Несмотря на то, что детство и юность писателя не были богаты музыкальными впечатлениями, музыка была постоянной спутницей Ф.М. Достоевского. В ходе работы над проектом было выявлено, что музыка находит отражение и в творчестве писателя. Подмечено также родство композиции многих произведений писателя и принципов музыкальной драматургии. Средствами словесного искусства Ф.М. Достоевский описывает чувства, переживание, душевное состояние героев.
Созвучие литературы и музыки здесь указывает не только на талант и мастерство, как степень его реализации, не только на культуру и информированность писателя в вопросах исполнительского искусства, но и на то, что в поистине замечательном произведении нет ничего фальшивого, нет пустот и пропусков, а все служит достижению максимального выражения авторской мысли.
Мое исследование непосредственно помогло в создании сценария. Я использовала монографию известного музыковеда А.А. Гозенпуда, литературоведческие статьи, Интернет-ресурсы с целью узнать о творчестве композиторов, которые были близки писателю, чье творчество Достоевский не принимал. Систематизировав материал, я приступила к оформлению реплик и подбору музыкального сопровождения, далее проводила прослушивание и распределяла роли. Помимо актеров, я собрала команду помощников, которые были ответственны за презентацию, музыку и съемку постановки. Затем начались репетиции. Ребята ответственно отнеслись к этому делу: хорошо знали реплики, работали над актерской игрой и помогали мне с созданием костюмов и декораций.
В рамках недели русского языка и литературы силами учащихся двух 10 классов был представлен мой продукт, литературно-музыкальная композиция «Ф.М. Достоевский и музыка». В Приложении можно ознакомиться с рецензией учащихся 11 класса, которым была показана эта композиция.
Список литературы
1. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка. – Москва : Музыка, 1971. – 181 с.
2. Достоевская А.Г. Воспоминания. — М.: Худ. литература, 1971.
3. Достоевский Ф.М. Дядюшкин сон // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 тт. – Т.2. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1956.- С. 277.
4. Достоевский, Ф. М. Неточка Незванова. – Москва : Художественная литература, 1978. – 200 с
5. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. – Москва : Дрофа, 2008. – 607 с.
6. Ковалевская С.В. Воспоминания и письма. — М.: ГИХЛ, 1961.
7. В поисках музы. Что вдохновляло Фёдора Достоевского на создание шедевров? [Электронный ресурс]
8. Музыка в русской литературе: [Электронный ресурс] https://www.culture.ru/materials/254490/muzyka-v-russkoi-literature
9.Музыка в жизни и в произведениях Ф.М. Достоевского: [Электронный ресурс] https://volhov.bezformata.com/listnews/muzika-v-zhizni-i-proizvedeniyah-dostoevskogo/99442552/
10. Музыка и ее место в системе дворянского образования в ХIХ веке в России: [Электронный ресурс]
Приложение I
Рецензия на выступление 10 класса «Ф.М.Достоевский и музыка»
Выступление, организованное как защита проекта ученицы 10 класса Алины Богдановой, посвящено Ф.М. Достоевскому и его связи с музыкой. Содержание постановки было невероятно увлекательным и позволило многое узнать о жизни великого писателя. Стоит отметить глубину исследования биографии Ф.М. Достоевского и грамотность композиции. Каждая отдельная часть выступления была посвящена определенному периоду жизни Федора Михайловича и его семьи. Зритель имел возможность увидеть весь путь писателя и то, как сопровождала его музыка: встречи с М.И. Глинкой в Петербурге, бесплатные симфонические концерты в Дрездене и Эмсе, театральные постановки во время заключения на каторге. Более того, был продемонстрирован отрывок из повести «Дядюшкин сон», герои которой так же увлечены музыкой, как и автор.
Таким образом, постановка «Ф.М. Достоевский и музыка» оставила после себя только приятное впечатление и побуждает больше интересоваться творчеством Ф.М. Достоевского.
