Исследовательская работа по литературе с презентацией
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_avtosohranennyy.pptx | 1.08 МБ |
proekt.docx | 44.12 КБ |
Слайд 1
Проект на тему: «Дуэли в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина» Выполнила ученица 10 «Б» класса МБОУ ВСОШ №2 Говрякова Дарья Антоновна Руководитель проекта Чеботарёва Елена Валерьевна п.Весёлый 2020Слайд 2
Введение А.С. Пушкин великий писатель, которого знают не только в России, но и во всём мире, но не все знают, что Пушкин был ещё и заядлым дуэлянтом. Меня заинтересовала тема проекта «Дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина», потому что это очень интересная тема. Этой теме посвяшены такие произведения, как « Капитанская дочь», «Выстрел» итд . Эта работа будет актуальна всегда, так как Пушкин известная личность и его произведения популярны и по сей день их используют на уроках литературы для образования детей. Цель работы: узнать подробнее о дуэли Пушкина с Дантесом, почему она произошла и какие произошли последствия после дуэли. Задачи: Проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина . Узнать, какую роль дуэль играла в произведениях. Ознакомиться с историей проведения дуэлей и значения слова «дуэль». .
Слайд 3
Дуэль Дуэль- это вооружённый поединок или парный бой как форма выяснения отношений, цель которой восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесённый оскорблением. Дуэли всегда считались прихотью аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.
Слайд 4
История русской дуэли Дуэль в первые возникла в Италии в 14 столетии. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра 1, но именно Петр 1 сделал очень многое, чтобы побороть этот обычай, так как дуэли ослабляли армию.
Слайд 6
Дуэль Пушкина с Дантесом Самая известная дуэль в отечественной истории произошла 27 января 1837 года потому, что Дантес ухаживал за женой А.С.Пушкина и ходило очень много слухов , которые оскорбляли его жену и его самого. Дуэль произошла на окраине Петербурга в районе Черной речки вблизи Комендантской дачи. После обоюдных выстрелов оба получили ранения. Дантес вскоре оправился, а рана Пушкина оказалась смертельной и на второй день он скончался. На тот момент ему было 37 лет. Он умер 29 января 1837года.
Слайд 7
8 00×320
Слайд 9
Заключение Рассмотрев дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина я сделала вывод , что дуэль становится не только важным сюжетом, но и играет важную роль в раскрытии характеров героев. Пушкин показал разные поединки:между Гриневым и Швабриным, Сильвио и Графом, Онегиным и Ленским. Эти поединки ничем не похожи: Гринев защищал честь возлюбленной, а Сильвио занимался неблагородным делом - он жаждал крови и был одержим местью. А в романе Евгения Онегина дуэль произошла из-за ревности. Я согласна с тем, что можно доказать свою правоту и без пролития крови и , что если бы не было этих дуэлей, то много хороших, талантливых людей смогли бы принести больший вклад в нашу страну.
XVIII Малая академия наук юных исследователей
«Литературоведение»
Исследовательская работа
на тему: «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Ученицы 10 Б класса
Говряковой Дарьи Антоновны
Руководитель проекта:
Чеботарёва Елена Валерьевна
п.Весёлый
2020г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1.Дуэль. Правила проведения……………………………………………………………………….…..3
2.История дуэлей в России.....................................................................................4
3.Дуэль Пушкина с Дантесом.................................................................................5
4.Роль дуэли в произведении «Выстрел».............................................................6
5.Роль дуэли в романе «Евгений Онегин»……………………………………………….……….7
6.Какова роль дуэли в произведении «Капитанская дочка» ......8
Заключение………………………………………………………………………………………….……………10
Библиографические списки литературы.............................................................11
Введение.
А.С. Пушкин - великий писатель, которого знают не только в России, но и во всём мире. Но не все знают, что Пушкин был ещё и заядлым дуэлянтом. Меня заинтересовала тема «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина», так как этой теме посвящены такие произведения, как «Капитанская дочка», «Выстрел» и другие. Эта работа будет актуальна всегда, так как Пушкина как выдающегося писателя знает весь мир, но не все задумывались именно над тем, почему в его произведениях и в его жизни так часто происходят сцены дуэлей .
Цель работы: узнать подробнее о дуэли Пушкина с Дантесом, почему она произошла .
Задачи: проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина.
Узнать, какую роль дуэль имела в произведениях.
Ознакомиться с историей проведения дуэлей и происхождения слова «дуэль».
