Цель проекта: раскрыть понятие притчи как жанра литературы, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения и воспитания личности.
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_proekt_novyy.docx | 39.66 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 87» г. Саратова
«Роман в несколько строк…»
(Нравственные уроки и особенности жанра притчи)
Автор:
Казакова Ангелина,
учащаяся 9б класса,
МАОУ «Гимназия № 87» г.Саратов
Научный Руководитель:
Хлопцева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 87» г.Саратов
Саратов
2021
Глава 1 Из истории жанра притчи 4
§ 1 История развития жанра притчи 4
§ 2 Особенности жанра притчи 5
Глава 2 Нравственные уроки притчи 8
Список использованной литературы 15
Притча – особого рода поэзия,
(Не лазера луч и не критиков лезвие),
Где тонкий анализ, как радужный свет
Дает ненавязчиво мудрый совет…
Во все времена люди старались сохранять и приумножать свои знания, стремились к нравственному совершенствованию, поддержанию исторически сложившихся норм поведения в обществе. От поколения к поколению, из уст в уста люди передавали свою мудрость, нравственные ценности. Именно так и появился древнейший жанр в мировом фольклоре и литературе – притча. Притчи благотворно влияют на воспитание душевной чистоты и нравственности. Они легко запоминаются, прочно держатся в сознании, помогают выбрать истинный путь в сложные минуты, ненавязчиво высмеивают человеческие пороки. Притча – это тайна, которая побуждает к размышлению и дарит радость открытия: человек открывает мир для себя и себя в этом мире.
Исследование данного жанра позволит показать его важность в настоящее время, так как вечные темы проблем добра и зла, любви и предательства, щедрости и скупости, правды и лжи, жизни и смерти никогда не перестанут быть актуальными.
Цель проекта: раскрыть понятие притчи как жанра литературы, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения и воспитания личности.
Задачи проекта: 1. Ознакомиться с литературой по теме «Признаки притчи как жанра литературы»
Не относитесь к притче пренебрежительно.
Подобно тому, как при свете грошовой свечки
отыскивается обронённый золотой или жемчужина,
так с помощью притчи познается истина.
Агада
Притча – это народная мудрость, оформленная в афоризмах, кратких поучительных рассказах, являющаяся одним из древних жанров в литературе и фольклоре. В греческой Библии притчи имели название паремия, где «паре» переводилась как приставка при, а «мия» в переводе означало слово – путь. Так, слово это означало «при пути», то есть такие суждения служат верным указателем, спасательным компасом на жизненном пути человека.
Точно неизвестно, как родилась притча. Многие считают, что притча пришла в русскую литературу вместе с христианством. Действительно, первое упоминание притчи можно увидеть в Библии: «… и ходил Христос, и поучал их Он притчами…». На вопрос учеников, для чего Он говорит притчами, Иисус объясняет, что притчами Он обращается к народу, а ученики и так знают и понимают истину. Кроме того, по данной версии, распространением жанра была заинтересована церковь. Благодаря ей, образы, описанные в произведениях, нашли отражение не только в литературе, но и в живописи. Сюжеты притчей стали основой многих икон и росписей церковных зданий.
С другой стороны, существует мнение, что эти истории первыми стали рассказывать путешественники. Запечатлев все самое важное и интересное, что встречали на пути, они стремились расширить кругозор тех, кто не имел возможности путешествовать. Вскоре путешественники обнаружили, что все люди испытывают одинаковые трудности. Но как передать опыт, полученный странниками, и донести суть для всех людей? Для этой задачи язык любого народа неидеален. Тогда стало понятно, что нужна новая форма представления, понятная любой нации, эмоциональная, гибкая, образная. Этой формой и стала притча. В древности эти мудрые слова передавались из уст в уста, от учителя к ученику. Людей, что передавали эти истории, хранившие в себе ценную информацию, называли мудрецами, старцами.