Автор: «10 класс представляет вам литературно-музыкальную композиции «Ф.М. Достоевский и музыка» Начало композиции, выходит Достоевский (Д): «Искусство есть такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающая её, неразлучна с человеком, без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете и я в этом убежден». Автор: Детство (истоки) Выходит Достоевский-ребёнок: «Маменька порядочно играла на гитаре, дядя же... играл на гитаре артистически, и одна из его гитар всегда находилась у нас. И вот, бывало, после обеда маменька брала свою гитару, а дядя - свою и: начиналась игра. Сперва разыгрывались серьезные вещи по нотам, впоследствии переходили на заунывные мелодии, а в конце концов игрались веселые песни, причем дядя иногда подтягивал голосом. . . И было весело, очень весело». 1 страница Автор: Взрослая жизнь, музыкальные предпочтения Автор: «Ф.М. Достоевский любил музыку как молодой петербуржец — старался ходить на все концерты, хотя денег на них не имел». Достоевский: «Знаете, я считаю музыку Шопена «чахоточной», а более всего ценю Моцарта, Бетховена, Глинку и Серова, музыку Р. Вагнера характеризовал бы как «полную глубоких задач». В Дрездене и Эмсе я не пропускал бесплатных концертов в парке, где играли симфонический и духовой оркестры, хотя репертуар мне не особо нравился. Моя вторая жена была пианисткой, а племянники — учениками Рубинштейна». Автор: «Самым сильным музыкальным впечатлением у писателя было знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой. Оно состоялось в 1849 году. В то время Достоевский был активным участником кружка петрашевцев, куда приходили молодые люди, в том числе начинающие поэты, обсуждали политический строй России, обстановку в стране». Глинка: «Будучи в Санкт- Петербурге, я пригасил к себе на вечер петрашевцев, среди которых был и Достоевский. В тот вечер я исполнял Шопена, Глюка, отрывки из «Руслана и Людмилы», фантазию на «Камаринскую», многие свои любимые вещи». Анна Григорьевна (жена Достоевского): «Ф.М. Достоевский на всю жизнь сохранил воспоминания о том вечере. Через 20 лет в повести «Вечный муж» он даже обрисовал великого музыканта за широко раскрытым роялем». Любовь Федоровна (дочь Достоевского): «Если отец водил нас на оперу, это неизменно была «Руслан и Людмила». Билеты стоили дорого, он изыскивал любые возможности сходить в театр и приобщал нас к искусству». Автор: «Музыка сопровождает писателя и в путешествии по Европе. Чета Достоевских гуляла вечерами перед открытыми эстрадами и слушала произведения Моцарта, Бетховена и других композиторов в исполнении симфонических оркестров. Фёдор Михайлович особо выделял увертюру из оперы «Фиделио» Бетховена». Достоевский: «Бетховен создавал гениальные произведения, а увертюра «Фиделио» - это венец творения музыканта». 2 страница Автор: Каторга Автор: «Каторга оставила неизгладимый след в душе писателя. Но и будучи заключённым, Ф.М. Достоевский посещает каторжные спектакли. Каторжники наряжались в театральные костюмы, женские роли играли мужчины, и арестанты с хохотом встречали их на сцене. Они сами расписывали декорации, разбирали роли». Достоевский: «Программа была пёстрой, с пантомимой и балетом. Помимо этих жанров меня заинтересовали водевиль и комедия, увлекла меня еще буффонада «Кедрил-обжора». Автор: «Пьеса напоминала приключения кукольного Петрушки. В центре действия был слуга – хитрец, трус и обманщик. Его вместе с барином в финале пьесы черти уносят в ад». Достоевский: «Сколько сил и таланта погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и тяжкой доле». Автор: «Свои мысли писатель вкладывает в уста одного из героев «Записок из Мёртвого дома», там же он изобразил каторжный спектакль. Фёдор Михайлович чутко воспринимает и песни, которые слышит в остроге. В основном это были арестантские, разбойничьи песни, которые сейчас именуются тюремным шансоном. Распевали на каторге и мещанские, лакейские песни, а также степняцкие мелодии. Достоевский часто описывал в «Записках…», «Преступлении и наказании», как издалека до арестантов доносились киргизские напевы». Достоевский: «Ведь это необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?..» Автор: «Достоевский любил театр. И после каторги он посещает театр за границей, в Санкт-Петербурге, часто ходит на концерты, премьеры, дружит с артистами. В его произведениях персонажи играют в спектаклях, ставят различные сцены. 