«Самородок янтарного края» . Практическая конференция
Вложение | Размер |
---|---|
litseyskaya_konferentsiya.doc | 83 КБ |
Лицейская научно-практическая конференция
учащихся 9-11-х классов МАУ ШИЛИ
«Золотые россыпи».
Секция: литературоведение.
Тема:
«Самородок янтарного края» .
Авторы работы:
Бакеева Екатерина Рафаиловна,
9 «А» класс,
МБОУ Побединской СОШ,
п. Чернышевское.
Кунгурова Дарья Ильинична.
9 «А» класс,
МБОУ Побединской СОШ,
п. Чернышевское.
Руководитель:
Кунгурова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Побединской СОШ.
Аннотация.
Вступление.
Поэт в России больше, чем поэт...
Цель: изучение жизни и творчества поэта Нестеровского района Гуровой Валентины Ивановны.
Задачи: рассказать о биографии поэта, осветить ее трудовой путь, показать становление Валентины Ивановны как поэта, значимость ее поэзии для соотечественников.
Данная тематика работы выбрана не случайно. История развития русской литературы на территории бывшей Восточной Пруссии началась с того времени, когда советские войска в 1945 году вели бои за земли нынешней Калининградской области. И в боях непосредственное участие принимали многие известные писатели и поэты.
Позднее, когда территория стала частью Советского государства, а бывший Кёнигсберг стал Калининградом, поднимать города из руин и восстанавливать хозяйство из России приехали люди, среди которых тоже было множество творческих личностей. Именно тогда было положено начало калининградской литературе.
Москвичи, куряне, псковичи, смоляне,
Вы в труде не ведали никаких преград -
Отдыха не знали, из руин подняли
Славный русский город – Наш Калининград.
В 1948 году возникли первые литературные объединения Калининградской области – в Немане, Ладушкине, Калининграде. Темой творчества для многих поэтов и писателей была недавно закончившаяся война, ведь они сами были непосредственными участниками описываемых сюжетов и прошли через все военные испытания. Так же описывался и тяжелый труд людей, поднимавших из руин города , возделывавших пашни и трудившихся на благо послевоенной Отчизны.
1960 год стал поворотным для писательской среды Калининградской области. В этом году в Москве правительством было принято решение о создании в Калининградской области отделения Союза писателей СССР.
В 1967 году Калининградское Отделение Союза писателей было переименовано в Калининградскую писательскую организацию.
Но наш рассказ пойдет непосредственно о жительнице Нестеровского района – жительнице самой восточной части нашей самой западной точки России Гуровой Валентине Ивановне. Ее биография и творчество изучены соотечественниками мало, так как, несмотря на талант, литературное поприще было для нее больше хобби, но шло само творчество от души, лилось и льется песней, продолжая радовать соотечественников.
Актуальность работы состоит в том, что на писателях калининградской области лежит большая ответственность – они формируют идеологию, влияют на мировоззрение молодежи. Мы считаем, Что Валентина Ивановна внесла свой вклад в работу с молодежью, в становление подрастающего человека как личности, в формирование его жизненных взглядов и гражданской позиции.
Основная часть.
Глава 1. «Все мы родом из детства...»
Пасмурным дождливым днем – 3 октября 1935 года, в семье колхозных рабочих - Ивана Васильевича и Марфы Алексеевны родилась девочка. Ее назвали Валентиной. Она было первенцем семьи. Было это в Липецкой области, деревне Лаухино. Сама деревня была названа в честь барина Лаухина, и после революции, несмотря на становление советской власти, не сменила своего названия.
В семье было три сестры – Валентина, Надежда, Наталья и брат Сергей. Отец семейства был родом из потомственных священников, мама – из рода многоземельных помещиков. Но в современной жизни родителей их происхождение не могло помочь семье. Когда родители поженились, жили в небольшом колхозном домике, затем, когда семья стала прибавляться, перебрались в дом лесничего, потом переехали в город. Отец устроился сторожем в военкомат, а мама – в ветеринарную лечебницу.
В школу Валя пошла в 9 лет. Было не до учебы – шла война. Одну учительницу начальных классов загрызли волки, когда она шла с работы домой из города в соседнюю деревушку, а найти учителя в такое сложное время оказалось непросто. Многие предметы давались Валентине тяжело. Но русский язык и литература были самыми любимыми. Валя всегда с большим интересом выполняла упражнения, читала книги и писала сочинения. И всегда была любознательна, любила приключения. ( Приложение. Фото №1)
Глава 2. Проба пера, или первый опыт.
На одном из уроков литературы юная Валя поняла, что ей хочется писать стихи.
Был такой случай. С Валентиной в классе учился очень красивый мальчик – Слава Кретов. Девочки на него заглядывались, Славик этим гордился. И все бы ничего, да Валюша считала себя некрасивой девочкой и иногда даже стеснялась своей внешности. Как-то раз Валя узнала, что Славе нравится соседке по парте по имени Элла, и, чтобы как-то обратить на себя внимание предмета своего обожания, Славик написал стих. Причем говорилось в нем о двух девочках – Валечке и Эллочке, что Элла красивая, а Валя – нет. Именно таким образом Славик решил возвысить предмет своих симпатий. Валю очень обидело это сравнение, и она ...написала ответ в стихотворной форме.
Стихотворение получилось меткое и злое, оно достигло своей цели – обидчик был наказан. И именно благодаря этому стихотворению Слава посмотрел на Валю совсем другими глазами. Но ей уже было это неинтересно. Первая удачная проба пера подняла самооценку будущей поэтессы. Именно тогда Валя решила писать стихи. Потом писала и частушки, которые пела вся деревня. А стихи размещались в школьной газете.
Глава 3. Лихолетье.
Когда началась Великая Отечественная война, Вале шел седьмой год. Эти события очень хорошо отложились в памяти Валентины... Обстрелы... Бомбежки... Шестьдесят суток семья с малолетними детьми бежала от немцев. Но не только ради собственного спасения уходили из эпицентра военных действий. Спасали колхозный скот. Сами голодали, питались подножным кормом, но скотину нужно было вывести в тыл без потерь, иначе родителям – тюрьма, детям – детдом. Над беженцами постоянно пикировали вражеские самолеты. При очередной бомбежке Валю контузило. Она на два года лишилась речи. Но все слышала и понимала.
Эвакуировалась семья на Урал. Голодали. Выжить помогли кедровые орешки, которые собирали в лесу. А еще собирали брюкву, почки деревьев. Их заваривали кипятком и пили как кисель. Собирали на поле мерзлую картошку. Размораживали и пекли из нее лепешки.
Однажды мама с Валей пошли в лес за кедровыми орехами. Валя полезла в кусты, чтобы собрать оттуда упавшие с дерева кедровые шишки и вдруг закричала: «Мама, собака!» Это были ее первые слова после двухлетнего молчания. На самом деле в кустах лежал волк. После ночной охоты люди были ему просто неинтересны.
Когда семья переехала в деревню Савино, жизнь была еще тяжелая и голодная. Приехали поздно ночью. Куда идти – не знали. На улице темно. Мать от отчаяния так долго стучала в двери одной из изб, что хозяева вынуждены были открыть. Понять их можно – время тяжелое для всех, лишнего куска нет, а пускать кого – то на постой грозило голодом и для хозяйской семьи. Но то ли мать оказалась настойчивой, то ли хозяйка доброй – но так или иначе поселились все вместе под одной крышей. Так и стали жить. У Валентины Ивановны очень теплые воспоминания об этой деревне и о людях, которые ее населяли. Сложно, но дружно жилось в то нелегкое время.
Валентина вместе с сестрами пряла на веретене шерсть, вязала на фронт рукавицы с двумя пальцами, чтобы солдаты могли нажимать на курок, не оголяя рук.
Многие свои впечатления Валентина Ивановна записывала на бумаге. Одно стихотворение назвала «Кисет»
Вчера кисеты раздавали,
И мне достался с табачком,
По краю вышито : «От Вали»,
А в центре с голубым цветком.
Мы с тем кисетом воевали,
Как будто друга я нашел,
И с этой надписью «От Вали»
До Кёнигсберга я дошел.
Глава 4. Заветная мечта.
Заветной мечтой Валентины Ивановны было поступить в институт и стать учителем русского языка и литературы. Но первоначально денег на учебу не было. Валентина устроилась на работу, чтобы денег накопить. До института работала она заведующей клуба в Карелии. Эта работа ей очень нравилась. Девушка придумывала и проводила разные развлекательные мероприятия, часто включая в них собственное творчество. Путь с работы домой составлял четыре километра. Восемь лет преодолевала его Валентина – летом пешком, зимой на лыжах. В темноте ходить было очень страшно. Чтобы подбодрить себя по дороге пела песни.
