Исследовательская работа призера районного конкурса "Литературный лабиринт" (посвящается 200-летию М. Ю. Лермонтова)
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_mtsyri_v_illyustratsiyah_hudozhnikov_xix-xx_veka.docx | 686.09 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Муниципальный конкурс
«Литературный лабиринт»
Образ Мцыри в иллюстрациях художников
XIX – XX века.
Выполнила ученица 8 «А» класса
Лискина Ирина
Руководитель учитель русского языка и литературы
Воропаева Н.В.
Бобров
2014
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. О поэме «Мцыри»……………………….......................................... 4
Глава II. Главный герой в иллюстрациях художников…………………… 6
Глава III. Образ Мцыри в оценках исследователей…………………… … 8
Заключение………………………………………………………………….. 10
Список источников и литературы…………………………............................ 11
Приложение…………………………………………………………………. 12
…Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!..
В.Г. Белинский.
Можно сказать без преувеличения, — что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.
В.Г. Белинский.
Введение.
Поэма «Мцыри» произвела на меня неизгладимое впечатление. Это настоящее произведение искусства. Главный герой для меня – часть той величественной природы, которая восхищает, завораживает и остаётся в памяти на всю жизнь.
Не удивительно, что эта бессмертная поэма вызвала многочисленные отклики художников-иллюстраторов разных поколений. Я заинтересовалась этим вопросом. Актуальность его заключается в том, что иллюстрации к поэме «Мцыри» могут существенно расширить наше представление о вольнолюбивом юноше, который стремился вырваться из стен монастыря на родину.
Целью моего исследования является выявление связи поэтических описаний Мцыри с образами, созданными на картинах и иллюстрациях разных художников.
Предмет исследовательской работы – поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри», иллюстрации разных художников.
Задачи работы:
- выяснить, какие художники иллюстрировали поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;
- выявить особенности изображения главного героя поэмы мастерами живописи, графики;
- проанализировать содержание иллюстраций, сравнить со своим представлением о главном герое поэмы.
Используемые методы:
- работа с иллюстрациями, публикациями, литературой;
- изучение поэтических описаний главного героя в поэме «Мцыри»;
- анализ полученной информации.
Результаты:
- оформление работы в печатном виде;
- создание презентации.
Глава I. О поэме «Мцыри».
В основу поэмы, согласно мнению многих литературоведов, свободолюбивый лирик положил историю, которая не являлась редкостью для тех времен. Русский генерал везет с Кавказа плененного мальчика, который по пути заболевает, и генерал оставляет его в монастыре, где и проходит оставшаяся жизнь несчастного пленника. Этот сюжет был духовно близок поэту-романтику. Да и замысел написать о семнадцатилетнем монахе, оторванном от родины, зрел у М. Ю. Лермонтова давно.
Поначалу поэт хотел назвать свое произведение «Бэри»[1], что в переводе с грузинского означает «монах». Однако Лермонтову было важно поставить в центр поэмы человека, не чуждого мирским радостям и жаждущего жизненных волнений, поэтому от первоначального названия он отказался и выбрал другое — «Мцыри»[2], что означает «неслужащий монах». Герой поэмы шестилетним мальчиком попадает на чужбину и остается в монастыре, где его из жалости приютил послушник. Поначалу он не идет на контакт с иноком и протестует, как умеет, против своего положения: отказывается от пищи, ведет себя гордо. Тем не менее, со временем он привыкает ко всему и даже забывает родной язык.
Исчезновение Мцыри становится для обитателей монастыря настоящей загадкой. Чтобы объяснить поведение героя, автор предоставляет вниманию читателя его исповедь. В исповеди Мцыри говорит о тоске, которая, как червь, грызла его все эти годы. Не зная слов «отец» и «мать», герой стремился найти хоть кого-то из близких и прижаться к их груди. Он также мечтал о жизни, полной тревог и страстей. За одну такую жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег. Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, истинным счастьем.
В поэме «Мцыри» автор воплощает патриотическую идею. Не случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорилось, что у человека только одно отечество[3]. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы. Обе идеи сливаются в одну, но «пламенную страсть» героя.
Любовь к родине и жажда воли — причины побега Мцыри. Монастырь для него — тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны. Мцыри руководит желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы»[4].
Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в «чудный мир тревог и битв»[5]. Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов»[6].
Огромным эмоциональным потрясением становится для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлынувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.
Героя, бежавшего из монастыря, поражают и чудесные пейзажи, великолепные просторы, которые открываются ему, истосковавшемуся по свободе. С упоением говорит он о пышных полях, о холмах, покрытых венцом, о деревьях, «разросшихся кругом»[7], о грудах темных скал, о горных хребтах, о «седом незыблемом Кавказе»[8].
Нарисованный Лермонтовым пейзаж служит прекрасным средством раскрытия образа героя. Бывший монастырский узник чувствует свою близость с природой.
В схватке с барсом открывается вся мощь сильного характера Мцыри. Он выходит победителем из поединка с могучим зверем. Смерть не страшна для Мцыри. Истинная гибель для него — возвращение в монастырь.
Огромное разочарование настигает героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли по-прежнему готов отдать «рай и вечность». Побежденный волей обстоятельств юноша духовно не сломлен. Он заставляет восхищаться своей мужественностью, цельностью характера.
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал В. Г. Белинский[9]. Данные слова авторитетного критика позволяют утверждать, что поэма «Мцыри» — одна из вершин художественного наследия Лермонтова.
Гениальный поэт «видел» мир так объёмно и красочно, так умел передать движение, игру света и тени, показывать разные чувства и состояния, что художникам, обратившимся к иллюстрированию поэмы, сами словесные описания «давали» материал для работы.
Глава II. Главный герой в иллюстрациях художников.
Содержание иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» трудно представить без главного героя, так как произведение является его монологом, исповедью. М. Ю. Лермонтов наделил его множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, и многозначительность героя дала художникам возможность представить образ героя по-своему.
Известно множество художников, изобразивших Мцыри по-своему и показавших его в разных состояниях и событиях. К таковым относятся следующие мастера живописи и графики: В. П. Белкин, В. П. Бехтеев, И. С. Глазунов, А. А. Гурьев, Н. Н. Дубовской, В. Д. Замирайло, Ф. Д. Константинов, П. П. Кончаловский, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, И. М. Тоидзе и многие другие. Рисунки на тему «Мцыри» есть у И. Е. Репина и Н. А. Тырсы.
Рассмотрев иллюстрации к поэме «Мцыри», я обнаружила существенные отличия в изображениях героя. Иными словами, у каждого художника свой образ Мцыри. И главное отличие, на мой взгляд, заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, эмоции, настроение.
Художнику важно знать о качествах героя, чтобы найти для него изобразительное решение. Например, И. С. Тоидзе изобразил героя сильным, физически крепким и не юных лет. Л. О. Пастернак, Н. Н. Дубовской и Г. С. Ханджян, напротив, — подростком. Два противоположных изобразительных образа соответствуют особенностям литературного героя.
Проблема, с которой столкнулись художники, заключалась в неоднозначной характеристике героя.
Я остановлюсь на иллюстрациях тех художников, чьё представление о Мцыри совпало с моим восприятием.
Русский художник Л. О. Пастернак сделал четыре иллюстрации к поэме. Наиболее значительная из них – «Исповедь Мцыри»[10] (1891 год). Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Здесь образ Мцыри полон романтического пафоса. Взволнованное осунувшееся лицо, горящие глаза, порывистое движение вытянутой руки, контрасты света и тени – всё передаёт неукротимый, мятежный дух юноши. Рука направлена за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, а старец смиренно выслушивает исповедь. Я именно так и представляла этих героев – Мцыри, героя-борца, протестующего против насилия над личностью, и старого монаха, противопоставленного ему.
Н. Н. Дубовской показал Мцыри созерцателем, любующимся пейзажами. На мой взгляд, художнику здесь больше удалось изображение красоты и величия Кавказа, особенно в иллюстрации «Мцыри, любующийся горами» и «Мцыри в цветущей долине»[11] (1891 год) (см. Приложение). В моём восприятии Мцыри неотделим от мира этой пышной, удивительной природы, и поэтому иллюстрации Н. Н. Дубовского совпадают с представлением о герое.
На картинге И. Глазунова ( см. Приложение) Мцыри изображен в стенах монастыря. В тесных кельях юноша несчастен, он смотрит в окно и горит желанием узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы?»
В его взгляде я вижу тоску по свободе, мечту о жизни, полной тревог, стремление к счастью.
Я могу провести небольшой анализ картин, написанных двумя разными художниками. Это картина Ф.Д. Константинова и картина Н.Н Опиок.
О своей работе «Голова Мцыри» (см. Приложение) Ф. Д. Константинов написал: «В гравюре дана лишь голова юноши в профиль, кудри развеваются под сильными порывами ветра, взгляд напряженно устремлен вдаль, губы полуоткрыты; он вдыхает полной грудью воздух свободы; он ликует, он живет и готов встретить лицом к лицу любую опасность… Такое решение навязано всем образным строем, а не каким-либо определенным местом поэмы»[12]. Из слов следует, что все описание героя художник обобщил в одной работе.
Иное понимание образа воплотила молодая художница Н. Н. Опиок. Она обратила внимание на одно из значений слова «мцыри» — послушник — и «создала образ чуткой души, умеющей, способной услышать зов Творца, способной распознать его и иметь неукротимую волю и смелость идти за этим зовом», — рассказала художник в интервью автору статьи. На основе высказываний иллюстратора можно заключить, что она показала душевную составляющую образа Мцыри. Основанием для «создания образа чуткой души» служат слова героя в начале исповеди: «А душу можно ль рассказать»[13]?
Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- анализ писательской лексики позволил обосновать целесообразность созданных изобразительных образов героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
- при всем многообразии сущностей Мцыри он остается цельным плодом воображения поэта.
Глава III. Образ Мцыри в оценках исследователей.
Для оценки литературного образа необходимо его внимательное изучение.
Мцыри – романтический герой.
Романтизм – художественное направление в литературе, которое выражает идею разлада мечты, идеала и действительности. Мир, в котором живут романтические герои, далёк от серых будней. Сами романтические герои яркие, незаурядные.
Таков юный Мцыри. Вольная и мощная природа Кавказа родственна его душе. Юноша протестует против мира, навязанного ему насильно, и бежит в родной, естественный мир.
Романтический пейзаж, нарисованный Лермонтовым, необыкновенно красив. Но он дан в восприятии Мцыри, значит, тоже характеризует героя.
Теоретик книжной графики В. Н. Ляхов отметил, что «анализ писательской лексики дает возможность ощутить индивидуальность литературного произведения: его фактуру, цветность, тональность. Через лексические особенности литературных персонажей можно как бы реконструировать их облик, составив своеобразный портрет, уточнить ту или иную драматическую ситуацию, жесты и т.д.»
Важность внимательного изучения литературного образа подкрепляется словами Д. Е. Максимова, который считает, что М. Ю. Лермонтов наделяет своего героя вполне определенной судьбой, помещает в определенную обстановку и таким путем уточняет и индивидуализирует его образ.
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций. Нас интересуют особенности литературного образа, его прототип.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, — это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем
он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость прихотливо и капризно сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд»[14] — говорится в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: «рядом с героической ипостасью Мцыри возникает иная — близкая лирическому герою Лермонтова, человеку времени «познанья и сомненья». Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, — два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».
Поскольку имеется прототип со своей родиной, постольку и литературный образ не лишен ее.
Н. Е. Максимов считает, что «более четко показана Лермонтовым национальная характерность Мцыри, иначе говоря — зависимость его от национальной кавказской почвы. Как бы ни отличался он по своей речи и мысли от эмпирически-реальных горцев, в его личности, в его физической природе, в его повадках явно намечаются национальные признаки: бурный и порывистый темперамент, гордость, смелость, вольнолюбие, «исконная» приверженность к своему отечеству и чувство собственного достоинства.
Можно утверждать, что образ героя многослойный, но в нем доминируют две составляющие: частное (конкретная личность) и общее (обобщение группы людей). Это значит, что литературному образу Мцыри соответствуют следующие определения:
- это реальный персонаж, созданный на основе реальной истории монастырского служки, которого повстречал М. Ю. Лермонтов в Грузии;
- Д. Е. Максимов считает, что это обобщенный образ народов Кавказа, которые сражались за свободу своей родины;
- это сам М. Ю. Лермонтов, который воплотил в Мцыри свое миропонимание;
- это «не только молодой горец, томящийся в неволе, и не только русский человек того времени, но и всякий человек, обреченный на одиночество среди чужих, лишенный подлинной свободы и страстно о ней мечтающий».
Все исследователи едины в том, что Мцыри – необычный герой: вольнолюбивый, гордый, смелый, настоящий борец и бунтарь с пламенным характером.
Заключение.
«Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. Какое здесь разнообразие картин, образов и чувств! Раздолье для холста и красок. Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера! Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат торжеством и роскошным блеском фантастического Кавказа.
Сам персонаж Мцыри многолик, в нём перекликается и буйная нравственность Кавказа, и годы «заточения» в монастыре.
Конечно же, связь между иллюстрациями художников и образом Мцыри в поэме есть, и она сильна. Но не всякий смог бы передать ту гамму чувств, что творится в душе Мцыри на картине. Лишь великие мастера смогли перенести образ свободолюбивого юноши на холст со своими индивидуальными качествами и своеобразием.
В чем причина появления совершенно разных образов героя? Причин несколько: современность и мировоззрение поэта и иллюстратора; содержание литературного произведения; представление о читателе. Каждая причина оказывает влияние на художника.
В результате проделанной работы я увидела, что Мцыри в представлении каждого художника свой, разный. Юноша или мужчина, «бунтарь» или послушник – художники видят его по-своему, а новый человек – каждый раз по-новому.
История Мцыри очень красива, а сюжет – захватывающий. Поэтому, её хочется читать и перечитывать постоянно. А теперь, когда я узнала новые факты, связанные с ней, поэма приобрела ещё и некую загадочность. Каков же на самом деле Мцыри? И может ли быть у него лишь один конкретный облик?
На этот вопрос у каждого человека свой ответ.
Также я хотела бы отметить, что сама тема проекта весьма широка и интересна, и процесс исследования бессмертной поэмы «Мцыри» доставил мне одно лишь удовольствие.
Список источников и литературы.
Приложение:
Гроза. Картина П. П. Кончаловского. Масло. 1927.
Голова Мцыри.
Гравюра на дереве
Ф. Д. Константинова. 1957.
Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Черная акварель.
1891.
Побег из монастыря.
Илл. В. Д. Замирайло.
Черная акварель. 1914.
Бой с барсом. Гравюра на дереве М. Н. Орловой-Мочаловой.
1947.
И. Глазунов. Иллюстрация к поэме «Мцыри». 1965 г.
В. Д. Замирайло, иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". 1914
Н.Н. Дубовский. «Мцыри, любующийся горами», 1891.
[1] «Монах»
[2] «Неслужащий монах»
[3] «У каждого есть только одно отечество». М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
[4]Поэма «Мцыри» БОЛЬШАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.Ю. Лермонтов. Ст. 166
[5]Поэма «Мцыри» БОЛЬШАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.Ю. Лермонтов. Ст. 165
[6]Поэма «Мцыри» БОЛЬШАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ М.Ю. Лермонтов. Ст. 165
[7]Поэма «Мцыри» БОЛЬШАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ М.Ю. Лермонтов, ст. 166
[8] Поэма «Мцыри» БОЛЬШАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ М.Ю. Лермонтов, ст. 166
[9]Белинский В. Г.. Статьи и рецензии 1840 - 1841 //М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.
[10]Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Черная акварель.
1891.
[11]Н.Н. Дубовский. «Мцыри, любующийся горами», 1891.
[12]Голова Мцыри. Гравюра на дереве Ф. Д. Константинова. 1957.
[13] Собрание сочинений в 4-х томах (т.2) Поэма «МЦЫРИ»
[14] Собрание сочинений в 4-х томах (т. 2) Поэма «МЦЫРИ»
Снежная сказка
Ребята и утята
Как нарисовать ветку ели?
Можно от Солнца уйти...
Швейня