Бытует мнение о том, что детская литература переживает сегодня не самые лучшие свои времена. Для детей писать сложно, а для подростков тем более. Здесь критерий только один: книга должна быть написана просто и увлекательно, пробуждая интерес читателя буквально с первых строк.Отечественная литература для детей имеет богатый опыт, она явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие.Где проходит граница между детской и взрослой литературами? Как распространяются и почему становятся популярными одни тексты для чтения, а судьба других – пылиться на полках магазинов? Какие уроки извлекает современный подросток, встречаясь с героями книг Анастасии Орловой, Андрея Усачёва, Анны Никольской? Отдаёт ли он предпочтение жанру произведения, или его влечёт нечто другое?Гипотеза:- несмотря на то, что современные школьники много времени уделяют компьютеру и Интернету, они все же читают книги. Возможно, если распространить информацию о современных книгах для подростков и создать условия для обмена мнениями о прочитанном, то интерес к современной детской литературе как к способу интересно и полезно провести время, возрастёт.Эти вопросы определили цель[1] нашего исследования:- создание и характеристика каталога книг для современного подростка, что, в свою очередь, потребовало решения нескольких задач:- опираясь на результаты анкетирования и личный читательский опыт, определить круг тем и проблем, интересных современному подростку;- учитывая интерес к определённым темам, сформировать каталог книг и анонсировать его читателям;- составить литературную карту популярных детских писателей XXI века.Объект исследования: современная детская литература XXI векаПредмет исследования: произведения XXI века, адресованные современному подростку.Методы исследования:- изучение, систематизация и структурирование произведений XXI века по теме исследования;- наблюдение и фиксация материала по теме исследования;- синтез и анализ исследуемого материала в логике темы;- анкетирование и обработка социологического опроса.Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в результате моей работы, путем анализа результатов опроса, будут созданы списки художественной литературы, рекомендованной самими подростками, на основании их пристрастий и увлечений. Написана статья в школьную газету «Книги XXI века – современному подростку», что, несомненно, привлечет больше внимания к чтению подростками художественной литературы.При работе над проектом использовались работы Вдовиченко В.П.[2], Гуз Е.А.[3], Чудиновой В.П.[4], Шрайберг Я.Л.[5], материалы региональных исследований, статьи из профессиональных журналов для библиотекарей, интернет-ресурсы.Структура работы:Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (социологический опрос среди подростков школы №1 г. Рыбинска «Книга в твоей жизни»). |
[1] Материалы данного исследования определены читательским опытом автора - [выделено мною – А.Д.]
[2] Вдовиченко Вера Петровна- библиограф, заведующая отделом Российской государственной юношеской библиотеки г.Москва
[3] Гуз Евгения Александровна – писатель, литературный критик.
[4] Чудинова Вера Петровна- зав. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки.
[5] Шрайберг Яков Леонидович - российский учёный, научный руководитель Государственной публичной научно-технической библиотеки России, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Вложение | Размер |
---|---|
glava_i.docx | 20.33 КБ |
glava_ii.vtoraya_literaturnaya_ostanovka.docx | 268.44 КБ |
glava_2._tretya_literaturnaya_ostanovka.docx | 133.32 КБ |
glava_2._chetvyortaya_literaturnaya_ostanovka.docx | 798.78 КБ |
glava_2._pyataya_literaturnvaya_ostanovka.docx | 229.08 КБ |
zaklyuchenie_i_spisok_ispolzovannoy_literatury.docx | 20.1 КБ |
[1] «Га́рри По́ттер» — серия романов, написанная британской писательницей Дж. К. Роулин, не только прочитаны и неоднократно перечитаны мною. Более того, все 7 книг – достояние личной библиотеки.
2.3. Вторая литературная остановка
Андрей Жвалевский и Елена Пастернак[1] о конфликте поколений
Андрей:
- Признание детей - очень классно. Это огромный аргумент в борьбе с людьми, которые говорят: а дети не такие.
Корреспондент:
- Вы подсматриваете за детьми, подслушиваете?..
Андрей:
- И подсматриваю, и подслушиваю
Евгения:
- А я поднюхиваю.
