Бабочка в переводе с греческого означает «душа». Во многих культурах она символизирует человеческую душу. В Заире, Центральной Азии, Мексике нередко выступает в приметах, традициях, связанных с душами умерших. Так происходит потому, что бабочка олицетворяет собой цикличность человеческого развития. В далекие времена бабочку изображали на надгробьях, потому как считали ее связью с потусторонним миром загробных душ. Все это нашло отражение в произведениях писателей, которые вдохновились образом бабочки.
Итак, целью нашего исследования является изучение образа бабочки в литературных произведениях отечественных писателей XX и XIX века.
Задачи исследования:
- рассмотрение образа бабочки в творчестве С.Т.Аксакова
- анализ литературных произведений ХХ века, где бабочка так или иначе влияет на постановку сюжета.
- выявление причин использования бабочки в литературных произведениях отечественных писателей.
Вложение | Размер |
---|---|
Образ бабочки в произведениях отечественных писателей | 959.3 КБ |
«Бабочка, поистине, «порхающий цветок»…»
Введение
Литературные произведения невозможно представить без средств художественной выразительности. Так называемые тропы делают творчество живым, насыщенным, они способны передать сентиментальное состояние автора. Эпитеты, метафоры, олицетворение, аллегория – это далеко не все приемы, который использует автор для погружения читателя в свой мир. Зачастую даже через несложный символ писателю удается выразить полноценную гамму переживаний.
В отечественной литературе XX века авторы различных направлений также уделяли особое внимание символам. Нельзя пройти мимо такого нежного и интересного образа, как бабочка. Такие писатели, как А. Платонов, С. Аксаков, В. Пелевин, Ю. Коваль раскрывали в своих превосходных работах волнующие проблемы через образ этого порхающего, невесомого насекомого. Почему писатели так часто обращаются к символу бабочки?
Бабочка в переводе с греческого означает «душа». Во многих культурах она символизирует человеческую душу. В Заире, Центральной Азии, Мексике, Новой Зеландии бабочка нередко выступает в традициях, приметах, суевериях, связанных с душами умерших. Так происходит потому, что бабочка олицетворяет собой цикличность человеческого развития.
Поначалу бабочка живет в теле прожорливой и ползущей гусеницы, для которой важны примитивные желания: безопасность, пища, питье, кров. Затем гусеница превращается в темную куколку во время зимних морозов, переживая суровые условия. После этого куколка перерождается в беззаботно парящую бабочку, которая свободна от всего земного.
Еще в далекие времена бабочку изображали на надгробьях, потому как считали ее связью с потусторонним миром загробных душ. Вероятно, писатели видели в состоянии бабочки цель своей жизни – устойчиво переживать невзгоды и перерождаться в нечто большее.
Все это нашло отражение в произведениях писателей, которые вдохновились образом бабочки. Поэтому целью нашего исследования будет рассмотрение и изучение образа бабочки на примерах литературных произведений отечественных писателей ХХ века.
Однако, стоит выделить главного собирателя бабочек ХIX века – Сергея Тимофеевича Аксакова. Как никто другой Сергей Тимофеевич знает все об этом занятии, о том, что коллекция бабочек должна выглядеть не просто, как бабочки в коробочке, а иметь эстетически оформленный вид и ценность для науки.
Задачами исследования стали:
- рассмотрение образа бабочки в творчестве С.Т.Аксакова
- анализ литературных произведений ХХ века, где бабочка так или иначе влияет на постановку сюжета
- выявление причин использования бабочки в литературных произведениях отечественных писателей.
Везде можно встретить вечный образ бабочки, которую почитали философы, писатели и скульпторы.
1.1. Бабочка в Античности, Китае и у славян
Античность
Благодаря сходству с формой лабриса, бабочка является одним из символов Великой Богини, содержащей в себе «все предыдущие воплощения и надежды грядущих поколений». По общему для классической античности мнению, душа покидает тело человека в облике бабочки. Нередко, появляющаяся из кокона бабочка, ассоциируется с самим умершим. Ночные бабочки (мотыльки) служат символом секретной мудрости, сокрытой во тьме (невежество).