Жанр долгое время не развивался, в современном своём виде он возник только в начале ХХ века. Притча, благодаря своим стилистическим особенностям, стала привлекательным жанром для многих писателей – основную мысль можно выразить в интересующей морально-этической проблеме, не описывая характеры героев, сюжет и окружающую обстановку. Из отечественных писателей жанр притчи оказался интересен Л. Толстому, В. Высоцкому, В. Дорошевичу. За рубежом притчу использовали Ф. Кафка, Жан-Поль Сартр, П. Марсель, А. Камю.
Важным отличием этих историй является их анонимность, безымянность. Смысл произведения должен оставаться объективным, независимым от мнения автора. Понимание истинного значения возможно только путем отказа от обычной логики и моделей поведения.
Несмотря на различные национальные и религиозные признаки, все притчи имеют общие жанровые правила, такие как небольшой объем, лаконичный сюжет, актуальная тема, герои, средства выразительности языка. Тема должна быть актуальной, волнующей душу каждого человека. Кроме того, тема должна иметь простую формулировку. Так, прочитав некоторые притчи, следует выделить такие часто обсуждаемые темы, как любовь к ближнему, возрождение, милосердие, сочувствие, разумная жизнь, честность, трудолюбие, осуждение порока. Важно отметить, что в произведениях осуждается не человек, а порок, искажающий мысли и поступки человека.
Герой притчи – это человек, животное или неодушевленный предмет, попавший в трудную ситуацию. Именно в пути, избранным героем, в выборе, который он совершает в сложных жизненных ситуациях, и заложен моральный смысл суждения. В этом решении герой раскрывает черты характера и модель поведения.
В древности притчи передавались из уст в уста, поэтому одной из особенностей жанра является небольшой объем. Сюжет притчи строится по традиционному типу: завязка, действие (развитие сюжета), кульминация и развязка.
Поучение не выражено конкретно, его надо осознать самостоятельно. Если басня осуждает конкретный образ, то притча предполагает, что читатель сам определит точную мысль произведения, задумается над главной проблемой, поставленной в тексте. Мораль раскрывается анализом содержания каждого слова, а не рассмотрением структуры всего текста.
К жанровым признакам притчи относят следующие:
Следует выделить также и особенности современной притчи:
К функциям притчи относятся:
Таким образом, становится понятно, что притчи - небольшие художественные произведения, которые, обладая рядом особенностей, позволяют увидеть себя в мире и увидеть мир сквозь притчу.
Притча – это универсальный жанр, он может быть как независимым и самостоятельным, так и частью большого произведения, в котором притча разъясняет ситуацию, дополняет характер и поведение героев или мнение автора. Притчами дополняет свои произведения А. С. Пушкин, например в известном историческом романе "Капитанская дочка" встречается эпизод, в котором Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку, показывая, что лучше прожить короткую и яркую жизнь, чем длинную и скучную. Через образы орла и ворона автор приоткрывает внутренний мир главных героев.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» знакомимся с притчей о воскрешении Лазаря. Раскольников просит Соню прочесть ему в Евангелие «про Лазаря». Она убеждена, что «и он, он – ослепленный и неверующий, он тоже услышит, он тоже услышит, он тоже уверует, да, да , сейчас же, теперь же». Воскресению противопоставляется разрушение, смирению – властолюбие. Достоевский, вводя в роман текст притчи о воскрешении Лазаря, даёт возможность осознать, что только путь к Богу может спасти человека от духовной гибели, поскольку Раскольников «не старушонку убил, а себя». Соня спасает Раскольникова словом Божьим. Будучи тонким психологом, Достоевский убеждает читателя в том, что любой падший человек заслуживает жалости и сострадания, это чувство обогащает духовно. (В христианской религии воскрешение Лазаря – это одно из самых ярких чудес, которые Иисус совершил, когда был на земле).