(2012 г. Из интервью)[2]
Кто же укажет верный путь подростку в современном мире: семья, школа? В обществе принято возлагать эту ответственность на школу, где, как бытует мнение, подростки больше всего проводят времени.
И ранее, и сейчас писатели обращаются к этой теме - школа в жизни подростка: А. Лиханов «Благие намерения», А. Алексин «Безумная Евдокия», В. Тендряков «Ночь после выпуска», В. Распутин «Уроки французского».
Рассмотрим новейшее произведение о школе, чтобы выяснить, как представлен в ней образ школы, как изображена окружающая реальность, с которой взаимодействует подросток сегодня. Также важно обратить внимание на образы учителей и выяснить, сохраняется ли в новейших произведениях тенденция на «вымирание» образа Учителя как образца нравственности.
В цикле А.В. Жвалевского и Е.Б.Пастернак «Шекспиру и не снилось» показан целый учебный год глазами одного класса. Это произведение необычно отсутствием единой сюжетной линии, рассказы представлены как отдельные отрывки воспоминаний о периоде учебы в седьмом классе. Более того, мы видим жизнь этого класса с точки зрения разных рассказчиков, сменяющихся от рассказа к рассказу. Такая особенность построения цикла позволяет увидеть то, что всех героев и сюжеты рассказов объединяет одна проблема – отсутствие понимания между детьми и взрослыми (учителями и родителями).
Так, вчерашние дети, сегодня – семиклассники, подчеркивают свою «взрослость» уже с первых страниц рассказа «Новый год в 7 «А». Семиклассники уже явно не хотят водить хороводов со Снегурочкой, неохотно участвуют в конкурсах и сопротивляются, когда их называют «детьми». Им гораздо интереснее «прикалываться» друг с другом, чем играть в детские игры.
В рассказах этого цикла очень мало повествовательных фрагментов, чаще всего это диалоги между одноклассниками. Например, подростки могут долго обсуждать то, как пригласить одноклассницу на свидание, какое фото выложить «ВКонтакте», что подарить девочкам на 8 марта и т.д. Целая масса вопросов и проблем, которые подросток никогда не будет обсуждать с взрослыми.
В части «Шекспиру и не снилось» происходит кульминация конфликта мира подростков и мира взрослых. По сюжету, семиклассницы Маша Иванова, Милка Кислицина и Таня Лопахина отправляются в театр, где начинают громко смеяться в самом напряженном моменте. Естественно, что рядом сидящие взрослые посчитали их «отмороженными и бесчувственными уродами». Но только читатель знает, что время трагичной сцены самоубийства Джульетты Таня вспоминала про тяжелую болезнь младшей сестры, а Милка думала о том, как рыдала мать, когда отец ушел из семьи к любовнице. Трагическая сцена, во время которой все люди сидели с «печальными» лицами, показалась им сущим пустяком по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни этих девочек.
Появление такого сюжета среди других рассказов цикла весьма необычно, так как здесь читатель воспринимает подростков не с точки зрения родителей или учителей, а совершенно посторонних людей, далеких от школы. Тем не менее, никто из взрослых не догадывается, что скрывается под маской неуместного смеха героев рассказа.
В цикле «Шекспиру и не снилось» обнаруживается явный конфликт между взрослыми и детьми. Для подростков важнее оказывается то, что скажут их одноклассники и друзья, чем то, что скажут их родители или учителя. Для взрослых важнее оказываются их собственные заботы, они не придают значения проблемам детей. Из-за того, что каждая из сторон не стремится понять друг друга, регулярно возникают недопонимания. Симпатии читателя могут разными: кто-то встанет на сторону взрослых (стереотип «взрослые всегда правы» остаётся очень стойким), кто-то примет сторону подростка. Но читателю всегда важно, какую позицию занимает писатель. Именно этот вопрос задал нам новый вектор исследования текста: как оцениваются происходящие события детьми и взрослыми, как видят себя со стороны те и другие, как не переступить «красную» черту.
Свои наблюдения мы оформили следующей таблицей
Взрослые и дети: полная утрата связей или брезжащая надежда на взаимопонимание?
