Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий:
Профессор О.Я. Гойхман утверждает, что существует три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
1.1 Нормативный аспект предполагает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка.
1.2 Коммуникативный аспект вырабатывает навыки осознанного отношения речи в зависимости от сферы общения.
1.3 Этический аспект
речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др
Актуальность исследуемой темы: обратить внимание на нравственное воспитание школьников с помощью литературных памятников русской культуры.
Объект исследования: былина как жанр художественной литературы.
Цель исследования - проанализировать роль былины в формировании личности ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
tishkova.docx | 63.92 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №15 Заводского района г Саратова
Исследовательский проект на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ БЫЛИНы»
Автор проекта:
Тишкова Виктория
ученица 8 «В» класса
Руководитель проекта:
Напалкова Нина Николаевна
учитель русского языка и литератур
г. Саратов 2021г
Содержание
1. Культура речи 3-4
2. Роль литературных образов русских былин для детей
старшего школьного возраста 5-10
2.1 Что же такое былины - 5
2.2 Структура построения былин (композиция)………… 5- 6
2.3 Былинный герой…………………… - 7
3. Особенности речи. 7-8
3.1 Художественно-выразительные средства речи. 8-9
3.2 Суффиксальные способы образования вежиливых слов -10
4.Анкетирование -11
5.Заключение. Выводы -12
6. Список литературы и интернет-ресурсов -13
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.
Профессор О.Я. Гойхман утверждает, что существует три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
1.1 Нормативный аспект предполагает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка.
1.2 Коммуникативный аспект вырабатывает навыки осознанного отношения речи в зависимости от сферы общения.
1.3 Этический аспект
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.
Актуальность исследуемой темы: обратить внимание на нравственное воспитание школьников с помощью литературных памятников русской культуры.
Объект исследования: былина как жанр художественной литературы.
Цель исследования - проанализировать роль былины в формировании личности ребенка,
Задачи:
- рассмотреть содержание былин;
- особенности использования вежливых слов в УНТ;
- критерии понимания школьниками былин;
Для достижения данной цели и реализации задач мы выстроили свою работу следующим образом: во-первых, свое исследование мы начали с изучения определения былины; во-вторых, изучили вопросы исследования, необходимые для работы над былиной в школе: способы образования вежливых слов; в-третьих, провели анкетирование, в котором приняли участие учащиеся класса.
II. Роль литературных образов русских былин для детей старшего школьного возраста
Историко-культурное значение русского былинного эпоса огромно. Он обладает исключительной познавательной ценностью. Произведения этого жанра передали дух времени, настроения русских людей в годы страшных испытаний. Они представляют собой художественную историю русского народа в период феодализма. Они выражают народные стремления и идеалы.
Огромно идейное значение былин. Они воспитывают любовь к родной земле, гордость её богатством, могуществом и красотой. Былины способствуют формированию и развитию национального самосознания русского народа. Тема «Былины» всегда присутствовала в школьных программа. Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь - мы можем ознакомиться с главным героем до начала развития основных событий.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника, что делает былину похожей на сказку.
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:
А тут … ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!
Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения), что позволяет создать интересного для детей героя с уникальными способностями. Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Под стать богатырю и его конь:
Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
В былинах каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют эпитеты (это- красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни)
Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
На добром коне никто да не проезживал.
Повторы:
А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую,
Нагнано-то силушки черным-черно
Читая былины, мы бурно радуемся победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом, что является основным сюжетом большинства русских былин.
В отличие от народных сказок, былины повествуют о реальных событиях, отображённых в литературной красочной форме. Герои былин - это своеобразное олицетворение духа народного, который не склоняется перед страшными врагами, посягнувшими на землю родную.
Знакомясь с былинами, мы раскрываем перед собой общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.
Наиболее важным в былинах является этический аспект культуры речи, который указывает на умение народа в конкретных ситуациях применять слова, соответствующие нормам речевого этикета. И это не только речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, но и другие:
Приветствия:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Говорит ему Владимир таковы слова:
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
В словах –приветствиях прослеживается уважение, доброжелательность к гостью Илье Муромцу, но и былинный герой выражает уважение к черниговским мужичкам и князю Новгородскому Владимиру.
Даже когда же Илья Муромец ругается на своего коня, то это не кажется настолько грубо и оскорбительно:
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?
Вероятно, потому, что конь в те далекие времена для хозяина не только средство передвижения, но и верный друг, и помощник
Особое внимание мне хотелось бы уделить словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: (енк), (еньк, к), (ушк, юшк), (очк), (ечк)
«удаленький» молодец. (еньк)
«к обеденке» поспеть хотел он в стольный Киев-град. (енк)
Нагнано-то «силушки» черным-черно, (ушк)
Прямоезжая « дорожка» заколодела, (к)
Мелки «реченьки», «озерка» промеж ног пускал. (еньк, к)
Так все «травушки-муравы» уплеталися, (ушк)
Да й лазоревы «цветочки» осыпалися, (очк)
Темны «лесушки» к земле все приклонилися (ушк)
Во свои берет во белы он во «ручушки». (ушк)
Он «тетивочку шелковеньку» натягивал, (очк, еньк)
А он «стрелочку» каленую накладывал (очк)
Пристегнул его ко правому «ко стремечку» булатному (ечк)
Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато (к)
Говорит она да таковы слова:
- Едет-то наш «батюшка» чистым полем, (юшк)
Проходил он во столовую во «горенку» (енк)
Мы видим, что былины дают образцы ритмической речи, знакомят нас с красочностью и образностью родного языка. Мы хорошо запоминаем такие образы, как Добрыня Никитич, Илья Муромец из-за необычности имён главных героев.
Красота и напевность стихотворения помогает глубже осознать умение и способы образования и использования вежливых и ласковых слов не только через художественно-выразительные средства, но и через способы их образования.
Анкетирование:
Проводя опрос одноклассников о частоте использования вежливых слов, выяснили, что половина не всех считают вежливыми. И только шесть человек честно сказали, что редко говорят вежливые слова. В процессе обсуждения результатов мы выяснили, что некоторые дети все-таки позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но никому из ребят не нравится, когда с ними самими грубо разговаривают. На вопрос, считают ли они себя вежливыми, выяснили:
III.Заключение
Вывод: проанализировав текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», я пришла к выводу, что былины- это кладовая народной мудрости. Знакомясь с былинами на уроках литературы и внеклассного чтения, мы видим добро и зло, учимся любить Родину на примерах былинных героев. Отмечаем красоту и богатство УНТ, их умение в народной речи использовать художественно выразительные средства, которые делают былинную речь еще краше. При описании родной природы, народного героя часто использовались слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, вероятно, для того, чтобы показать свое отношение и любовь к родной земле и народным героям. Отчего былина проникнута теплотой и любовью. В результате исследования, на мой взгляд, было доказано, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает воздействие на человека, влияют на настроение окружающих. Доброе слово может помочь человеку в трудную минуту, улучшить настроение, дать надежду на лучшее. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Вежливые слова надо чаще использовать в своей речи, и тогда мы заметим, что мир вокруг нас станет добрее. Но не надо забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия, то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.
Список используемой литературы
Весёлые польки для детей
Снежная сказка
За еду птицы готовы собирать мусор
Сказка про Серого Зайку
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны