проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 37.38 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области
Индивидуальный итоговый проект
«История Льговского образования в фотографиях»
(уровень: основное общее образование)
Работу выполнил
ученица 9 "А" класса
Шевкун Арина Максимовна
Руководитель проекта: Колесникова С.А.,
учитель истории и обществознания
г.Льгов
2021г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Фото как память. Первые Льговские фотографы…………………...5
Глава 2. Первая гимназия……………………………………………………....6
Глава 3. Время перемен. А.Ф.Непиющий……………………………………..7
Глава 4. Вперед – к знаниям! Все на борьбу с неграмотностью!..................11
Глава 5. Великая Отечественная войны в судьбе Льговского образования.12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение
Изучать прошлое можно по документам, мемуарам, в крайнем случае – по учебникам.
Особую прелесть получаешь, если образы прошлого встают перед твоими глазами в виде фотографий. Старые, пожелтевшие от времени фотографии с видами уездного Льгова и различными событиями бесконечной череды его дней. Когда-то они были весьма популярны среди населения: их дарили на память, собирали в альбомы, отправляли по почте с кратким письмом-сообщением. Но время периодически вносит свои неоспоримые коррективы в привычный уклад жизни. То, что раньше казалось почти незыблемым, зачастую становится почти ненужным
Сейчас, когда в обществе наблюдается всплеск неподдельного интереса к прошлому, и старые фотографии становятся снова востребованы. Однако, фотографии начала и середины 20-го века стали за это время большой редкостью и сохранились лишь в музейных собраниях и частных коллекциях, причем в весьма разрозненном виде.
Тем не менее, благодаря работам первых фотографов у нас есть уникальная возможность прикоснуться к прошлому, зримо увидеть, чем жили льговчане столетие назад.
В силу возраста, особый интерес у меня вызывает история школы. Точнее даже – школьного образования. Какими они были – ученики начала 20 века? А их учителя?
Актуальность исследовательского проекта: каждый ученик должен знать историю своего образовательного учреждения; понимая, какой ценой в прежние годы его ровесники шли к получению знаний, можно самому начать ценить возможность получать знания беспрепятственно; знание истории становления образовательных учреждений своей малой родины стимулирует желание учиться лучше, чтобы и нами могли гордиться в будущем те, кто придет нам на смену.
Объект исследования: становление и развитие структуры образовательных организаций в г. Льгове с начала до середины 20 века.
Предмет исследования: фотографии образовательных учреждений в начале – середине 20 века в г. Льгове Курской области.
Цель проекта: выяснить, как отразили фотографии трансформацию образования в условиях изменяющихся исторических событий в стране.
Задачи:
1. Выявить, кто и когда профессионально начал заниматься фотографией в г.Льгове;
2. Найти сведения об уровне развития образования во Льгове в конце 19 века;
3. Определить, какие события повлияли на процесс становления и развития образовательных организаций в г.Льгове;
4. Поделиться полученной информацией через создание электронной презентации.
Гипотеза: какие факторы наиболее значительно оказывали влияние на процесс развития образовательных организаций в первой половине 20 века;
Методы исследования:
1. Изучение исторических источников по теме (анализ и синтез);
2. Сравнение процесса развития образования на разных этапах исторического развития города и государства;
3. Обобщение изученного материала.
Практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в том, что проект можно использовать школьниками для повышения образовательного уровня, учителям истории для объяснения тем, проведения занимательного и открытого урока.
Предполагаемый результат: создание информационно-познавательной электронной презентации (эл.ресурса).
Предварительная работа: изучение архивных материалов; работа с фотографиями и документами основного фонда Льговского краеведческого музея; анализ литературы по теме.
Глава 1. Фото как память. Первые Льговские фотографы
Первые фотографические изображения в России были получены в 1839 году академиком Юлием Федоровичем Фрицше. Этот день принято считать
Началом рождения фотографии в России.
Прошло еще несколько лет, и фотодело шагнуло в провинцию. Сначала оно коснулось губернских центров, а затем достигло уездной глубинки.
