Исследовательский проект посвящен тому, как писатель В.П. Астафьев раскрывает тему нравственности и экологии в рассказах - миниатюрах «Хвостик» и «Записка», помогает каждому из нас постичь смысл жизни, стать добрее к окружающему миру, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_rabota_fisher_k.galbshtadt.docx | 50.33 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гальбштадская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края
Исследовательская работа
Тема нравственности и экологии в рассказах - миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева
Выполнил: Фишер Кирилл, ученик 9 класса
Руководитель проекта: ЛЫМАРЕВА Н.В. учитель литературы, ОПК и ОДНКНР
с. ГАЛЬБШТАДТ, 2021
Оглавление
Глава 1 Введение………………………………………………………………..………....1
1.1Актуальность данной темы........................................................................................................................3
1.2 Цели задачи.....................................................................................................................3
1.3 Обзор используемой литературы........................................................................................................... 4
1.4 Практическая значимость работы.................................................................................................................. 4
Глава 2 Основная часть
2.1 Биография В. П. Астафьева.............................................................................................................6
2.2 Сборник рассказов - миниатюр «Затеси»...............................................................................................................7
2.3 Анализ миниатюры «Хвостик»...........................................................................................................7
2.4 Анализ рассказа-миниатюры «Записка»...........................................................................................................9
Глава 3 Заключение
3.1 Выводы……………………………………………………………………11
3.2 Самооценка проделанной работы................................................................................................................11
3.3 Перспективы работы по данной теме................................................................................................................11
Список использованной литературы....................................................................................................12
Глава 1
Исследовательский проект посвящен тому, как писатель В.П. Астафьев раскрывает тему нравственности и экологии в рассказах - миниатюрах «Хвостик» и «Записка», помогает каждому из нас постичь смысл жизни, стать добрее к окружающему миру, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.
Тема моей исследовательской работы: «Тема нравственности и экологии в рассказах - миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева»
Актуальность темы (обоснование)
Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?
Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее, дарить окружающему миру искорки своей души. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!
Как разбудить в людях совесть? «тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал» Произведения В.П. Астафьева не дают нам равнодушно наблюдать, как люди вокруг совершают аморальные поступки, заставляют нас активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше. Они помогают осмыслить свое назначение на Земле.
Цель исследования:
- вызвать интерес к творчеству В. П. Астафьева.
- выяснить, какие проблемы поднимает В.П. Астафьев в своих книгах. Актуальны ли они в наше время?
- воспитывать ответственное отношение к людям, к окружающей природе
- способствовать осмыслению своего назначения.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- познакомиться с биографией писателя;
- проанализировать миниатюры «Хвостик» и «Записка»;
- поразмышлять над нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в данных миниатюрах, сделать выводы.
Для решения этих задач мне больше всего подойдут методы:
- поиск информации из различных источников, работа с текстом (анализ текста миниатюр).
Гипотеза
состоит в том, что истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться «на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги» закладывались с детства, что интерес писателя к проблемам нравственности, памяти (памяти о доме, родителях, предках, о своей малой Родине) связан с личными этапами жизни писателя.
Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева
Предмет исследования: вклад произведений В.П. Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.
Анализ источников литературы по теме
В процессе исследовательской работы я обращался к различным источникам: исторической информации, работал с биографическим материалом, произведениями писателя, интернет - материалами.
Практическая значимость: Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, классных часах, на занятиях кружков и факультативов.
Основные термины и понятия
Ключевые понятия для нашего исследования – это экология и нравственность.
ЭКОЛОìГИЯ -и; ж. [от греч. oikos - дом, жилище и logos - учение]
1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Растений, животных, человека.
2. Экологическая система. Экология леса.
3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии. Нарушенная экология. Удручающее состояние экологии. Экология северо-запада России
НРАВСТВЕННОСТЬ
1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.
То же, что затёс; стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.
Глава 2
Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.
Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.
А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В.П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе Астафьеве я не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.
Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».
В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.
Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.
В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.