Славяне
В разных районах России при виде бабочки говорят: «Вот чья-то душка летает». По поверью поляков, душа умершего покидает тело в виде бабочки. У южных славян ночную бабочку часто называют «ведьмой». Сербы иногда специально мучат и увечат ночную бабочку, в которой видят обращенную ведьму, чтобы на утро в ком-нибудь опознать ведьму по ожогам и ранам на теле. Также, по поверью болгар, сербов и хорватов такая бабочка может по ночам душить спящих людей и сосать их кровь, как вампир.
У западных славян ночную бабочку соотносят с другим демоном – «морой» или «зморой», мучающей людей по ночам. По поверью поляков, облик ночной бабочки принимает «змора» - соседка в виде комара или бабочки в полночь проникает в дом и, садясь на спящих людей, так же давит и душит их.
Китай
В Китае бабочка или мотылек символизирует эмблему долгожительства (обновления и бессмертия), развлечений (досуга в изобилии) и влюбленных. Там бабочка – знак супружеского счастья; ее там называют Китайским Купидоном. Происхождение этого обнаруживается в истории, рассказанной даооским философом Чжуанцзы, о том, как молодой человек, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи, где, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что захотел заполучить ее в качестве своей жены, в чем он и преуспел.
2.1. Биография С.Т.Аксакова
Говоря об образе бабочек и их упоминании в литературе, невозможно не упомянуть талантливого и разностороннего писателя, критика, чиновника, большого любителя охоты и рыбалки Сергея Тимофеевича Аксакова.
Родной город Аксакова – Уфа, там он родился в 1791 г. в семье прокурора земского суда. Литературовед Д. Мирский писал о детстве Аксакова: «Он вырос в атмосфере огромной любви и заботы, с ним никогда не обращались грубо или сурово. Его чувствительность и интеллектуальная восприимчивость развились очень рано».
В детстве на Аксакова огромное влияние имел мать и дед, Степан Михайлович, который привил внуку любовь к охоте, национальному промыслу и особенностям крестьянской жизни. Мальчик рано полюбил книги, уже в пять лет читал наизусть Сумарокова и Хераскова. Аксаков поступил в Казанскую гимназию в 1799 году, а в 1804 году Аксаков стал учиться на первом курсе Казанского университета, где проучился вплоть до 1807 года. Учеба проходила сопряженно с сотрудничеством Аксакова в студенческих журналах «Аркадские пастушки», редактором которого был Александр Панаев, и в «Журнале наших занятий», где Аксаков впервые попробовал себя в качестве поэта. Писал он в сентиментальном стиле. Также он организовал студенческий театр, где поставил собственную пьесу. Воспоминания о детских годах стали основой мемуаров Аксакова.
Окончив университет в 15 с половиной лет, Аксаков переехал в Москву в 1807 г., а затем в Санкт-Петербург, где работал переводчиком в Комиссии по составлению законов и совмещал чиновничью работу с литературной деятельностью, в процессе которой он близко сошелся с актером Яковом Шушериным, а также с Державиным и Шишковым.
С началом Отечественной войны 1812 года Аксаков уехал из Москвы в Оренбургскую губернию, лишь изредка посещая столицу. Занимался переводами на русский язык древнегреческих трагедий и классических комедий Мольера.
Аксаков проявил себя также как прекрасный театральный критик. Статьи были просты по форме, однако содержанием они касались самой сути сценического искусства. Более всего Аксаков требовал от театра «изящной простоты» и «натуральности». Позже он стал постоянным обозревателем «Московского вестника».
Большинство своих статей Аксаков публиковал под псевдонимами.
Каждому школьнику знакома его вариация сюжета «Красавица и чудовища» под названием «Аленький цветочек». Аксакова также выделяют как писателя, в чьем творчестве наиболее наглядно раскрывается образ парящей и беззаботной бабочки.