Главы | Дети | Взрослые | |
Глава «Новый год в 7 «А» | Ученики: «— Приготовились! — Снегурочка подбежала к стоящему в углу ноутбуку. — Начали! И она ткнула в клавишу. Из колонок грянула «В лесу родилась елочка». Лера, Таня и Ириша замерли в ступоре. Остальные девчонки ехидно зашушукались. Сильная половина класса похохатывала в кулак».[2.- с.47] | Классный руководитель: «На следующий день классная докладывала директору: — Все прошло организовано. — А как детям? Понравилось? — А что дети, — учительница тяжело вздохнула. — Дети теперь пошли циничные,[здесь и далее в таблице выделено мною – Д.А.] они совсем не верят в дедушку Мороза…» [2.- с.49] | |
Глава «Неудачница» | «Как всегда, все сбежалось в один день — районная олимпиада по математике и Первенство города по бальным танцам!» [2.- с.51] ********************** «Вышла из аудитории как зомби. Выдохнула с облегчением от того, что под дверью нет Валентины… Ззынь! О, нет! Зачем я включила телефон! Секунду поколебалась, но все-таки взяла трубку. — Да, Валентина Владимировна. Да. Нормально. Я решила 4 задачи». [2.- с.54] | «— Что?? — От резкого крика я чуть не выронила телефон. — Как четыре?! Вот уж не ожидала от тебя, Ирина! Это же районная олимпиада, тебе же такое раз плюнуть! Ну, знаешь, если ты не выйдешь на город, я просто не стану с тобой разговаривать!» [2.- с.54] | |
Глава «Фонарь для настоящего мужчины» | «Между пятым и шестым он неожиданно вырос. До каникул стоял на физре вторым с конца, теперь — вторым с начала, сразу за здоровяком Дикаревичем. И сразу как-то подзатыльники прекратились. Попробуй дотянуться до такого затылка! И в баскетбол стали брать. В общем, жизнь наладилась». [2.- с.61] | «— Мужчина! — фыркнула мама. — А носки за собой до сих пор убирать не научился. Впрочем, — добавила она, выразительно глядя на папу, — некоторые взрослые мужчины этого тоже не умеют». [2.- с.63] И, повернувшись к Витьке, сказала наставительным тоном: «— Мужчина — это тот, кто ведет себя ответственно! Кто защищает девочек, помогает маме…» [там же] | |
Глава «Назло» | «— Да я не курю! — взвилась Таня. Она была единственной из всей сегодняшней компании, кто так и не рискнул закурить». [2.- с.84] «В беседке за школой было противно. Достала из кармана сигарету. Зажгла спичку. Затянулась. — Не веришь мне… Не веришь? Ну так получи! — шептала Таня и хлюпала носом. — Назло теперь буду курить. И по подъездам шляться! И вообще…» [2.- с.91] | «— Я тебе дам по подъездам шляться! — тут же завелась мама. — Узнаю, что куришь — руки оторву!» [2.- с.84] «А Танина мама стояла, прижавшись лбом к оконном стеклу, и думала о том, что это такой стресс — воспитание подростка…» [2.- с.91] | |
Глава «8 марта» | «Про видеоредактор вспомнили, когда вернулся Кирюхин брат». [2.- с.104] | «Он согнал нас с компа, безжалостно прервав миссию посередине». [2.- с.104] |
Иллюстрация Е. Двоскиной «Новый год в 7 «А». Свободный доступ в Интернете
Выбор главок был определён собирательным портретом взрослых: родители, учителя, старшие братья или сёстры. Последние в отношении подростков не различаются ничем, вернее, их всех объединяет одно – равнодушие к тому, чем живёт взрослеющая личность. Так что же конфликт поколений не изжит? И по чьей вине? Ответ писателей этого произведения однозначен: дети всегда хорошие, если у взрослых есть на них время. Время, чтобы с ними поговорить.
[1] Андрей Валентинович Жвалевский и Евгения Борисовна Пастернак – успешный писательский тандем, обладатели многих литературных премий. Наряду с интересными фантастическими сюжетами авторы часто предлагают острые социальные темы, связанные с проблемами детей и подростков, ставят важные для них вопросы.
