В данной работе было проведено исследование культурных связей русских народных сказок и древних традиций славян.
"В течение долгого периода времени история нашего Российского государства представлялась в учебниках как борьба народных масс. Но ведь история народа –это не только борьба и смерть - это жизнь, вера, праздники и обычаи, сказания и сказки. Не зная жизни, верований своих далеких предков мы не сможем оставить ничего о нашей жизни своим потомкам."
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu.docx | 1.29 МБ |
fayl_1.pptx | 2.69 МБ |
fayl1.2.pptx | 1.02 МБ |
prezentatsiya2.pptx | 1.38 МБ |
prezentatsiya3.pptx | 2.59 МБ |
prezentatsiya3.1.pptx | 887.72 КБ |
prezentatsiya3.2.pptx | 488.79 КБ |
prezentatsiya4.pptx | 2.13 МБ |
prezentatsiya4.1.pptx | 1.25 МБ |
prezentatsiya5.pptx | 1.66 МБ |
prezentatsiya5.1.pptx | 1.48 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему «Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)»Слайд 2
В течение долгого периода времени история нашего Российского государства представлялась в учебниках как борьба народных масс. Но ведь история народа – это не только борьба и смерть - это жизнь, вера, праздники и обычаи, сказания и сказки. Не зная жизни, верований своих далеких предков мы не сможем оставить ничего о нашей жизни своим потомкам. Сегодня очень важно напомнить россиянам о том, кем были, во что верили их далекие предки.
Слайд 3
В ходе истории нашей страны были утрачены или основательно забыты многие традиции и обряды языческой Руси. Будучи в большинстве случаев порицаемыми христианской религией они нашли прибежище в народных сказках.
Слайд 1
Цель: показать, как в русских народных сказках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека и её возможном продолжении после смерти, а также доказать, что сказка образно иллюстрирует отдельные языческие обряды.Слайд 1
Язычество (от церковно-славянского языцы — народы), обозначение нехристианских, в широком смысле—политеистических религий. Язычество было вытеснено официальной религией в область народной культуры. Язычество по сути своей - космическая религия, для которой главная ценность и точка отсчета - природа. «Древние славяне обожествляли природу во всех ее проявлениях: и в силах природы (земля, вода, огонь, ветер и т.п.), и в ее порождениях (растения, деревья, животные, рыбы, птицы и прочее, вплоть до скал и камней)»Слайд 2
Древняя вера в языческих богов и духов находила отражение в сказочных героях – мы видим лесовиков, леших, водяного, домового. Боги язычества олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, славянский Перун — громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Даждьбог — боги солнца; древнегреческий Нептун,— бог воды. «Отдельно стоит выделить Мать-Сыру-Землю, как общее верховное женское божество. Ее следы мы находим во всех летописных сводах, а также былинах и народном фольклоре»
Слайд 3
Леший, лесовик, лешак, лесной дядя, лисун в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Вера в лешего возникла у древних славян, вероятно, в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом.
Слайд 4
Водяной - образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах. Представления о водяном, являвшимся предметом суеверного страха, были распространены у многих народов, в том числе у славян, и нашли широкое отражение в фольклоре (например, морской царь в русских народных сказках и былинах; Водяной в сказке «Летучий корабль»).
Слайд 1
Архаические элементы славянских ритуалов в значительной мере определяются представлениями о смерти, загробном мире, о душе как переходе к иной форме существования. Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти, в привычном для нас понимании, у язычников нет. Основным источником изучения этих представлений является фольклор, так как в письменных памятниках они почти не получили отражения. Преимущественное отражение они нашли в волшебных сказках, в особенности связанных с образом Бабы Яги(«Василиса Премудрая» «Иван Царевич и серый волк»).Слайд 2
Баба Яга – колдунья, живет в избушке на курьих ножках. По описаниям эта избушка очень похожа на домовину, в которых хоронили прах покойников после кремации. Поэтому исследователи фольклора заключили, что Баба Яга на самом деле «плохой» покойник, неупокоившаяся душа, живущая в своей избушке-гробу и вредящая людям. Атрибутами Бабы Яги являются, помимо избушки, которая всегда стоит на краю леса, костяная нога, ступа, в которой она летает и преследует людей, и помело.
Слайд 1
Эти материалы позволяют сделать следующее пока чисто предварительное заключение: сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе как о месте, где производился обряд, с другой стороны - как о входе в царство мертвых. Оба представления тесно связаны друг с другом.Слайд 2
Обряд инициации делится на мужской и женский. Следовательно « инициационные » сказки мы можем определить как мужские и женские. Сказки, в которых испытания проходит юноша, мы условно будем называть «мужскими», а сказки, где интерпретируется обряд посвящения девушки, готовую стать хозяйкой дома, женой и матерью, - «женскими».
Слайд 1
Считается, что женские инициации распространены менее, нежели мужские. Чаще всего женский обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество)»9. В традиционных культурах инициации имеют трёхэтапную структуру: 1. Сегрегация (разрыв с окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни), при этом девушку уводит из дома отец или кто-то из родственников, кроме матери; 2. Транзиция (промежуточное, бесстатусное состояние посвящаемого); 3. Инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе). Героиня русской сказки- это юная девушка, достигшая возраста отлучения от дома ( Сказка «Баба-Яга», «Царевна Лягушка», «Сказка о мёртвой царевне», «Морозко»).Среди общих моментов сюжета выделяются следующие: Героиня находится в переходном периоде, когда девушка уже не ребенок, но еще не женщина.Слайд 2
В мужских сказках герой- это юноша, достигший возраста, когда необходимо проверить его силы («Иван- Царевич и Серый волк») Во время инициаций у посвящаемых юношей испытывались сила, ловкость и выносливость. Избушка на курьих ножках представляет собой единственные ворота (портал), через которые герой может пройти в «мир тьмы», поэтому он обязательно проходит через неё. Хозяйка дома грозится посадить героя в печь, что отражает один из элементов инициации, когда юноша подвергается испытанию огнём (ожог руки, клеймо на теле). Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени… По-видимому, в это же время проводили обрядовую стрижку волос у посвящаемых, на что указывает материал " инициационных " сказок.
Слайд 3
Фольклор в силу своей высокой художественности является достаточно сложным для исследования источником. Но в отличие от иных источников изучения архаичных верований древних славян – летописей, древнерусских художественных произведений, сочинений путешественников на Русь, также археологических и этнографических сведений – устное народное творчество отражает не субъективное мнение отдельного автора, а вековые идеалы и стремления русского народа. В результате проделанной работы, которая рассматривает сказки как один из источников исследования языческих верований восточных славян, мы попытались решить задачи, которые состояли в том, чтобы среди поздних наслоений, вызванных постепенным проникновением и укоренением православия в сознании древних славян, выделить уцелевшие частицы языческого мировоззрения.
Слайд 1
Важно особенностью древнерусского язычества является его всепроникающий характер, а также сохранение «двоеверия» на протяжении всей истории нашей страны. Обряды, заклинания, амулеты и гадания остались в нашей культуре и по сей день, язычество прочно вошло в православную традицию, несмотря на многочисленные запреты церковных деятелей, раздававшиеся уже в первые годы после крещения Руси. Огромно влияние, которое оказало язычество на русскую литературу: былины, сказки, обрядовые песни прослеживаются практически во всех произведениях классической и современной русской литературы. К языческим истокам обращались в своем творчестве Пушкин, Гоголь, Платонов и даже Маяковский. Языческая традиция Древней Руси сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии всей русской культуры.Ледяная внучка
Весёлая кукушка
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Почта
Рисуем "Ночь в лесу"