Научно- поисковое исследование представляет собой попытку интерпретировать данную в заголовке тему в контексте понимания учащейся 7 класса. Как показывает практика, ученики православной гимназии не знают или затрудняются назвать литературные произведения, связанные с православием. Обучение проходит по стандартным (пусть и адаптированным) программам и учебникам, в которых эта тема освещается, но, к сожалению, не находит отклика у школьников, хотя произведений русских поэтов и писателей, где эта тема звучит, множество. Ученица попыталась на примере некоторых произведений, которые входят в программу по литературе, расширить знания о том, какие темы, образы, мотивы православной культуры интерпретируются в творчестве русских поэтов и писателей. Полученные знания будут способствовать сохранению языковой культуры.
Введение.
Что такое добро и зло, любовь и ненависть, в чем истина, что такое настоящая красота человека, для чего он живет на свете, зачем ему нужна вера? Эти вопросы всегда волновали человека, и в произведениях как духовной, так и светской литературы нам предлагают попытаться найти ответы эти вопросы.
В православном сообществе часто говорят о пользе чтения духовной литературы: поучения Святых Отцов Церкви, Священное Писание и др. Действительно, чтение подобных произведений способно совершенствовать человека: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писаний для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильной, твердой и умной, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями»,- писал святитель Иоанн Златоуст [1]. Но кто из сегодняшних школьников читает подобного рода произведения? Так на чем учиться, где брать силы для духовного роста, примеры для подражания современному школьнику? В произведениях русской литературы, ставших частью духовной культуры народа.
Как показал опрос среди учащихся образовательного учреждения с образовательным православным компонентом, они не знают или затрудняются назвать литературные произведения, связанные с православием. Обучение проходит по стандартным (пусть и адаптированным) программам и учебникам, в которых эта тема освещается, но, к сожалению, не находит отклика у школьников, хотя произведений русских поэтов и писателей, где эта тема звучит, множество! От известных, таких как стихотворение С.А. Есенина «Чую радуницу Божью...», до не известного школьникам С.С. Аверинцева и его произведений.
Актуальность данной исследовательской работы в том, что она позволит расширить знания о том, какие темы, образы, мотивы православной культуры интерпретируются в творчестве русских поэтов и писателей, а также позволит расширить читательский кругозор школьников, полученные знания будут способствовать сохранению языковой культуры.
Целью работы стал поиск ответов на волнующие вопросы: как русская литература разных эпох относится к православной культуре и в каких произведениях русских писателей и поэтов поднимаются темы, связанные с православием?
В своей работе автор опирался на имена и произведения, как известные, так и неизвестные для широкого круга читателей- школьников.
1. В течение многих веков Православие оказывало огромное влияние на формирование русской культуры. Оно дало мощный духовно- нравственный «заряд», и до 1917 года русская литература сохраняла связи с церковной традицией. После революции 1917 года люди узнавали о вере, Боге, о Христе, молитве и Евангелии через произведения великих писателей и поэтов.
2. В 19 веке интеллигенция потихоньку отходила от Православной Церкви. Посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки. А когда некто, зайдя в кабинет Лескова, застал его молящимся на коленях, тот стал делать вид, что ищет на полу упавшую монету. [1] Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. И тот факт, что русская литература, вопреки веяниям времени, сохранила глубинную связь с православной традицией, делает ее уникальной и отличающейся от литературы Запада того же периода.
3. Каковы же образы, темы произведений русской литературы православной направленности и чему учит нас такая литература? Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью». «Объять необъятное» невозможно. Остановлюсь на произведениях, которые вошли в круг моих читательских интересов.
Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Я узнала, что одним из главных вопросов, волновавших Достоевского, был вопрос поиска Высшей Правды [2]. Эту Правду нашёл Достоевский в Боге, «без признания Которого, по его убеждению, человечество идёт к … неминуемой гибели». В своем «святочном» рассказе, написанном под впечатлением от посещения детской колонии и встречи нищего мальчика на улице, автор обращается к одной из своих главных тем творчества – теме «униженных и оскорбленных». Для жанра «святочного» рассказа характерно описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе, действие происходит во время Святок (Рождества),-все это есть у Достоевского, но финал не хорош: мальчик погибает. Такой финал я не называю трагичным, так как главный герой, замерзнув, оказался у Христа на ёлке, где нет черствости и равнодушия, которые он встретил в реальном мире людей, ему все рады и спешат согреть своей любовью. Он встретился с умершей матерью и десятками других детей- ангелов, возможно, в земной своей жизни таких же обездоленных и несчастных, как он. На чем основана православная тема в рассказе? Только ли на образе Иисуса Христа- защитника всех сирых и обездоленных? Я считаю, что, прежде всего, на теме сострадания и милосердия, любви к Ближнему, которых мальчик не нашел у людей (трудно назвать милосердной барыню, которая, дав копеечку, приказала вывести мальчика на улицу в лютый холод). На этих нравственных правилах построено учение Иисуса Христа. А еще читатель приходит к выводу, что если кому-то не удалось найти сострадание на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.
Великий А.С. Пушкин был воспитан в православном духе, но, отойдя еще в юношестве от традиционной церковности, он никогда окончательно не порывал с православной тематикой. Самое знаменитое стихотворение, основанное на образе, навеянном 6-й главой книги пророка Исаии,- стихотворение «Пророк». Интересный ход: через библейский образ донести до читателей смысл призвания национального поэта. По поводу этого стихотворения протоиерей С. Булгаков замечает: «Если бы мы не имели всех других сочинений Пушкина, но перед нами сверкала бы вечными снегами лишь эта одна вершина, мы совершенно ясно могли бы увидеть не только величие его поэтического дара, но и всю высоту его призвания».[3]
Одно из стихотворений 1836 года («Отцы пустынники и жены непорочны...») представляет поэтическое переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» [4], читаемой на великопостных богослужениях. Как нам, очень мирским, часто почти атеистам, гениальный Пушкин донес простые слова желания покаяния и смысл православного богослужения:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей… ( см. текст в приложении 1)
Лирический герой просит Бога оградить его от «праздности» (безделья), «любоначалия» (желания властвовать), «празднословия» (болтливости). Его умиляет покаянная молитва во время Великого поста, приводящая к возвышенному и смиренному состоянию, вызывающая слёзы радости. Это умиление–Божий дар, которым наделяются те, кто понял милосердие Бога к человеческому несовершенству.
В творчестве другого великого поэта М.Ю. Лермонтова тоже возникают православные темы и образы. Он хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аналогиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов. Но главное, что я увидела в стихотворениях Лермонтова- восприятие красоты природы, в которой чувствуется присутствие Бога: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». («Выхожу один я на дорогу») И еще:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...(«Когда волнуется желтеющая нива…»)
И даже в произведениях, в которых нет явно религиозно-высокой лексики, особых образов, мы видим божественно прекрасную природу: «Листья в поле пожелтели /И кружатся, и летят/Лишь в бору поникши ели/Зелень мрачную хранят…» («Осень»)
Что касается «Псалтири», то обращение к ней как к источнику поэтического вдохновения в литературе начинается с 18 века и продолжается до сих пор.
В «Преложение псалма 1» понятным языком М.В. Ломоносов говорит о самом важном в жизни каждого человека-жить по нравственному «Закону Божьему»:
… Но волю токмо подвергает
Закону Божию во всем
И сердцем оный наблюдает
Во всем течении своем… ( Ср. с текстом псалма 1: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе ,но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь…» [5]).
В своей знаменитой оде «Властителям и судиям» Г.Р. Державин размышляет о нравственном законе, которому подчиняются все: от простого человека до царя. Эта ода ничто иное как переложение 81 псалма. Вот последние строчки псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81, 8).А вот текст оды Державина:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли.
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един Царем земли!
В стихотворении неизвестного школьникам автора 18 века И.Ф. Богдановича «Подражание 90 псалму» звучит самое главное, что объединяет псалом со стихотворением:
О Боже! Наше Ты прибежище и сила,
Защита крепкая и помощь нам в бедах, —
Когда бы нас Твоя десница не хранила,
Давно бы зрели нас враги в своих сетях… (см. полный текст в приложении 2)
А вот знакомые строчки псалма в стихотворении Н. Глазкова: «…Живущий под кроной Всевышнего, под самой надежной сенью...», «…Он избавит меня от сети ловца и от гибельной язвы...», «…Он избавит меня и прославит/ И пускай я теперь где-нибудь на дне/ Ощущаю своё воскресение/Он насытит меня долготою дней/ И мне явит мое спасение».
Главное передано: « …Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему...Яко на Мя упова , и избавлю и : покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его…» [6]
Прочитав переложения, я стала по- другому относится к «Псалтири», которая стала не сборником текстов непонятных молитв, а средоточием нравственных и духовных законов, силы человеческого духа и торжества Веры, сборником шедевров поэтической мысли человечества.
Заключение. Сегодня происходит обезличивание речи, звучащей вокруг нас: литературная речь уходит из разговоров, ее не так часто встретишь в СМИ, она становится исковерканной, особенно у молодых. Попытка анализа некоторых произведений, в которых отражены православные мысли и чувства- это маленькая капля в бесконечном мире русской литературы, являющейся, по большому счету, собранием глубокой нравственности, любви к человеку и к Богу. Это осмысление прочитанных мною произведений и попытка ответить на вопросы: «Где стяжать Веру и силы сегодня, когда все информационные средства навязывают совершенно иные стереотипы, и как оставаться православным?» «Научить любить русскую речь может помочь русская поэзия, которая по самой природе есть звучащее слово, торжество русского языка. Звучащее слово — великая сила, помогающая людям и в радости, и в печали…» (О. Нерсесова)
Ссылки:
2. https://semyaivera.ru/2013/09/12/o-polze-chteniya-duhovnyih-knig/
3. https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/doklady/iskatel-vysshey-pravdy/
4. http://magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak18.htm
5. https://www.molitvoslov.com/content/Velikopostnaja-molitva-sv-Efrema-Sirina
6. https://www.molitvoslov.com/text264.htm
7https://www.molitvoslov.com/text806.htm
Приложения:
Приложение 1.Стихотворение А.С. Пушкина
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Приложение 2. Стихотворение Богдановича
О Боже! Наше Ты прибежище и сила,
Защита крепкая и помощь нам в бедах, —
Когда бы нас Твоя десница не хранила,
Давно бы зрели нас враги в своих сетях.
От гласа Вышнего вселенна потрясется,
Смятутся и падут противные пред Ним;
Но имя праведных тем паче вознесется,
И не прикоснется никая злоба им.
Величество и власть Творца все твари славят,
Хвалу Ему гласят земля и небеса;
Когда б забыли мы, то горы нам представят
Бесчисленны Его преславны чудеса.
Он луки и щиты злодейски сокрушает,
Свергает в ярости взнесенный гордых рог;
Но праведных всегда щедротой утешает;
О злость! Сомкни уста, защита правым — Бог.
Приложение 3. Сихотворение Н. Глазкова
В стихах ничего лишнего -
И в этом мое спасенье,
Живущий под кроной Всевышнего,
Под самой надежной сенью...
А в своих стихах своего лица
Не могу я иметь разве?
Он избавит меня от сети ловца
И от гибельной язвы...
Все равно, где минус и где плюс,
Всё, пускай, вверх дном,
Ужасов в ночи не убоюсь
и стрелы, летящий днем...
Господь Бог, Он всё видит, всё знает.
На него я надеюсь. Не буду убит.
Он избавит меня и прославит.
И пускай я теперь где-нибудь на дне,
Ощущаю своё воскресение:
Он насытит меня долготою дней
И мне явит мое спасение.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Сказка об осеннем ветре
Военная хитрость
Мастер-класс "Корзиночка"
Просто так