Исследовательская работа победителя районного конкурса "Литературный лабиринт" (посвящена 200-летию М. Ю. Лермонтова)
Вложение | Размер |
---|---|
duh_poezii_v_zhivopisnom_nasledii_m.yu_._lermontova.docx | 50.48 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Муниципальный конкурс
«Литературный лабиринт»
Дух поэзии в живописном наследии М.Ю. Лермонтова
Выполнил ученик 8 «А» класса
Никитин Михаил
Руководитель учитель русского языка и литературы
Воропаева Н.В.
Бобров
2014
Содержание
Введение……………………………………………………..…………………………3
Глава I. Любимые художники Лермонтова. 5
Глава II. Рисунки «для себя». 7
Глава III. Путешествия по Кавказу. 11
Список источников и литературы. 14
Приложения…………………………………………… ..………..…………………..15
«Лермонтовский клад» до сих пор до конца не раскрыт.
И. Андроников.
«Каждый заново для себя открывает Лермонтова.
Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен,
что эти открытия будут продолжаться без конца».
С. Наровчатов.
Введение.
Юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова – знаменательное событие для всех почитателей его таланта, для каждого из нас, ведь его имя принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе, России в целом. Поэт был необыкновенно одарённым человеком. Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры.
Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков.
Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
«Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал Ираклий Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…»[1]
Так сложилось, что среди великих русских писателей Лермонтов долгое время оставался наименее изученным. Ещё Александр Блок в начале 20 века призывал искать загадки его поэзии. А к серьёзному изучению живописного наследия Лермонтова в то время никто и не приступал, хотя уже тогда о художественных занятиях поэта было известно, а некоторые из его рисунков воспроизводились в изданиях его сочинений. Почему же связь между поэтическим даром и художественными склонностями Лермонтова не привлекала внимания исследователей очень долгое время? Вероятно, Лермонтов как поэт воспринимался сам по себе, а картины и рисунки представлялись чем-то отдельным.
И всё же глубокая связь дарования Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника была всегда. Впервые на это обратили внимание только перед революцией, в 1916 году, в последнем томе первого академического издания сочинений Лермонтова.
В течение почти целого века положение решительно переменилось. Лермонтовым занимаются упорно, изучают его разносторонне и литературоведы, и историки. И всё же остаётся много интересного для нас в творческой биографии Лермонтова.
Талант Лермонтова-живописца – это очень интересная тема для исследования, так как его картины помогут нам объяснить тайну поэтического и писательского мастерства Михаила Юрьевича Лермонтова.
Из книги «Лермонтов. Исследования и находки» Ираклия Андроникова не могу не процитировать следующий отрывок:
«Когда в 1941 году готовилась выставка Лермонтова, мы собрали его картины и повесили рядом, в одном зале. Как заиграли, как засверкали лермонтовские краски, какой романтический и в то же время достоверный, многообразный и новый облик поэта открылся тем, кто успел эту выставку посмотреть! Она была открыта всего один час, а потом её начали срочно эвакуировать…»[2]
Целью моего исследования является выявление прочной связи высокого дара поэта и подлинного таланта живописца Михаила Юрьевича Лермонтова. Предмет исследовательской работы – художественное творчество поэта, объект – картины, акварели, рисунки М. Ю. Лермонтова, его произведения.
Задачи работы:
- классифицировать картины Лермонтова, увидеть их связь с путешествиями поэта, с написанными позже произведениями;
- проанализировать содержание картин, сравнить пейзажи с его поэтическими описаниями.
Используемые методы:
- работа с каталогом картин, публикациями, литературой;
- изучение поэтических описаний в произведениях М. Ю. Лермонтова;
- анализ полученной информации.
Результаты:
- оформление работы в печатном виде;
-создание презентации.
Изучение творческого наследия Лермонтова всегда актуально. Не так много рождалось поэтов, которые не только так прекрасно «слышали» мир, но и «видели» его так объёмно, так красочно, так умели передать движение, игру света и тени, показать те чувства и состояния, которые, несомненно, испытывал каждый читатель его бессмертных произведений.
Глава I. Любимые художники Лермонтова.
Природа наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и удивительной музыкальностью. Она одарила его ещё и подлинным талантом живописца, рисовальщика. И если бы он занимался живописью и графикой не между делом, а профессионально, систематически, можно сказать с уверенностью, что он стал бы очень большим художником. Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Пусть рисунки Лермонтова и его картины – творения дилетанта, но от них веет духом лермонтовской поэзии. Нет сомнения, что Лермонтову – автору стихов и прозы – часто помогал его собственный глаз художника.
Я решил выяснить, какие мастера живописи нравились Лермонтову.
