Презентация о жизни и творчестве Д.Н.Кугультинова
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_bataeva_g.pptx | 893.91 КБ |
Слайд 1
Тема работы: тема родины в стихотворениях д.н.кугультинова Подготовила: ученица 11 кл. МБОУ «СОШ№4» г.Элисты Батаева Галина СавровнаСлайд 2
Введение Язык художественных произведений занимает ведущее место в системе средств литературного выражения. Слово в художественном произведении органически слито с теми мыслями и чувствами, которые выражает поэт. Тема Родины является одной из основных тем в творчестве поэта Давида Никитича Кугультинова. Родине посвящены его стихотворения «Тег» и « Теегт » («Тег» - калм . – «Степь»), написанные в 1959 г., когда праздновалось 350-летие добровольного вхождения Калмыкии в состав Российского государства.
Слайд 3
Более 400 лет назад калмыки отправились из далекой Джунгарии в поисках счастливой жизни в Россию. Преодолев мучительно долгий и трудный путь, они, наконец, пришли к благодатным берегам Волги, Дона и Каспия. Богатые обильным разнотравием степи, напоенные щедрым южным солнцем, покорили сердца скотоводов. Даже в условиях тяжелой и беспросветной жизни кочевой жизни калмыки никогда не расставались с мечтой о лучшей жизни. Судьба калмыцкого народа очень трагична, он перенес страшные тяготы и лишения во время исторического исхода части калмыков во главе с наместником Убуши в Джунгарию в 1771 г., в период братоубийственной Гражданской войны и сталинской депортации 1943-1957 г. От крупного некогда народа на сегодняшний день осталась лишь небольшая его часть. В период, когда Д.Н.Кугультинов написал стихотворения «Тег» и « Теегт », калмыки вернулись в родные степи, стали заново строить дома и преображать разрушенную войной и запустением землю. Многовековые мечты и чаяния предков вновь воплощались в жизнь.
Слайд 4
Цели исследования: изучить содержание и особенности построения стихотворений «Тег» и «Теегт», относящихся к периоду раннего творчества поэта Давида Кугультинова
Слайд 5
Задачи исседования : 1) изучить синтаксические приемы построения стихотворения «Тег»; 2) передать идейный замысел стихотворения «Теегт».
Слайд 6
Этапы исследования: 1) Работа в библиотеках с целью выявления авторских трудов Д.Н.Кугультинова раннего периода творчества; 2) Описание особенностей построения стихотворений и приемов литературного языка, выделение тематики Родины в стихотворениях «Тег» и «Теегт».
Слайд 7
С интаксическое построение «Тег» Стихотворение состоит из двух частей: описания пейзажа и лирического высказывания поэта. Он использует показа общего через частное посредством описания каждой детали – стебелька цветка, травы, бесконечного простора. Все это создает целостный пейзаж. Синтаксическое построение стихотворения передает чувство радости, высокий эмоциональный подъем. Поэтому два из трех предложений восклицательные. Первое велико по объему. Это сложное бессоюзное предложение; следующая часть его раскрывает и дополняет первую. Вторая часть бессоюзного сложного предложения рисует целостный пейзаж, все его элементы, детали, которые неразрывно связаны. Именно поэтому автор не дробит большое по объему и насыщенное однородными членами, предложение на части. Он интонационно объединяет их в одно предложение.
Слайд 8
Синтаксическим приемом повторения выделены наиболее важные для идейного содержания слова: хальмг улс , хальмг күн , тег, хүв (калмыцкий народ, калмык, степь, счастье). Постановкой в начале строки выделены слова, важные для идейно-эмоционального содержания стихотворения: хальмг , хәләсн , күцл , ирх , хүв , эңкр бооҗх , зүркн , тег, Танhч (калмык, долгожданный, грядущий, родной, окрепший, сердце, степь, счастье, Калмыкия). Если взять хотя бы эти слова, то уже можно восстановить весь смысловой каркас стихотворения. Основная нагрузка повествования падает на глаголы, которыми насыщены предложения, а также на слова, входящие в систему глагола – причастия и деепричастия. Это делает стихотворение динамичным, полным движения. Например, колыхание травы передается глаголом с тремя деепричастиями. « Ноhан заляр герлнтә » («Трава пламенем сверкая» - калм .). « Наадад дольгарҗ мелмәзнә » («Играя, колыхаясь, волнуется»). Повествование настолько динамично, что в нем почти нет определений – прилагательных, которые обозначают постоянный признак. Большинство определений выражены причастными формами глагола. В последних четырех строках совсем нет определений. Благодаря этому повествование кажется более сжатым и энергичным.
