В работе представлен ответ на проблемный вопрос "Какова роль музыки в судьбе человека?", последовательно проанализированы 3 эпизода слушания музыки героем рассказа.
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v._astafev.odt | 25.03 КБ |
Роль музыки в судьбе человека
(по рассказу В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)
Автор: Киселев Максим, учащийся 9 класса
РЦОД, Нижний Новгород
Наставник: Варенцова С.А.,
учитель русского языка и литературы
Цель: определить роль музыки в становлении личности человека
Задачи:
Эпизод «Первое слушание музыки Витей Потылицыным».
Витя Потылицын, герой повести «Последний поклон», испытывает целую гамму чувств, слушая скрипку: страх, жалость к себе, восторг. Инструмент оживает в восприятии мальчика. Автор использует олицетворения, чтобы показать скрипку «живой»: одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье”. Это те чувства, которые испытывает мальчик, с замирание сердца слушающий звуки музыки. У Вити возникают ассоциации, связанные с погибшей матерью, больной девочкой. Лексическая наполняемость этого эпизода говорит о страданиях Васи, оставшегося сиротой,(«печальном», «болезнь», «раненое», «мертвую маму», «тревожно и горько»). Через страдания, мучительные вопросы, пробужденные музыкой, мальчик приходит к пониманию чужой боли, к необходимости хранить память о дорогих людях, к чувству единения с родной землей.
Эпизод «Второе слушание музыки юным героем рассказа».
Слушая музыку в караулке, у Васи-поляка, Витя испытывает уже иные чувства, снова созвучные с «языком» скрипки. Уходит страх, ощущение тревоги и одиночества.
«Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нем не умещалось». Благодарность Васе, подарившему игрой на скрипке душевную благодать герою, переполняет Витю. Чтить память о близких, просить прощения, радоваться жизни на земле - эти нравственные заветы утверждаются в сознании героя, и этому способствует музыка.
Эпизод «Третье слушание музыки Витей Потылицыным».
Восприятие знакомой мелодии героем изменилось: сейчас, на войне, она вызывала желание победить врага и вернуть людям мир. Эти патриотические чувства возникли не случайно: в том далеком детстве о глубоком и сильном чувстве любви к родине рассказала ему скрипка, а сейчас, среди взрывов снарядов, музыка обострила святую ненависть к тем, кто пришел растоптать и уничтожить его отчизну. Музыка звучала всепобеждающим гимном, утверждающим жизнь на земле: «Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами».
Выводы:
1. Музыка способна передать все богатство все богатство чувств и красок. Она затрагивает глубины человеческой души, пробуждает целую гамму чувств у Вити Потылицына от страха и одиночества до наслаждения и восторга.
2. Музыка воспринимается юным героем как нечто волшебное, способное оживить воспоминания, благодарность, сделать мир добрым и безопасным.
3. Звуки скрипки открывают герою двери в духовный мир другого человека, исполняющего полонез М.К. Огинского «Прощание с Родиной».
4. Через приобщение к музыке происходит постижение одного из самых сильных чувств - любви к родной земле, родине.
5. Сила воздействия музыки на душу человека велика: любовь к человеку, сострадание, способность сопереживать пробуждает она.
6. Музыка помогает человеку преодолеть самые тяжелые испытания. Вася-поляк в мучительные моменты жизни брал в руки скрипку, и это придавало ему душевные и физические силы.
7. В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли и чувства.
Растрёпанный воробей
Золотая хохлома
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного