Исследовательская работа (к 200-летию А. В. Кольцова)
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pamyati_minuvshih_dney.docx | 37.82 КБ |
Исследовательская работа по литературе
ученика 10 «А» класса Кудрина Ильи Петровича
Для памяти минувших дней…
Пишу не для мгновений славы –
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней.
А. В. Кольцов
Воронежская земля в 19 веке подарила России самобытного народного поэта, внёсшего значительный вклад в русскую словесность, - Алексея Васильевича Кольцова. С творчеством этого поэта я столкнулся ещё в пятом классе, и именно тогда для меня открылся широкий и необъятный простор кольцовской души. Первое стихотворение, прочитанное мною тогда, - «Косарь». Мне запали в душу строки описания степи:
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылем-травой
Расстилается! –
они напоминают мне просторы моей малой родины – города Боброва.
Затронули моё сердце и стихи, которые, без сомнения, можно назвать «торжествующей мелодией труда»:
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи,взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная.
И эти строки остались в моей памяти, ведь я и сам не раз бывал в селе у родных и видел тяжёлый труд земледельцев.
И мне очень захотелось узнать как можно больше о поэте Кольцове, прикоснуться к великой тайне его жизни и творчества, узнать, какие места в Воронеже связаны с именем Кольцова, где живёт память о нашем талантливом земляке.
Целью моего исследования является выявление связи Кольцова с землей-кормилицей, со своими корнями, питающими душу, наполняющими её надеждой, верой и любовью.
. Предмет исследовательской работы – творчество поэта А. В. Кольцова
Используемые методы:
- работа с информационными источниками, публикациями, литературой;
- изучение поэтических описаний в произведениях А. В. Кольцова;
- анализ полученной информации.
Результаты:
- оформление работы в печатном виде;
-создание презентации.
Хочу представить вам результат моего исследования.
Имя Алексея Васильевича Кольцова широко представлено в названиях улиц различных населённых пунктов Воронежской области:
-посёлок городского типа Анна (улица Кольцовская – предположительно с 1956-1957 гг.);
-город Борисоглебск (переулок Кольцова – с 1965 г.), расположен в бывшей станичной слободе;
-город Бутурлиновка (улица Кольцова – образована 23 августа 2007 года постановлением Бутурлиновского горисполкома)
-рабочий посёлок Елань-Колено Новохопёрского района (проспект Кольцова);
-город Калач (улица Кольцовская- образована 12 ноября 1959 года решением исполкома Калачеевского городского совета депутатов). Примечательно, что Кольцовская улица уже была в Калаче с 1914 года, но затем в годы советской власти была переименована;
-город Лиски (улица Кольцовская);
- город Острогожск (улица Кольцовская);
- город Павловск (улица Кольцовская, предположительно с 1975 года);
-город Поворино (переулок Кольцова);
-город Россошь (переулок Кольцова);
-город Семилуки (улица Кольцова, с 1989 года), переулок Кольцова, проспект Кольцова – с 1994 года).
А. В. Кольцов в своих разъездах посетил следующие населённые пункты Воронежской губернии:
1. Сёла Старая Хворостань, Селявное, Сторожевое (Лискинский район0. Кольцов бывал здесь по торговым делам отца.
2. Город Бобров, 1840 год.
3. Село Можайское (Каширский район), 1829 год. Здесь он познакомился с профессором воронежской духовной семинарии А. Д. Вельяминовым.
4. Село Большая Приваловка (Верхнехавский район). У семьи Кольцова здесь было судебное дело с крестьянами.
5. Город Новохопёрск. Поэт неоднократно приезжал сюда по торговым делам. Останавливался у своей племянницы Веры Башкирцевой.
6. Город Семилуки, посёлок Дача. Кольцов гостил на даче И. С. Башкирцева – мужа своей старшей сестры Марии.