[2] Полный текст интервью с корреспондентом «Комсомольской правды» здесь: https://www.kp.ru/daily/25867.4/2832398/
2.4. Третья литературная остановка
Людмила Романовская о гаджетах и не только
Все мы по природе своей исследователи, а Лариса Романовская очень точно все это показала. Просто показала, без всякой назидательности, повесть — словно акварель. Все чисто, ясно, светло, а выводы читатель сделает сам, свой собственный.
Аня Бессараб[1]
Но всегда ли подросток и взрослый найдут общий язык? Да и сами «взрослые» являются ли примером для подражания? Чтобы выяснить это, обратимся к повести Л. Романовской[2] «Удалить эту запись?» (2016 г.), которая стала лауреатом литературного конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» 7 сезона в 2016 году.
Главная героиня, Вера, 14-летний подросток, которая ведет свой личный блог на просторах интернета. Начиная с глупых вопросов, вроде «кем я стану, когда вырасту?», до вполне практических: «как мне заработать первые деньги?», «как пережить такую вот ситуацию в школе или дома?». Иногда для того, чтобы принять какое-то решение, надо про него написать, выговориться. На протяжении всей повести Вера регулярно сомневается, стоит ли публиковать ту или иную запись, например: ««100 дней счастья»: МЧ написал мне, что жить без меня не может. Как мило. Даже если это неправда».
Особо часто Вера упоминает в своем интернет-блоге о теплых и близких взаимоотношениях с матерью: «Но если бы моя мама была мне сестрой, она бы меня любила бы все равно», «Все-таки десятый: когда я люблю маму, я называю ее «мам». «Мам у меня добрый»», «Хорошо, что можно отправить маме смс. «Я тебя люблю»».
Про своего биологического отца Вера изначально пишет то, что ей известно только его имя: «Еще факт обо мне: До прошлого нового года я не знала, как зовут моего биологического отца. Потому что по документам я Владимировна с прочерком. Мам тоже Владимировна!» [5. – с.45]. Несмотря на то, что она его практически не знает, у Веры есть потребность в этом человеке.
Ценность семьи для главной героини проявляется также и в отношении к домашнему любимцу – собаке по кличке Марсик. Девушка регулярно пишет о нем, ведь он для нее поистине член семьи: «Марсик опять заболел», «Мне Марсика жалко», «Мне стихи легче всего запоминать, когда я иду куда-то. Ритм стиха и ритм шагов совпадает»[5. – с.57]. .
В конце повести Вера описывает заключительную поездку в дом престарелых вместе с классом. Ранее героиня рассказывала об этих поездках, но не особо подробно. Последняя же поездка очень ее тронула. Особенно история одной старушки: «И сказала, что они в войну с сестрой жили в деревне в прифронтовой полосе. Сперва в доме, а потом, когда его сожгли, в землянке». История от старушки, слезы и слова благодарности других стариков заставили задуматься Веру о глубоком: «Когда я сняла гимнастерку, то заметила, что все это время не могла нормально дышать. Что у меня спина была прямая. Как будто, не знаю, это была не гимнастерка, а непосильная обязанность»[5. – с.64]. .
За один учебный год героиня-подросток избавилась от всего фальшивого и ненужного, осознала цену людей, которые всегда были с ней рядом. Интернет-блог был для нее нечто таким, что помогало ей понять поступки себя и других людей, помогая меняться в лучшую сторону. И тогда, когда героиня понимает, что она преодолела этот трудный переходный этап на пути к новой счастливой жизни, Вера решает удалить свой дневник, ведь теперь ей хочется оставлять все самое ценное и дорогое исключительно для себя.
«Телетайпная» лента размышлений
[1] Анна Бессараб – член жюри Всероссийского литературного конкурса для детей и юношества «Книгуру»
[2] Лариса Романовская – писательница и журналист, автор известных произведений для подростков: «Московские Сторожевые», «Вторая смена», «Витька-Винтик», «Самая младшая» и другие.
