Приближается великая дата в истории нашей страны - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободившей не только свою страну, но и всю Европу.
Великая Отечественная война… Сколько боли и горя в этих словах. Это ужасное время унесло жизни более десяти миллионов людей. На сегодняшний день нет семьи, которой не коснулась бы война. Ради мирного неба над головой советский народ мужественно сражался за свою Родину, жертвуя здоровьем и жизнью. Наши прадеды надеялись, что смогут обеспечить нам, их потомкам, светлое будущее и жизнь в независимой стране. Интерес к этому периодуистории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить.
Мне 14 лет. Об этой страшной войне я знаю на уроках истории, литературы, из кинофильмов. На одном из уроков литературы мы обсуждали книги о войне. Среди большого множества книг меня заинтересовало произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». У меня возникло желание узнать больше об этом рассказе. Я прочитал это произведение. Потом нашел в интернете фильм по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» и посмотрел его. После просмотра фильма и прочитанного произведения, я задался вопросами « Так чем же жив человек? В чём сущность его судьбы?»
Выбор темы исследования обусловлен желанием пополнить знания о Великой Отечественной войне, понять авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека».
Цель исследования – постичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста.
Объект исследования: рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Предмет исследования: главный герой рассказа Андрей Соколов.
Моя исследовательская работа состоит из следующих этапов:
1 этап: ноябрь 2019 г. – Подготовительный. (На этом этапе я определил тематику, поставил цели, задачи работы, определил методы своего исследования);
2этап: декабрь 2019 г. - Практический. (Беседы и анкетирование позволили наладить личный контакт с отвечающими, и получитьответы на вопросы, );
3 этап: январь 2020 г. - Вывод и анализ. (На этом этапе я сделал анализ полученной информации в результате анкетирования, анализ произведения, дал обоснование полученным результатам и сформулировал выводы).
Новизна исследования заключается в представленной попытке рассмотреть проблему обращения современных подростков к произведениям русской литературы о Великой Отечественной войне.
Гипотеза: писатель исследует не саму войну, а возможность человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.72 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
Конференция «Детские Шолоховские чтения-2020»
Тема научно-исследовательской работы:
«Чем жив человек в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека»?»
Улиханян Давид, 8 класс,
МБОУ Верхнесолёновская
СОШ,х.Нижнесолёный.
Научный руководитель:
Мустафаева
Анжелика Владимировна,
учитель русского языка и
литературы,
МБОУ Верхнесолёновская
СОШ,
х.Нижнесолёный
г. Ростов-на-Дону
2020
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………..3 |
2.Основная часть……………………………………………………………...4 |
2.1. История создания рассказа………………………………………………4 |
2.2. Смысл названия рассказа………………………………………………...4 |
2.3. Андрей Соколов…………………………………………………………..5 |
2.4. Центральные эпизоды рассказа………………………………………….6 |
2.5. Чем же жив человек, с точки зрения Шолохова?....................................6 |
3.Практическая часть…………………………………………………………8 |
3.1. Анкетирование……………………………………………………………8 |
3.2.Результаты анкетирования……………………………………………….8 3.3.Судьба человека в искусстве…………………………………………….8 |
4.Заключение………………………………………………………………….9 |
5.Список использованной литературы……………………………………..10 |
Приложение 1………………………………………………………………..11 |
Приложение 2………………………………………………………………..12 |
Приложение 3……………………………………………………………….15
1.Введение
Приближается великая дата в истории нашей страны - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободившей не только свою страну, но и всю Европу.
Великая Отечественная война… Сколько боли и горя в этих словах. Это ужасное время унесло жизни более десяти миллионов людей. На сегодняшний день нет семьи, которой не коснулась бы война. Ради мирного неба над головой советский народ мужественно сражался за свою Родину, жертвуя здоровьем и жизнью. Наши прадеды надеялись, что смогут обеспечить нам, их потомкам, светлое будущее и жизнь в независимой стране. Интерес к этому периодуистории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить.
Мне 14 лет. Об этой страшной войне я знаю на уроках истории, литературы, из кинофильмов. На одном из уроков литературы мы обсуждали книги о войне. Среди большого множества книг меня заинтересовало произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». У меня возникло желание узнать больше об этом рассказе. Я прочитал это произведение. Потом нашел в интернете фильм по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» и посмотрел его. После просмотра фильма и прочитанного произведения, я задался вопросами « Так чем же жив человек? В чём сущность его судьбы?»
Выбор темы исследования обусловлен желанием пополнить знания о Великой Отечественной войне, понять авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека».
Цель исследования – постичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста.
Объект исследования: рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Предмет исследования: главный герой рассказа Андрей Соколов.
Моя исследовательская работа состоит из следующих этапов:
1 этап: ноябрь 2019 г. – Подготовительный. (На этом этапе я определил тематику, поставил цели, задачи работы, определил методы своего исследования);
2этап: декабрь 2019 г. - Практический. (Беседы и анкетирование позволили наладить личный контакт с отвечающими, и получитьответы на вопросы, );
3 этап: январь 2020 г. - Вывод и анализ. (На этом этапе я сделал анализ полученной информации в результате анкетирования, анализ произведения, дал обоснование полученным результатам и сформулировал выводы).
Новизна исследования заключается в представленной попытке рассмотреть проблему обращения современных подростков к произведениям русской литературы о Великой Отечественной войне.
Гипотеза: писатель исследует не саму войну, а возможность человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
2.Основная часть
2.1.История создания рассказа
…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Б. Васильев
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году, в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.
Еще в послевоенный период М.А.Шолохов находился в казачьей станице на Украине. Во время очередной охоты на привале он встретил незнакомого мужчину с маленьким сыном. Дабы не смущать странника, он не стал представляться, притворившись местным жителем, обычным шофером. За короткий период знакомства мужчина поведал М.А.Шолохову трагичную историю своей жизни. О том, как на фронте попал в немецкий концлагерь, и, рискуя быть расстрелянным, бежал. О смерти жены и детей, а также старшего сына в последний день боевых действий.
Несложно догадаться, что тот человек и стал прообразом главного героя рассказа. Однако его имени М.А.Шолохов так и не узнал. Во время разговора к мужчинам присоединилась жена писателя, невольно раскрыв его личность собеседнику. Мужчина засмущался того, что не узнал настолько прославленного человека. Поэтому настоящее имя Андрея Соколова так и осталось скрытым как для читателей, так и для самого автора.
Вернувшись с охоты, М.А.Шолохов загорелся идеей описать судьбу собеседника. Этими мыслями он успел поделиться с верхушкой райкома партии. Там егозамысел одобрили. Однако реализовать его сразу писателю не удалось. Он был занят продолжением уже начатых произведений, общественной деятельностью.
Посвятить себя рассказу о тяжелой жизни обычного фронтового шофера писатель смог только через десять лет после описанной выше истории. Вспомнить былую затею помогло чтение произведений Ремарка и Хэмингуэя. Их творчество наполнено сильными трагическими героями, которым судьба преподнесла непосильные испытания. Проникшись творчеством великих писателей, М.А.Шолохов вновь обратился к услышанной десяток лет назад истории.
Рассказ буквально просился на бумагу. Автор полностью закончил его создание через восемь дней. Так тяжелая судьба обычного человека стала известна всему миру. Рассказ впервые был напечатан в 1957 году. Вскоре после публикации его прочитали на волнах советского радио.
2.2.Смысл названия рассказа
В толковом словаре С. Ожегова дается такое лексическое значение слова «судьба»: «жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или
целым народом, государством».Именно в этом значении употребил данное слово М.А. Шолохов.
Рассказывая историю главного героя, М.А. Шолохов стремился показать, как сильно это ужасное событие повлияло на судьбы людей. И почему каждый должен ценить все, что у него имеется, ведь ничего не вечно. Смысл названия произведения «Судьба человека» заключается в том, что автор повествует о жизни не конкретного человека, а целого поколения. Ведь война наложила отпечаток на жизнь каждого. Солдаты решались на самые смелые поступки, рисковали своей жизнью, отстаивая честь Родины. Из – за войны люди теряли все самое дорогое, что у них было, и только человек с большой буквы, в полном понимании этого слова мог сохранить в себе лучшие качества.
Главный герой произведения - Андрей Соколов, обычный шофёр, совершил подвиг, характерный почти для каждого советского человека.
В судьбе Андрея Соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека. Его судьба отмечена чертами подлинной трагедии, героизма и подвига во имя Родины.
Рассказ Андрея Соколова о своей жизни составляет основу сюжета произведения. Рассказ насыщен острыми драматическими событиями (первый и второй побег Андрея Соколова из плена, его столкновение с Мюллером, похороны сына, погибшего в последний день войны, встреча с Ванюшкой и его усыновление и др.). Сюжет рассказа разворачивается одновременно в двух планах: в прошлом — когда совершались события, о которых Андрей Соколов повествует, и в настоящем — в момент повествования. Это одновременное присутствие героя там и здесь достигается передачей единства его чувств. Он сейчас переживает страдания плена и боль невозместимых утрат так же остро и глубоко, как и тогда, на войне, когда обрушились они на него впервые. «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» — так начинает Андрей Соколов свое повествование о пережитом.
Основные черты характера Андрея Соколова раскрываются в его поступках. Постепенно перед нами вырисовывается образ человека с большим сердцем и красивой душой. В его характере отразились лучшие черты человека — не показной, но глубокий патриотизм, гуманизм, непреклонная воля в достижении поставленной цели, свободолюбие. В образе Андрея Соколова М.А.Шолохов воплощает свои эстетические представления о человеке, показывая, каким он должен быть. Вся жизнь Андрея Соколова — подтверждение этому. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны — с первых дней на фронте. Андрей Соколов — человек действия, слова, герой своего времени.
2.4.Центральные эпизоды рассказа
В эпизоде «В церкви» М.А.Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Он поступает так, как велит ему совесть. Наиболее драматической сценой рассказа является столкновение Андрея с комендантом лагеря Мюллером. В этом эпизоде проявляется героизм Соколова, чувство высокого человеческого достоинства, патриотизм и гордость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как, ни старались». Человеческое достоинство Андрея Соколова оказалось столь высоким, и твердость и отвага перед лицом смерти столь поразительными, что даже враг восхитился им: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду». Это была психологическая победа Соколова, больше того, — признание этой победы гитлеровцем.
Мне кажется, что немецкий плен, описанный писателем в рассказе, является одним из самых ярких доказательств того, что война – самое чудовищное явление на земле. Она калечит не только тела, но и души, и выстоять в этой смертельной схватке с врагом и со своей совестью очень нелегко. А те, у кого это получатся, становятся героями таких замечательных произведений.
2.5.Чем же жив человек, с точки зрения М.А.Шолохова?
Андрею Соколову пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.
Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.
Несмотря ни на что, Андрей не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.
Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит героя, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».
Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.
Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».
Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. Таким образом, в страшных условиях войны, меняющих человеческое сознание, его душу, мироощущение, очень важно оставаться человеком. А сохранить свою сущность, даже перед лицом трудностей войны, помогают такие чувства как любовь, милосердие, сострадание и доброта. Пропустив через себя переживания Андрея, я соглашусь с М.А.Шолоховым, что человек без любви, сострадания, доброты не может сохранить свою сущность.
3.Практическая часть
3.1.Анкетирование
На начальном этапе исследования мною было проведено анкетирование учащихся МБОУ Верхнесолёновская СОШ с 8 по 11классы о значимости военной литературы в современном обществе.
В анкетировании приняли участие 65 учеников в возрасте от 14 до 18 лет, которые отвечали на следующие вопросы (Приложение 1).
3.2. Результаты анкетирования
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:
В целом, исследование показало, что эта анкета затронула души и умы учащихся нашей школы, далеких от военной поры. Я рад и горд, что многие ребята знают донских писателей, затронувших тему Великой Отечественной войны, среди которых самый популярный М.А.Шолохов. Но всё, же нам нужно больше читать произведения о войне, проводить беседы, выполнять проекты. По мере возможности организовывать встречи с участниками Великой Отечественной войны и живыми свидетелями тех лет ( Приложение 2).
3.3. Судьба человека в искусстве
Тема, которую затронул М.А.Шолохов, безусловно, не оставила меня равнодушным. Мне захотелось проследить, как другие деятели искусства отражают сущность человека в своих произведениях.
Тема Отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах искусства. События ее раскрывались в полотнах, в кинофильмах, в поэзии, музыке и скульптуре. Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, поэтов, режиссеров и музыкантов.
Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Наиболее значимые из них мне захотелось представить вашему вниманию в данном буклете (Приложение 4).
4. Заключение
Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.Гипотеза подтвердилась:
1.Рассказ «Судьба человека» занимает видное место в русской литературе ХХ века.
2.Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории.
3.Я понял, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
4.Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. «Если забывают войну, начинается новая», -Светлана Алексиевич советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Я полностью согласен с её словами. А мы никогда не должны допустить этого.
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, у этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.
Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.
Мы помним! Мы гордимся!
5.Список литературы
Приложение 1
Анкетирование
1.Любите ли вы читать книги?
А) Да.
Б) Нет.
2.Читаете ли вы книги о войне?
А) Да.
Б) Нет.
3.Из каких источников вы получаете информацию об этом историческом периоде в жизни России?
А) На уроках истории.
Б) Из кинофильмов
В) Из литературы о войне.
4.Каких вы знаете авторов, написавших произведения о войне?
5. Знакомы ли вы с произведением М.А.Шолохова « Судьба человека»?
А) Да.
Б) Нет.
6.А как бы вы могли написать это название, прочитав рассказ?
А) Оставить такое название.
Б) « Судьба Человека»(слово Человек написать с большой буквы)
7. А кого вы можете назвать Человеком с большой буквы?
А) Человек, который в трудной жизненной ситуации протянет руку помощи.
Б) Человек, который не пройдет мимо чужой беды.
В) Человек, на которого можно положиться.
Г) Человек с глубочайшей душой, на которого хочется быть похожим.
8.Чем же жив человек с точки зрения Шолохова?
А) Любовь, доброта, человеческое достоинство.
Б) Сила, мужество.
9.Какие уроки для последующих поколений можно вынести из литературы о войне?
А) Огромная любовь к своей Родине.
Б) Преодоление человеком трудностей, становление характера.
В) Дружба, взаимовыручка.
Г)Беззаветная преданность Родине, сила и смелость, отвага, хитрость, ловкость, упорство, терпение.
Приложение 2
Результаты анкетирования
А) Да - 85%.
Б) Нет -15%.
2.Читаете ли вы книги о войне?
А) Да - 72%.
Б) Нет - 28%.
3.Из каких источников вы получаете информацию об этом историческом периоде в жизни России?
А) На уроках истории – 30%
Б) Из кинофильмов – 20%
В) Из литературы о войне – 50%
4.Каких вы знаете авторов, написавших произведения о войне?
5. Знакомы ли вы с произведением М.Шолохова « Судьба человека»?
А) Да – 74 %.
Б) Нет - 26%.
6.А как бы мы могли написать это название, прочитав рассказ?
А) Оставить такое название – 12% .
Б) « Судьба Человека» - 62%.
7. А кого вы можете назвать Человеком?
А) Человек, который в трудной жизненной ситуации протянет руку помощи – 23%.
Б) Человек, который не пройдет мимо чужой беды -18%.
В) Человек, на которого можно положиться – 13%.
Г) Человек с глубочайшей душой, на которого хочется быть похожим – 46 % .
8.Чем же жив человек с точки зрения Шолохова?
А) Любовь, доброта, человеческое достоинство – 53%.
9.Какие уроки для последующих поколений можно вынести из литературы о войне?
А) Огромная любовь к своей Родине – 26%.
Б) Преодоление человеком трудностей, становление характера – 29%.
В) Дружба, взаимовыручка - 8%.
Г)Беззаветная преданность Родине, сила и смелость, отвага, хитрость, ловкость, упорство, терпение – 37% .
Приложение 3
Фото-галерея
фото 1. Проведение анкетирования фото 2.
фото 3. Знакомство с произведением фото 4.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Прекрасная химия
Плавает ли канцелярская скрепка?
За чашкой чая
Красочные картины Джастина Геффри