Ученица сравнивает образ брата в литературных текстах и из своей реальной жизни
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.69 КБ |
rol_brata_v_zhizni_sestry_-_kopiya.pptx | 1.9 МБ |
Будаева Виктория, 5 класс МОАУ «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск РБ Руководитель – Чувашева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск РБ |
Роль брата
в жизни сестры
У меня есть младший брат. Как обычный шестилетний ребёнок он не может и не любит находиться в одиночестве. Требует постоянного внимания к себе. Естественно, что иногда мама просит за ним присмотреть, но чаще он сам обращается ко мне с разными просьбами или просто нахрапом вторгается в моё пространство.
Одноклассникам я предложила несколько вопросов, из ответов на которые узнала о заботе, играх со своими младшими братьями, о воспитании в них уважения и вежливости к старшим; некоторые отметили стрессоустойчивость, которая у них выработалась во время общения с младшим членом семьи. Итак, мои одноклассники сталкиваются с теми же проблемами в отношении вышеназванного члена семьи, что и я.
Из толковых словарей В. И. Даля и Д. Н. Ушакова определила, что брат – «это сын тех же родителей; название близкой степени родства между детьми родителей – братьями и сёстрами».
В статье С. А. Смирновой «Литература. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ» обратила внимание на средства создания образа человека: имя, портрет, речевую характеристику, интерьер, поступки
героя, авторскую оценку, изобразительно-выразительные средства.
Как же определяется роль брата в жизни сестры в литературных произведениях? В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети после смерти родителей стали сиротами. Старшая сестра брала брата с собой на работу в поле. В один из жарких дней Иванушка не послушал сестру, попил воды из козьего копытца и превратился в козлёночка. Мы видим образ мальчика, которого сестра называет ласково «Иванушка». Используя уменьшительно-ласкательный суффикс –ушк-, автор подчёркивает доброту, заботливое отношение старшей сестры, заменившей брату родителей. Вышла замуж, скорее всего, не по любви за купца, чтобы у брата были семья, дом. А Иванушка, превратившийся в козлёночка, на берегу реки, называя лучшие черты характера сестры, умоляет вернуться к нему живой и помочь в немощи.
В народной сказке «Гуси-лебеди» сестрица показана заботливой, любящей своего брата («Она его кликала - братец не откликается»); решительной: чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями («Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила…»); одержимой («Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали… того гляди, братца из рук вырвут»); умеющей исправлять свои ошибки – раз виновата в потере брата, должна найти его сама.
А вот Эмиль из повести А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» находчивый, озорной, вместе с тем бесстрашный, способный защитить не только себя и сестру, но и постороннего человека. Он выдумывает новые игры и вовлекает в них своих братьев, сестёр или друзей, веселит взрослых своими смешными выдумками. Может тонко манипулировать родителями, когда ему это надо. Для малыша существует собственный мир, где всё крутится вокруг него.
Моего младшего брата зовут Роман. Имя Роман произошло от латинского «Romanus» и переводится как «римлянин». В этом популярном и красивом имени переплетаются самые разнообразные качества характера: любознательность, вежливость, искренность, трудолюбие и творческая одарённость. Кажется, будто Рома интересуется абсолютно всем – его взгляды очень широки: любит играть с машинками, по внешнему виду может определить марки машин, ему нравятся футбол, ружья, пистолеты; его любимый герой человек - паук.
Иногда он может вести себя спокойно, как мальчик из сказки «Гуси-лебеди»: выстроит свои машины и начинает с ними разговаривать. Кажется, брат похож и на мальчика из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Роман любит, чтобы его погладили, пожалели, да и сам часто говорит: «Мама, я тебя люблю!», «Бабушка, я тебя люблю!» А когда я живу несколько дней у бабушки, он звонит и говорит: «Вика, я соскучился!»
Если мои одноклассники и авторы литературных произведений обращают пристальное внимание на образы ближайших младших родственников, значит, братья и сёстры – это близкие люди, связанные кровной связью, без дружбы которых нереально существование семьи в будущем. Роль брата в жизни сестры определяющая: разнополые дети учатся с малых лет выстраивать
отношения и проявлять воспитанность, доброту, уважение.
Слайд 1
Роль брата в жизни сестры (На примере литературных текстов и жизненных наблюдений) Работа ученицы 5б класса МОАУ «Гимназия №1» Будаевой Виктории, у читель Чувашева Н. С.Слайд 2
Тест-опрос « Я и младшие члены моей семьи»
Слайд 3
1 ) С какими просьбами обращаются к вам младшие братья, сёстры?
Слайд 4
2 ) П роделки ваших братьев, сестёр запомнятся вам навсегда?
Слайд 5
3) Какие черты характера выработались у вас благодаря младшим родственникам?
Слайд 6
4) Бывают ли у вас общие секреты со своими братьями и сёстрами?
Слайд 7
5) Доверяют ли вам родители своих младших членов семьи?
Слайд 8
6) Какие черты характера вы помогаете воспитывать в своих младших родственниках?
Слайд 9
Цель исследования: показать роль брата в жизни сестры. Задачи исследования: 1) изучить лексическое значение понятий «брат» и «сестра» и найти общее в их толковании; 2) отметить положительные черты характера старшей сестры по отношению к младшему брату в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; 3) «увидеть » образ заботливой сестры в народной сказке «Гуси-лебеди» ; 4) проанализировать изощрённость озорства Эмиля из повести А. Линдгрен « Приключения Эмиля из Лённеберги »; 5) сравнить образ брата с персонажами из литературных текстов.
Слайд 10
Гипотеза: если авторы литературных произведений обращают пристальное внимание на образы ближайших младших родственников, значит, братья и сёстры – это 1)близкие люди, связанные кровной связью, без дружбы которых нереально существование семьи в будущем; 2) младшие члены семьи, благодаря которым старшие могут отвлечься от рутины, обыденности и вернуться в детство; 3) главное, связующее звено между детьми и родителями.
Слайд 11
Из статьи С. А. Смирновой «Литература. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ» Для создания образа необходимы: номинация; п ортрет; речевая характеристика; и нтерьер; предмет как составная часть образа; п ейзаж; предметно-бытовая, психологическая подробность; поступки героя ; оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей; авторская оценка; внесюжетные элементы; изобразительно-выразительные средства
Слайд 12
Глоссарий Брат - муж. братья, браты , братовья мн. братец, братик, браток, братишка, братенок умалит. , братцы мн. , братище , братища увел. каждый из сыновей одних родителей, друг другу, а также сестрам своим, или детям тех же родителей. (В . И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка) Брат, брата, мн. б ратья. Сын тех же родителей. Название некоторых других степеней родства. Сводный брат. Двоюродный брат. Фамильярное или дружеское обращение к лицу мужского пола. Ты, брат, мне зубы не заговаривай. Ч лен религиозного братства, монах (церк., употр. перед собственным именем). «Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил.» 4 . Близки Единомышленник , друг, свой. Свой своему поневоле брат. Мы братья по убежденьям. Братья-рабочие. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь)
Слайд 14
Положительные черты характера старшей сестры по отношению к брату Иванушка з абота о брате
Слайд 15
В угоду братцу сестра идёт замуж за купца в стречается с ведьмой п ользуется помощью слуги
Слайд 16
Образ заботливой сестры в народной сказке «Гуси-лебеди »
Слайд 18
Изощрённость озорства Эмиля
Слайд 21
Мой брат Роман
Слайд 25
Заключение: 1) если обратить внимание на значение имён мальчиков, которые являются братьями своих сестёр, можно отметить такие общие черты характера, как сообразительность, выносливость , желание помочь в разных ситуациях; 2) возраст всех братьев (Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», брат из сказки «Гуси-лебеди», Эмиль из повести А. Линдгрен, мой брат Роман) 5-6 лет; 3) исходя из поступков мальчиков видим детские игры со всеми предметами и людьми, которые приносят им большое наслаждение; 4) всех братьев объединяет бескорыстная любовь к своим родителям, братьям и сёстрам; 5) роль брата в жизни сестры – связующее звено между всеми членами семьи.
Под парусами
Девочка-Снегурочка
Щелкунчик
Как нарисовать небо акварелью
Петушок из русских сказок