Статья представляет собой продукт исследования по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
vysotskiy.docx | 23.48 КБ |
« Такой разный Высоцкий »
Дорогие читатели, сегодня я вам расскажу про выдающегося советского поэта, актера театра и кино, а также исполнителя авторских песен-Владимира Семёновича Высоцкого.
Владимир Высоцкий является знаковой фигурой отечественной культуры второй половины 60-70-х гг. ХХ в. Творчество поэта было хорошо известно не только в среде интеллигенции, но и в самых широких общественных кругах. Пластинки с записью его песен расходились миллионными тиражами, каждая театральная постановка и каждый фильм с участием В. Высоцкого становились кассовыми, написанная им музыка звучала во многих советских фильмах. Без преувеличения можно сказать, что В. Высоцкий любимец всей страны уже при жизни являлся легендой для большинства советских людей.
Свою известность В. Высоцкий получил с начала 1960-х годов, как автор песен, которые можно отнести к типу дворового и лагерного контекста. Именно с того момента поэт начал ассоциироваться у партийной власти с недоброжелательным элементом, который прославлял в своих песнях порочащие советский строй порядки.
Стихотворения блатного толка были главными в творчестве Высоцкого до середины 1965 годов, именно этим годом датируются последние произведения подобной направленности. Однако среди песен этого периода были и произведения, которые можно отнести к типу сказочных, например, «лежит камень во степи», к тому же к середине 1960-х годов Высоцким уже были написаны несколько военных песен. Подобный репертуар исполнителя, безусловно, являлся довольно спорным для массового распространения.
Несмотря на это, Высоцкий начинает свою сольную концертную деятельность в апреле 1965 года в Ленинграде в местном ресторане , где исполнил песни «блатного» толка, например, песни «Татуировка», «Почти из биографии» (она же «Тот, кто раньше с нею был») и др..
Гораздо более широкую популярность среди населения страны Высоцкому принесли песни, написанные им во второй половине 1960-х годов. После выхода на экран кинофильма «Вертикаль» в конце 1966 года, саундтреки этой картины стали по-настоящему всенародно любимыми и культовыми. С этой же роли в фильме начинается отсчет серьезной работы Высоцкого в киноискусстве (артист играл в кино и ранее, но роли были, как правило, второстепенные и эпизодичные). В начале 1967 года в прокат вышла первая кинокартина с песнями на стихотворения Высоцкого — «Последний жулик». Тогда же выходит грампластинка с песнями из фильма, где впервые была записана композиция на стихотворения поэта, с этого альбома стоит считать начало его песенной дискографии. Вопреки смене вектора в музыкальном творчестве Высоцкого на увеличение образов и тематик в его стихотворениях, песни блатной тематики продолжали присутствовать в его репертуаре.
Творчество Высоцкого не ограничивается только стихами, текстами песен: образ их автора запечатлен на экране (в кинофильмах и эпизодически на телевидении), а также в записях радиопередач. При этом свою главную роль Высоцкий отыграл вживую, на протяжении собственной жизни. Все, что мы (зрители/слушатели) знаем о Высоцком, как о человеке, это история поступков, многие из которых превышают масштаб обычных возможностей среднестатистического человека. В кино весь свой потенциал героя и «супермена» Высоцкий реализовал в двух последних фильмах и последних ролях Глеба Жеглова и Дона Гуана. С этой точки зрения обе картины воспринимаются как одно целое. Непременный суперменский атрибут, любовная линия, не реализованная в истории Глеба Жеглова, оказалась как бы вынесена в самостоятельный сюжет экранизированной пьесы А. С. Пушкина «Каменный гость» (из цикла «Маленькие трагедии»). Из ряда работ на радио особое место занимает роль Мартина Идена в постановке А. Эфроса по роману Джека Лондона .
Творчество Высоцкого принципиально рассчитано на разные медиа, хотя «медийной» фигурой он не был в том смысле, что самое популярное медиа телевидение его практически упустило. На Центральном телевидении была сделана единственная запись в легендарной уже программе «Кинопанорама», которая при жизни Высоцкого в эфир так и не вышла. Ряд телепередач был создан на региональном телевидении или за рубежом. Есть записи выступлений и концертов, но все это аудиозаписи, зафиксированные на магнитной пленке. Все же главным медиа для Высоцкого осталась магнитная аудиозапись. Явление магнитофонной записи концертов Высоцкого заслуживает отдельного внимания и рассмотрения. Речь идет о серии выступлений, и воспринимаются они именно как серия. Тексты песен от выступления к выступлению могут варьироваться, нередко есть шанс услышать что-то новое из уже известного. Аудиозаписи концертов Высоцкого превращаются в серию бесед с аудиторией, в которых важен не только сам момент исполнения, но и сопровождающий его рассказ. Это обстоятельство особенно значимо и показательно: Высоцкому небезразлична его аудитория. Широко растиражированная аудиозапись одного из концертов сохранила известную фразу: «…Поэтому я бы хотел, чтобы вы меня слушали с тем же вниманием, с каким вы думаете, что я вам сейчас что-нибудь расскажу в песне». Его произведения принципиально диалогичны, он втягивает в диалог всех своих героев, все персонажи, а также всю многомилионную публику. Своим творчеством Высоцкий как бы стремится воссоздать нарушенную коммуникацию, показывает возможность диалогических взаимодействий в самых неочевидных ситуациях, то есть обучает пониманию. Самолеты, корабли, микрофоны — все, что попадает в фокус его внимания, одушевляется и очеловечивается. Оппозиция этоса и пафоса, характерная для античной риторики, становится относительной. Высоцкий развивает этос часто через пафос, отсюда востребованность медиа, фиксирующих ритм, мелодию, голос.
Его песни можно условно разделить на несколько тематических групп, конечно, понимая, что всякая классификация имеет свои погрешности. Тем не менее в этом массиве песен условно можно обозначить следующие «серии»: песни о войне; песни о жизни (сюжетные реалистические композиции); экстремально-романтические песни; юмористические песни; бессюжетные (условно говоря — философские) песни; спортивные песни.
Роли В.Высоцкого в художественных фильмах, авторские песни, стихи – все это является драгоценным наследием для последующих поколений. Рассматривая поэтическое наследие Высоцкого как «единый текст», мы не актуализируем рассуждения типа: ранний период творчества был несерьёзным; впоследствии им был изжит этап так называемых «дворовых» и «блатных» песен. В контексте нашего понимания произведения «Эй, шофёр, вези – Бутырский хутор» или «Я однажды гулял по столице» прочитываются как начало развития сложной поэтико-философской проблемы «войны-мира», имевшей прежде всего духовно-нравственные, а не только социальные истоки.
Специфика поэтического феномена В.Высоцкого обусловлена комплексом субъективно-личностных, биографических, философско-этических, социальных факторов. «Поэтический роман» В. Высоцкого открывает «русскую картину мира», данную в процессе осмысления проблемы человека на фоне конкретных социальных обстоятельств. Единый художественный текст отличается смысловой многомерностью, энциклопедической всеохватностью и состоит из многочисленных «новелл-зарисовок», «кадров» изображения, разноплановых фигур, относительно статичных на фоне напряжённого внутренне-психологического развития «лирического героя». Развитие лирического героя, напротив, движется к исповедальности, постижению сокровенной сути мира.
Поэтический мир Высоцкого многомерен, безграничен, распахнут, до предела контрастен, живописен.
Основные черты художественного мира Высоцкого определились во второй половине 1960-х годов, когда сложились основные тематические пласты его лирики (жизнь криминальной среды, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.), выявилась тяга автора к тематической «энциклопедичности», к драматической конфликтности сюжетов, к гиперболической разработке характеров. На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки, спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве, что его, молодого парня, принимали за своего. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны? В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков, в числе которых были и его родные. Самые первые военные песни были написаны для картины «Я родом из детства», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой» и многие другие.
При жизни Высоцкий не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным он стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником, который ему воздвигла народная любовь.
В. Высоцкий был яркой личностью, явлением, и этот факт не нуждается в доказательствах.
Учащийся 11 класса
Средней школы №517
Ломоносов Иван
Рисуем домики зимой
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Кто должен измениться?
Сказка "Узнай-зеркала"
Глупый мальчишка