2.5. Четвёртая литературная остановка
Наталья Соломко[1] о буднях школьной жизни и не только
«На рожон лезут глупые и злые. А умные и добрые имеют выдержку. Они молчат и делают свое дело»
Н. Соломко
«Чужое горе, оказывается, чужое только условно, только пока ты хочешь считать его чужим»
Н. Соломко
«Учитесь печалиться – только так растёт душа»
Н.Соломко
Наталия Зоревна Соломко – современная российская писательница, автор повестей и рассказов для детей и юношества: «Если бы я был учителем», «Почтовые голуби», «Пожарный кран № 1», «Козёл Галагуцкого», «Эй, кому тут нужен брат?». И какое бы произведение писательницы мы не назвали, каждое будет отличаться тонким психологизмом, удивительной задушевной добротой и мягким юмором.
Весь сюжет повести, жизнь молодого учителя географии, умещается в две недели. Всего пара недель, но сколько за это время произошло событий, как изменились в глазах Александра Арсеньевича окружающие его люди, и, конечно, сам он не мог не измениться.
Сразу ответим на вопрос читателя: «А при чем здесь белая лошадь?». Автор выносит в название приговорку-заклинание, которому научил Санька в детстве Аристотель — тоже учитель, друг и порядочный человек. Эта старая присказка может уберечь от любой беды: прошепчешь чуть слышно – и ничего с тобой не случится. Только правильно ли это — отстраняться от чужого горя? И может ли испытывать горе ученик в школе? Вот и бродит белая лошадь без отпустившего её на волю хозяина.
И что делать? Есть ли ответ на это вопрос в самой повести? С этой целью исследуем ключевые монологи и диалоги героев, и первый – от главного героя учителя географии Александра Арсеньевича. Для удобства сопоставления также воспользуемся таблицей:
Школьные миры в повести
Монолог (или диалог) | Кто произносит | Оценка ситуации через вопросы |
«Уроки в школе бывают серьезные и несерьезные, это все знают. Серьезные - это по которым задают домашнее задание письменно и все время проверяют. А когда домашнее задание задают устно и проверяют не всегда, то это - несерьезные... Хорошо быть учителем по "серьезному" предмету, по алгебре, химии, физике!.. Сколько опасного и непостижимого таят в себе эти науки! Например, кроме параграфов в учебнике, надо еще решать всякие ужасные задачи и уравнения. Тетради, конечно, собирают редко, но зато в любой момент могут вызвать к доске. Поэтому, чтобы избежать двойки, необходимо если не выполнить задание дома, то хотя бы списать на перемене. А это, сами понимаете, дисциплинирует характер и воспитывает ум в уважении к науке... Куда там "несерьезным" предметам! Истории, например. Там главное успеть заглянуть в учебник, что там у них происходило в стародавние времена... Так, отрубили королю голову! Правильно сделали, так ему и надо, не будет угнетать! А в каком году это случилось, кто-нибудь подскажет...» | Молодой учитель географии Александр Арсеньевич - Сан Сенич – так называют его ученики. | - Зачем он пошёл в школу, а не в аспирантуру? - Почему он выбрал именно ту школу, где совсем недавно учился сам, а директор школы - его отец? - В чем разница между понятиями «серьезный и несерьезный урок»? - А ученики современной школы действительно делят учебные предметы на серьезные и несерьезные? - К какому разряду уроков относит сам учитель свои уроки географии? - Почему в качестве примера «несерьёзного» «урока он выбирает историю? Это случайно или нет?