Завораживающая красота Карелии, Ладога, множество озер, необъятные лесные просторы – все это наложило отпечаток на творчество Валентины. Ею написано множество стихов о природе.
«Незабудки».
Ребята дружно расступились,
А я смотрю – вот это да!
Цветы под солнцем распустились,
А я подумала – вода.
Какие у природы шутки -
Все в голубом, и нет земли.
Да это просто незабудки
По всей низине расцвели!
В них все смешалось – дали, сини,
Воды и неба бирюза...
У многих жителей России
Почти такие же глаза.
Валентине было 25 лет, когда она поступила в институт г. Петрозаводска на филологический факультет. Мечта стала сбываться. (Приложение. Фото №2) На третьем курсе вышла замуж за Гурова Владимира Ивановича. Родился сын Николай, через год Павел. Но судьба не сложилась, и Валентина Ивановна в 1967 году решила уехать к брату Сергею, который служил в бывшей Восточной Пруссии, родителям, которые в то время жили в поселке Чернышевское Калининградской области.
Глава 5. В янтарном крае.
В Калининградской области Валентине Ивановне очень понравилось. Она вспоминала: « В середине августа, когда я приехала, бушевала пышная зелень деревьев и кустарников, разноцветием радовали взор клумбы, было очень много солнца и света. Вся эта красота произвела на меня огромное впечатление. А главное – люди, с которыми здесь свела меня судьба и которые поддерживали меня в трудную минуту.»
Поначалу было тяжело. В поселке работы не было, и Валентине пришлось уехать в Калининград. Ей очень хотелось работать учителем. Институт к тому времени она закончила, правда, заочно. В городе ей повезло – она устроилась в одну из школ, где и проработала 6 лет. (Приложение. Фото №3)
В 1978 году Валентина Ивановна вернулась в Чернышевское, устроилась в Побединскую школу учителем русского языка и литературы. (Приложение. Фото №4, 8,9) Работала с энтузиазмом. Как говорили коллеги – горела и зажигала искрой других. С большой теплотой вспоминает своих учеников: «Первое классное руководство было в выпускном классе, в котором мальчишки в течение месяца меня проверяли. А потом к выпускной линейке мы подготовили такой концерт, что все были в восторге. С тех пор все праздники последнего звонка стали проходить в стихотворной форме.» (Приложение. Фото №6)
Глава 6. Дух творчества.
Работая в школе, Валентина Ивановна вела поэтический кружок «Родничок». С кружковцами исколесили полстраны – были в Литве, Латвии Ленинграде, путешествовали по пушкинским местам. Были и на море в Светлогорске, работали прямо на лавочках в парке Калинина в Калининграде. Участвовали в конкурсах. Ребята публиковали свои стихотворения в районных и областных изданиях. В кружке выросла поэтесса Елена Криницкая, стихи которой не раз публиковала газета «Сельская новь».
Ученики Валентины Ивановны с большим интересом занимались в кружке. Познавали азы поэзии и пробовали свои силы в творчестве. Организовывали и проводили литературные праздники и вечера в школе под руководством наставника.
Так же Валентина Ивановна была руководителем юных корреспондентов
Нестеровского района. (Приложение. Фото №7) Очень часто она вместе с ребятами выезжала на различные тематические мероприятия, соревнования, конкурсы. Очень часто стихи рождались экспромтом и шли прямо «с колес». Один такой экспромт родился в автобусе и был посвящен руководителю областного слета юнкоров С.С.Большакову.
...Красивый, стройный, как пион,
Всегда с иголочки одет,
И пусть пройдет немало лет,
Все так же будет он умен.
И знаем мы, что он таков,
Сергей Сергеич Большаков.
Со своими учениками и коллегами Валентина Ивановна была везде – на уроках, на праздниках, в походах и , конечно же, на работе. (Приложение. Фото №5) Когда нужно было помогать шефскому колхозу убирать урожай – без школьников было не обойтись. Задор и оптимизм вселяла в ребят их любимая учительница. Дети не просто работали – они собирали материал для «Молнии» - отзыв о проделанной работе. Но больше в школьной газете хвалили, а не ругали. Один опоздавший ученик прочел про себя в очередном номере:
Он подвязался туеском
И на свеклу пришел пешком.
Кто же этот молодец?
Это наш Сергей Кибец.
Валентина Ивановна очень полюбила не только Побединскую школу, но и поселок Чернышевское, его природу. Многое замечает поэтесса в, казалось бы, обыденных вещах. Вот растут вдоль дороги клены. Много машин проносится мимо, проходят люди. Многие просто не замечают исполинских красавцев. А в стихотворении В.Гуровой «Чернышевские клены» запечатлена и история, и восхищение землей, и обращение к современникам.
Люблю осенние картины...
Вот клены всяческих мастей.
Их посадили вдоль тропинок
Солдаты воинских частей.
С лопатой спорила лопата,
Советы, как сажать, велись,
Земля у нас щедра, богата,
И клены быстро прижились.
Как те солдаты молодые,
Что к нам пришли на спецнабор.
Они стоят, как часовые,
И охраняют наш собор.
Пройдите сами, посмотрите –
Здесь листья звездами лежат.
Но только клены не губите,
Хотя бы в память тех солдат.
Глава 7. Край родной, навек любимый.
Творческий конкурс «Наш край» был посвящен 280-летию со дня образования г.Нестерова. В нем принимали участие 10 местных поэтов. А победителем стала Гурова В.И. Хотя раньше она в творческих конкурсах не участвовала. Почему сейчас поступила вопреки устоявшимся правилам? Оказывается, библиотекарь Г.Б.Живицкая настояла. И не ошиблась. Ведь стихи Валентины Ивановны проникнуты патриотизмом, полны гордости за родной край и веры в его светлое будущее.
Сейчас Валентина Ивановна на заслуженном отдыхе. Для своих внучек она часто сочиняет стихи, частушки к школе, помогает с сочинениями. За плечами у нее звание «Ветеран труда» и почти сорокалетний стаж работы в школе. И, конечно же, множество благодарных учеников, которым она привила любовь к родному языку, литературе, помогла познать радость творческих открытий. Учитель и поэт и сейчас общается с подрастающим поколением, ребята часто приходят к ней в гости или просто поговорить, или за советом и помощью. И всегда их встречают с приветливой и доброй улыбкой, угощают чаем, и в дружеской беседе наставника и ученика рождаются новые, пусть еще робкие, но идущие из глубины души произведения о самом сокровенном. И очень часто, вспоминая Валентину Ивановну, на ум приходят слова классика : «...Учитель, перед именем твоим позволь смиренно приклонить колено».
Глава 8. Публикации.
Сейчас стихи Валентины Ивановны часто печатаются в газете «Сельская новь», в поэтических сборниках писательской организации Нестеровского района. Стихи Гуровой В.И. читаются легко. Тематика их разная. Есть стихотворения, посвященные природе, есть патриотические стихотворения. Многие из них обращены непосредственно к человеку как к личности и заставляют задумываться о своих поступках и быть ответственными за свои деяния.
Читая стихотворение «Жасмин», живо представляешь себе этот ароматный весенний цветок и видишь, как бездумно порой человек истребляет живую природу. А ведь как прекрасно смотреть и наслаждаться ее непосредственной красотой. Бездумно истребляя живые насаждения люди не задумываются о том, что может наступить такое время, когда узнать о том или ином виде живой природы можно будет только из книг.
Всегда он цвел, хрустящий, спелый,
Весенней неги властелин,
И, как невеста, снежно-белый,
С чудесным запахом – жасмин.
Теперь его совсем срезают,
Как будто смерть косой идет.
Жаль, в Чернышевском не узнают,
Как по весне жасмин цветет.
У Валентины Ивановны нет любимого времени года. Она восхищается окружающей красотой во всех ее проявлениях, умеет восхищаться увиденным вокруг. Но красной нитью через многие ее стихи проходит тема взаимоотношения человека и природы. Человек не умеет просто наслаждаться красотой природы. Для обустройства собственного быта им часто истребляется живое, существующее долгие годы бок о бок человечеством. Но, возомнив себя царем природы, и ведет себя по -царски, и мыслит, и позволяет себе бездумно распоряжаться всем тем, что его окружает. Именно об этом стихотворение «Галки».
Весна. Вот галки появились,
Летают, носятся. Кричат.
К гнездовьям старым возвратились,
Хотели вывести галчат.
В трудах бежали дни за днями.
Но кто-то дал такой приказ,
Чтоб тополя убрать с корнями:
Идет строительство у нас.
И началось: пила визжала,
Валились с треском тополя,
А сколько птичьих гнезд пропало!?
Смешала их с собой земля.