И вот теперь я прочитал миниатюры астафьевских «Затесей».
Что такое «затесь» я помнил еще по рассказу «Васюткино озеро». По Астафьеву, затесь – это не только зарубка, сделанная на дереве, чтобы не заблудиться в тайге. Это, прежде всего, зарубка в сердце, в памяти...
Мне понравились все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком, что пробуждает в нем чувство сострадания к близким, к окружающему миру.
Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.
Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу, запаниковать, стать парализованным страхом перед будущим. Пойти по другому пути и осмеять добродетели - память, терпение, сострадание, любовь».
Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!
Удивительное счастье - жить на этой Земле, просыпаться утром, видеть небо, солнце, маму. Мир вокруг прекрасен, людям подарена красота.
Овсянский остров - это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Остров напоминал «голову» - «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем...»
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы - всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.
Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел ). И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой жизни, но действительность становится преградой гармонии.
Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни).
А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ», - говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли. «...еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь…».
Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят, и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать..»
«Оглохла земля, коростой покрылась»,- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.
Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».
Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови. А люди? Они гадят.
Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука. (Украдкой... но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное).
И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”
Зачем? Ведь уже не до смеха. Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость. Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное - бросит своих старых «ненужных» родителей.
Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека - вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.
Миниатюра «Записка» - это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок …. собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!
Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего, никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.
А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?
Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.
Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать». «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».
Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
Глава 3
Выводы
Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.
Этот цикл рассказов-миниатюр объединен одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого».
Название книги «Затеси» - метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.
Совесть, честность, ответственность, справедливость, желание и умение трудиться, приносить добро - вот такие зарубки оставляет нам Астафьев своими произведениями.
Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых, задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.
Самооценка работы
Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы. Предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.
Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.
Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.
Перспективы работы по данной теме.
Работа рассматривает лишь две проблемы - экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.
Список литературы
Доклад
Представление своей работы я хотел бы начать с вопросов, которые В. П. Астафьев задавал себе, размышляя о своей судьбе.
Слайд 1
Что можно сказать о человеке, задающего себе такие вопросы? И как не заинтересоваться его биографией и творчеством?
Моя работа называется «Тема нравственности и экологии в рассказах - миниатюрах «Хвостик» и «Записка» В. П. Астафьева»
Слайд 2
Актуальность темы (обоснование)
Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?
Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!
Я ставлю перед собой следующие цели и задачи, которые решаю в ходе работы
Слайд 3
Гипотеза, которую я доказываю
Слайд 4
(показываю лист с гипотезой и читаю)
Слайд 5
Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева
Предмет исследования: вклад произведений В.П.Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.
(показываю лист и читаю)
Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.
Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.
А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В. П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе Астафьеве я не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя.
Слайд 6 (показываю портрет Астафьева)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.
Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».
В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.
Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.
В 1996 г. Астафьев получил Государственную премию России, в 1997г.- Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
В 2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.
Слайд 7 (книги Затеси, Записка)
Мне понравилось все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком
Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.
Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу..»
Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!
Овсянский остров - это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. (Остров напоминал «голову» - «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем...»
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы - всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)
Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел. И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой жизни, но действительность становится преградой гармонии.
Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)
А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ,»- говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли. «...еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь…» Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят, и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать..».
«Оглохла земля, коростой покрылась,»- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.
Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».
Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови.
Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука.
И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”
Зачем? Ведь уже не до смеха. .Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное-бросит своих старых «ненужных» родителей.
Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека - вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.
Слайд 8
Миниатюра «Записка» - это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок ... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!
Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.
А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?
Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.
Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним:
«Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может... Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую...
И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».
Автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
По работе я делаю следующие выводы:
Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.
Этот цикл рассказов-миниатюр «заставляет читателя слышать боль каждого».
Название книги «Затеси» - метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.
Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.
Самооценка работы
Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы Предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.
Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.
Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.
Перспективы работы по данной теме.
Работа рассматривает лишь две проблемы - экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.
Спасибо за внимание.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Мост Леонардо
Снежная книга