В октябре 1969 года в честь празднования 160-летия со дня рождения А. В. Кольцова на фасаде дачи И. С. Башкирцева установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь на бывшей даче И. С. Башкирцева в 1830-1841 гг. неоднократно бывал народный поэт А. В. Кольцов».
Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже 3 (15) октября 1809 года в семье зажиточных мещан – Василия Петровича и Прасковьи Ивановны Кольцовых.
Отец поэта был прасолом, торговал скотом в степной части Воронежской и соседних губерний. Помимо прасольской деятельности, круг его экономических интересов был довольно обширным: он арендовал земли для посева хлебов, скупал леса на сруб, торговал дровами. Занимался садоводством. В деловых кругах Воронежа он пользовался славой умного, энергичного, оборотистого дельца и человека безукоризненной честности.
Весь уклад дома Кольцовых определялся суровой строгостью отца, требовавшего беспрекословного исполнения установленного им семейного порядка. Позднее в письмах к друзьям поэт рассказывал об отце, как человеке грубом и властном, любившем, чтобы его боялись и почитали.
Первые годы жизни А. Кольцова прошли на окраине Воронежа, называемой в народе Гусиновкой. Торговые дела Василия Петровича шли достаточно успешно, и в конце 1810-х годов семья переехала в самую престижную часть города, на главную улицу – Большую Дворянскую.
В девять лет Алексей начал постигать грамоту, занимаясь на дому с семинаристом. А в 1820 году поступил в двухклассное уездное училище, минуя приходское. Учился будущий поэт хорошо и с удовольствием, получал высокие оценки и положительные отзывы преподавателей, однако часто пропускал занятия по семейным обстоятельствам. На втором году обучения мальчику пришлось оставить училище – отец посчитал, что полученного образования вполне достаточно для торгового поприща, которое он избрал для сына. Уже с одиннадцати лет Кольцов постепенно осваивал прасольскую деятельность, постоянно ездил по деревням, в лес, в степь.
Подлинной страстью для будущего поэта стало чтение. Алексей с упоением «проглатывал» всё: от лубочных сказок до переводных романов и тратил выдаваемые отцом карманные деньги на покупку книг. После смерти товарища по уездному училищу Варгина, знавшего и разделявшего любовь Кольцова к чтению, юноше осталось около семидесяти томов. Считается, что именно они положили начало кольцовской библиотеке.
В 1825 году Кольцов познакомился с поэзией: прочитав сборник И. И. Дмитриева, он испытал настоящее потрясение. Проза для него отошла на второй план. Под впечатлением он пишет свое первое стихотворение «Три видения», наивное и незрелое.
Большой удачей для юного Кольцова стало знакомство с воронежским книготорговцем Д. А. Кашкиным, человеком образованным и умным, интересующимся русской литературой. Лавка Кашкина была местом сбора гимназистов, семинаристов, мещан, заходивших сюда посмотреть книги и потолковать о литературных новостях. Кашкин поощрял стремление юноши к поэзии, снабжал его руководством по составлению стихов, правил его поэтические опыты. Разрешал пользоваться своим книжным собранием. Здесь Кольцов познакомился с поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. А. Дельвига и А. С. Пушкина.
В 1829 году Кольцов сближается с Андреем Порфирьевичем Серебрянским, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов. Искренняя дружба между ними перешла в настоящее творческое содружество. Серебрянский, несмотря на то, что был младше Кольцова на год, стал для него и критиком, и редактором, и наставником, причём – не только в литературном, но и в мировоззренческом плане.
В Воронеже известность стихов Кольцова была довольно широкой, они расходились в списках. Общаясь со многими общественными и литературными деятелями края, Кольцов всё более утверждается в желании связать свою жизнь с поэтическим творчеством. Семья, и прежде всего отец, не одобряли его стремлений.
В жизни Кольцова отец сыграл роковую роль. Будучи человеком суровым, он во многом определил печальную участь Кольцова, жизнь которого была отравлена самодурством отца. Характерен поступок отца и по отношению к первой любви Кольцова.
