ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Киносценарий по рассказам А. П. Чехова - тема «Отцы и дети»
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Киносценарий по рассказам А. П. Чехова | 641.5 КБ |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Борисоглебский кадетский корпус»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Киносценарий по рассказам
А. П. Чехова -
тема «Отцы и дети»
Номинация: «Журналистика»
Выполнил: ученик 9 взвода Прохорец Анатолий Игоревич
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Кралина Зинаида Алексеевна.
Борисоглебск, 2021
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. Описание проекта | 3 |
2. Киносценарий по рассказу А.П. Чехова «Дома» Аннотация, афиша Персонажи Место и время действия Сцена 1. Сцена 2. Сцена 3. Сцена 4. Сцена 5. Сцена 6. | 4 5 6 7 8 9 9 10 11 12 |
3. Киносценарий по рассказу А.П. Чехова «Событие» Эпиграф Аннотация, афиша Персонажи Место и время действия Сцена 1. Сцена 2. Сцена 3. Сцена 4. Сцена 5. Сцена 6. Сцена 7. Сцена 8. | 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 |
4. Киносценарий по рассказу А.П. Чехова «Не в духе» | 9 |
Аннотация, афиша Персонажи Место и время действия Сцена 1. Сцена 2. 5. Литература. | 10 9 9 9 9 9 |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Умею коротко говорить о длинных вещах».
«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов
Раскрыть тему «Отцы и дети» мне помог урок литературы. С учителем Зинаидой Алексеевной мы прочитали и разобрали рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», затем инсценировали его. При постановке спектакля мы проявили свои актерские способности и фантазию. Я играл Нафанаила - сына тонкого. Мне понравилось, что А.П. Чехов умел кратко и точно выразить самое главное. Я решил дальше познакомиться с творчеством Антона Павловича Чехова.
В библиотеке попросил его рассказы. Прочитав такие рассказы, как «Событие», «Дома», «Житейская мелочь», «Папаша», «Не в духе» я понял, что его произведения раскрывают тему взаимоотношений отцов и детей. В рассказах А.П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых.
Перечитывая рассказы, я размышлял об отцовском воспитании, о бесценных и неповторимых впечатлениях детства, о непонимании между взрослым и ребенком, как правильно заботиться и воспитывать ребенка, чтобы он ни в настоящем, ни в будущем не чувствовал себя несчастным?.. Эти вопросы были и остаются актуальными. Герои Чехова жили почти полтора столетия назад, но черты их живы и узнаваемы и сегодня. Истории, увиденные и запечатленные писателем в конце XIX века, происходят и в нашем XXI веке.
Мне интересно было работать с детскими рассказами А.П. Чехова, после их осмысления я решил написать киносценарий на тему «Отцы и дети». За основу взял три разных рассказа: «Дома», «Событие», «Не в духе».
В одной семье («Дома») отец никак не может найти с сыном общего языка. Но, когда восхищенный рассказом отца о прекрасном дворце, Сережа узнал, что из-за курения погибли и царевич, и его, старый отец, и все царство с птицами, он пообещал бросить курить.
В другой семье «Не в духе» отец, проигравший в карты восемь рублей, не находит иного утешения, как высечь сына Ваню, вспомнив вдруг, что тот вчера окно разбил.
«Событие» в детской жизни – рождение котят. Дети строят планы прекрасного будущего котят, когда один кот будет утешать мать, другой – жить на даче, третий - ловить крыс в погребе. Думают, чтобы у котят был отец. Взрослые, однако, не только не разделяют детской радости, но еще и смеются, когда происходит нечто ужасное: громадный дог Неро съедает котят.
Работа со сценарием по рассказам А.П. Чехова помогла мне глубже понять взаимоотношение родителей и детей, состояние героев, их настроение и чувства, увидеть изменения, которые происходят в персонажах.
В своей работе я старался перевести зрительные образы, возникающие под влиянием текста рассказа в изображение и описать его так, чтобы передать атмосферу и мысль, а также вызвать у зрителя определенные впечатления. Работая над киносценарием, я думал о том, что же должен почувствовать зритель, что он должен понять, о чем задуматься, какие выводы сделать для себя.
К киносценарию я разработал небольшие афиши с аннотацией.
КИНОСЦЕНАРИЙ ПО РАССКАЗУ А.П. ЧЕХОВА «ДОМА»
Аннотация: Главный герой - отец семилетнего сына, который один воспитывает ребенка, мама мальчика недавно умерла. Отец пытается объяснить своему сыну, что курить нельзя. Он - прокурор, умеющий четко формулировать свои мысли, оказывается бессилен перед ребенком. Любовь к сыну не позволяет ему быть жестким. Отец рассуждает о том, как правильно воспитывать детей, и в конечном итоге находит способ донести до мальчика свое требование на понятном ему языке. Придуманная отцом сказка оказывается действенней для ребенка, чем любые разумные рассуждения. Может, так и должно быть, думает герой, превращаясь из серьезного господина в просто любящего и любимого отца.
Персонажи:
Отец, Евгений Петрович Быковский, прокурор окружного суда, почерпнувший житейский смысл не из законов, а из басен, романов, стихов.
Сережа, сын Евгения Петровича, мальчик семи лет, тщедушный, белолицый, хрупкий. Он вял телом, как парниковый овощ, и все у него нежное и мягкое: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная курточка.
Гувернантка, Наталья Семеновна.
В сказочном царстве:
Царь с длинной седой бородой с большими усами.
Царевич.
Место действия:
Дом Быковского, кабинет.
Стеклянный дворец сверкает и сияет на солнце, громадный сад, в котором растут апельсины, бергамоты, черешни, цветут тюльпаны, розы, ландыши, поют разноцветные птицы. На деревьях висят стеклянные колокольчики, которые, когда дует ветер, звучат так нежно, что можно было заслушаться. В саду бьют фонтаны.
Время действия:
Девять часов вечера.
Сцена 1.
Евгений Петрович Быковский возвращается из заседания домой. Его встречает гувернантка, Наталья Семеновна. (Камера снимает комнату, затем крупным планом Евгения Петровича, после крупный план комнаты, затем крупный план гувернантки).
Гувернантка: - Евгений Петрович, я просила бы вас обратить внимание на Сережу. Я заметила, что он курит.
Кабинет. Быковский садится в кресло перед письменным столом (закрывает глаза и думает). «Что же мне ему сказать?» (средний план комнаты, затем крупный план Быковского).
На часах девять часов вечера (крупный план часов).
Сцена 2.
Открывается дверь, в кабинет входит Сережа. (Средний план двери, затем крупный план диалога).
Сережа: - Здравствуй, папа! Ты меня звал? (Мягким голосом, пытается обнять отца).
Отец: - Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь. Это правда? Ты куришь? (Сердито, отстраняет сына)
Сережа: - Да, я раз курил… Это верно!.. (Добродушно).
Отец: - Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил.
Сережа: - Ах, да! Это верно! Я два раза курил: сегодня и прежде. (Улыбается)
Отец: - Прежде ты был хорошим мальчиком, но теперь, я вижу, испортился и стал плохим. (Недовольно)
«Что же мне ему сказать?» (Голос за кадром)
Отец: - Если я курю, то это еще ничего не значит, что тебе курить можно. Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты.
(Пока отец разговаривает, Сережа задумчиво смотрит на лампу, трогает пальцем абажур и вздыхает). (Общий план, затем камера крупным планом снимает Сережу).
«Что мне ему еще сказать? Он меня не слушает. (Голос за кадром Быковского, крупный план).
Сцена 3.
Евгений Петрович ходит по комнате, Сережа взбирается с ногами на стул сбоку стола и начинает рисовать. (Общий план).
«У него свое течение мыслей! Ну, что мне ему сказать? Что? (Голос отца за кадром). Я опытный правовед, решительно теряюсь и не знаю, что сказать сыну». (Крупный план).
Отец: - Послушай, дай мне честное слово, что ты больше не будешь курить.
Сережа: - Честное слово! (Нагибается к рисунку).
«Нет, плохой я наставник! Я очень люблю сына, а любовь осложняет вопрос. (Голос отца за кадром, крупный план).
Сцена 4.
Сережа бросает рисунок, садится на колени к отцу и занимается отцовской бородой. (Прокурор расплывается в улыбке, от этого прикосновения тепло и мягко должно быть не только отцу, но и зрителям). (Крупный план героев).
«Вот тут и ругай его, сколько надо иметь храбрости и веры в себя, чтобы браться учить, судить, сочинять толстую книгу…» (Голос отца за кадром).
Сцена 5.
На часах десять часов. (Крупный план часов, затем крупный план героев).
Отец: - Ну, мальчик, спать пора.
Сережа: - Нет, папа, расскажи мне сказку. (Умоляюще, морщится).
Отец: - Изволь, только после сказки - спать.
(Пауза. Тишина. Звучит тихая, минорная музыка. В углу стены, освещенной мягким светом, появляются сказочные фигуры: царя, царевича, дворец, сад, фонтаны).
Отец: - Слушай. (Поднимает глаза к потолку). - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе царь. (Сережа слушает внимательно, смотрит в сторону). (Камера снимает сначала крупным планом отца, затем Сережу и на экране появляется сказочная картина). (Голос за кадром отца). У старого царя есть единственный сын и наследник царства. Он никогда не капризничает, рано ложится спать, ничего не трогает на столе и вообще - умница. Один только у него недостаток - он курит.
(Сережа напряженно слушает, не моргает глазами). (Камера с картинки переходит на Сережу, затем опять на картинку).
От курения царевич начинает болеть и умирает в 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остается без всякой помощи. Некому управлять государством и защищать дворец. Неприятели убивают старика, разрушают дворец, сад с деревьями и фонтами. Так-то, сынок.
Сцена 6.
Кабинет. Пауза. Тишина. (Общий план).
(На Сережу сказка производит сильное впечатление. Глаза его печальные и грустные. Он смотрит на темное окно. Задумчиво).
Сережа: - Не буду я больше курить.
«Может, так и должно быть» (Голос за кадром, герой задумчив, крупный план).
КИНОСЦЕНАРИЙ ПО РАССКАЗУ А.П. ЧЕХОВА «СОБЫТИЕ»
Эпиграф: «В воспитании и в жизни детей домашние животные играют едва заметную, но несомненно благотворную роль. Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или же туманные разглагольствования гувернантки, старающейся доказать ребятам, что вода состоит из кислорода и водорода». А.П. Чехов. (Голос за кадром).
Аннотация: В доме четырехлетней Нины и шестилетнего Вани произошло событие - у кошки родились котята. Это событие затмевает для детей все вокруг. Отец не разделяет восторг дочери и сына по поводу пушистых комочков. Но когда с котятами случается несчастье, все взрослые, включая родителей, остаются безучастными к детскому горю. И возможно, главная беда даже не в том, что погибли котята, а в равнодушном смехе отца и матери.
Персонажи:
Ваня, мальчик лет шести, стриженый, с носом, похожим на пуговицу
Нина, его сестра, четырехлетняя девочка, кудрявая, пухленькая.
Мама.
Папа.
Дядя Петруша.
Лакей Степан.
Кошка с тремя котятами.
Пес Неро - большой черный пес датской породы, с отвислыми ушами и с хвостом, твердым, как палка, молчалив, мрачен.
Лошадь, игрушка, темно-красного цвета с оторванным хвостом.
Место действия:
Дом, детская, кухня, зал, кладовая, прихожая.
Время действия:
Зима. Утро, обед, вечер.
Сцена 1.
Утро. Сквозь замерзшие оконные стекла, пробивается в детскую яркий солнечный свет. Дети просыпаются. (Камера снимает окно, затем крупным планом Ваню и Нину, которые сердито смотрят друг на друга, они не в духе). Солнечные лучи весело шалят по комнате, но дети не замечают их. (Крупный план комнаты).
Сцена 2.
Мама: - Не забудьте дать кошке молока, у нее теперь котята! (Голос за кадром).
Ваня и Нина вытягивают физиономии и смотрят друг на друга, потом оба разом вскрикивают, прыгают с кроваток и бегут босиком в кухню. (Камера снимает крупным планом лица детей, затем общий план комнат).
Сцена 3.
В кухне под скамьей стоит небольшой ящик. Из ящика выглядывает кошка. Слышится писк котят. Дети садятся на корточки перед ящиком и, не шевелясь, смотрят на кошку. (Общий план кухни, затем крупный план кошки, потом крупный план детей, в глазах детей искренняя радость).
Нина: - Какие маленькие! (Крупным планом, делает большие глаза и заливается веселым смехом).
Ваня: - Раз, два, три. Три котенка. (Крупным планом).
Дети сидят в кухне около ящика и возятся с котятами. (Лица их серьезны, сосредоточены и выражают заботу).
Ваня: - Один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу.
Нина: - Третий будет жить в погребе, где очень много крыс.
Ваня: - Кошка их мать, а кто отец?
Нина: - Без отца им нельзя.
Сцена 4.
(Крупный план кухни).
Ваня: - Пусть отцом будет темно-красная лошадь с оторванным хвостом.
Дети бегут, в кладовую, берут лошадь и ставят около ящика. (Камера снимает кладовую, кухню, лошадь у ящика).
Нина: - Смотри же! (Грозит лошади пальчиком, крупный план).
Ваня: - Стой тут и гляди, чтобы они вели себя прилично. (Грозит лошади пальчиком, крупный план). (Всё это говорится и проделывается серьезнейшим образом и с выражением заботы на лице).
Сцена 5.
Обед. Заходит отец, видит котят.
Отец: - Сию же минуту выбросить котят в помойку! (Крупный план, кричит).
Ваня и Нина: - Папа, пожалуйста, пощади котят. (Одновременно). (Крупный план, на лицах детей ужас, Ваня и Нина разговаривают умоляющим голосом, начинают плакать).
Папа: - Хорошо, но с условием, что вы больше не подойдете к котятам.
Сцена 6.
Ваня и Нина ходят по комнатам. (Общий план, камера движется за детьми). (У детей унылый вид, они капризничают)
Вечер. Заходит дядя Петруша с собакой Неро. (Камера снимает крупным планом дверь, затем дядю, потом собаку).
Ваня: - Дядя Петруша, скажи маме, чтобы котят в детскую поставили. (Отводит в сторону дядю, жалостливым голосом). (Крупный план).
Нина: - Скажи! (Жалостливым голосом).
Дядя Петруша: - Ну, хорошо! (Отмахивается).
Ваня: - Знаешь что, Нина? (Делает большие глаза). - Вместо лошади пусть Неро будет отцом! Лошадь дохлая, а ведь он живой. (Крупный план детей).
Сцена 7.
Вечер. Папа садится играть в винт. (Общий план комнаты).
Ваня: - Пойдем! (Шепчет Нине). (Дети выглядывают из-за двери).
Входит лакей Степан. (Общий план).
Степан: - Барыня, Нера котят съела! (Со смехом).
Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. (Крупный план).
Степан: - Ей-богу-с… (Смеется).
«Сейчас взрослые набросятся на Неро». (Голос Вани за кадром). (Крупный план).
Папа и мама смеются…
Собака Неро ходит у стола, помахивает хвостом и облизывается…
Кошка ходит по комнатам, поглядывает на людей и жалобно мяукает.
Дети плачут.
(Общий план, затем камера снимает родителей собаку, кошку, детей).
Сцена 8.
Комната детей. (Общий план). Ваня и Нина ложатся спать, плачут. (Крупный план).
(На заднем плане появляется картинка мяукающей кошки и черного пса Неро).
КИНОСЦЕНАРИЙ ПО РАССКАЗУ А.П. ЧЕХОВА «НЕ В ДУХЕ»
Аннотация: Отец, проигравший в карты восемь рублей, не находит иного утешения, как высечь сына Ваню, вспомнив вдруг, что тот вчера окно разбил. Часто дети получают за то, что что-то не ладится у их родителей.
Персонажи:
Отец, Семен Ильич Прачкин, становой пристав, проиграл в карты восемь рублей.
Ваня, сын Семена Ильича, ученик.
Место действия:
Дом Прачкина, комната отца и комната сына.
Время действия:
Зима. Во дворе дома снежные сугробы.
Сцена 1.
Семен Ильич Прачкин ходит по комнате из угла в угол. Его сын Ваня в соседней комнате учит стихотворение А.С. Пушкина. (Камера снимает общим планом комнату станового, затем переходит в комнату Вани). (Ваня читает монотонно).
Отец: - Восемь рублей - экая важность! Вчера начальнику проиграл в карты восемь рублей. (Крупный план Семена Ильича, на лице злость, ворчит).
Ваня: - Зима. Крестьянин, торжествуя. (Крупный план Вани, читает монотонно).
Отец: - Сумма ничтожная, да и отыграться можно. Что это там торжествуя? (Смотрит на Ванину комнату).
Ваня: - Крестьянин, торжествуя, обновляет путь.
Отец: - Торжествуя, влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. (Со злостью). Восемь рублей, но ведь сумма ничтожная, пустяшная. (Говорит с упреком).
Ваня: - Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь.
Отец: - Еще бы она вскачь понеслась! (Со злостью). И зачем я с маленькой карты пошел? (Говорит с недовольством).
Ваня: - Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.
Отец: - Бразды взрывая. Позволяют же писать, прости господи! (Ворчит). А все десятка, в сущности, наделала!
Ваня: - Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.
Отец: - Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол или Священное писание читал. Собак развели. Ни пройти, ни проехать! Надо было мне после ужина не садиться в карты играть.
Ваня: - Ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно.
Отец: - Грози, грози. Лень на двор выйти да наказать. Кто это сочинил? (Громко спросил).
Ваня: - Пушкин, папаша.
Отец: - Пушкин? (Округляет глаза, молчит). Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут, а что пишут - и сами не понимают!
Сцена 2.
Ваня выучил стихотворение, в его комнате тишина. Прачкин подошел к окну, смотрит на снежные сугробы. (Взгляд печальный, тоскующий, но вдруг глаза заблестели, лицо становится злобным). (Крупный план).
Отец: - Ваня! Иди, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил! (Громко кричит).
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Лиса и волк
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Лягушка-путешественница