2.2. Бабочки в жизни Аксакова
Увлечение бабочками было излюбленным занятием Аксакова в детстве и юности. Когда он был студентом Казанского университета, им была собрана коллекция бабочек вместе с другом Александром Панаевым. Бабочек они собирали в окрестностях Казани, а также в Симбирске, куда Аксаков регулярно приезжал навещать родителей. Автор писал: «Быстро, но горячо прошла по душе моей страсть – иначе я не могу назвать ее – ловить и собирать бабочек. Ловля бабочек происходила под открытым небом, она была обстановлена разнообразными явлениями, красотами, чудесами природы. Горы, леса и луга, по которым бродил я с рампеткою, вечера, когда я подкарауливал сумеречных бабочек, и ночи, когда на огонь приманивал я бабочек ночных, как будто не замечались мною: все внимания, казалось, было устремлено на драгоценную добычу; но природа, незаметно для меня самого, отражалась на душе моей вечными красотами своими, а такие впечатления, ярко и стройно возникающие впоследствии, - благодатны, и воспоминания о них вызывает отрадное чувство из глубины души человеческой».
Аксаков называл увлечение бабочками «страстью души», и зачастую это увлечение доходило до крайностей, которые мешали ему в учебе и работе. Аксаков мог предпочесть ловлю бабочек наскучивающей ему лекции в университете. Часть коллекции писатель подарил все тому же Александру Панаеву, который затем сделал прекрасные рисунки этих существ и преподнес их в качестве благодарности Аксакову. Судьба коллекции осталась неизвестна, так как Панаев вскоре стал служить и передарил коллекцию Тимьянскому, а дальнейший обладатель собрания бабочек неизвестен.
Как Аксаков пришел к такому увлечению? «Детское чтение для сердца и разума», первый в России детский журнал, заложило живучий интерес мальчика к лесным животным, птицам, рыбам, червям. Рассматривание картинок дало Аксакову усвоить, как неказистые червячки превращаются в куколок, или хризалид, и, наконец, в бабочек. Бабочку Аксаков возлюбил больше всех, считая ее «порхающим цветком», который расписан чудесными яркими красками. В крыльях бабочек он видел золото, серебро, перламутр, привлекательные узоры.
Аксаков акцентирует внимание на том, что бабочка никому не доставляет вреда, а лишь питается соком цветка, который сосет она своим хоботком. Писатель любил появление бабочек ранней весной: сначала они крапивные, белые, а потом желтые. Бабочка выступала для Аксакова символом одушевления природы, только что проснувшейся после жестокой продолжительной зимы. Бабочка, таким образом, выступала в роли вестника ростков, расцвета, жизненной силы.
Желание собирать бабочек пришло к писателю весной 1806 года, когда он узнал, что его однокурсник Тимьянский вместе со студентом Касаровым собирает насекомых, ловит их, раскладывают и сушат на досках. Тогда у Аксакова вновь вспыхнуло детское воспоминание, о котором он сразу же сообщил другу Панаеву и возбудил в нем такую же охоту. Тимьянский поначалу не соглашался открыть секрета собирательства и лишь показал несколько экземпляров высушенных бабочек. Это только больше подзадорило студента Аксакова, и вскоре он посетил кабинет профессора Фукса, в котором застал висящие по стенам ящики, в которых за стеклами торчали воткнутые на булавках высушенные бабочки. Профессор тепло встретил увлечения Аксакова и подробно рассказал ему все аспекты этого искусства, которое требует «осторожности, терпения и ловкости».
3.1. Бабочки в творчестве Аксакова
В рассказе «Собирание бабочек» Аксаков детально описывает процесс ловли и превращения бабочек в экземпляр. Основными местами ловли бабочек в Казани были берега Волги и озера Кабан. Некоторые товарищи с огорчением приняли новое увлечение Аксакова: однокурсник Герман, к примеру, был недоволен тем, что любимый им Булак Аксаков променял на берега Кабана. Как бы то ни было затем компания и Герман, в том числе, примыкали к «кружку» Аксакова по бабочкам. Бабочку Аглаю (Aglai) Аксаков с компанией ласково называл «перламутровою», и это не единственное «возражение», сделанное им в науке энтомологии.