В отчем доме Кольцов переживает и первую любовь, и первую любовную драму. В 1827 году он влюбился в Дуняшу, в девушку, прислуживающую в родительском доме, и собирался жениться на ней. Отец не мог допустить, чтобы единственный наследник и продолжатель его дела вступил в подобный возмутительный неравный брак. Отправив Алексея в деловую поездку. Василий Петрович продал Дуняшу донскому помещику. Потрясённый произволом отца, Кольцов надолго слёг в горячке. Оправившись от болезни, он бросился на поиски любимой, которые так и не увенчались успехом. Про расставанье, про горькую любовь добра молодца, про несчастную долю красной девицы он будет петь не с чужих слов:
Не забыть мне, как в последний раз
Я сказал ей: «Прости, милая!
Так, знать, Бог велел – расстанемся,
Но когда-нибудь увидимся...»
Кольцову нелегко далось стремление порвать с торгашеским миром и приобщиться к культуре. Даже когда поэт приобрёл значительную известность, в жизни его резче, чем когда бы то ни было, обозначаются характерные острые контрасты: с одной стороны, напряжённые духовные интересы, радостные минуты поэтического вдохновения, творческий труд, а с другой – отнимающее почти всё время ненавистное торгашество.
По словам Белинского, почти во всех кольцовских стихотворениях «…есть что-то степное, широкое, размашистое и в колорите, и в тоне. Читая их, невольно понимаешь, что их автор – сын степи, что степь воспитала его и взлелеяла». А Глеб Успенский считал, что «никто, не исключая и самого Пушкина, не трогал таких поэтических струн народной души, народного миросозерцания, воспитанного исключительно в условиях земледельческого труда, как это мы находим у Кольцова – поэта-прасола».
Прасольская деятельность воспитала в Кольцове умение легко и свободно общаться с самыми разными людьми. Разъезды по сёлам и деревням, встречи с простыми русскими людьми постепенно формируют у Кольцова глубокое понимание их жизни, уважение к человеку труда. Но не только это «работало» на воспитание поэта: неизгладимое впечатление производили на юношу творения устного народного творчества. Именно простые люди – пастухи, сезонные сельскохозяйственные рабочие, чумаки – вводят будущего поэта в этот мир. Молодой Кольцов глубоко чувствовал художественную правду и красоту народных сказаний, легенд, песен, а его запас впечатлений и знаний в области народного быта, языка и устной поэзии постоянно пополнялся. Тонкое ощущение родной русской природы, любовь к ней Кольцов также вынес из своих поездок по степи.
Ночью у костра Кольцов с удовольствием слушал народные песни и сказки. Останавливаясь в деревнях, любил бывать на крестьянских играх и хороводах. В степи и среди народа Кольцов был радушным и весёлым человеком, знатоком и охотником до пения и пляски.
Ночлег чумаков
Вблизи дороги столбовой
Ночует табор кочевой
Сынов Украины привольной.
В степи и пасмурно и тёмно:
Ни звёзд блестящих, ни луны
На небе нет; и тишины
Ночной ничто не нарушает;
Порой проезжий лишь играет,
И колокольчик постовой,
Звеня над тройкой удалой,
На миг молчанье прерывает.
Между возов огонь горит;
На тагане котёл висит;
Чумак раздетый, бородатый,
Поджавшись на ногах, сидит
И кашу с салом кипятит.
За табором невдалеке
Волы усталые пасутся;
Они никем не стерегутся.
Беспечно пред огнём в кружке
Хохлы чумазые, седые,
С усами хлопцы молодые.
Простёршись на траве, лежат
И вдаль невесело глядят.
Чем чумаков прогнать дремоту?
Давно ль утратили охоту
Они петь песни старины?
Чем ныне так развлечены?
Бывало, часто, ночью тёмной,
Я с ними время разделял
И, помню, песням их внимал
С какой-то радостью невольной…
Впервые юный Алёша близко познакомился с деревней и донскими степями примерно в одиннадцатилетнем возрасте, когда отец послал его смотреть за гуртами скота. Это знакомство с природой сразу оказало на него сильное влияние; ему открылся мир чарующих звуков и красок, и он впитывал их в себя, чтобы потом передавать свои мысли и чувства.
Кольцов вспоминал: «Я ночевал с гуртом отца в степи, ночь была тёмная-претёмная и такая тишина, что слышался шелест травы, небо надо мной было тёмное, высокое, с яркими, мигающими звёздами. Мне не спалось, я лежал и смотрел на небо. Вдруг у меня стали в голове слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определённую форму».
Однажды счастливая случайность свела Алексея Кольцова с Николаем Владимировичем Станкевичем – известным российским культурным деятелем – и вся жизнь начинающего поэта переменилась.
У отца Станкевича, помещика Воронежской губернии, был винокуренный завод, куда местные торговцы скотом пригоняли свои гурты. А Станкевич-младший частенько наезжал в отцовское именье. Камердинер Николая в один из таких приездов рассказал ему о прасоле Кольцове, который за ужином читал им такие песни, что все заслушались и не могли от него отстать. Станкевич пригласил Кольцова к себе, чтобы узнать, откуда прасол взял такие прекрасные стихи, и был очень удивлён тому, что автор этих стихов сам прасол.
По просьбе Станкевича, Алексей Кольцов передал ему все свои стихи. Одно из стихотворений Станкевич поместил в «Литературной газете», предуведомив читателей, что рекомендует «самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади».
Именно после знакомства со Станкевичем начинает формироваться столичный круг общения Кольцова и изменяться воронежский.
В мае 1831 года Кольцов в первый раз отправился в Москву по торговым делам своего отца. Конечно же, он познакомился там с членами кружка Станкевича, в том числе – с Виссарионом Белинским.
В это время Кольцов, поддержанный своими новыми друзьями, предлагает свои произведения в разные столичные издания. В московском «Листке» из предложенных Кольцовым стихотворений вполне благожелательно были отобраны некоторые и вскоре опубликованы в нескольких номерах.
В 1836 году через Белинского Кольцов знакомится с московскими и петербургскими литераторами, художниками, актёрами театра. В это время круг его общения очень широк: В. А. Жуковский и П. А. Вяземский, И. А. Крылов и П. А. Плетнёв, П. Я. Чаадаев и И. С. Тургенев, М. А. Бакунин и В. П. Боткин. Он появляется в московских и петербургских литературных салонах, на литературных вечерах. Среди этих образованных людей Кольцов сам себя ощущал другим человеком , он словно не мог надышаться этим общением, и позже в стихотворении «Поминки» (1840) поэт с большой теплотой вспоминал те шумные беседы, которые велись в кружке Станкевича:
Их очи, как звёзды
По небу, блестят;
Их думы – как тучи;
Их речи – горят…
Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Он благоговел перед «гением русской словесности». В гостях у Пушкина Кольцов был несколько раз.
В эти годы под огромным влиянием В. Г. Белинского происходит стремительный интеллектуальный рост Кольцова, по-настоящему начинает расцветать его поэтический талант.
Кольцов обращается к интеллектуальной поэзии, создавая одну за другой свои «думы». Эти песни проникнуты силой духа русского народа, раскрывают его свободолюбие и мечту о лучшей жизни. В. Г. Белинский называл их особым родом стихотворений, и Кольцов с благодарностью принимал все замечания критика, сохранил трогательное отношение к своему другу и учителю на всю жизнь.
Суждения о литературе, высказанные в письмах к друзьям, показывают, что поэт, несмотря на трагические обстоятельства его личной жизни, на узость мещанского мира, в котором он задыхался, продолжал – благодаря, прежде всего, своему столичному общению – развиваться и как поэт, и как личность.
К сожалению, судьба отвела ему всего 33 года жизни, и нам трудно судить, в какую личность мог бы вырасти Кольцов, но то, что это была личность весьма и весьма незаурядная, сомневаться не приходится. Ведь начало формированию его положил круг друзей поэта – талантливых и доброжелательных!
«Русская песня» вознесла Кольцова на непревзойдённую высоту среди современных ему писателей. Один из критиков 19 века утверждал, что Кольцов «смотрит на всё окружающее теми же широко открытыми наивными глазами, какими смотрели поэты-творцы народной песни, оставшиеся для нас неизвестными».
Кольцов осознавал национальную самобытность своих «песен». Во многих образах кольцовской поэзии перед нами проходит практически весь крестьянский быт, который Кольцов прекрасно знал, душой ощущал святость земледельческого труда, рисовал его всегда в едином, неразрывном, слитном виде. То же единство сказывается и в отношении Кольцова к природе. Все жизненные драмы его героев и героинь происходят непременно на её лоне; люди со всеми своими помыслами обращаются прежде всего к ней.
Песенная галерея Кольцова многообразна, на все лады, на все голоса показано им мужицкое горе. Герой-крестьянин у Кольцова не только «умеет любить», но он способен на самопожертвование во имя любимой, борется за свою любовь. Героини-крестьянки в песнях проявляют глубокое чувство любви, но они не могут предпринять какие-либо действия в защиту своего чувства или даже права на него.
Без ума, без разума
Меня замуж выдали,
Золотой век девичий
Силой укоротали.
Исключительная простота, художественная выразительность и мелодичность стихов Кольцова вдохновляли композиторов на создание шедевров. На слова поэта написано свыше 700 романсов и песен, к его поэзии обращалось более 300 композиторов.
Россошанский художник Григорий Андреевич Гончаров (1913-2001) - участник Великой Отечественной войны. Характерной особенностью его творчества была горячая любовь к родному краю. Значительное место в его живописи заняли жизнь и творчество поэтов А. Кольцова и И. Никитина.
С удивительной художественной силой его кистью созданы образы, сотканные из слов «песенным» пером Алексея Кольцова. И сам поэт предстаёт на полотнах Гончарова – вольный, как ветер, с его широкой, как степь, душой. Со строками, навсегда обессмертившими его имя.
Четыре полотна из «кольцовианы» Г. Гончарова находятся в Россошанском краеведческом музее.
Мощная графика Воронежского художника Владимира Алексеевича Преснякова, одного из лучших иллюстраторов книг, посвящённых А. В. Кольцову, представлена в настенном календаре, вышедшем в год 200-летия Кольцова, в 2009 году.
Работы художника над кольцовской темой характеризует способность передавать в графическом исполнении тонкие образы поэтических творений песенника Руси А. В. Кольцова, зримо переносить читателей на просторы воронежских степей.
Над новой рецептурой конфет в конце 1950-х годов на Воронежской кондитерской фабрике работала целая команда технологов. Имя Алексея Кольцова, к 150-летнему юбилею которого тогда готовилась вся страна, как нельзя лучше подошло для новых конфет. Эскизы фантиков и красочной коробки взялся разработать известный воронежский художник Вадим Николаевич Косогоров. Кто-то предложил: «А ведь будет очень народно и привлекательно назвать конфеты «Песни Кольцова». Так в преддверии юбилея Алексея Васильевича Кольцова Воронеж стал богаче на новый сорт конфет. В коробках и без они неизменно являлись визитной карточкой родины Алексея Кольцова.
Позднее кто только из кондитеров не выпускал конфеты с косогоровскими этикетками! Появилась в Воронеже и карамель «Песни Кольцова» с фруктовой начинкой, покрытая шоколадной глазурью. Эти сладости любимы гурманами и других регионов.
В 2001 году липчане обратились к ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» с просьбой разрешить использовать торговую марку «Песни Кольцова». Косогоровские рисунки в 2006 году использовала Воронежская фабрика фруктовых вод, выпустив в полуторалитровой бутылке газированную воду «Песни Кольцова».
Водку «Песни Кольцова» выпустил Воронежский ликёро-водочный завод. Батоны «Кольцовский» и «Никитинский» выпекаются на хлебозаводе № 7 города Воронежа.
Томская спичечная фабрика к 175-летию поэта поместила портрет Кольцова на свой коробок для спичек.
На марках, конвертах и открытках миллионными тиражами выпущены в свет изображения поэта-прасола Алексея Кольцова. Эти марки и конверты можно встретить практически во всех альбомах местных филателистов, интересующихся Воронежем.
Филокартисты , вероятно, и сами сегодня не могут сосчитать количество почтовых карточек с «кольцовской» тематикой. Особенно много открыток вышло в дореволюционный период – в год празднования 100-летнего юбилея поэта. В этот год открытки выпускали многочисленные российские издательства, используя портрет поэта, выполненный по акварели Кирилла Горбунова.
«Кольцовиана» нашла отражение и в книжных знаках, и в медалях, монетах, значках.
В Воронеже немало мест, так или иначе связанных с именем Алексея Кольцова. Дом братьев Тулиновых на Большой Дворянской, построенный в 1811-1813 годах по проекту архитектора Т. С. Кондратьева, по праву считался одним из красивейших усадебных домов города. Здесь А. В. Кольцов встречался с В. А. Жуковским. Сейчас дом Тулинова занимает угол улицы Комиссаржевской и проспекта Революции (д. 30).
Кольцовский сквер в Воронеже получил своё название после установки в нём памятника А. В. Кольцову. Сегодня он является украшением центра города. В нём появились новые скамейки, газоны и клумбы отличает ухоженность и опрятность. Обновились и дорожки Кольцовского сквера, вымощенные по последнему слову садово-паркового дизайна.
Если прогуляться по Кольцовской улице Воронежа, то можно обнаружить, что она дала название многим учреждениям и предприятиям.
На перекрёстке с улицей Свободы, прямо за «Галереей Чижова» находится ПУ Банка России «Кольцовское», открытое в 1995 году.
На перекрёстке с улицей Плехановской всю ширину бульвара занял так называемый «Кольцовский ряд», состоящий из множества киосков, торгующих электроникой.
В одном из зданий бывшего ликёро-водочного завода на улице Кольцовской в 2008 году появилась двухэтажная гостиница эконом-класса «Кольцовская»
А ещё имя Алексея Кольцова вошло в название бывшего магазина «Люкс-Кольцовский» (пл. Ленина, д.15). Он специализировался на продаже бытовой техники.
Библиотека имени А. В. Кольцова была открыта в 1944 году, является одной из старейших в городе. На её базе создан краеведческий центр, а в 1992 году открыта первая в городе музыкальная гостиная «Кольцовский уголок».
В городе есть общеобразовательная муниципальная языковая гимназия имени А. В. Кольцова. Она расположена в типовом школьном здании, построенном в 1950-х годах, на том месте, где раньше стояло епархиальное училище.
Муза, Богиня творчества, почувствовала в юном Кольцове талант, самобытный дар, искру Божию и – не дала ей погаснуть, повела его за собой, став путеводной звездой его нелёгкой, грустной и короткой жизни. И возвысила, возведя в ранг народных поэтов и сделав бессмертными простые и гениальные строки его народных песен. Условия жизни Кольцова были таковы, что литература представлялась ему единственной возможностью вырваться из плена окружающей действительности и обрести нравственную цель. Отсюда необыкновенно высокое представление о роли и назначении поэта, отсюда же и та предельная искренность и непосредственность его творчества.
В чём же великая тайна жизни и творчества Алексея Васильевича Кольцова? Я попытался к ней только прикоснуться и понял, что она непостижима. А путь к её земной разгадке лежит через осознание своей причастности к родной земле-кормилице, к своим корням, питающим душу, наполняющим её надеждой, верой и любовью.
Литература:
Горячо - холодно
Пейзаж
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как зима кончилась
Снеговик