До хрипоты кричала галка:
Гнезда уж нет, птенцы молчат,
И мне по-женски стало жалко
Ее погубленных галчат.
Не обошла в своем творчестве Валентина Ивановна и тему военного времени. Самое страшное в жизни человека, считает поэтесса, это война. Убивающее, разрушающее, калечащее тело и душу бездумное истребление человека человеком. Но все может повториться вновь, если на человека снизойдет забвение. В памяти людей, даже тех, кто знаком с военным лихолетьем только по книгам и фильмам, должны быть те ужасные события, чтобы не допустить их повторения. Памяти павших воинов посвящается стихотворение « В сквере».
В Чернышевском, как и во многих поселках нашей области, есть памятник павшим воинам. Туда часто приходят люди – то дети принесут полевые цветы, то просто придут люди, почитают имена на гранитных плитах, то седой старик стоит, обнажив голову, задумавшись. И невольно останавливаешься, смотришь на памятник, мысленно благодаришь воинов, которые ценой собственной жизни завоевали для нас свободу и мироне небо. И главное, чтобы новые поколения никогда не забыли их подвига и той цены, которой завоевано счастье, радость жизни. Ведь очень часто мы можем заметить, что и сами, и окружающие становятся черствыми, злыми, равнодушными. За суетой быта не замечаем, не вспоминаем того, что главное – это мир, а все остальное можно исправить и решить.
Прошу вас, к скверу подойдите,
Куда б ни торопились вы,
И взгляд свой только задержите
При повороте головы,
Что молча слушает, внимает,
И с бюста все глядит на нас.
Как будто молча вопрошает,
Какие мы с тобой сейчас?
А стоило ль за нас сражаться,
И кровь в атаках проливать?
Вдруг (и такое может статься)
На все нам просто наплевать?
Нет! И еще раз нет! И снова
Я «Нет» - скажу, и бес прикрас
Даю от нестеровцев слово:
Не подведем и дальше вас!
Это лишь некоторые стихотворения Валентины Ивановны. Конечно, здесь лишь часть ее публикаций. И каждое новое стихотворение поэтессы, каждая ее публикация – это праздник для поклонников ее творчества, это еще одна встреча с простыми и задушевными стихами, серьезными и порой грустными, веселыми и задорными – в зависимости от тематики. И всегда за строками произведений мы видим доброе лицо, лучистые глаза Человека, Поэта, Педагога. И мы говорим: « Спасибо, дорогой наш человек, мудрая Валентина Ивановна за Ваш труд, опыт, творчество.»
Заключение.
В ходе данной работы были изучены жизнь и творчество поэта Нестеровского района Гуровой Валентины Ивановны. Мы рассказали о биографии поэта, осветили ее трудовой путь, показали становление Валентины Ивановны как поэта, значимость ее поэзии для соотечественников. Проанализировали ряд стихотворений, рассказали об основных направлениях ее творчества. Показали значимость ее поэзии для соотечественников.
Наша творческая группа считает, что опыт Валентины Ивановны необходим подрастающему поколению, и поэтому встречи с читателями, поэтические вечера, проходящие с участием Валентины Ивановны, просто дружеские встречи необходимо организовывать и дальше, так как они всегда проходят в живой и дружественной обстановке и воспитывают человека с точки зрения патриота, гражданина и просто разносторонне развитой личности. (Приложение. Фото №10)
Мы считаем, что необходимо современным школьникам изучать и литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса, так как оно может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия. Решающее значение для организации литературно- краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае. Именно таким педагогом является Валентина Ивановна Гурова.
Использованные источники и литература.
1.Авраменко. «Поэты Нестеровского района». Общественная писательская организация Нестеровского района. Нестеров. 2010г.
2.Алексеева «Радость творчества». Общественная писательская организация Нестеровского района. Нестеров. 2009г.
3.Архив музея МБОУ Побединской СОШ.
4.Интервью с поэтом Гуровой Валентиной Ивановной. Ноябрь, 2011г.
5.«Литературный Калининград». Калининград. 2009г.
6. Личный архив Гуровой В.А.
7.«Малая моя Родина». Общественная писательская организация Нестеровского района. Нестеров. 2007г.
8.«Сельская новь» №12 2002г, №5 2011г.
9. http/ www festival.1september.ru
10. http/ www .kromshkola.ru
11. http/ www culart.gov39.ru
Рисуем кактусы акварелью
Бабочка
Аэродинамика и воздушный шарик
Чья проталина?
Рисуем космос