Оказывается, своих любимых художников Лермонтов упоминает в стихах. Это гениальный Рафаэль и великий художник эпохи Возрождения – Пьетро Перуджино. Творения их словно оживают в памяти поэта, когда он говорит о чём-то прекрасном, идеальном:
Влюбился я… И точно хороша
Была не в шутку маленькая Нина.
Нет, никогда свинец карандаша
Рафаэля иль кисти Перуджина
Не начертали, пламенем дыша,
Подобный профиль… Все её движенья
Особого казались выраженья
Исполнены…[3]
Это отрывок из поэмы «Сказка для детей». А в поэме «Сашка» Лермонтов говорит о своих впечатлениях от картин знаменитого итальянского художника Гвидо Рени:
И кто бы смел изобразить в словах,
Что дышит в красках Гвидо Рени?
Гляжу на дивный холст: душа в очах,
И мысль одна в душе – и на колени
Готов упасть, и непонятный страх
Как струны лютни потрясает жилы,
И слышишь близость чудной тайной силы…[4]
Но самый любимый художник Лермонтова с юных лет – Рембрант. И в той же поэме «Сашка» - образ великого художника:
Дремало всё, лишь в окнах изредка
Являлась свечка, силуэт рубчатый
Старухи, из картин Рембранта взятой,
Мелькая, рисовался на стекле
И исчезал…[5]
Я тоже имею представление о картинах Рембранта. В моей семье собрана серия изданий «Великие художники», которая распространялась с газетой «Комсомольская правда». 16-й том – репродукции картин Рембранта. При внимательном рассмотрении картин этого художника я заметил, что почти везде Рембрант применял контрасты света и тени, светом выделял самое главное, к чему хотел привлечь внимание.
А у Лермонтова есть словесная картина из неоконченного юношеского романа «Вадим», так вот она – поистине рембрантовская:
«Вокруг яркого огня, разведённого прямо против ворот монастырских, больше всех кричали и коверкались нищие… Озарённые трепетным багровым отблеском огня, они составляли первый план картины; за ними всё было мрачнее и неопределённее; люди двигались как резкие, грубые тени; казалось, неизвестный живописец назначил этим нищим…приличное место…казалось, он выставил их на свет, как главную мысль, главную черту характера своей картины…»[6]
Обратите внимание на слова: «первый план картины», «живописец выставил на свет, как главную черту…» Здесь Лермонтов выступает как искусствовед, видит эту картину как живописец, словно она написана на полотне, и переносит это на страницы своего романа.
Таких «живописных страниц» у Лермонтова много. И в этом поэту помогает собственный, пусть небольшой, опыт художника.
Значит, существует связь между поэзией, прозой Лермонтова и его художественными занятиями. Ведь во многих описаниях он идёт от уроков великих мастеров кисти. И полотна своих любимых художников он видит после переезда в Петербург в Эрмитаже.
Глава II. Рисунки «для себя».
2.1. Самое раннее.
М. Ю. Лермонтов рисовал с детства. В число предметов, которые изучались в Московском университетском пансионе, входили музыка, пение, сочинение стихов, рисование. Рисование в пансионе преподавал А. С. Солоницкий, художник не слишком большого дарования, но строгий и стремившийся к точности. Впоследствии, в Петербурге, Лермонтов брал уроки у известного живописца П. Е. Заболотского. А в пансионе, как и полагалось, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, рисовал с гипсов. Кроме того, естественно, рисовал «для себя».
Кавказ вошёл в сознание Лермонтова задолго до того, как он оказался в ссылке в этой «далёкой стороне». «Край свободы и чести» открылся поэту в ту пору, когда ему было всего десять лет. Образы Кавказа, которые встречаются в первых его поэтических сочинениях и рисунках, - это впечатления ребёнка.
Он увидел черкесов в мохнатых шапках и бурках, скачки джигитов, огненные пляски, хороводы, услышал горские песни, легенды, предания. В 1825 году бабушка Лермонтова возила внука лечить на кавказские воды, в Горячеводск (так назывался тогда Пятигорск). Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец, на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны.
Именно Горячеводск, первое пристанище юного Лермонтова, изображён на самой ранней из дошедших до нас лермонтовских акварелей. (См. Приложение 1) Неумелый пейзаж с озером и горами – то ли попытка сделать зарисовку с натуры, то ли игра детского воображения. Подпись под акварелью сделана рукой Лермонтова: рисунок выполнен 13 июня 1825 года в Горячеводске.
В четырнадцать лет Лермонтов написал поэму «Кавказский пленник» в подражание пушкинской. Картинку к ней рисовал сам. (См. Приложение 2) На ней скачущий на коне черкес тянет русского пленника на аркане, фон – горы. Рисунок Лермонтова украшает рукопись этой поэмы:
Вдруг пыль взвилася над горами,
И слышен шум издалека;
Черкесы смотрят: меж кустами
Гирея видно, ездока!
