.
Вложение | Размер |
---|---|
materialy.docx | 674.22 КБ |
Материалы
на муниципальные Рождественские образовательные чтения
Сафоновского района Смоленской области
«Петр I: секулярный мир и религиозность»
Номинация: «Храмоздание в эпоху Петра I»
Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».
Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.
Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.
Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить».
Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров.
Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части.
После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.
В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.
Паломнику, вошедшему в обитель, грандиозная постройка предстает как подобие плывущего гигантского корабля с носом - апсидами, палубой-гульбищем и высокой мачтой креста, а подклет с волнообразной чередой арочных сводов создает впечатление движения. Зрительный образ имеет прямые параллели с богословским осмыслением Божиего храма как корабля спасения. Удивительное творение, по достоинству оцененное современниками, явилось одним из самых выдающихся памятников архитектуры московского барокко.
Литература:
Галка в чужих перьях
Рисуем осенние листья
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Два петушка
Как Дед Мороз сделал себе помощников