3 страница Автор: Творчество Автор: В повести «Дядюшкин сон» Марья Александровна Москалева, желая пробудить в престарелом князе романтические чувства и побудить его сделать предложение своей дочери Зине, просит Зину спеть романс. Марья Александровна:– Вы любите музыку, князь? Князь: — Я очень люблю му-зы-ку. Я за границей с Бетховеном был знаком. Марья Александровна: — С Бетховеном! Вообрази, Зина, князь был знаком с Бетховеном! Ах, князь! Неужели вы были знакомы с Бетховеном? Князь: — Ну да… мы были с ним на дру-жес-кой но-ге. И вечно у него нос в табаке. Такой смешной! Марья Александровна: — Бетховен? Князь: — Ну да, Бетховен. Впрочем, может быть, это и не Бет-хо-вен, а какой-нибудь другой не-мец. Там очень много нем-цев…. Марья Александровна: — Зиночка, ну сыграй нам что-нибудь. А впрочем, лучше спой! Как она поет, князь! Она, можно сказать, виртуозка, настоящая виртуозка! А какая она дочь! Как она умеет любить, как она нежно меня любит! Какое сердце, какие чувства! Князь — Ну да, ну да… чувства… […] Quelle charmante personne! Марья Александровна — Зиночка, спой этот романс, в котором, помнишь, много рыцарского, где еще эта владетельница замка и ее трубадур… Ах, князь! Как я люблю всё это рыцарское! Эти замки, замки!.. Эта средневековая жизнь! Эти трубадуры, герольды, турниры… Я буду аккомпанировать тебе, Зина. Пересядьте сюда, князь, поближе! Ах, эти замки, замки! Автор: В «Преступлении и наказании» Родион Раскольников слышит на улице шарманку и обращается к случайному прохожему с вопросом: Родион: — Любите вы уличное пение? Я люблю. Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают… Прохожий: — Не знаю-с… Извините… 4 страница Автор: Достоевский вдохновляет Автор: «На сюжеты произведений Ф. Достоевского написаны оперы: «Братья Карамазовы», «Игрок», «Из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Раскольников», «Настасья Филипповна», оратория «Великий инквизитор», балеты: «Зимний рассказ», «Идиот» и др. Большую известность получила лирико-психологическая опера "Игрок" С. Прокофьева. Первый вариант этой оперы был поставлен в Петербурге в 1916 г. в Мариинском театре, второй вариант в 1929 г. в Брюсселе, под французским названием «Le Joueur». У Достоевского рассказ ведется от лица главного героя, а в опере повествование превращено в прямое действие. Через 15 лет Б. Эйфман вновь обращается к творчеству Ф. Достоевского – на этот раз «Братья Карамазовы». Для балета он использует музыку Рахманинова, Мусоргского, Рихарда Вагнера и цыганские песни. Премьера этого балета состоялась в Мариинском театре в октябре 1995 года. Финал Автор: «Наша выставка о жизни и творчестве Достоевского представила вам литературу, публикации музыкальных изданий и воплощение произведений писателя в музыке отечественных и зарубежных композиторов. И, как говорил Ганс Христиан Андерсен: «Где не хватает слов, говорит музыка композиторов». Все актеры выходят на сцену, кланяются. | Музыка Моцарт Симфония №40 соль минор (муз. выкл.) Играет фан-тазия на «Ка-маринскую» Играет увертюра «Руслан и Людмила» Играет увертюра из оперы «Фиделио» Играет ария Лоретты из оперы «Ричард Львиное сердце»
Играет Du hast Diamanten Und Perlen Играет Шопен Полонез ля мажор Муз. выкл. | Иллюстрации Первый слайд «Достоевский и музыка» Портрет Ф. М. Достоевского Слайд «Детство» Слайд «Взрослая жизнь» Портрет М.И. Глинки Портрет Анны Григорьевны Портрет Любовь Федоровны Слайд «Каторга» Портрет Ф.М. Достоевского Слайд «Творчество» Обложка повести «Дядюшкин сон» Обложка романа «Преступление и аказание» Слайд «Достоевский вдохновляет» Слайд фото Слайд с цитатами |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Альметьевска РТ
СЦЕНАРИЙ
литературно-музыкальной композиции
«Ф.М. Достоевский и музыка»
Выполнила: ученица 10 Б класса
Богданова Алина Наилевна.
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Языкова Галина Николаевна
г. Альметьевск, 2022
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Будьте как солнце!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Заповеди детства и юности
Рождественские подарки от Метелицы