Он понуждал рукой могучей
Коня, приталкивал ногой,
И влёк за ним аркан летучий
Младого пленника с собой.[7]
1828
С этой поэмы начинается тема Кавказа, которая прошла через всё творчество поэта.
Акварель находится в альбоме, принадлежавшем любимой тётке Лермонтова – Марии Акимовне Хастатовой-Шан-Гирей. Альбом хранился в её пензенском имении, куда их семья переехала с Кавказа.
Сохранилась акварель в альбоме, в котором Лермонтов рисовал в те ранние годы для себя. (См. Приложение 3) Хотя некоторые исследователи считают её неумелой, я восхищаюсь этой работой. Здесь мы видим морской пейзаж с белеющим парусом. Интересно, что поэт изобразил море, волны, парус, а ведь стихотворение «Парус» ещё не написано. А образ одинокого паруса уже зарождается.
Тема морской стихии, вольного паруса возникает затем во многих лермонтовских стихотворениях и прежде всего в «Парусе»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..[8]
1832
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления Лермонтова – это скромный прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые тринадцать лет его жизни. Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, просёлочные дороги, берёзы, белеющие среди жёлтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Стихотворение «Родина» будет написано только через десять лет, а чету белеющих берёз уже видно на полудетском рисунке. (См. Приложение 4) И снова образ, с такой очевидностью возникший в раннем рисунке поэта, рождается в позднем его стихотворении:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.[9]
1841
Таким образом, эти рисунки – своеобразный комментарий к литературным замыслам поэта. Они отражают внутреннее родство и неразрывность связей Лермонтова – художника и поэта, которые слились в едином романтическом восприятии мира.
2.2. Портреты.
Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, -тот, где поэт изображён на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с красным воротником.(См. Приложение 5) Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо – с огромными печально взволнованными глазами, и, хотя черты неправильны, - лицо прекрасное, вдохновенное. Этот портрет самый запоминающийся из всех изображений поэта. Наверное, он гармонирует с нашим восприятием Лермонтова. Но каково удивление, когда узнаёшь, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в зеркало. Этот автопортрет – одна из лучших живописных работ поэта. Лермонтов изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме Нижегородского драгунского полка, где ему пришлось отбывать ссылку.
Портрет передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания. Автопортрет отвечает творческой личности Лермонтова, который очень рано осознал своё предназначение. Он знал, что рождён для великих дел, свою миссию видел в роли поэта-пророка.
Лермонтов послал автопортрет в подарок Варваре Лопухиной, которую нежно любил. Именно к ней Лермонтов постоянно обращал свою память и поэтическое вдохновение. Образ любимой преследовал поэта всю его жизнь. Этот образ возникал и в случайных набросках, и в законченных портретах, и в поэтических посвящениях.
Как мне стало известно, Лермонтов написал акварелью три её портрета, и самый известный из них (см. Приложение 6) удивительно гармонирует с поэтическим посвящением:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан её не стан богини,
И грудь волною не встаёт,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признаёт.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.[10]
1832
Портрет Варвары Александровны Лопухиной прекрасно иллюстрирует эти лермонтовские строки. Образ молодой женщины – воплощение достоинства, скромности, чистоты…
Глава III. Путешествия по Кавказу.
Очень интересны рисунки и полотна, в которых Лермонтов изобразил места, где побывал. До нас дошла лишь часть этих работ. До определённого времени оставалось неизвестным, какие именно местности изображены на этих рисунках. Мне стало известно, что исследователь творчества Лермонтова Ираклий Андроников в середине 70-х годов 20 века решил повторить кавказские маршруты Лермонтова, чтобы собственными глазами увидеть то, что видел он. По окончании поездки спидометр показал около пятнадцати тысяч километров. Исследователь ехал по многим местам, сравнивал фотографии, снятые с лермонтовских рисунков, с видами из окна машины: вдруг увидит что-то изображённое Лермонтовым… И ему повезло.
Не доезжая до Тифлиса, Лермонтов остановился во Мцехте – древней столице Грузии, основанной за тысячелетие до нашей эры. (См. Приложение 7) Именно с этими местами связывается замысел поэмы «Мцыри». Лермонтов изобразил ущелье, поросшее синим лесом, а вдали – горы. Справа, на горе, - тот самый храм, где томился Мцыри. Он виден отовсюду, с далёкого расстояния, а скалистая вершина находится там, где река Арагви сливается с Курой. А вот начало поэмы «Мцыри»:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, словно две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот…[11]
1839
Интересен тот факт, что картину «Военно-Грузинская дорога близ Мцехты» Лермонтов нарисовал за год до написания поэмы «Мцыри», в 1838 году. И его поэтическое описание, как и картина, показывают нам романтическое, удивительное местоположение монастыря.
Одна из лучших живописных работ Лермонтова, по мнению искусствоведов, - «Крестовая гора». (См. Приложение 8) Как и предыдущая рассмотренная мною картина, она написана в 1837-1838 годах и изображает подъём на Крестовую гору. В романе «Герой нашего времени» я нашёл отрывок, где Печорин и Максим Максимыч переходят через Крестовый перевал:
«Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину… Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увешанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами. А там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю».[12]
А вот ещё фрагмент:
«Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, - а эта гора имеет около двух вёрст длины».[13]
Я вижу, что Лермонтов-художник рисует на холсте те же места, какие описывает и в прозе. Удивительно для меня и то, что сам же поэт писал своему другу Святославу Раевскому о том, что «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал…» Лермонтов поистине гений. И те пейзажи, которые он пишет «на скорую руку», оказываются необычайно близки к его словесным описаниям.
Судя по датам написания картин, Лермонтов обладал поразительной работоспособностью: примерно в то же самое время, что и упомянутые мной ранее картины (1837-1838), он написал классический пейзаж Пятигорска. (См. Приложение 9) Здесь изображены аккуратные домики в долине, на первом плане зелень, а вдали – голубые дали. Этот живописный пейзаж не является прямой иллюстрацией к «Герою нашего времени», но как он похож на описание того места, где Печорин нанял квартиру на краю города у подошвы Машука:
«Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двухглавым Эльбрусом…»
«У меня здесь славная квартира, - написал Лермонтов 31 мая 1837 года из Пятигорска М. А. Лопухиной, - каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны».
Таким образом, картины Лермонтова – замечательная хроника его путешествий. Я увидел глубокую, неразрывную связь этих работ с поэмой «Мцыри», романом «Герой нашего времени».
Заключение.
В ходе исследовательской работы мной были рассмотрены стихи, отрывки из произведений Лермонтова, найдены картины, акварели, рисунки поэта, источником которых послужили воспроизведения в печати. Выявлены некоторые новые факты из жизни поэта. Я попытался проследить связь Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника, найти в его живописи образы, которые встречаются и в его словесных описаниях. В результате можно сделать следующие выводы: от природы у Лермонтова – удивительный дар живописца, его динамичные, выразительные рисунки великолепны по колориту. Прослеживается глубокая, неразрывная связь картин с поэтическими и прозаическими произведениями поэта. Я «открыл» для себя нового Лермонтова – талантливого художника и разносторонне развитого человека.
Я попытался доказать, что рисунки и картины Лермонтова – не развлечение странствующего человека. Скорее всего, это как бы записные книжки поэта, часть его вдохновенной, упорной работы. В них настоящий живописный дневник жизни и странствий Лермонтова.
Живописное наследие Лермонтова насчитывает свыше четырёхсот работ. Крупнейший как по своему объёму, так и по значению фонд изобразительного наследия Лермонтова хранится в музее Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук РФ в Санкт-Петербурге.
Очень ценные собрания находятся в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и в Государственном Литературном музее в Москве. Есть ценные материалы в музеях-заповедниках в Тарханах и Пятигорске. Наконец, интересные материалы находятся за рубежом – в США (Нью-Йорк, Библиотека Колумбийского университета) и ФРГ (в замках Хохберг и Вартхаузен).[14]
Многое среди этого богатства создано великим поэтом во время ссылок. Где бы он ни был, в какие обстоятельства ни ставила бы его судьба, он открывал миру неведомые красоты, всматриваясь в этот мир зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Список источников и литературы.
[1] Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.; 1977
[2] Ковалевская Е.А., Желвакова И.А., Андроников И.Л. Лермонтов. Картины, акварели, рисунки. М., «Изобразительное искусство», 1980, стр.14
[3] Лермонтов М.Ю. Собр.соч. в 4-х томах, т.1, с.156
[4] Лермонтов М.Ю. Собр.соч. в 4-х томах, т.1, с.223
[5] Лермонтов М.Ю. Собр.соч. в 4-х томах, т.1, с.225
[6] Лермонтов М.Ю. Собр.соч. в 4-х томах, т.2, с.69
[7] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[8] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[9] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[10] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[11] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[12] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[13] Произведение М.Ю. Лермонтова цитируется по изданию: М.Ю. Лермонтов. Собр.соч. в 4-х томах под ред. И.Л.Андроникова. М., 1975-1976
[14] Белявский Н. Лермонтов-художник.- «Искусство», 1939, № 5
Сочные помидорки
На берегу Байкала
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Нечаянная победа. Айзек Азимов