Согласно архивным данным, первым профессиональным фотографом Льгова стал Леонид Стахарский. В 1872 году он зарегистрировал собственное фотоателье в городе. В последующие годы во Льгове будут действовать несколько фотографических мастерских.
Первое время было трудно с фототоварами, так как это новое дело еще не получило развития и не обслуживалось местной торговлей. Все необходимое можно было приобрести в крупных городах или заказать по каталогам. Отечественная фотографическая промышленность еще не была развита, поэтому на рынке господствовала продукция зарубежного производства. Специализированные склады предлагали своим потенциальным покупателям как отдельные предметы фотодела, так и полный комплект оборудования для «простого павильона» или «солидного ателье».
Позже, весь необходимый ассортимент принадлежностей для занятия фотоделом стал появляться в Курске: штативные камеры и моментальные ручные аппараты различных модификаций, объективы и затворы, пленочные кассеты и фотобумага, копировальные рамки, химикаты и кюветы, фонари и другие фототовары. Необходимо отметить, что до сегодняшнего дня столько четкими дошли до нас фотоснимки вековой и полуторавековой давности благодаря наличию серебра в составе красящего вещества. При попадании солнца фотографии немного переливаются перламутровым светом. А при длительном воздействии прямых солнечных лучей – выгорают с темно-серого до коричневых тонов.
Очень мало сохранилось материалов биографического характера о первых льговских фотографах. Некоторых мы знаем лишь по фамилии, о других имеются кое-какие отрывочные сведения, иные известны в большей степени.
Но именно с появлением первых фотосалонов во Льгове стало неизменной традицией – запечатлеть на память все важные события жизни города.
Глава 2. Первая гимназия
«Географическо-статистический словарь Российской империи», вышедший в 1867 году, упоминает, что во Льгове, на 1864 год, на три с половиной тысячи жителей были одно приходское и одно уездное училища. Интересные сведения приводит в своей книге «Города России в 1910 году» краевед Н.Черкасов. В ней упоминается, что на 1910 год в нашем городе было уже девять учебных заведений. На 6,6 тысяч жителей.
В целом же, в начале ХХ века Льговское образование находилось на самом примитивном уровне. По переписи населения в Льговском уезде из 100 человек грамотными были меньше 5, в 83 семьях из 100 не было ни одного грамотного. Но жизнь настойчиво требовала образованных специалистов для промышленности, сельского хозяйства, органов управления. И в уезде за период 1904- 1914 годы открывается 40 новых школ. Проведенная аттестация учителей показала, что 82 процента из них имеют достаточную подготовку. В городе открываются начальное и реальное училища, женская прогимназия.
Общеизвестен тот факт, что родители всемирно известного детского писателя Аркадия Голикова (Гайдара) учительствовали в школе для детей работников Льговского сахарного завода, принадлежащего князю Барятинскому. В здании школы, совмещенной с жилыми комнатами учителей, и появился на свет в 1904 году маленький Аркаша, а позднее и его сестра.
В центре города, на ул. Курской, так же активно велось строительство.
Закладка здания Льговской женской прогимназии на улице Курской, где ныне располагается наша школа, была произведена в 1909 году, построено оно в 1910м.
В 1912 году прогимназия была преобразована в гимназию. Родители воспитанниц должны были оплачивать обучение своих дочерей. В случае же несостоятельности, но при прилежном отношении к учебе, оплату за ученицу могли внести за счет средств благотворителей.
В фондах Льговского краеведческого музея сохранился любопытный документ – приглашение, рассылавшееся состоятельным горожанам города Льгова, со следующим текстом: «Правление общества любителей драматического и музыкального искусств в г.Льгове, устраивая по просьбе родительского комитета в помещении Народного Дома благотворительный спектакль в пользу недостаточных учениц Льговской женской прогимназии, выражает надежду, что Вы, милостивый государь, сочувствуя этому симпатичному делу, почтите своим присутствием означенный спектакль и окажете любезное содействие в материальном его успехе. 30 января 1910 года».