Стихотворения в прозе И. С. Тургенева включают в себя элементы притчи, например в произведении «Воробей» автор представляет нам главных героев в роли животных, попавших в жизненную драму. Пёс Трезор, пытающийся завладеть добычей в лице маленького беззащитного птенца, встречается с героизмом взрослого воробья, который рисковал собственной жизнью ради спасения своего ребенка. Автор поднимает важные для каждого темы, такие как тема материнской любви, самопожертвования, ответственности, бережного отношения к природе, нравственного выбора.
Притча, как известно, пришла в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания, в которых Иисус давал уроки жизни, мудрости своим ученикам. Одним из таких уроков является притча о блудном сыне. Герои притчи – отец и сын, поставленные в ситуацию нравственного выбора. Сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каждого человека «Почитай отца твоего и мать». Сын, забирая свою долю наследства, ушел из семьи, однако в трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу. Отец стоит перед выбором: отвергнуть сына или простить. Тема нравственного выбора, покаяния и прощения, родительской любви остается важной во все времена.
С течением времени каждый народ, стремясь сохранять и преумножать накопленные знания о жизни, стал сам составлять короткие рассказы, так одним из жанров фольклора стали притчи. У восточных народов есть притча «Всё в твоих руках», в которой ученик, желая определить вопрос, на который мастер не сможет дать ответ, поймал бабочку и спросил у учителя: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?», готовый в любой момент сжать кулак, доказав свою истину. Учитель ответил: «Всё в твоих руках». В данной притче большую роль играет диалог, в нем заключена мораль, что человек сам хозяин своей судьбы и свою жизнь он творит собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями.
Тексты притч стали опорой не только для литературных произведений, но и для художественных работ. Примером тому является работа живописца Питера Брейгеля «Притча о слепых». Слепые люди похожи друг на друга в одежде и чертах лица, они следуют друг за другом в едином движении, кульминацией которого является поводырь, уже лежащий в яме. Данное произведение – это притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан.
С течением времени жанр притчи изменялся, однако вечные темы, такие как разумное пользование богатством, милосердие, честность, трудолюбие, справедливость, сдержанность и др. остаются значимыми для каждого.
Данный жанр не устаревает, он востребован до сих пор. Литературоведы, участвующие в изучении притчи, отмечают, что интерес к притче не уменьшается со временем и что каждый автор, использующий жанр в качестве основы, приносит что-то новое и действует как новатор. Современная притча позволяет задуматься над темой, дает жизненные уроки с иронией, кратко обсуждает важные процессы в жизни людей и природы.
Притча прошла долгий путь развития от коротких двухстрочных принципов мудрости старых мыслителей, записанных в Ветхом Завете, до современных притчевых произведений. До сих пор притчи не перестают удивлять легкостью языка, привлекать и очаровывать простой элегантностью и красотой сюжета, изысканно выраженными идеями – скоплениями мирской мудрости.
Феликс Кривин, замечательный мастер современной притчи, является автором десятков книг, изданных в различных издательствах Советского Союза с начала 1960-х годов. Он легко сочетает слова и иронию. Самыми мощными приемами автора являются аллегория и ирония.
Для знакомства с автором обратимся к притче «Два камня», вспоминается пословица: «Под лежачий камень вода не течет». Через судьбу двух камней автор показывает, какие разные пути могут быть у людей в жизни: активный, хотя и полный беспокойств, трудностей, но интересный, и пассивный, когда человек просто плывет по течению, подчиняется судьбе, не предпринимая никаких попыток изменить что-либо в своей судьбе. Автор убеждает в том, что каждый делает выбор, как ему жить, ведь только живя реальной жизнью, совершая ошибки, разочаровываясь и побеждая, человек может понять, что такое жизнь.
В притче «Мелочи жизни» автор на примере главного героя муравья, который является маленьким, ничтожным существом, показывает настоящие ценности жизни, важные каждому, такие как мечта, любовь, тепло, жизнь, улыбка друзей. Притча «Мелочи жизни» заставляет людей ценить те маленькие моменты жизни, которые являются самыми главными, самыми ценными, именно они заставляют человека следовать своей мечте, не опуская рук.
