Вложение | Размер |
---|---|
arina_rodionovna.docx | 33.4 КБ |
Наперсница волшебной старины, или Арина Родионовна в жизни А. С. Пушкина
Нашу исследовательскую работу мы посвятили удивительной женщине, которую по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех на свете, называл её мамушкой и которой посвятил немало нежных поэтических строк. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, «наперсницы волшебной старины»; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, потому что этот мир, по утверждению биографов великого поэта, «был известен ей как нельзя короче».
Известно, что родилась Арина Родионовна в 1758-ом году в деревне Лампово, что расположено вблизи крупного села Суйда Копорского уезда Петербургской губернии. Это изначально была вотчина графа Апраксина, бывшие Новгородские земли. В апреле 2018 года мы отмечаем 260 лет с ее рождения. В церковных книгах и документах записана как Иринья (Ирина), а в жизни звали Ариной Яковлевой. Мы посмотрели значение этих двух имен и пришли к выводу, что второе имя (Арина) оказалось счастливым и для будущей няни А.С. Пушкина, и для него самого. На этом факте мы подробнее остановимся в 3-ей части нашего исследования. Мать и отец Арины — Лукерья Кириллова и Родион Яковлев — были крепостными, имели семерых детей. По национальности, предположительно, родители были «чухонцы», т. е. родом с севера, где в большинстве своем проживало финно-русское население.
В 1759 году Суйда была приобретена Абрамом Петровичем Ганнибалом, прадедом великого поэта. В двадцать три года Арину выдали замуж за крепостного Федора Матвеева, ему было в то время 16 лет. Жили они бедно. 1797 году у Надежды Осиповны Ганнибал — внучки Абрама Ганнибала — родилась первая дочь, Ольга, и Арину Родионовну взяли к ней няней, и с тех пор вся жизнь Арины Родионовны Яковлевой — Матвеевой была связана с жизнью и судьбой Пушкиных.
Арина Родионовна воспитывала подопечных детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», — вспоминала сестра Поэта. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до 7 лет, формируют его личность. Именно в этот период Александр Сергеевич узнал от своей няни истории про разбойников, про грозного Черномора, про мертвую царевну, слушал ее песни, раздольные, чаще грустные, о нелегкой крестьянской доле.
Мы высчитали, что Арине Родионовне на день рождения А.С. Пушкина исполнилось 41 год. В 1799 году, в год рождения Александра Сергеевича Пушкина, ей была дарована вольная, но Арина Родионовна не воспользовалась этим. В этом мы тоже видим руку Судьбы. Она предпочла остаться помощницей и наперсницей Марии Алексеевны, родной бабушки поэта. А с 1816 года по ревизским сказкам она вместе со своими взрослыми детьми числится в Михайловском. На зиму А.Р. Яковлева вместе с семьей Пушкиных уезжала в Петербург, но каждое лето возвращалась в село. В 1817 году именно там после Лицея состоится долгожданная встреча няни и ее воспитанника.
Внешность Арины Родионовны
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме краких сведений в рассказе Прасковьи Александровны Осиповой: «Это была старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая». Мы нашли в Интернет-сети репродукцию со снимка рельефного портрета Арины Родионовны работы мастера Якова Серякова (резьба по кости), хранящийся в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина в Москве на Пречистенке.
Кроме того на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней — поясной портрет — девушка в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. Рисунок Пушкина не противоречит предполагаемому портрету Арины Родионовны работы неизвестного художника, датируемого 1820-ми годами. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре — перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками.
Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Арина Родионовна изображена в сарафане, а на голове ее, хотя она была родом из Суйды, девичья повязка псковских крестьянок. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.
Взаимоотношениями Поэта и Арины Родионовны
Известно, что, где бы ни жила няня, в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. Эта чудесная русская женщина не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная с богатой душой», первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Она славилась радушием, умением устраивать свадьбы. Видимо, с ее слов Пушкин записал в Михайловском центральные моменты свадьбы. Они полностью совпали с записями профессиональных этнографов. Этот ценный обрядовый материал вошел затем во многие его поэтические произведения и прозу.
Александр Сергеевич и Арина Родионовна всегда испытывали друг к другу искреннюю любовь и взаимопонимание. О старой, доброй няньке говорится еще в лицейских стихах Пушкина. Но особенно сблизила их Михайловская ссылка. В строках биографии А.С. Пушкина, посвященных ссылке в Михайловское, говорится, что Поэт даже жил не у себя, а в «домике няни». В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; напротив его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — писал в своих воспоминаниях лицейский друг Иван Пущин. А кучер Александра Сергеевича Пушкина вспоминал: « Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит глядеть: здорова ли мама? Он ее все мамой называл… И уж чуть старуха занеможет там что ли, он уж все за ней…» Сказки, которые в детстве, затаив дыхание, слушал Пушкин, в Михайловском приобрели для него новое значение.
Знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. Всего Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для «Сказки о царе Салтане», другая — для «Сказки о попе и о работнике его Балде», третья — для «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее. Никто после Пушкина, даже Жуковский, который считал себя учителем юного дарования, не написал подобных прекрасных сказок в стихах. Можно утверждать, что Арина Родионовна, разделившая с ним ссылку в Михайловском, оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэзией. Вот строки из письма Александра Сергеевича к брату, датированного серединой ноября 1824 года: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Об этом же он пишет своим друзьям: «Уединение мое совершенно, праздность торжественна. Соседей около меня мало… целый день верхом… вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны… она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно…».
Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:
Мастерица ведь была!
И откуда что брала!
И куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно!
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Можно предположить, как была напугана Арина Родионовна, когда 27августа 1826 года Пушкина внезапно по приказу Николая I, не дав толком собраться, увезли в Псков, а оттуда в Москву. В этом же 1826 году поэт, скучая о своей «мамушке», пишет стихотворение «Няне».
Стихотворение пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты». Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт? Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.
А Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?» Не очень-то бодро перенесла. Дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет».
В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни — ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Мы нашли осовремененный вариант этой молитвы. Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души ее — Александру Сергеевичу.
Он был растроган и полон благодарности. Может быть, Анна Петровна Керн не столь уж преувеличивала, когда утверждала, что поэт никого «истинно не любил, кроме няни и сестры».
Известно, что после отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получал письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского и Анной Вульф. А у поэта Я. Козловского мы нашли литературную обработку этих писем.
О последних днях Арины Родионовны нам известно следующее. Когда Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве Павлищева), сестра поэта, выходила замуж, она взяла Арину Родионовну как хозяйку дома и доброго духа семейства Пушкиных из деревни к себе. В доме Павлищевых, недолго поболев, няня и умерла 31 июля 1828 года. Была похоронена на Смоленском кладбище.
Мы нашли воспоминание Александры Осиповны Смирновой — фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».
В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта-изгнанника, а также и близким другом его товарищей. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс».
Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».
«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина поэт Николай Михайлович Языков. Весной 1826 года Языков приехал в деревню к Пушкину. Это были лучшие дни в жизни ссыльного поэта. Языкову все здесь нравилось: и природа, и хозяева, и особенно Пушкин. Николай Михайлович был без ума от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!» Ей он посвятил это стихотворение: «Как сладостно твое святое хлебосольство…». Кстати, мы узнали, что, когда Языков собрался уезжать, Арина Родионовна подарила ему шкатулку с надписью: «Изделан сей ящик 1826 года июля 15 дня», а Пушкин прикрепил наклейку из бумаги «Для черного дня» — и наполнил шкатулку книгами. Долгий путь проделала шкатулка Арины Родионовны. От одного поколения к другому передавалась она, как драгоценная реликвия, напоминающая о дружбе Языкова с великим поэтом и его няней.
Память о няне никогда не оставляла поэта. В альманахе «Северные цветы» 1830 года помещен «Зимний вечер», с которого начинается теперь литературное образование каждого русского читателя. В восьмой главе «Евгения Онегина» он вместе со своей любимой героиней вспомнил «крест и тень ветвей над бедной нянею моей». Старая нянька Дубровского Орина Егоровна писала письма, удивительно похожие на те, что продиктовала когда-то в Михайловском Арина Родионовна. В 1830 году, перед женитьбой, Пушкин заехал в Захарово, где так и жила с давних пор дочь Арины Родионовны Марья. Он был невесел, прощался с прежней жизнью, вспоминал няню. Сохранились воспоминания об этой встрече дочери Арины Родионовны.
«От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиных, «наш Байрон» притом, как любили называть его многие, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность — не к матери (это было бы еще не странно, так и многие поэты делали), а к «мамушке», к «няне», и с глубоко искреннею благодарностью величать в ней первоначальную свою Музу… Так случилось, что первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта — это няня, простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!» — писал Иван Сергеевич Аксаков.
Заключение
С начальной школы мы слышали о трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке; к имени Арины Родионовны нередко мы добавляли эпитет «знаменитая» и при этом ничего не знали о ее судьбе. Теперь мы знаем, где и когда родилась Арина Родионовна, как попала в семью Пушкиных, почему ее считали «добрым духом» этой семьи и прежде всего А.С. Пушкина. Добрую и благородную душу нянюшки поэта достойно оценили его друзья. Личность Арины Родионовны теперь для нас стала ближе, понятнее и ещё дороже. Думаем, что Пушкину очень повезло, что в его жизни встретился такой Человек. В том, что творчество Пушкина такое русское и понятное всем, есть немалая роль его няни.
Список использованной литературы
Рисуем пшеничное поле гуашью
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Шум и человек
Притча о гвоздях
Марши для детей в классической музыке