Слайд 9
Идейный замысел стихотворения « Теегт » Идейный замысел стихотворения: долг каждого человека встать на защиту Родины от недругов, бороться за мир на Земле. Это глубоко патриотическое чувство поэт выражает, когда рисует степной пейзаж. Стихотворение «Теегт» состоит из восьми строф. В них четко выделяются три части: картина мирной жизни степи; тревога, вызванная появлением коршуна; размышления поэта. Описание мирной жизни степи обрамляет глубокие мысли поэта. Здесь чувствуется забота о мире в родной степи, за которой виден силуэт большой Родины. Для выражения идейного замысла автор использует прием контраста: противопоставление птиц и ягнят в мирной степи злому коршуну. С образом степи связана лексическая группа слов, рисующая мир природы: ноhан, нарн, салькн, җивртн, хурhд, теңгр (трава, солнце, ветер, пернатые, ягнята, небо). Другая группа слов передает чувства, эмоции: җөөлн, сәәхн альхн, өкәр хурhд, седкл байрна, бахтх, сәәхн күмни хавр (мягкая красивая ладонь, милые ягнята, душа радуется, прекрасная весна человечества). Это главным образом прилагательные – художественные определения: җөөлн, сәәхн, өкәр (мягкая, красивая, милая, прекрасная).
Слайд 10
С образом коршуна связана лексика со значением психологического состояния, а также лексика с отрицательно – эмоциональной окраской: догшин элә , харлсн сүүдр (злой коршун, черная тень). Группа слов: хавал , хаhад , эвдх , хортхн (ружье, стрелять, разрушить, враги), также примыкает к описанию образа коршуна, имеет общее значение разрушения, уничтожения, она напоминает о войне. Синтаксическим приемом повторения выделены слова, особо важные для идейного содержания; в картинах мирной степи это слова: орчлң , хавр , сәәхн , байрлҗ бахтх , тохньҗ-төвкнх (мир, весна, прекрасный, радоваться, спокойно). Стихотворение построено на простых предложениях. В каждой строфе два простых, распространенных, повествовательных предложения. Это придает стихотворению синтаксическую прозрачность. Концы строк завершают слова с важным смысловым содержанием: 1 – густая трава греется; пернатые, играя, парят; колыхаясь падает; ягнята пасутся; мир наблюдавшая радуется; 2 – пока пребывал, сбежались; пугаясь в стороны; коршун упал; тень заслонила; 3 – взяв, погнал; мир разрушить; прекрасную человечества; подумал; 1 – ягнята вновь пасутся; в небе летая кишат. Существительных в стихотворении больше, потому что оно носит характер эпического повествования. Второе место занимают глаголы, деепричастные формы глагола, так как изображаемый степной мир живет, движется, дышит. В описании контрастных картин – мирной жизни и тревоги – поэт использует параллельно одни и те же глаголы и деепричастия, которые в разном контексте получают разные значения.
Слайд 11
Заключение В стихотворениях «Тег» и « Теегт » поэт Давид Кугультинов своеобразно передал глубокие чувства патриотического характера. Для этого были использованы речевые средства и средства художественной изобразительности. Анализ языка этих двух небольших стихотворений позволяет выделить художественно эстетические качества поэтического языка: образность, красоту и простоту изложения мыслей. Каждое слово в них имеет особую эмоциональность и выразительность, так как выступает тесно спаянным, с изображаемыми картинами и образами. В своеобразии речевых средств находят свое выражение их идея и содержание. Благодаря особым приемам повествования (звуковой синхронности, перекрестному звук повтору и др.) поэт придает стихотворениям особую эмоциональную насыщенность .
Слайд 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Давид Кугультинов, Автобиография, статьи, выступления. Элиста, 1997. 2. Дораева Р.П. О языке стихотворений Д.Кугультинова . //Труды молодых ученых Калмыкии. Вып . III/ Элиста, 1973. С. 171-179. 3. Карим, М. Слово о поэте , Давид Кугультинов – М.: «Дет. Лит», 1968.- С. 5-6. 4. Кугультинов Д.Н. Утро коммунизма. Сборник стихов и поэм. Элиста, 1962. 5. Кугультинов Давид Никитич. Биография. Материал из Википедии. ru.wikipedia.org/ wiki /Кугультинов,_ Давид_Никитич . 6. Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. – М.,1969.
Слайд 13
Источники информации: Информант Лиджиев Мингиян Алексеевич, директор института Калмыцкой филологии востоковедения, кандидат филологических наук, доцент калмыцкой литературы и журналистики ,16.10.2020 г.
Слайд 14
Спасибо за внимание !
Есть ли лёд на других планетах?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Петушок из русских сказок
Рисуем лошадь акварелью
Заповеди детства и юности