|
« - Тихо! Сегодня будем открывать Америку. - Ур-ра! - Тихо, я сказал! Сдвигайте парты к стене, Атлантический океан - на пол... Кто будет держать небо? На этот вопрос 6"Б" реагировал без восторга: быть "атлантом" никто не хотел, скучное это было занятие - держать над океаном карту звездного неба... - Нет добровольцев? Назначаю по списку: Васильев, Козаченко, Кравченко, Пименов... .... Шестой "Б", толкаясь и споря, устраивался на полу, вокруг "океана". - Выходим из Лиссабона, - сказал Александр Арсеньевич, оглядывая свою юную команду. - Дежурный штурман, где астролябия? Компасы прячьте: их ещё не изобрели... Экипаж, по местам!» | Сцена на уроке географии. Учитель объясняет новую тему «Открытие Америки». | Этот эпизод объясняет многое: почему дети любят своего учителя, чем так заворожил учитель своих учеников, почему дети с нетерпением ждут уроков географии. А читатель задаёт один вопрос: «Почему таких учителей и таких уроков так мало в современной школе? Изменились дети или изменились учителя?». Известно, что писательница Соломко в детстве занималась в студии, организованной В. Крапивиным. Может быть, образ увлеченного учителя списан немного с него (путешествия, корабли, астролябия)? Может быть, но очень хочется, чтобы в школе и сегодня таких учителей было много. |
« - Хватит донкихотствовать! - сказал Исаков-старший Исакову-младшему. - На рожон лезут глупцы и психи. А умные и сильные имеют выдержку. Они молчат и делают свое дело. Ты понимаешь меня, Борис? Они живут без болтовни, без криков о справедливости. И без высоких слов. Высокие слова - это для публики, запомни. Они шли по вечереющей улице. - Зачем тебе это нужно? - с неодобрением спросил Исаков-старший. - Но ведь ты сам всегда говорил, что человек должен быть порядочным... Исаков-старший хмыкнул. - Ты ведь неглупый человек, Боря. Пора бы уже понять, что жизнь штука сложная, и движут ею вовсе не законы добра и справедливости. Есть законы посерьезней... - Ты мне раньше этого не говорил... - упрямо повторил Исаков-младший уже с отчаянием. Ему хотелось, чтобы отец и теперь не говорил ему этого, потому что ему стало вдруг тоскливо и неуютно: изменилось все как-то вокруг... Дома, что ли, скособочились на родной улице или небо стало ниже в мире, где, оказывается, не в добре и справедливости было дело... И это отец ему говорил, самый главный человек, самый умный, все на свете знающий и понимающий... - Как ты можешь? - растерянно сказал Исаков-младший. - Ты, кажется, собирался стать кинорежиссером. Что, передумал? - А для этого обязательно сначала стать подлецом? - запальчиво спросил Исаков-младший. - Если тебя интересует мое мнение, - сухо сказал Исаков-старший, - то лучше уж быть подлецом, чем неудачником. Запомни: подлец - понятие относительное, а неудачник - всегда неудачник...» | Диалог между отцом и сыном. Сын – ученик 9 «в» класса, его отец – Яков Львович – известный в городе «человек искусства», режиссёр театра. | Дон Кихот, подлец, неудачник – вот характеристика людей, (по мнению Исакова-старшего), которые не способны ни на что. - А чем отличается порядочный человек о непорядочного? - Одинаковый ли смыл закладывает каждый из герое в эти понятия? - Почему вдруг в глазах Исакова-младшего «дома скособочились и … небо стало ниже в мире»? - Как понимает фразеологизм «лезть на рожон» Исаков-старший? Мы знаем, что после этого разговора Исаков –младший ушел из дома и спрятался в лесу. - Чем можно объяснить такое поведение героя? |
«Александр Арсеньевич был зол и несчастен. Его и раньше мучило его неправильное отношение к Петуховой Юле из одиннадцатого "А". Он ведь понимал, что это неуместно, предосудительно. Ведь если все учителя примутся влюбляться в учениц (а он отдавал себе отчет в том, что он именно влюблен, и никак иначе это чувство определить нельзя), то это что же будет? Недопустимое безобразие - вот что будет». | Пухова Юля – ученица выпускного класса – «красавица с тёмными строгими глазами» и учитель Александр Арсеньевич | Часто случается, что ученики влюбляются в своих учителей. Так произошло и в этой повести. Но только здесь любовь взаимная: и Сан Сенич любит Юлю, и она - его. И обоих мучает вопрос: насколько возможно их счастье при существующих нормах морали. |
Вместо вывода
Так о чём же эта книга: об учителях, учениках?
Для меня – об учителях! Книга показывает нам те типы учителей, которые сохранились и в наше время:
1.Те, кто не любит своих учеников, считает позволительным называть их "придурками", говорить, что они "никто".
2. Равнодушные учителя, им безразлична судьба учеников, главное - успеваемость и грамотность.
3. Лишь два героя в книге по-настоящему любят своих воспитанников - учитель истории Аристотель и молодой учитель географии Сан Сенич. Только эти два учителя вникают в судьбы своих подопечных, пытаются помочь изменить их жизни.
Отдельно можно говорить об Александре Арсеньевиче, молодом максималисте, который сам похож на девятиклассника, но он силен духом, противостоит остальным учителям в попытках помочь детям. Еще в детстве Аристотель научил его заклинанию "Белая лошадь - горе не мое", которое отгоняло все несчастья. Но, придя в школу, молодой человек понимает, что это его горе, что от него нельзя открещиваться, нельзя закрывать глаза на горе других людей.
Советую прочитать эту книгу более взрослым людям, особенно учителям, особенно важно не попустить сочинение мальчика из 5 «Д», в котором звучал призыв о помощи, но услышал его лишь Сан Сенич: «Я хотел бы стать невидимкой, чтобы бродить по улицам и улыбаться тем, кто меня увидит».
[1] Автор начала писать с детства, а после окончания школы твердо решила стать писателем, поступила в литературный институт. В библиографии Натальи Соломко есть книги для детей разного возраста, по её произведениям поставлено два телеспектакля и один короткометражный фильм, ещё в 1980-е годы. Экранизирована в 1986 году и её повесть «Белая лошадь – горе не моё»
2.6. Пятая литературная остановка
Мария Гиппенрейтер[1] о том, как мечту превратить в реальность
Каждый родитель хочет сделать своего ребёнка счастливым, но не каждый понимает, что счастье только тогда становится счастьем, когда человек добывает его для себя сам.
Счастье – это мечта. Не лишайте ребёнка его мечты, и он будет счастливым.
М. Гиппенрейтер[2]
Очень трудно сейчас представить себя отрезанным от цивилизации: городская суматоха, гаджеты, интернет. Но порой так хочется отдохнуть от всего, восстановить свои силы не только физические, но и духовные. В этом случае лекарем может быть только природа и такие глубинки, куда цивилизация не протянули ещё свои цепкие пальцы. Именно этот путь выбирает героиня повести «Бегство к себе», семнадцатилетняя девочка Маша, мечтавшая со второго класса «войти в облака»: «Вокруг возвышались суровые снежные вершины с висящими на них шапками облаков. Мы вошли в одно такое облако, и ничего не стало видно. Потом облака оказались внизу. Это было удивительно – осознавать, что ты стоишь выше облаков, на которые обычно смотришь снизу, а они плывут под ногами». - [1. – с.45]
Приходит на ум одно мудрое изречение: «Чтобы вырастить одного доброго человека, нужны усилия целой деревни!». В автобиографической повести мы замечаем «усилия деревни», которая «растила» героиню. Видно, сколько бесценной помощи она получила от многих людей — близких и не очень, бабушек и дедушек, друзей, родных, просто знакомых, учителей, биологов, влюбленных в свою профессию, лесников, сторожей и рабочих леса.
Отъезд из дома в семнадцать лет и погружение в непростую жизнь на Байкале не только принесли Маше яркие новые впечатления, но и это был переломный момент в её становлении как сильной независимой личности. Она испытала себя, поверила в свои силы и укрепилась в решимости всегда пробиваться к своим мечтам.
К своим мечтам героиня действительно «пробивалась», в тексте эта сюжетная линия выделена особенно ярко. Проследим путь Марии за её мечтой.
Тайга и Байкал… Суровая красота и мужественная природа, которая и от человека требует выносливости, смелости духа, решительности. И вот здесь оказывается 17-летняя девочка…
И работает лесником-радистом на глухом кордоне… И учится управлять моторной лодкой, и печь хлеб в настоящей русской печке, и колоть дрова, и стрелять из ружья, и косить траву... А однажды сталкивается с браконьерами, а в другой раз встречает заблудившихся туристов и выводит их на тропу, не проходит мимо выпавшего из гнезда вороненка, приручает забитого и одичавшего коня, попадает с другими лесниками в шторм и не трусит.
