«По страницам зарубежной литературы»
(«Образ учителя / наставника в зарубежной литературе»),
посвящённый
100-летию ТГУ имени Г.Р. Державина
Вложение | Размер |
---|---|
esse_tgu.docx | 16.41 КБ |
Смирнова Анна Дмитриевна
Ученица 8-екласса Караульского филиала им.Б.Н. Чичерина
«По страницам зарубежной литературы»
(«Образ учителя / наставника в зарубежной литературе»),
посвящённый
100-летию ТГУ имени Г.Р. Державина
На свете есть много профессий. Все они, конечно, важны. Но есть профессия, которая многолика. Это профессия – учитель. Она включает в себя и психолога, и педагога, и артиста. Учитель играет большую роль в нашей жизни, ведь мы очень много времени проводим в школе.
В моем понимании учитель – это человек, передающий свой опыт и знания. Однако, если рассмотреть эту профессию шире, становится ясно, что оно заключается не только в обучении определенным знаниям, но и воспитании своих учеников. Учитель – это пример для всех: для детей, для родителей, для коллег.
Хороший учитель, сумевший найти подход к ученику и вложивший в его душу свое тепло, может остаться в его памяти на всю жизнь. Главная его задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку стать личностью и найти свое место.
Так кто же учитель? Педагог? Мастер слова? Наставник?
Размышляя на эти вопросы, я вспомнила произведение Кауфман Бел «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Это пример того произведения, которое привлекает к себе внимание уже названием. В предисловии автора сказано, что Б. Кауфман позаимствовала его из докладной записки о поведении одного из учеников: «Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз», составленной однажды администратором школы, где преподавала писательница. И хотя эта фраза вызывает у российского читателя недоумение, звучит абсурдно, в ее основе лежит простое практическое соображение. В американских школах, чтобы избежать толчеи и соответственно детских травм, по одним лестницам разрешалось только подниматься наверх, по другим - только спускаться вниз. Но главное - это иносказательный смысл заглавия. В аннотации к книге сказано, что оно означает невозможность достижения цели, если выбраны неправильные средства. «Привет, училка!» Такой фразой начинается роман. Молодая учительница Сильвия Баррет полна сил и знаний. Она приходит в школу, чтобы заинтересовать своим предметом – английской литературой – учеников. С первых же дней работы она понимает, как трудно ей будет работать. Она становится классным руководителем у коллектива «особо отстающих» детей. Им не интересна школьная жизнь. Класс ведет себя грубо, невоспитанно по отношению к окружающим. А как себя вести детям, которых все бросают. У них часто меняются учителя, на них никто не обращает внимания, дома также их игнорируют родители. Эти дети живут в своем «вакууме». Им так удобно. Если что и случится, например, от них откажется очередной учитель, их это не зацепит. Они ни к кому не привыкают. Так было раньше, пока не появилась новая учительница. А перед Баррет стоит непосильная работа. Директор не помогает. Даже родители заявляют: «Сделайте что-нибудь, ведь вы же учитель»
Еще на Баррет падает груз отчетов, срочных бумаг. Требований к ней достаточно, но окружающие и начальство не обращают внимания на ее просьбы.
Кабинеты в школе выглядят ужасно. Разбитые окна, отсутствие дверей, сломанные столы, стулья. Это угнетает учительницу еще больше. Единственная, кто ее поддерживает, подруга по переписке, которая дает ей советы в ее трудном положении.
Несмотря на «разруху», на плохое отношение учеников, Баррет не сдается. У нее получается заинтересовать свой класс. Она находит к ним подход. Периодически она просит класс отвечать на вопросы, которые касаются ее как учителя. О ее методе обучения, о ее поведении. Они подписывают свои записки анонимно. Сначала эти записки носят негативный характер, а затем дети сами пишут учительнице, чтобы она выходила к ним скорее на работу.
Среди всех учеников она выделяет одного, который всем кажется уже «никчемным» человеком. Но и его она смогла остановить своей добротой и теплом.
В образе Баррет, по моему мнению, собраны все качества, которые должны быть у учителей. Именно этот образ и является наставником для учеников. Даже самые тяжелые дети под чутким руководством могут стать добрее и лучше. Проходя через все это мисс Сильвия Баррет переживает переломный момент. Из обычной выпускницы она становится Учителем с большой буквы, она становится «своей» для детей. А это не менее важно в этой профессии.
Этот роман показал мне жизнь учителя. Как трудно на самом деле бывает с нами. Мы все такие разные и к нам к каждому надо найти подход.
Важность профессии учителя сложно оценить. Если он не имеет жизненных опытов, то не сможет найти общий язык с учениками. Выбирая для себя эту профессию, каждый должен помнить об этом и подумать, готов ли он взять на себя эту ответственность и сможет с честью пронести через всю жизнь, как это сделала героиня романа Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Он своим примером доказала, что подняться вверх по лестнице, ведущей вниз, можно. Главное упорство и призвание. И все получится.
Четыре художника. Осень
По морям вокруг Земли
Ночная стрельба
Выбери путь
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка