Существует огромное количество людей, не умеющих выступать перед публикой. Им не составляет труда составить интересное, познавательное сообщение. Но, как показывает практика, этого мало. Неприятный, невыразительный голос, частые паузы или слишком быстрый темп речи отвлекают внимание слушателей и мешают восприятию информации.
Знание основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому человеку. Речь — это не только ряд звуков, воспроизводимый человеком. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства людей и донести определенную информацию через эмоциональную сферу.
Целью написания данной работы является рассмотрение техники речи и ее составляющих в качестве средства речевого воздействия на слушателя.
Мной были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «техника речи».
2. Подробно рассмотреть компоненты техники речи.
3. Выяснить, можно ли научиться говорить четко и красиво, или же это врожденное умение.
4. Выяснить, важна ли техника речи в профессиональной деятельности юриста.
В процессе написания реферата я изучила пособия по риторике. основам судебного красноречия, культуре речи. Все авторы приходят к единому мнению — не работая над техникой речи, нельзя стать хорошим адвокатом или прокурором. Умение привлечь внимание слушателей к каждому слову, убедить в своей правоте — очень ценное качество для судебного оратора.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_rechi.docx | 20.8 КБ |
Доклад на тему:
«Техника речи»
Составитель: ученица 5Б класса
Кацман Полина
Руководитель: учитель
Винокурова Ольга Владимировна
Магнитогорск 2021г
Существует огромное количество людей, не умеющих выступать перед публикой. Им не составляет труда составить интересное, познавательное сообщение. Но, как показывает практика, этого мало. Неприятный, невыразительный голос, частые паузы или слишком быстрый темп речи отвлекают внимание слушателей и мешают восприятию информации.
Знание основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому человеку. Речь — это не только ряд звуков, воспроизводимый человеком. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства людей и донести определенную информацию через эмоциональную сферу.
Целью написания данной работы является рассмотрение техники речи и ее составляющих в качестве средства речевого воздействия на слушателя.
Мной были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «техника речи».
2. Подробно рассмотреть компоненты техники речи.
3. Выяснить, можно ли научиться говорить четко и красиво, или же это врожденное умение.
4. Выяснить, важна ли техника речи в профессиональной деятельности юриста.
В процессе написания реферата я изучила пособия по риторике. основам судебного красноречия, культуре речи. Все авторы приходят к единому мнению — не работая над техникой речи, нельзя стать хорошим адвокатом или прокурором. Умение привлечь внимание слушателей к каждому слову, убедить в своей правоте — очень ценное качество для судебного оратора.
Техника речи. Определение. Составные элементы техники речи.
Техника речи — это сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации.
Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации — все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи — значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.
В разделе №6 «ТЕХНИКА РЕЧИ — СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» учебного пособия «Основы судебного красноречия» Н.Н. Ивакина утверждает, что владение устной и письменной речью особенно важно для юриста, ведь юридическая деятельность относится к сфере повышенной речевой ответственности. Автор аргументирует это тем, что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним решение, и, самое главное, убедить обратившихся к нему в правильности своего мнения. Данный раздел представляет собой анализ составных частей техники речи, а также их роли в экспрессивности и эмоциональном воздействии речи на слушателей.
Не ограничиваясь только теорией, автор знакомит нас с множеством примеров из речей судебных ораторов, приводя доказательства справедливости своей точки зрения.
Не каждый человек способен доносить свои мысли окружающим внятно и членораздельно. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.
Нужно учитывать также, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто не проявляют активности, отказываются отвечать на уроке или принимать участие в конкурсах. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить препятствием в продвижении по служебной лестнице.
С.Т. Никольская выделяет следующие составные части техники речи:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность;
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Рассмотрим каждую из частей техники речи более подробно.
Дыхание. Голос. Характеристики голоса.
Дыхание — это рефлекторный акт, выполняющий функцию газообмена в организме. Он совершается бессознательно. Но дыхание становится управляемым процессом, когда мы произносим речь. Такое дыхание называется речевым (фонационным) и требует специальной подготовки.
В наше время люди мало находятся на свежем воздухе, и проводят весь свой рабочий день в душных офисах. Нам жалко тратить выходные на прогулки в парке, рыбалку, занятия спортом. Поверхностное дыхание приводит к тому, что функции некоторых органов ослабляются, нарушается дыхательный процесс и развиваются такие болезни, как атеросклероз, астма и т.д.
Так как же правильно дышать? В учебнике приводятся факты, доказывающие данное положение. Легкие в данном случае равномерно заполняются воздухом и хорошо вентилируются. Получая достаточное количество кислорода, человек забывает о многих неприятных моментах при произнесении речи: «пересыхание во рту», необходимость сделать паузу в середине предложения из-за нехватки воздуха, «севший голос».
Также очень важно набирать воздух через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно.
Необходимо тренировать «поддержку дыхания», для этого можно выполнять следующие упражнения:
- выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.
- говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.
Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза…
Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.
Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Воспитание красивого, выразительного голоса- дело очень трудоемкое, требующее большого количества времени.
Правильно поставленный голос является сильным средством воздействия.
В случае неправильного пользования голосом получается его искусственное, и иногда даже комичное звучание. Это ведет и к быстрой утомляемости речевого аппарата, что также отрицательно сказывается на нашей речи. Юристы, учителя часто жалуются на першение в горле, хрипоту. Это связано с неправильной постановкой голоса.
Укрепление голоса требует развития следующих характеристик: силы, тональности, тембра, а также совершенствования полётности голоса.
Полётность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
Тембр голоса—это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона).
Принято считать, что тональность голоса дается нам от природы, и поэтому исправит ее нельзя. Но на самом деле это не так. Тональность можно расширить, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах).
Н.Н. Ивакина привлекает наше внимание к тому, что сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремится достичь выступающий. Сила голоса, как утверждает автор, это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей
Дикция. Дефекты произношения.
Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Первое условие хорошей речи- четкая дикция. Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется читать вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге.
У большинства людей дефекты речи отсутствуют, но степень отчётливости произнесения звуков бывает разной. Некоторые настолько невнятно говорят, будто у них «каша во рту». За редким исключением, эти люди не следят за тем, как они говорят, не тренируют соответствующие мышцы голосового аппарата. Только от постоянного напряжения «произносительные» мышцы становятся сильными, натренированными.
Многие люди замечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например, [шыис`ат] или даже [шс`ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного [шыз`д`ис`ат]. Или при произнесении пропадают звуковые различия между фонетически сходными словами, например, [д`эушка] вместо «дедушка» или «девушка». Если мы прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим: драсти (вместо: здравствуйте), буим, бум (будем), терь (теперь), чё (что), щас (сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др. Кроме того, тщательность произношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомыми людьми, в непринужденной обстановке и т.д. мы не всегда заботимся о том, чтобы речь звучала красиво.
Манера произнесения – включает в себя присущий индивидууму темп, продление или редукцию слогов и т.п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова.
О.З. Муштук считает, что если явных дикционных недостатков у оратора нет, то нужно сделать акцент на достоинствах произношения. По мнению автора, очень благоприятное впечатление на слушателей производит четкое, твердое «р», а также отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п», «в», «ф» и «ж». Именно на этих, особенно придирчиво воспринимаемых ухом звуках автор рекомендует в первую очередь сосредоточиться оратору при проработке фонетических упражнений.
Активность, хороший энергичный темп речи требуют абсолютного владения дикцией, технического мастерства, которое позволит оратору при любой скорости речи донести до слушателя во всей полноте смысл высказывания. Для выработки четкости произношения при любом темпе речи служат специальные фразы — скороговорки. Они построены на сочетаниях слов, включающих в себя звуки, требующие непрерывной перестройки нашего речевого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций. Отработка быстрого темпа речи при сохранении дикционной четкости требует особой методики тренировки. Начинать ее следует с установки артикуляционной позиции всех согласных, входящих в состав скороговорки, а затем с отработки четкости произнесения фразы в замедленном темпе.
Музыка космоса
Сказка "12 месяцев". История и современность
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018