Сказки помогают принести в уроки элемент занимательности.
Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любит их.
Сказки могут использоваться с целями: как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы.
Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными,
эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.
Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений.
При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал.
Восприятие природы человеком индивидуально.
Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны,
задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства, а ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал,
но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет
Особенно важно то, что благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь»,
у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать.
И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно,
ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях.
Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны».
Прочитав сказку на сайте Мультиурок, мы решили переработать и проинсценировать её,
так как она показалась нам познавательной, интересной, связана с изучаемым нами материалом,
который можно продемонстрировать одноклассникам в нетрадиционной форме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Сказка о
Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости.
Руководители:
Капац Ирина Николаевна- учитель физики и математики,
Кокшарова Ольга Павлиновна- учитель информатики
Исполнители:
Команда «Константа»
обучающиеся 8 класса
п.Коммунистический
2019 г.
Пояснительная записка
Сказки помогают принести в уроки элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любит их. Сказки могут использоваться с целями: как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы.
Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков. Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал. Восприятие природы человеком индивидуально. Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства, а ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет
Особенно важно то, что благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать. И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно, ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны». Прочитав сказку на сайте Мультиурок, мы решили переработать и проинсценировать её, так как она показалась нам познавательной, интересной, связана с изучаемым нами материалом, который можно продемонстрировать одноклассникам в нетрадиционной форме. Нами были сформулированы следующие цель и задачи.
Цель: Показать жизненную значимость и практическую ценность изучаемых сил.
Задачи:
Ι. Образовательные:
ΙΙ. Развивающие:
ΙΙΙ. Воспитательные:
Актуальность: Мы считаем нашу работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна детям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.
Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.
Объект исследования – русские народные сказки.
Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.
Научная новизна исследования: если исследовать сказки, связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику.
Метод: Предварительный информационный поиск и его обработка.
Оборудование: ТСО: видеокамера, компьютер.
Форма: Сказка-спектакль.
«СКАЗКА о Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости».
Действующие лица:
Видеоэффекты, футажи.
Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом. Входит ведущая и присаживается за журнальный стол, открывает ноутбук и начинает рассказывать сказку.
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения.
Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел (Сила Тяжести подбрасывает мяч). Ещё бы! Ведь только она была его причиной.
Сила Упругости любила деформировать пружины. (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины). Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу.
Сила Трения любила наблюдать за тем, Как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения рисовать и точить карандаши).
Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству.
Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять.
Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством.
Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?
Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание.
Гравитон: Говори, говори, деточка, ситуация-то безвыходная!
Сила Тяжести: Крибле-крабле-бумс!!! ( Видеоэффект волшебной палочки.)
Сила Тяжести уходит.
Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон!
Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!
Ведущий: Ваше Величество, вам от Бабы Яги СМС сообщение!
Ведущая читает СМС: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария.
Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь!
Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести?
Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет!
Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон!
Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!
Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может ты попробуешь?
Сила Трения: читает заклинание и уходит, появляется снова Сила Тяжести.
(Видеоэффект волшебной палочки.)
Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали?
Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед. Автотранспортным происшествиям числа нет!
Ведущий: Ваше Величество, к вам суперпуперфотомодель пожаловала. Можно автограф?
Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мой клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!!
Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости.
Сила Упругости читает заклинание и уходит, появляется Сила Трения.
(Видеоэффект волшебной палочки.)
Ведущий: Действие силы упругости прекратилось и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация.
Боксер: Я увлекаюсь боксом, но без тренировочной груши не могу поддерживать свою спортивную форму. Эта груша возвращается в исходное положение благодаря Силе Упругости, так что без этой силы я тренироваться не могу!
Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости!
Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит.
Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю-ка я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости – приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия!
Ведущая: Вот и закончилась наша сказка. А кто нам не поверил, пусть сам и проверит!
Литература
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Самоанализ сказки о Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости.
Психолого-педагогическая характеристика 7 класса.
Возможности данного класса в целом удовлетворительные, в отдельности есть учащиеся, у которых высокая мотивация к изучению физики (64%), есть учащиеся, имеющие знания по физике ниже среднего (21%). При планировании учитывались следующие способности учащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность команды и помощников в целом достаточная, дружеская атмосфера, уровень словесно-логического мышления достаточный.
Мы считаем, что в ходе инсценировании сказки удалось реализовать поставленные задачи и цель. Результат показал, что обучающиеся с удовольствием исполняли свои роли, рассказывали о действиях сил, видеофрагменты и элементы сказки легко вписались в схему сценария и способствовали лучшему пониманию изучаемой темы, что существенно повысило заинтересованность учащихся в изучении физики и явилось дополнительным мотивирующим фактором.
Лавовая лампа
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Домик зимней ночью
Филимоновская игрушка