Материал для итогового проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_1812_goda_v_tvorchestve_m.yu_.lermontova.pptx | 847.42 КБ |
Слайд 1
ПРОЕКТ Война 1812 года в творчестве М.Ю. Лермонтова. Выполнил: ученик 7 класса Федянов Олег. Руководитель: учитель русского языка и лиературы Исаева Л. В. soc36rtish-gv@yandex.ru soc36rtish-gv@yandex.ru Филиал МОУ « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка 2020– 2021 уч . годСлайд 2
* Цель работы: познакомиться с произведениями М.Ю.Лермонтова об Отечественной войне 1812 года. * Задачи исследовательской работы: проанализировать полученные данные в учебнике литературы и в сети Интернет. *Гипотеза : М.Ю. Лермонтов не раз изображал события 1812 года, гордясь величием подвига русского народа. * Основные методы исследования: 1. Наблюдение, поиск и сбор информации. 2. Отбор наиболее значимых материалов. * Объект исследования: стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Слайд 3
О преемственности поколений. Шёл1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опалённую пожаром Москву. В то самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Слайд 4
Стихотворение «Бородино». К 25 –летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, в котором размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России. Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина- ветерана. Предполагается , что источником содержания стихотворения послужили воспоминания Афанасия Алексеевича Столыпина -двоюродного деда и опекуна поэта, ветерана Отечественной войны. Не к нему ли обращается поэт в своём произведении : — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Предполагаемый прототип «дяди» - Афанасий Столыпин.
Слайд 5
Перед нами портрет старого солдата, ветерана войны 1812 года, в изображении художника П.Е. Заболотского . Вот примерно так выглядит рассказчик из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Историческое событие увидено глазами рядового воина. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины. Солдат не приукрашивает своих заслуг, и это делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника « Ребята, не Москва ль за нами?» органически вписывается в текст и является кульминационной точкой. Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Многие фразы и выражения стали крылатыми. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой Отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».
Слайд 6
« Два великана». Отечественной войне 1812 года посвящено и стихотворение « Два великана». В этом стихотворении в форме аллегории показано противостояние двух военных гениев начала 19 века, Кутузова и Наполеона. Наполеон показан дерзким, прославленным за границей, но автор пишет о нем с плохо скрытой иронией: «трехнедельный удалец». Кутузов, напротив, показан старым, но могучим витязем, которому достаточно тряхнуть головой, чтобы повергнуть врага. Мне понравилось, с каким достоинством встречает дерзкого противника русский великан. Он стар, но силен и опытен, за ним много побед. Противостоит ему трехнедельный враг, сильный, но самоуверенный, и исход этого противостояния ясен каждому. Не поможет наглость против силы и веры в свою правоту. В конце стихотворения поэт касается и судьбы Наполеона, который, как известно, был сослан на остров Святой Елены. Стихотворение пронизано чувством гордости поэта за могущество Родины.
Слайд 7
Вывод . Познакомившись с творческой биографией великого русского поэта, мы поняли, что М.Ю. Лермонтов, общаясь с двоюродным дедом Афанасием Столыпиным, видным участником Отечественной войны 1812 года, а также с дворней в имении «Тарханы» у бабушки, часто слышал их рассказы о сражении под селом Бородино. Гордясь величием подвига русского народа, М.Ю . Лермонтов не раз изображал события 1812 года, о чём свидетельствуют стихотворения «Бородино» и «Два великана ». Выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.
Слайд 8
5.Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ грамота (для создания рамки) Источники. 1.В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.Литература,5 класс, учебник в двух частях.-М ., «Просвещение», 2014. 2.Родная литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса. М., «Просвещение»,1984. 3. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru 4. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Рождественский венок
Одна беседа. Лев Кассиль
Ледяная внучка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Попробуем на вкус солёность моря?