Не принять такое предложение было просто невозможно, это был бы вызов обществу. И купцы, соревновались друг с другом, кто окажется щедрее на благое дело.
Из архивных документов известно, что почетной попечительницей Льговской женской прогимназии была княгиня Мария Владимировна Барятинская, супруга Виктора Ивановича Барятинского (Брата Александра Ивановича, пленившего имама Шамиля во время Кавказской войны), который, выйдя в отставку в 1855 году, поселился в родовых имениях в Курской губернии, занимаясь ведением хозяйства и общественной деятельностью, и который, в свою очередь, сам был членом Льговского уездного училищного совета с 1911 по 1915гг.
Глава 3. Время перемен. А.Ф.Непиющий
Революция и Гражданская война ворвались в наш тихий городок не менее стремительно, нежели в столицу. Большевикам, Красной армии нужны были образованные, владеющие грамотой рабочие силы. И одним из первых лозунгов новой власти стал «Долой безграмотность!»
Одной из активных участниц образованной революционерами Курской организации РСДРП была наша землячка Софья Левицкая. В партии она носила имя «Анна», затем стала Анной Аристарховой.
В 1918 году Анна Аристархова была первой заведующей Курским губернским отделом народного образования.
О еще одном представителе сферы образования долгие годы было мало известно.
Александр Федорович Непиющий родился 30 марта 1883 года в городе Обояни. О семье ничего не известно. Окончил уездное училище. Затем работал телеграфистом, по одним сведениям, на почте, по другим - на железнодорожной станции. Очень рано увлекся революционными идеями. Организовал кружок по изучению марксизма и безоговорочно сразу примкнул к большевикам. По своей инициативе связался с революционными кругами в Курске, стал получать газеты, литературу, а после приобретения гектографа, приспособления для тиражирования, у себя на квартире печатал листовки и распространял их в Обояни и окрестных селах. Конечно, имея смутные представления о конспирации, попал под наблюдение полиции. Его группу выдал провокатор, имевший в полиции кличку «Кречет».
Следствие длилось два года, в течение которых он находился в Курской тюрьме. По первому решению Курского суда прокурор вынес протест за мягкостью приговора. Повторный суд был строже, и Непиющего сослали на поселение в районе реки Лена. Подробности ссылки неизвестны.
Освобождение пришло с Февральской революцией. В Обоянь Непиющий вернулся уже опытным революционером. Газетные публикации пишут, что он «… с присущей ему энергией снова включился в партийную работу». Однако архивная справка сообщает следующее:
«В октябре осуждал захват власти большевиками. Весной 1918 года отошел от работы и вел борьбу с большевиками. В конце августа был арестован. Раскаялся, признал все свои ошибки, выдвинут заведующим уездным отделом народного образования».
Безусловно, если бы он дожил до середины 30-х годов, это ему не прошло бесследно. И не существовала бы улица его имени.
В июне 1919 года к границам Курской губернии приблизились войска Деникина. Непиющего включают в состав штаба по организации обороны. При отступлении он уходит с Красной Армией в качестве политработника, помощника командира 42-й дивизии. В марте 1920 года начинается демобилизация работников просвещения. К тому же Президиум Уездного исполкома возбуждает ходатайство о предоставлении ему отсрочки «как незаменимому работнику». Значит, он действительно был хорошим организатором.
Непиющий возвращается в Курск, где работает в Курском Губернском комитете партии. Что случилось неизвестно - возможно, его подвел резкий характер, можно только гадать, но в 1920 году его переводят в Льгов на должность заместителя Председателя Исполкома. Это явное понижение.
В Льгове такого опытного профессионального, прошедшего ссылку большевика еще не было. Его сразу избирают членом уездного комитета партии. Интересно, но в анкете, в графе - гражданская специальность, он пишет: «Садоводство». О работе на новом месте известно крайне мало. 5 августа 1920 года ему поручают заведовать отделом Народного образования. Через пять месяцев, в феврале 1921 года, Льговская районная партийная конференция избирает его делегатом 10 съезда партии. Одно это свидетельствует об авторитете. Ведь было немало и местных большевиков, желавших удостоиться такой чести.
А теперь пришло время отвлечься и коснуться событий, которые долго умалчивались и фигурировали в учебниках фразами «контрреволюционный кронштадский мятеж».
Март 1921 года. В Советской России начался голод. Промышленность стоит. Рельсы занесены снегом. Нет керосина, спичек, соли. Цены баснословные. Только газеты, а все они большевистские, поддерживают боевой дух революционными лозунгами и призывами к борьбе с врагами. В армии - недовольство властью. Большевики стремительно теряют свой авторитет. В Кронштадте стоят вмерзшие в лед боевые корабли. Командует Балтийским флотом выдающийся большевик Федор Раскольников. Это позже он сбежит за рубеж и будет оттуда слать письма о предательстве революции Сталиным. А пока же занял в Кронштадте лучший дом. Днем выступает на митингах, в газетах публикует свои призывы к верности революции, а по вечерам устраивает приемы и балы почище царских сановников. Он один из первых пожелал увековечить свое имя и Кронштадский театр становится «Имени большевика Раскольникова». Он считает, что заслужил достойную жизнь своим боевым прошлым. Все это на глазах матросов.
Интересные воспоминания оставил участник восстания в Кронштадте моряк Иван Ермолаев. Он писал:
«Мы были связаны с деревней, знали о ее тяжелом положении - кто по коротким отпускам, кто по переписке. Мы знали, что наши семьи задавлены продразверсткой, терроризированы продотрядами, доведены до голода и впереди не видно никакого просвета».
28 февраля матросы собирают митинг, основным на нем был вопрос: «За что боролись?»
Они выдвигают требования - восстановить настоящую власть Советов, дать свободу слова другим революционным партиям, уровнять продовольственные пайки между трудящимися и руководящей верхушкой, снять в деревнях заградительные отряды, отменить продразверстку, разрешить свободную торговлю.
1 марта в Кронштадте состоялся всеобщий митинг с оркестром, песнями, революционными транспарантами. На него прибыл председатель ВЦИК М. И. Калинин. Его приняли восторженно, но когда он стал с трибуны повторять надоевшие большевистские призывы, освистали.
На следующий день в газете «Петроградская правда» М. И. Калинин заявил: «Кронштадт в руках врагов Советской власти». Матросы возмутились и в ответ арестовали коммунистов. Вспомним опять записи Ивана Ермолаева: «Власть имущие разговаривать с крестьянами, одетыми в матросские бушлаты и красноармейские шинели, протестующими против аграрной политики правительства, видимо, считали для себя унизительным».
Кронштадт оказался изолированным островком, не имеющим возможности объяснить свою позицию, в то время как в официальной прессе писали: «банда мятежников», «шайка наемников», «недоучившиеся гимназисты», «пленные махновцы и деникинцы». Правительство объявляет Петроград на военном положении.
Кронштадцы требуют переговоров. А с другой стороны следуют приказы: «В переговоры с мятежниками не вступать!» Подавление мятежа поручают будущему «врагу народа», командующему армией М. Тухачевскому. Перед ним теперь не революционные матросы, а противники и форты Кронштадта, которые еще никто не смог взять.
Сразу в ситуации сориентировался В. И. Ленин и сказал: «Народ наголодался так, что нужно улучшить его положение во что бы то ни стало…». Он срочно разрабатывает тезисы о замене продразверстки хлебным налогом.
8 марта открывается 10 съезд партии, на котором присутствует Непиющий. Ленин выступил с отчетом о политической деятельности ЦК РКП(б), с докладами о замене продразверстки натуральным налогом, о единстве партии, о новой экономической политике разрешающей свободную торговлю. Т. е. решались те вопросы, которые выдвинули мятежники. Казалось, конфликт разрешился сам по себе. Но тогда получится, что правительство пошло на поводу у какой-то кучки преступников. И принимается решение примерно наказать смутьянов, Кронштадт - штурмовать. Одухотворенные выступлением Ленина, 300 делегатов съезда, в числе которых Непиющий, срочно выезжают в Петроград.