Работы автора ценны его глубоким моральным посланием. Б. Озерская высказывается о Кривине так: «Он видит явления и вещи стереоскопически. Ему нет равных в умении отдирать с мясом от слов приросший к ним метафорический смысл и возвращать им самый что ни на есть прямой с тем, чтобы снова придать этому смыслу переносный. С тем чтобы снова…. И так до бесконечности». Работы Кривина лаконичны, увлекательны, глубоко интеллигентны, в его произведениях читатель замечает не только прямой текст, но и завуалированный, скрытый смысл.
Блестящим автором современных притч является Виктор Кротов. Для рассмотрения предлагаю притчи «Песни белого китёнка» и «Киоск, в котором есть все». Притчи невелики по объему, загадочны, фантастичны и необычны. Сюжеты можно трактовать по-разному. В притче «Песни белого китёнка» автор рассказывает о непростой жизни китёнка в дельфинарии, который пел о том, что хочет домой, а не забавлять толпу. В ответ на это публика еще сильнее аплодировала. После он стал петь о том, как непонятливы люди. И аплодисменты стали ещё сильнее. Автор хочет показать, насколько человек слеп и желает только зрелищ, не думая об окружающих. В притче «Киоск, в котором есть все» автор рассказывает о том, насколько поверхностны желания людей. В месте, где есть все, что угодно, семья выбрала «папе - пилу для камней, маме — платье, меняющее цвет по настроению, а дочке — растущую куклу». Автору жалко, что никто не обращает внимания на более ценные, духовные вещи: «Опять не понадобились ни фонтанчик радости, ни счастье небывалое, ни шлем для творчества».
Кроме того, современным автором притч является Александра Лопатина. В притче «Как помочь другу» автор поднимает проблему дружбы, взаимопомощи, смелости, силы духа. Герой, жалея себя, и не желая помочь своему другу, даже не попытался поддержать товарища словом, он посчитал, что не может сделать ничего ради спасения ближнего. На примере своих героев Александра Лопатина убеждает нас в том, что настоящий друг всегда познается в беде, он поможет, несмотря на собственные проблемы: «Настоящий друг всегда приходит на помощь. Не можешь защитить силой, помоги другу хотя бы голосом».
Таким образом, притча, являясь универсальным жанром, прошла испытание временем. Данные произведения нельзя интерпретировать однозначно, они заставляют человека задуматься о ситуации и сделать выводы в соответствии с собственными принципами и жизненными ценностями. Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложена какая-то определенная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить, что притча, без сомнения, является одновременно одной из самых старых, но и вечных форм искусства речи, она никогда не потеряет своего культурного, литературного и гуманистического значения. Не случайно жанр притчи называют романом в несколько строк, поскольку в небольшом по объему тексте поднимаются важные проблемы, вечные вопросы бытия, интересующие каждого человека.
В работе были рассмотрены тексты разных притч, были выявлены общие жанровые черты: безымянность героев, обобщённость времени и пространства, небольшой объём произведения, наличие морали, поучительного вывода. Притчевые произведения отличаются краткостью, в них показываются главные моменты человеческой жизни, в притчах нет описания характеров героев, места события. Притчи пишутся на простом, разговорном языке, большую роль в них играет диалог.
Чтение и изучение притч позволяет человеку выбрать верный путь на дороге жизни, притчи воспитывают характер. «Пусть они [притчи] послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал средневековый сирийский историк Абуль-Фарадж. И с этим нельзя не согласиться.
Таким образом, важнейшая роль притчи — воспитывать в человеке Человека, развивать способность анализировать собственную модель поведения и ориентироваться в сложном мире, оставаясь личностью.
На берегу Байкала
Хитрый коврик
Астрономический календарь. Май, 2019
Цветущая сакура
Три орешка для Золушки