Перламутровка Аглая
Так, Аксаков в дневниках поправлял энтомолога Блуменбаха, указывая более свежее и обновленное описание Молочайной сумеречной бабочки, Бабочки Проскурняковой, Олеандровой сумеречной бабочки, Бабочки Барашек, Хмелевой ночной бабочки. Конечно, в компании не обходилось без взаимных соперничеств и зависти, но впоследствии это побочные эффекты страсти исчезли, и компаньоны уже конкурировали дружески в общем деле, не завидуя друг другу.
По случаю экзаменов заботы о собирании бабочек были убраны в долгий ящик, к тому же Аксаков сильно поссорился со старшими братьями Панаева, с которыми был очень дружен. Старший брат обидел Аксакова грубым и дерзким словом, из-за чего писатель поклялся больше не появляться в их доме. Как ни странно, именно находка редкого вида бабочки Кавалер примирила рассорившихся друзей.
По окончании экзаменов Аксакову нужно было ехать «на летнюю вакацию», и, по совету Фукса, бабочек студенты оставляли в гимназической библиотеке под надзором ее смотрителя. Гусениц и хризалид, однако, Аксаков не мог оставить в библиотеке, но и в «простой ямской кибитке» их было тяжело. Писатель сам не хотел расставаться с тем, что было объектом его постоянного наблюдения, попечения и забот. Была у писателя мысль оставить коллекцию у Александра Германа, однако тот показался Аксакову слишком ненадежным хранителем. В качестве смотрителя был выбран Тимьянский, который с искренним добродушием вызвался сам присмотреть за питомцами.
Увлечение Аксакова передалось так же его сестре: по приезде он обнаружил в ее комнате наловленных бабочек и червячков, живших у нее в стеклянных банках, ящиках и под стаканами. У нее же Аксаков нашел несколько видов бабочек и гусениц, которые были ему неизвестны. В имении Старое Аксаково, по счастью, оказалось очень много бабочек самых разнообразных пород. В своих мемуарах Аксаков признавался, что в тот период единственным его наслаждением было собиранием бабочек: «на него-то устремил я все свое внимания и деятельность».
По возвращении на учебу Аксаков был доволен тем, что бабочки были в совершенном порядке. Почти все червяки превратились в хризалиды, а многие из них превратились в чудеснейших бабочек. Всю весну Аксаков провел с товарищами за собирательством этих прекрасных созданий.
Однако с началом лекций, в конце августа Аксаков с однокурсниками вышел на «охоту» в последний раз – погода стала суровей, из-за чего восхищаться было нечем. Более того, в преддверии Отечественной войны многие студенты увлеклись военной службой, сам Аксаков увлекся театром и через несколько месяцев должен был отбыть в Санкт-Петербург на службу. Так символично кончалась юность у студентов Казанского университета, посвящавших огромную часть своего студенчества ловле, казалось бы, неуловимых бабочек.
«Быстро, но горячо прошла по душе моей страсть – иначе я не могу назвать ее – ловить и собирать бабочек. Она доходила до излишеств, до крайностей, до смешного; может быть, на несколько месяцев она помешала мне внимательно слушать лекции… но нужды нет! Я не жалею об этом», - так отзывался о своем увлечении Аксаков.
Бабочки были отражением вечных красот природы для юных умов. Бабочки были символом свободной, неотягченной рутиной жизни для ребенка-Аксакова и студента-Аксакова. Это занятие страстно увлекало однокурсников своей изящностью, интеллектуальностью, аристократизмом и, между тем, легкостью и раскованностью. В ловле бабочек Аксаков видел постижение природы, а значит – красоты, нахождение гармонии между душой человека и окружающим миром, вдыхание свободы и беззаботности.
3.2. «Бабочка» Ю. Коваль.
Одним из известных и любимых писателей СССР и России по праву считается Юрий Коваль. Страсть к слову обуревала его еще в школе, где они вместе с приятелями сочиняли стихи на уроках: «Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре». На его творчестве выросли несколько поколений советских детей, и до сих пор произведения Коваля притягательны для современного читателя. Коваля обвиняли в антисоветизме, не хотели печатать его книги, из-за чего писатель признавался, мол, «выпал из струи». Дело в том, что литературные правила 70-х требовали ясности и формализма, тогда как Коваль не переставал протаптывать свои пути нахождения истины.
Такой тонкий лирик, как Коваль, не мог обойти вниманием сентиментальный образ бабочки, и одноименный рассказ «Бабочка» служит тому прямым доказательством. Это небольшая зарисовка о механизме работы природы, о взаимодействии существующих в ней связей.
По сюжету, в один из теплых осенних дней рассказчик решил посидеть на бревне, однако место уже было занято бабочкой. Словно уступая, бабочка вспорхнула и перелетела, что вызвало оживленную реакцию у рассказчика. Он стал разговаривать с ней, а бабочка отвечала ему взмахом то одного, то другого крыла. Оба были рады такому обороту событий. Рассказчик грелся на солнце, наслаждаясь беседой с бабочкой, рассматривал лес вокруг, в котором было полно других бабочек.
Тем не менее рядом с ним сидела та бабочка, которая понимала его настроение, словно они были знакомы до этого. Неслучайно Коваль пишет, что бабочка «помахала, будто бы подзывая к себе», что означает ее приветливость и дружелюбие.
В этом коротком произведении Ковалю удалось передать идеальную связь между миром людей и миром природы, которая заключается во взаимном уважении, понимании и ответственности. Рассказчик бережливо отнесся к интересам бабочки, сидящей на бревне, за что получил отклик в виде благодетельности бабочки, уступившей ему место.
Если для Аксакова бабочка являлась символом силы, свободы, независимости, воли, то в литературном мире Коваля бабочка предстает более нежным, беззащитным, милосердным созданием, которое нуждается в заботе и уходе. Единство человека и природы достигаемо только при осознании человеком той судьбоносности, которое несут все решения, когда-либо принятые человечеством. В XX веке особо остро стала ощущаться проблема человеческого влияния на мир, которое нередко не в силах противостоять угрозам вымирания, войны, голода, катастроф. Этим рассказом Коваль вывел своеобразную формулу того, благодаря чему возможен духовный союз между миром природы и миром человека.
3.3. «Бабочка на штанге» Крапивин
В отечественной литературе уже устоялось словосочетание «крапивинские миры». Оно отсылает к творчеству советского детского писателя, поэта, сценариста и журналиста. Автор более 200 романов, поветей и рассказов для детей, подростков и взрослых, возжелавших снова окунуться в мир беззаботного детства. Первой книгой Крапивина была «Рейс «Ориона»», которую он выпустил в 1962 г. Затем последовал цикл рассказов «Брат, которому семь», и уже через два года Крапивин был принят в Союз писателей СССР. Крапивин был очень продуктивным автором, на чьих произведениях выросло, явно, не одно поколение. Содержание каждого рассказа погружает маленьких читателей в занятный мир приключений, где есть место мистике, фантастике, романтике. Наибольшую популярность приобрели такие произведения Крапивина, как «Валькины друзья и паруса», «Оруженосец Кашка», «Бегство рогатых викингов», «Мушкетер и фея», «Журавленок и молнии», «Сказки Севки Глущенко». Крапивин признавался, что детскую литературу он выбрал не просто так: благодаря ей ему хотелось продлить собственное детство, омраченное военным временем.
В 2000-2001 годах издательство «Центрполитграф» опубликовало 30-томное собрание сочинений Крапивина. В 28-й том Собрания сочинений вошла фантастическая повесть «Бабочка на штанге», которая завершает трилогию «Стальной волосок». По сюжету, в центре города, в старом особняке находится кафе «Арцеуловъ», где открывается портал в другие измерения. Герои книги, попадая в портал, пытаются постичь законы, по которым живет Вселенная, и сохранить жизнь друг друга в целости и сохранности.
Главные герои на протяжении всей повести задаются одним вопросом: «Ну, помнишь, говорили про бабочку на штанге?.. Найти бы способ… чтобы с помощью такой вот легонькой, но доброй мелочи обрушивать железное зло». Сама «бабочка на штанге» - это аллюзия к знаменитой сцене из советского мультфильма «Ну, погоди», где крылатое насекомое садится то на один край штанги, которую держит волк, то на другой, лишая его равновесия.
Рассматривая образ бабочки через жизнь и творчество Крапивина, легко убедиться, что основной посыл его книг состоит в высшей ценности детства, в его сокровенности и таинственности. Понятия детства и добра у Крапивина равнозначны: этот образ бескорыстной добродетели, чистосердечной любознательности и отсутствия злонамеренности отображается им в виде бабочки, которая с легкостью и незначительностью способна разрушить самые устойчивые тяжести жизни.
С другой стороны, в «бабочке на штанге» можно разглядеть баланс, успокоение, отстраненность от мирских проблем, которые так же соответствуют крапивинской тематике детства. В мире все находится в равновесии и покое, однако самый маленький взмах крыла может повлиять на дальнейшую судьбу миров. Здесь также можно провести параллель между ценностью детства как этапа жизни и его огромным влиянием на дальнейшие периоды жизнедеятельности – отрочество, юность, зрелость, старость... Бабочка мала, на вид незначительна, хрупка, но в то же время – влиятельна, могущественна, необходима. Эта противоречивость только дополняет содержательность образа бабочки, которая совмещает в себе настолько утонченные свойства, что писатели наподобие Крапивина не могут не обратить внимания на многогранность прекрасного создания.
3.4. «Баранкин, будь человеком» Валерий Медведев
Большинство людей советского времени помнят атмосферный, поучительный и интересный мультфильм, снятый Александрой Снежно-Болоцкой. Экранизирована эта картина было по сказочной повести Валерия Медведева, которую он опубликовал в журнале «Пионер» в 1962 г. По этой повести талантливыми мастерами были также поставлены оперетта и балет. Интересен так же тот факт, что в повести и мультфильме создателями был искусно передан абстрактный образ бабочки.
По сюжету, два приятеля-школьника Юра Баранкин и Костя Малинин получают неудовлетворительную оценку по геометрии в самом начале года. Одноклассники реагирует на это критично и заставляют мальчиков исправить двойки, готовиться к урокам и посадить деревья на школьном дворе. Баранкин недоволен такими условиями и однажды сетует утром на то, что «устал быть человеком». Юра желал бы скорее превратиться в птицу, которая не обязана ходить в школу, делать уроки, подчиняться общественным правилам. Своей идеей Баранкин делится с Малининым, после чего они договариваются прочитать ночью заклинание, сочиненное Юрой. После произнесения заклинания ребята превращаются в воробьев, однако жизнь их не поубивала в хлопотах: на них нападает другой воробей, чуть не съедает кошка, а мальчик Венька чуть не подстреливает их из рогатки. После череды неудач мальчики решают, что лучше им превратиться в очаровательных бабочек. Тогда Малинин-махаон и Баранкин-капустник вновь попадают в неприятности. Их чуть не склевал воробей, почти не подбили мальчишки, Косте и Юре чудом удалось избежать девочек, собирающих бабочек для коллекции. В следующий раз ребята решили превратиться в муравьев, однако, видя, как жители муравейника бесперебойно работают, они решают устроить бунт и прекращают работать, объявив выходной день. Мальчишек чуть ли не приговорили к смертной казни, но их спасает атака вражеских муравьев-мирмиков, благодаря которым удалось сбежать из муравейника. Наконец, мальчики произносят заклинание о превращении в человека, но в последний момент Костю хватает на лету стриж. ...Ребята приходят в себя в виде людей и обсуждают происшедшее, сознавая, что лучше всего быть людьми. Костя с Юрой начинают прилежно учиться, вовремя готовиться к урокам, сажают деревья, за что староста класса Зинка прекращает говорить Юре: «Баранкин, будь человеком!»
Смешная и в то же время воспитательная повесть хоть и противопоставляет мир воробьев, бабочек, муравьев миру человека, тем не менее выделяет бабочек как образ беззаботной, легкой, воображаемой жизни. В мире человеку отведено ровно столько места, сколько отведено роли воробьям, бабочкам, муравьям и прочим живым существам – все они существуют, находясь в балансе, который ни коим образом нельзя нарушать. Так, мальчишки представляли жизнь бабочек беспечной и спокойной, но на деле предводительница бабочек отругала их за то, что те отлынивают от работы. Для мальчишек было большим удивлением то, что они обязаны «получить наряд» на цветок, качественно его опылить и получить нектар.
Валерий Медведев раскрыл в своей повести тему того, что ничего в мире не бывает бесполезным или бессмысленным, и только совместный труд, чувство долга и взаимопомощь помогут человеческому миру плодотворно разрабатывать лучший проект мира, который будет работать так же слаженно и продуктивно, как заведенный мир воробьев, бабочек, муравьев…
4.1. Бабочки в творчестве Набокова
Имя Владимира Владимировича Набокова прочно ассоциируется не только с эмиграцией, шокирующей «Лолитой» и шахматами. Невозможно обойти вниманием тот профессионализм, с которым он занимался энтомологией. Первую бабочку Владимир Набоков поймал в родовом имении Выра под Санкт-Петербургом, когда ему было шесть.
То был роскошный махаон. Мальчик посадил его в стеклянный шкаф. Утром, когда открыли дверцу, крылатое создание упорхнуло. Следующую, пойманную будущим писателем бабочку, мать помогла усыпить эфиром. Так начиналась страстная любовь Владимира Набокова к чешуйчатокрылым. Ещё, он обожал шахматы и занимался боксом. Но именно увлечение бабочками, по мнению сына, стало для писателя роковым.
В 1921 году Набоков опубликовал свою первую статью о бабочках «Несколько замечаний о крымских чешуекрылых» на английском языке, а в скором будущем он стал куратором коллекции бабочек в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета. 4324 экземпляра – таково количество экземпляров его бесценной коллекции, благодаря которой Набоков внес весомый вклад в лепидоптерологию, открыв много новых видов. Бабочки в целом упоминаются в произведениях Набокова около 570 раз.
Ловлю бабочек Набоков неслучайно называл «охотой»: описание бабочек в романах было для писателя целым исследованием, в процессе которого детали раскрывались с натуралистической точностью. Естественнонаучным образом Набоков подходил к описанию природы: цветы, деревья, тени, облака, насекомые – все это было для него точным символом вдохновения, точности, некоего шестого чувства.
Любовь к бабочкам, зародившаяся в детстве, оставалась с Набоковым всю жизнь. Бабочки присутствуют в его поэзии и прозе, о них он писал в письмах, рисовал их в рукописных сборниках своих стихов, на изразцах печки в своей комнате на третьем этаже этого дома, а через много лет - на абажуре своей настольной лампы в Монтрё. Самые многочисленные и самые разнообразные – бабочки, которых он рисовал для жены Веры в последние двадцать лет своей жизни.
Интерес Владимира Набокова к бабочкам с годами лишь возрастал. Он вплотную занимался научной деятельностью. Существует его собственная, уникальная система изучения узоров на крыльях. Набоков-учёный, как, впрочем, и писатель, отличался невиданной скрупулёзностью. Крыло бабочки состоит из чешуек. Набоков чешуйки подсчитывал. Потом использовал ряды как широты, а жилки как меридианы. Задачей ставил описать положение каждого пятна. Этот способ - невероятно трудоёмкий, и кажется, такой системой никто из учёных больше не пользовался.
Бабочка становится его литературной визиткой, подписью, уникальным знаком, вдохновляющим символом. Пёстрые, лёгкие, свободные. Они порхают в его текстах всюду.