Описаны эти эпизоды лесной жизни очень просто и лаконично, и в этом есть особая привлекательность повести: сочетание художественного стиля с научно-популярным. Читая описание приключений Маши, невольно задумываешься о том, что это всего лишь подросток, это женщина. Девочек в семьях принято беречь, а здесь родители не просто соглашаются с выбором дочери, но и принимают его. Они разрешали ей гулять в одиночку по фьордам и отправляться в длительные вылазки на собственной лодке - и не просто разрешали, но поощряли и учили всем необходимым навыкам выживания в дикой природе.
Читаешь про будни 17-летней Маши Гиппенрейтер и понимаешь, что между нею и большинством нынешних ровесниц - пропасть, причем раздел проходит не по навыкам стрельбы или управления моторкой, а по чему-то более глубинному и важному.
Внутренний стержень - вот в чем дело. А в сочетании с вниманием и поддержкой со стороны родителей это позволило девочке выработать необходимую независимость мышления и самостоятельность. И - самой [выделено мною – Д.А] определить свое призвание, реализовать мечту.
Удивительным образом художник Мария Пинкисевич[3] уловила эту мысль и сумела передать в своих иллюстрациях. Кажется, созданные одним взмахом карандаша, они передают трудное восхождение героини к своей мечте. Рисунки, выполненные в графике, причём, почти без растушёвки, даю возможность самому читателю «дорисовать» тот мир, где природа сильнее человека только тогда, когда он не умеет «читать» эту книгу, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Коллаж из иллюстраций к повести
[1] М. Гиппенрейтер – современная писательница, дочь знаменитого психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер и фотохудожника-пейзажиста Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера.
[2] Из профиля на странице автора в Facebook
[3] Коллаж создан из иллюстраций художницы
Заключение
В данном исследовании мы рассмотрели вопрос, как изменилась детская литература, пройдя историю в несколько веков.
Первая глава нашей работы носит информационный характер, в ней мы проанализировали материал об особенностях детской и подростковой литературы. Выяснили, как понимается феномен детской литературы и какую задачу должны ставить перед собой детские писатели, чтобы проникнуть в мир подростка.
Вторая глава носила практический характер, в ней мы рассмотрели произведения, ставшими призёрами разных литературных конкурсов[1] последних лет и попытались исследовать то, как представляется образ современного мира нынешнего подростка в этих книгах. Авторы пишут для подростков на разные темы, но заинтересовать юного читателя может лишь то, что волнует его самого. Семья, школа, социум – это то, что составляет маленький мир ребенка, который напрямую на него влияет. Зачастую подросток еще не нашел верный путь в этом мире, из-за чего возникают конфликты с родителями, друзьями и учителями.
В проанализированных нами произведениях отчетливо заметна динамика в изображении образов героев-подростков. От начала к концу произведения читатель замечает, что герои неизменно становятся лучше, взрослее, герои все-таки находят верный путь, по которому им стоит идти в жизни.
К какому результату мы пришли в ходе исследования:
во-первых, российские авторы обращают внимание на те проблемы, которые по-настоящему волнуют юного читателя:
во-вторых, писатели приглашают подростков к диалогу, чтобы осознать себя как личность, как гражданина;
в-третьих, спектр тем, многообразие жанров предоставляет возможность каждому найти «свою» книгу. Современные писатели не боятся показывать негативные эмоции подростков: страх, гнев, стыд, злость, растерянность, поэтому конфликт всегда очень острый, а финал произведения далеко не сказочный, где всегда побеждает добро.
Каждый новый день – это всегда новый вопрос. А каждая книга – это путеводитель во Вселенной.
Список использованной литературы
Художественные тексты
Библиография
[1] Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».
Международная детская литературная премия им. В. П. Крапивина.
Ежегодный литературный конкурс «Новая детская книга».
Национальный конкурс «Книга года».
Для чего нужна астрономия?
Ветер и Солнце
Рисуют дети водопад
Позвольте, я вам помогу
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками