Исследовательская работа победителя муниципального этапа конкурса "Литературный лабиринт" (посвящена 200-летию И. С. Тургенева)
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_turgeneva.docx | 893.12 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №2 |
«ГОРОД ТУРГЕНЕВА» ВЫПОЛНИЛА: ЗАХАРОВА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА УЧЕНИЦА 7 КЛАССА «А» РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОРОПАЕВА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2018 Г |
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Возьмите карту России.…………………………………………...4
Глава II.Певец родного края…………………………………………….....6
2.1 Искусство, рождённое жизнью…………………………………….....6
2.2 «Записки охотника»……………………………………………...........7
Глава III. Литературный Орёл……………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………...10Список источников и литературы………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………11-12
«Родной воздух необходим для художника».
(И. С. Тургенев)
Введение.
Старинный русский город Орёл, которому в сентябре 2018 года будет 452 года, известен в литературе прежде всего, как город Ивана Сергеевича Тургенева.
Уроженцами Орловской губернии были также Ф. И. Тютчев(1803-1873), А. А. Фет(1820-1892), Н. С. Лесков(1831-1895), Д. И. Писарев(1840-1868), Л. Н. Андреев(1871-1919), М. М. Пришвин(1873-1954) и другие писатели, поэты, критики.
С Орловской губернией связаны многие памятные для истории русской литературы страницы из творческой биографии А. Д. Кантемира, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Г. И. Успенского, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, С.А. Есенина…
Такое богатство историко-литературного материала охватить в одной работе невозможно, но можно прикоснуться к литературной истории тургеневского края как к части великого наследия классиков, попытаться понять, в чём секрет писательского мастерства И. С. Тургенева, чей талант Л. Н. Толстой называл «ключом чистой и прекрасной воды».
Целью моего исследования является выявление прочной связи творчества И. С. Тургенева с литературными традициями его города, его предшественниками и последователями.
Предмет исследования– художественное творчество писателя.
Задачи работы:
-изучить литературную историю города Орла, увидеть её связь с произведениями И. С. Тургенева;
- проанализировать содержание рассказов, сравнить пейзажи Орловской губернии с его описаниями.
Используемые методы:
- работа с фотоматериалами, публикациями, литературой;
- изучение пейзажных описаний в произведениях И. С. Тургенева;
- анализ полученной информации.
Результаты:
- оформление работы в печатном виде;
-создание презентации.
Изучение творческого наследия Тургенева всегда актуально. Не так много рождалось писателей, которые не только так прекрасно «слышали» мир, но и «видели» его так объёмно, так красочно, так умели передать движение, игру света и тени, показать те чувства и состояния, которые, несомненно, испытывал каждый читатель его бессмертных произведений. А основным источником силы для художника является его родная земля, где даже воздух как будто «полон мыслей».
«Может ли писатель здесь оставаться спокойным?.. Мимо него проходят тени наших великих предшественников…» (И. Г. Эренбург)
Глава I. Возьмите карту России
Когда одна из иностранных корреспонденток захотела узнать, куда писатель чуть ли не каждый год бесследно исчезает на всю летнюю пору, Тургенев сказал: «Возьмите, пожалуйста, карту России, проведите пальцем по дороге, идущей от Москвы через Тулу к Орлу…» Тургенев любил, говоря его же словами, «продрать тайком» из шумных городов к благословенным берегам тихой Оки и Зуши. С просёлков Орловской, Тульской и других подмосковных губерний пришли в литературу, кроме Тургенева, вообще почти все классики и многие русские писатели.А. М. Горький говорил, что выдающиеся мастера слова особенно хорошо знали именно срединную Русь, так как они все оттуда. Здесь получали они решающие впечатления детства и сюда же постоянно тянулись потом, чтобы набраться нового материала в самых недрах народной жизни. Это извечная, нерасторжимая связь, источник неиссякаемых творческих возможностей искусства.
Предсердием Родины был назван этот город в годы Великой Отечественной войны. С ним уже давно связаны лучшие мысли и чувства русских людей. Недаром они дали ему гордое имя «Орёл», вложив в него всю свою любовь к свободной жизни, волю к независимости. Предсердием Родины стал город Тургенева и в судьбах русской литературы, которая несла людям идеи патриотизма, просвещения, свободы. В истории Орла нашла отражение одна из самых важных закономерностей развития передового искусства – неразрывная связь с жизнью народа. Основанный у слияния двух рек, Орёл, по замечанию Н. С. Лескова, «воспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город». [1]
И. А. Бунин вовсе не случайно называл Орёл одним из самых коренных русских городов. Тут сошлись и перекрестились географические пути и дороги нашей страны, а также перепутья её истории. Но для самого Бунина Орёл – это, прежде всего, творческое гнездовье Тургенева, Лескова, Андреева… Тут его собственные литературные корни… Вся русская классика немало почерпнула из этих источников народной мудрости и речи. Писатель видел в родных местах отблески нашей общенациональной поэтической славы – гениального «Слова о полку Игореве», где кони буй тур Всеволода «оседлани у Курьска напереди…»
Присланные сюда из Москвы 30 лет спустя после образования Орла грамотеи Дементий Яковлев и Леонтий Сафонов в составленной ими «Писцовой книге Орловского уезда 1594-95 гг.» сохранили для потомства много любопытных сведений. Именно «Писцовые книги» помогли биографам Н. А. Некрасова установить орловское происхождение его предка, который явился родоначальником помещичьего рода Некрасовых. Как писал внучатый племянник поэта Н.К. Некрасов, скромное орловское поместье Бориса Некрасова оказалось родовым «гнездом», забытым потомками. Н. А. Некрасов не знал, что по своим предкам он был земляком И. С. Тургенева, у которого гостил осенью 1854 года.[2]
[1]«Новости и биржевая газета». Первое ежедневное издание, 1883, 16(28) июля, № 104
[2] Н. К. Некрасов. Предки Н. А. Некрасова. «Орловская правда», 1966, 2 сентября, № 203
Cюда, в плодородное подстепье, как писал И. А. Бунин, московские цари сселяли людей из разных уголков страны, благодаря чему здесь и образовался с годами один из богатейших русских диалектов. А язык – первоэлемент литературы, первооснова всякого писательства. Восхищаясь особенностями языка той сравнительно небольшой местности, самые дальние окружные точки, которой Курск, Орёл, Тула, Рязань и Воронеж, Бунин настойчиво доказывал, что именно отсюда черпали словесный материал, а также сами жизненные впечатления многие крупнейшие русские писатели. Вот ссылка на литературную географию центрально-чернозёмной полосы: «Жуковский и Толстой – тульские, Тютчев, Лесков, Тургенев, Фет – орловские,Кольцов, Никитин, Гаршин, Писарев – воронежские…» [3]
Пусть город Орёл сам по себе до революции не стал значительным центром собственно литературной жизни. Пусть его даровитые питомцы, набравшись сил, улетали в Москву, Петербург. Но изучение реальных источников литературы неизбежно возвратит нас в их столицы, куда авторы приносили свои готовые произведения, в те места, где они черпали для создания их конкретный жизненный материал.
Творчество И. С. Тургенева неразрывно связано с его краем.
[3] В. А. Громов. Литературные очерки Орла, 1967 год
Глава II. Певец родного края
2.1 Искусство, рождённое жизнью
И. С. Тургенев не уставал повторять, что всё, что есть у него, было дано ему жизнью, и постоянно опирался в своём творчестве на жизненные данные, стараясь только возводить в типы случайные явления. Потому он и считал необходимым сделать в течение года по меньшей мере полсотни знакомств для изучения реальных прообразов, чтобы подметить новые черты характеров.
Отсюда и его советы молодым писателям почаще окунаться в настоящее дело, в самую жизнь, черпать из неё полными пригоршнями, изучать людские индивидуальности на месте. Ведь даже совершенно необходимая в творчестве фантазия, при всём её кажущемся разнообразии и богатстве, всё-таки и беднее, и однообразнее жизни, то есть не так оригинальна.
Все художественные образы, созданные Тургеневым, имеют глубокие жизненные корни и твёрдо стоят на почве действительности. Любое его произведение, каждая написанная им строчка были непременно вдохновлены чем-либо: или случившимся лично с ним или же тем, что он видел и слышал.
Как писатель-реалист, он больше всего интересовался живой жизненной правдой, испытывал внутреннюю потребность во встрече с незнакомым человеком, прежде чем приступить к созданию нового типа. Все общественные вопросы русской жизни того времени сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками, и любые сведения, почерпнутые Тургеневым, сходились в одном фокусе – типическом характере, показанном в типических обстоятельствах. Вот почему его произведения заключают в себе такую глубину содержания, что сколько ни черпай, всё останется, как в живом роднике, который из века в век поит многие поколения и всё-таки продолжает бить живым ключом. Ведь жизнь есть вечный источник всякого искусства, и настоящему художнику она открывает свои богатства.
Как тут не вспомнить охотника из рассказа «Малиновая вода» и свежий родник под таким же названием, бьющий из расселины неподалёку от речки Исты, которая впадает в Оку на границе Орловского края с Тульским. Около ключа и теперь зеленеет бархатная травка, а солнечные лучи по-прежнему почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Сколько их, таких родников вдохновения, прозрачных, как слеза, насчитывается по всему лицу России!
Тургенев всегда стремился черпать необходимые для творчества материалы из вечно живой, неиссякаемой реки жизни. Многообразие и глубина источников литературных замыслов писателя предопределили живительную силу воздействия его книг на новые и новые поколения читателей. А очень широко разветвлённая и вместе с тем неотделимая от центральной России «топография» произведений Тургенева как бы уже намечала пути их распространения по всей родной стране, среди всего читающего мира.
Искусство, рождённое жизнью, не умирает, а всегда остаётся духовным спутником человечества. Таково творческое наследие Ивана Сергеевича Тургенева, неразрывно связанное с его литературными предшественниками и современниками. Эта живая связь особенно остро чувствуется в родном городе писателя, в десяти километрах от Мценска.
2.2 «Записки охотника»
А. М. Горький ценил в писателях-орловцах «оригинальную зоркость взгляда н мир», прекрасное знание и тонкое чувство родного языка, мастерское проникновение в глубины жизни и постоянную, тесную связь с ней. Для того, чтобы создать «Записки охотника», нужно было походить, поездить по лесам и болотам не одной губернии. Тургеневу предстояло изучить быт и нравы людей самых разных сословий, постичь их интересы, заботы, нужды, раскрыть душу простого человека, подметить особенности говоров тех или иных мест, уловить самые разнообразные проявления природы, её запахи, краски, звуки и, наконец, выразить всё это художественно, средствами искусства слова.
Летом и осенью 1846 года Тургенев исходил с ружьём Орловскую, Тульскую и Курскую губернии. Картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки легли в основу «Записок охотника». Бежин луг, ключ Малиновая вода, деревня Колотовка, река Иста и многие другие названия в этом сборнике – подлинные названия мест, расположенных в непосредственной близости от Спасского-Лутовинова, родовой усадьбы Тургенева.
Ещё перед отъездом за границу писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 года, навёл Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. И на протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах журнала «Современник», а в 1858 году автор выпускает их отдельным изданием.
Всё изображаемое увидено Тургеневым в общенациональном масштабе. Что же показывает писатель? Катастрофические последствия крепостного права для крестьянского хозяйства, оскудение и упадок хозяйства помещичьего. Разоблачая деспотизм и самодурство господ, Тургенев показывает крепостнический строй как зло, пагубное для всех сословий русского общества.
Здесь Тургенев без прикрас изображает противоречивость народного характера. И хотя народ привык считать нормой противоестественный порядок вещей, Тургенев показывает тот же самый народ достойным восхищения, преклонения и любви. Русский крестьянин зависим, социально унижен, но Тургенев увидел в нём живые силы нации, нравственный и творческий потенциал. Жизнь крестьянина – источник высших духовных ценностей. Поэтому и звучит здесь протест против крепостного права; положение крестьянства воспринимается как состояние, противоестественное и несовместимое с национальным достоинством России. Россия предстаёт здесь нацией молодой, исполненной многих ещё не раскрытых возможностей.
Обратившись к народной жизни в «Записках охотника», Тургенев нашёл ту тему, которая дала ему возможность быть одновременно наблюдателем фактов и блестящим мыслителем, аналитиком и лириком, беспощадным критиком действительности.
Ведь он с детства видел жестокость, проявляемую по отношению к крепостным людям, заботившимся о нём. Он видел, как «секли садовников; помнил, как ссылали на поселение крестьян только за то, что они не сразу поклонились его матери». И уже тогда будущий писатель искал тот уголок, где мог бы забыться, окунуться в мир гармонии. Уже будучи взрослым, он вспоминал, как облазил весь парк родовой усадьбы Спасское-Лутовиново с огромными цветниками, липовыми аллеями, укромными потаёнными местами. Тайком он общался с крепостными крестьянами, учился распознавать птиц по пению, различать породы деревьев.
Тургенев – мастер пейзажных зарисовок. Удивительна его поэтичность восприятия среднерусского пейзажа:
«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго ей было лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег Земли».
«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».
(рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»)
Каждая пейзажная зарисовка рождает положительные чувства и эмоции: умиротворение, позитивный настрой, негу, истому, восторг…
Несомненно, И. С. Тургенев был истинным патриотом; он пробуждал любовь к России у читателей, но делал это негромко, умиротворённо, бережно. Любовь к родным местам, к природе он пронёс через всю жизнь и передал её потомкам.
Глава III. Литературный Орёл
Современным орловским литераторам - прямым наследникам своих великих предшественников – работать в старинном и в то же время новом городе Орле – значит неизбежно осваивать традиции классиков.
Интересными размышлениями об этом поделился однажды Владимир Германович Лидин (1894-1979), русский советский писатель, библиофил. «Мне, - писал он, привелось побывать в Орле на том самом месте, стоял дом Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» Тургенева. Широкий простор лежал впереди под обрывом, и тургеневский пейзаж ещё жил в прелести русской природы, в задумчивых извилинах Орлика, в кучевых облаках: может быть, с этого обрыва Лаврецкий и Лиза любовались просторами родной Орловщины. Да, облака были те же, а под этими облаками всё было иным, современным»
Писатель Евгений Константинович Горбов (1906-1973) крепко связал свою творческую судьбу с Орловским краем. Именно здесь писатель обрёл ещё в 1930-е годы свой вполне самостоятельный и неповторимый голос. Учитель истории Леонид Фёдорович Чернецов из романа Е. Горбова «Дом под тополями», гуляя однажды по улицам родного города, выбрался на высокий берег реки. Сюда привлекло его заветное местечко, издавна известное орловцам как «дворянское гнездо». Герой долго стоял над обрывом, глядя на реку, на синий простор, открывавшийся перед его глазами, на всё, что, может быть, не раз видели тургеневские Лиза, Лаврецкий, Лемм. Леонид Фёдорович ясно представил себе и самого автора «Дворянского гнезда». Этот «богатырь русской литературы», никогда не забывавший и на чужбине свою Родину, много раз ходил здесь и, возможно, любовался широкими пахучим липами, раздольным русским пейзажем.
Да и только ли один Тургенев! Ведь город, особенно хорошо знакомый учителю истории, был родиной многих видных писателей и поэтов – певцов Черноземья и его людей. После этой прогулки герой романа «Дом под тополями» особенно остро почувствовал, что он навсегда, бесповоротно связал себя с миром полей, рощиц, овражков и что ни крымские кипарисы, ни сверкающие хребты Кавказа не заменят ему этих свежих, синеватых далей.
В городе Тургенева работал и приехавший с Дальнего Востока Рустам Константинович Агишев (1913-1976), автор «Амурских повестей», романов «Зелёная книга», «Луна в ущелье». Началом всех начал называл поэт Дмитрий Иванович Блынский (1932-1965) свою Орловщину. Уже первый его поэтический сборник «Сердцу милый край» не оставлял сомнений в том, что молодой автор обратился к неиссякаемому источнику вдохновения – полям, лугам Орловщины, её людям, преобразующим своим трудом родную землю. Всё это и явилось для него начало всех начал.
Заключение.
Творческое наследие Ивана Сергеевича Тургенева неразрывно связано с его литературными предшественниками, современниками и последователями. Эта живая связь особенно ощущается в родном городе писателя. «Это совершенная глушь – тихая, зелёная, печальная», - говорил сам Тургенев зарубежному писателю Эмилю Золя в 1874 году.
Иван Сергеевич Тургенев – гениальный художник слова, подлинный человек и литератор. Он понимал, как нужно любить людей, как открывать людей, как их защищать…
Богатая литературная история тургеневского края является частью великого наследия классиков, творческое освоение которого всегда будет актуальной задачей.
Список источников и литературы.
Приложение
Соленая снежинка
Сказка об осеннем ветре
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Отчего синичка развеселилась