Гнездилова Евгения написала свое эссе «Без великодушных идей человечество жить не может» на традиционные VI Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Человечество сегодня: уроки и вызовы современности», посвященные 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, которые прошли 25 декабря 2021 г.в Воронежском юридическом техникуме . Эта цитата принадлежитФёдору Михайловичу Достоевскому. При этом, великодушная идея может восприниматься как грандиозный социальный размах, так и частная помощь, нацеленная на поддержание нравственных сил человека или воодушевление таланта, утратившего веру в себя.
Вложение | Размер |
---|---|
.«Без великодушных идей человечество жить не может» | 36.95 КБ |
VI Всероссийские (с международным участием)
литературно-философские чтения
«Человечество сегодня: уроки и вызовы современности»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
Секция: философская
«Без великодушных идей человечество жить не может»
Тема: «Без великодушных идей человечество жить не может»
Подготовил(а) Гнездилова Евгения Викторовна
Руководитель Бобрышева Наталья Ивановна
2021 год
«Без великодушных идей человечество жить не может». Эта цитата принадлежит
Фёдору Михайловичу Достоевскому. При этом, великодушная идея может восприниматься как грандиозный социальный размах, так и частная помощь, нацеленная на поддержание нравственных сил человека или воодушевление таланта, утратившего веру в себя.
Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей, искренне хвалить, подставлять им плечо в трудную минуту.
В словаре Д. Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера,
выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии
злопамятства, в способности жертвовать своими интересами». У С. И. Ожегова
отражается другой подход: в его толковании, великодушный человек – «обладающий
высокими душевными качествами». А у В. И. Даля понятие «великодушие» обнаруживает христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро».
Ведь, по сути, не важно, в огромной стране ты живёшь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки - всё равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.
Великодушие – это добродетель щедрости. Но отдать другому можно только то, чем
сам располагаешь, и при условии, что согласен с этим чем-то расстаться. В этом смысле великодушие неразрывно связано с одной из форм свободы и самоконтроля, которые у Декарта являются главным содержательным в содержании понятия. Декарт рассуждает о страсти и добродетели. Вот что он пишет в своем трактате «О страстях души»: «Я полагаю, что подлинное великодушие, в силу которого человек испытывает к себе наиболее полное и законное уважение, заключается, с одной стороны, в том, что он сознает, что на самом деле ему не принадлежит ничего, кроме свободы распоряжаться своей волей и права быть возносимым или осуждаемым в зависимости от того, правильно или дурно он ею распоряжается, а с другой стороны, в том, что он сам чувствует в своей душе постоянную и твердую решимость использовать ее правильно, то есть никогда не испытывать нехватки воли, чтобы осуществить все то, что он считает наилучшим. Это и есть путь добродетели» («О страстях души», III, с. 153).
Великодушие — это одновременно сознание своей свободы и поиск правильного ей применения. Поэтому великодушие способствует самоуважению, которое является его следствием.Важным аспектом в великодушии является свобода от собственной трусости, подлости, раздражительности, мелкой зависти. Только честные, искренние, светлые помыслы.
Понять, что человек великодушен, можно по его поступкам: они бескорыстны вне зависимости от того, кому он помогает. В сложные времена особенно заметна человеческая суть. Хорошее и плохое будто бы выносится на поверхность. Привычное становится важным, обыденное – ценным, а на добрых и великодушных людей наконец-то смотрят с уважением и благодарностью. Так во время войны, когда каждый переживал голод и нищету, люди из великодушия и милосердия всё равно помогали друг другу: брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих.
Примеры великодушия и его проявления можно встретить во многих литературных произведениях. В романе Ф.М. Достоевского "Идиот" генерал Епанчин характеризует Мышкину свою дочь Аглаю следующим образом: «...Это такое самовольное и фантастическое создание, что и рассказать нельзя! Все великодушия, все блестящие качества сердца и ума — это все, пожалуй, в ней есть, но при этом каприз,насмешки, — словом, характер бесовский и вдобавок с фантазиями». Отцу кажется, что Аглая над Мышкиным «как ребенок смеется» — «просто дурачит» его и все «от безделья».
Что касается любви, то любовь не нуждается в великодушии, но, к сожалению, только она способна без него обходиться, не впадая в эгоизм и никогда не ошибаясь. Как говорил Ф.М. Достоевский: «Эгоизм умертвляет великодушие».
В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».
Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой и явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.
«Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины»,- писал Спиноза («Этика», III, «Определение аффектов»). Получается, что любить любовь — значит радоваться мысли, что она еще существует или может существовать, но также и стремиться к ее появлению, а это и есть великодушие.
Великодушие противостоит ненависти точно так же, как храбрость противостоит страху, а свобода – рабству. Это неразрывно связано с тем, что Спиноза называет «правильным образом жизни», «правильным порядком», то есть моралью («Этика», V, 10, схолия и IV, 37, схолия 1). Мы выбираем мораль великодушия, которая ведет к этике любви. Цель – любовь. Путь к этой цели – великодушие.
На сегодняшний день так смотрят на людей, которые в условиях пандемии продолжают выполнять свой профессиональный долг.
Итак, великодушие относится к числу великих добродетелей потому, что его ростки в нашей душе слишком слабы. Эгоизм всегда сильнее, поэтому великодушие чаще всего замечают именно в силу его отсутствия. «Человеческое сердце пусто и полно отбросов»,- сетует Паскаль. Почему? Потому что чаще всего оно наполнено собой. «Подъём духа нации ради великодушной идеи – есть толчок вперёд...» Отсутствие великодушия в мире – это большая проблема. Поэтому очень важно воспитывать эту черту и в себе, и в своих близких. Это помогает всему человечеству стать счастливее.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Одна беседа. Лев Кассиль
Белый лист
Кто грамотней?
Медведь и солнце