Это был кошмар. Войска шли по льду на неприступные стены Кронштадта. А им навстречу отчаявшиеся моряки, понимая, что расправа будет жестокой, посылали свинцовый ливень. И с обеих сторон развевались красные знамена! Два полка пехоты идти на штурм отказались. Их разоружили и зачинщиков расстреляли. По разным данным, наступавшие потеряли 60-70 процентов личного состава.
В публикациях о Непиющем говорится: «Непиющий ринулся вперед и упал, сраженный пулей. Ранение его оказалось смертельным». На самом деле никаких подробностей его гибели нет. В архивной справке говорится: «... числится в списке пропавших безвести при подавлении Кронштадского мятежа». Значит, могилой его стало Балтийское море.
И в заключение привожу полностью один архивный документ:
«Протокол № 55 заседания президиума Льговского исполкома от 25 мая 1921 года.
Слушали: Заявление жены убитого во время мятежа тов. Непьющего о выдаче ей одной коровы молочной для семьи, ввиду бедственного ее положения.
Постановили: Предложить Упродкому выдать одну молочную корову во временное пользование жене тов. Непьющего».
В этом же месяце улица Преображенская была переименована в улицу имени Александра Федоровича Непиющего.
Глава 4. Вперед – к знаниям! Все на борьбу с неграмотностью!
Тем не менее, как только немного стихли бури гражданской войны, мирная жизнь населения стала входить в свое обычное русло. А дети потянулись к знаниям.
В этот период, когда обучение грамоте стало общедоступным, в городе открывается целый ряд образовательных учреждений: фабрично-заводская школа, школа рабочей молодежи.
В городе Льгове в школе второй ступени с мая 1926 по сентябрь 1929 годов учился будущий видный советский писатель Юрий Павлович Герман. В начале 1927 года поселились в Льгове на улице Непиющего в доме 54. Отец нашел место страхового агента, а мать стала преподавать русский язык в школе. Многие льговчане хорошо запомнили юного Юрия. Он был начитанным, всесторонне развитым и очень активным. Появившись в Льгове, сразу же стал участвовать в художественной самодеятельности, причем сам сочинял одноактные пьесы для кукольного и драматического театров, они были основаны на льговской действительности и пользовались успехом. Здесь в 1927 году Юрий Герман закончил свое первое произведение «Рафаэль из парикмахерской»
Для подготовки будущих педагогических кадров в центре города строится большое трёхэтажное здание учительского института (первоначально-техникум). Сохранились уникальные фото несколько довоенных выпусков этого института. К сожалению, здание было разрушено в 1942 году во время Великой Отечественной войны.
Глава 5. Великая Отечественная войны в судьбе Льговского образования
После освобождения Льгова из немецко-фашистской оккупации в марте 1943 года встал вопрос о необходимости продолжения обучения детей в школах. И, если с районными школами вопрос решали на местах, во Льгове, где детей было в разы больше, необходимо было найти помещения для размещения учебных кабинетов и классов, так как здания учительского института и Льговской средней школы, располагавшееся в здании бышей Льговской гимназии, восстановлению после нанесенных авиабомбами разрушений не подлежат.
Из документов архива известно, что учеников начальных классов решено было разместить в просторном светлом доме по переулку Кирова (в начале 21 века - бывшего магазина «Равикол», ныне разрушено). Старших же детей определили в здание Дома пионеров и здание по ул. Советской (современное – бывшее общежитие медицинского коллежа). Сохранились фотографии учеников и учителей этого времени. Одна из них уникальна. Подарок любимой учительнице к празднику 8 марта. Альбом подарок, датирован 5 марта 1945 года.
Спустя год, у здания начальных классов со своими учениками запечатлен на фотографии Михаил Андреевич Густяков. В повязанных на голову платочках, в одежде не по размеру, счастливо улыбаются в камеру – войны больше нет!
В 1954 году, с включением в состав Льгова в структуру льговских школ были включены школы при железной дороге (ныне №2, 4, 5 и бывшие 6 и 7).
Спустя время, после строительства нового здания школы №1 – часть учеников и педагогического коллектива перейдет туда. В 1953 г. в этом же месте нашей школы было начато строительство, а в 1955г. была открыта школа №3, начальная школа была переведена из здания нынешнего магазина «Равикол», среднее и старшее звено обучалось в здании общежития медучилища. Первый документ, изданный по школе, гласил:
«Приказ №1
по Льговской средней школе №3 от 1 сентября 1955г.:
Назначить по переводу из Льговской средней школы № 1 учителями в Льговскую среднюю школу №3
Жильцову А.А. рус. языка с недельной нагрузкой 8 ч.
Гробову М.М. 20ч.
Ровскую Г.М. 20ч.
Мартынову Н.А. 20ч.
СоловьевуЕ.А. 12ч.
Захарову А.И. матем.
Никольского Д.Г. физика
Степанову Е.П. матем.
Тютюникова Б.И.
10.Руденского А.И.
11.Руденко А.К. истории
12. Стулову С.И.
13. Ларских Д.М. биологии
14. Лобанову Г.В.
15. Дремлюг Ф.К. психологии
16. Мартынова Е.С. биологии
17. Новицкую Е.П. нем.яз.
18. Торкиани М.К.
19. Адамову Т.И.
20. Иванову Л.А. анг.яз.
21. Стремоухова А.А. черчения
22. Лонгинову Л.А. физ-ра
23. Каплина Ф.Д. военное дело
24. Мышакина Е.С. история
25. Литвинову Н.Н. матем.
26. Дядечко М.П.
Назначить по переводу из Льговской начальной школы учителями в Льговскую среднюю школу №3
Мудрых Е.Ив. 4 кл.
Густякова М.А. 3 кл.
Жданову Н.М. 2 кл.
Нешину Людмилу Александровну, имеющую педагогическое образование, назначить учительницей 1 –го класса Льговской средней шк.№3. Основание: приказ РОНО от 18 августа 1955г.
Скобликову Тамару Григорьевну, окончившую Суджанское педучилище, назначить ст. пионер вожатой в Льговскую среднюю школу №3 с 1 сентября 1955г.»
Школа носила имя Владимира Ильича Ленина, в школе был музей Ленина, с которым переписывались 44 музея нашей страны, в 1965 г. активно велась переписка с воинами бригады, освобождавшей г. Льгов во время Великой Отечественной войны.
В 1966 году в школе была завершено строительство пристройки. Школы становились центрами общественной жизни Ученики готовили выездные концерты на предприятия и в колхозы, а также участвовали в субботниках, помогая предприятиям в осуществлении производственного процесса. С 1962 по 1975 был создан духовой оркестр под руководством Суворова Алексея Константиновича. Все городские мероприятия проходили в сопровождении этого оркестра.
Заключение
Каждый самый маленький уголок России имеет свои особенности, своих земляков, которыми гордится. Память о них мы можем и мы должны сохранить для будущих поколений… Не зная историю своей малой родины и о героях, жителях, нельзя сохранить духовные ценности человечества, от которых зависит будущее всего государства. Изучение истории своей малой родины, изучение истории жизни земляков поможет нам выбрать правильное направление в жизни. История малой родины ТЕМ богаче, КЕМ БЫЛИ И СТАЛИ её жители, какую лепту внесли в историю целой страны…
Мне кажется, что этим людям, первым льговским учителям, известный бард Александр Городницкий посвятил свои строки, назвав их «уцелевшая интеллигенция»:
Бескорыстная интеллигенция,
Уроженцы города Льгова,
Что читают студентам лекции
И еще бы свернули горы,
То достойное поколение,
Что встречать не готово старость,
Как диковинное растение,
Что среди сорняков осталось…
Список литературы:
Домик зимней ночью
Пчёлы и муха
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Пустой колос голову кверху носит
Император Акбар и Бирбал