Владимир Набоков не раз говорил, что, останься он в России, он, скорее всего, был бы скромным научным сотрудником в каком-нибудь провинциальном зоологическом музее. Он понимал, что никогда не смог бы выжить в Советской России как писатель, но предполагал, что смог бы выжить как энтомолог. И в изгнании бабочки не раз спасали Набокова – если не от гибели, то от мук разлуки с родным домом и родным языком.
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:
голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Бабочки для Набокова были не просто насекомыми, они являлись символом новой жизни, перерождения. Они так притягательны, потому как их избыточная красота необъяснима, а также несокрушима. Бабочки - это и есть красота и хрупкость мира, рождающаяся вновь и вновь.
Вывод
Как было проиллюстрировано, значение образа бабочки обширно в понимании народов мира, религий, а также в незыблемом творчестве отечественных писателей, в частности С. Аксакова, В. Крапивина, В. Медведева, Ю. Коваля, В. Набокова. Многогранное понимание символа, тем не менее, лишь усиливает значимость образа, концетрируя в нем вечный смысл, дарящий вдохновение творцам. Рождаясь в одной форме и заканчивая жизнь в другой, бабочка олицетворяет перерождение. Из неприметной гусеницы появляется нежное, трепетное существо, способное к полёту, опровергая известную крылатую фразу: «Кто рождён ползать, летать не может». Такая трактовка бабочки является чуть ли не законом развития вселенной, по которому жили и живут цивилизации, народы, люди. Образ бабочки не может быть пессимистичным или угнетающим напоминанием о непостоянстве всего сущего: наоборот, воскрешающаяся и перерождающаяся бабочка дарит надежду на постоянное саморазвитие, совершенствование, оттачивание, что отмечал каждый писатель в своих произведениях. Бабочка может быть символом детства, беззаботности, любви, успеха, но в своей сути она всегда будет символом вечности, говорящим, что текущая жизнь – только часть судьбы, но не её завершение. Это значит, что бабочка как символ высшей энергии представляет собой метафору жизнерадостного восприятия и образа жизни.
Итак, можно сказать, что бабочка - интернациональный символ. Её можно встретить во многих культурах, и образ её в искусстве несет определенный смысл. Можно выделить следующие трактовки:
1) перерождение души - стремление к духовному, неиспытанному, где не существует материальных проблем и забот. Бабочка - сила духа человека, который, несмотря на преграды, справился с трудностями времени;
2) хрупкость жизни - трепетное существо напоминает о бережном отношении к миру, к живому и о быстротечности времени;
3) свобода - стремление выходить за рамки обыденного, открывать новое и покорять вершины;
4) любовь - нежная, прекрасная бабочка олицетворяет чистоту и искренность в отношениях;
5) счастье - цветная, яркая бабочка приносит положительные эмоции;
6) кокетство - минутная, легкомысленная, загадочная красота, привлекающая внимание мужчин, восходящая к образу гейши, к искусству обольщения и женственности.
Образ бабочки, несомненно, будет играть большую роль в искусстве будущих лет в силу своей могущественности и таинственности, чудодейственности и реалистичности. Полет бабочек не может не увлечь взгляд прохожего: никакое иное существо не красит мир своей легкостью, беззащитностью, безвозмездностью и плавностью движений. По наставлению писателей, однако, никогда не стоит забывать, какую значимую роль в единстве красоты, природы и силы играет настолько крохотное и мудрое создание.
Список литературы
1.Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян. 1989. С.151—160.
2. Джек Тресиддер. Словарь символов [Электронный ресурс] https://www.booksite.ru/local-
txt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/3.htm
3. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 т. Т. 2. М., 2004.
4. Бетея Д.М. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского // Русская литература. 1991. № 3. С. 168.
5. Мифы народов мира, 1992. С. 427.
6. Тюпа В.И. Эстетическая деятельность // 2004. С. 70.
7. http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-nabokov/stihi-nabokov10014.shtml
8. http://aksakovinorenburg.ru/s-t-aksakov-sobiratelj-babochek.html
Ёжикина Радость
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как нарисовать зайчика
Рисуем "Осенний дождь"
Нора Аргунова. Щенята