Дуэль.
Дуэль- это вооружённый поединок или парный бой как форма выяснения отношений, цель которого восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесённый оскорблением. Дуэли всегда считались прихотью аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль. [1.]
Правила проведения дуэлей.
1.2 В дуэли могли принимать участия сами дуэлянты, то есть оскорбитель и оскорблённый, секунданты, врач. Друзья и близкие также могли присутствовать.
1.3 Непосредственными участниками дуэли не могли быть женщины, лица недееспособные, имеющие болезнь или увечье, достигшие 60 летнего возраста и несовершеннолетние.
1.4 Противникам предоставлялись разные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось оружие. Каждый участник должен был иметь комплект на двоих, а чей будет использован решал жребий. Если один из противников не мог сражаться ( был стар или болен), он мог выставить заместителя ( обычно родственника или лучшего друга)
1.5 Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался. [2]
История дуэлей в России
Дуэль впервые возникла в Италии в 14 столетии. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра 1, но именно Петр 1 сделал очень многое, чтобы побороть этот обычай, так как дуэли ослабляли армию.
Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.
Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.
На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.
Альтернативой разрешения дворянских споров должны были стать «Общества офицеров», которые без боя разбирали споры дворян.[3]
Дуэль Пушкина с Дантесом.
Самая известная дуэль в истории произошла 27 января 1837года между Пушкиным и Дантесом. Дантес прибыл в Петербург в октябре 1833 года, в гвардию был принят в феврале 1834 года. По всей вероятности, тотчас же по приезде (а, может быть, только по зачислении в гвардию), при содействии барона Геккерена, Дантес завязал светские знакомства и появился в высшем свете. Почти с этого же времени надо вести историю его увлечения.
Ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной были продолжительны и настойчивы. Впоследствии барон Геккерен в письме к своему министру иностранных дел от 30 января 1837 года сообщал: "Уже год, как мой сын отличает в свете одну молодую и красивую женщину, г-жу Пушкину". Сам Пушкин упоминает о двухлетнем постоянстве, с которым Дантес ухаживал за его женой.
Дантес взволновал Наталью Николаевну так, как ее еще никто не волновал. И troublé (Он смутил ее покой.) - сказал Пушкин о Дантесе и своей жене. Любовный пламень, охвативший Дантеса, опалил и ее, и она, стыдливо холодная красавица, пребывавшая выше мира и страстей, покоившаяся в сознании своей торжествующей красоты, потеряла свое душевное равновесие и потянулась к ответу на чувство Дантеса.
В конце концов, быть может, Дантес был как раз тем человеком, который был ей нужен. Ровесник по годам, он был ей пара по внешности своей, по внутреннему своему складу, по умственному уровню. Что греха таить: конечно, Дантес должен был быть для нее интереснее, чем Пушкин. Какой простодушной искренностью дышат ее слова княгине В. Ф. Вяземской в ответ на ее предупреждения и на ее запрос, чем может кончиться вся эта история с Дантесом! "Мне с ним (Дантесом) весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду". [гл5]
Свет с зловещим любопытством наблюдал и ждал, чем разразится конфликт. Расцвет светских успехов Натальи Николаевны больно поражал сердце поэта. В марте 1836 года Пушкина была в наибольшей моде в петербургском свете, а Пушкин внимательным и близким наблюдателям казался все более и более скучным и эгоистичным. В октябре того же года, т. е. накануне рассылки пасквилей, в Петербурге говорили о Пушкиной гораздо больше, чем о ее муже.
Не в силах терпеть насмешки общества, Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.
Первую дуэль удалось сгладить благодаря содействию В.А.Жуковского и тетушки Натальи Гончаровой.Дантес сообщает всем,что он влюблен и женится на сестре Гончаровой - Катерине.На короткое время сплетни утихомирились,а затем вновь начались ухаживания за женой Пушкина.Каковы были психологические мотивы решимости Дантеса "закабалить" себя браком на немилой женщине? Действительно ли для него на первом плане стояло счастье любимой женщины, и для того лишь только, чтобы не омрачить его, он, как рыцарь, приносил в жертву своей любви счастье своей жизни? Или же он попросту испугался поединка и ради устранения его, ради устранения возможного рокового исхода предпочел "закабалить" себя на всю жизнь? Такие вопросы ставил себе в 1842 году, значит через пять лет после смерти Пушкина, его приятель Н. М. Смирнов. И не мог их разрешить.
Геккерены не бывали у Пушкиных, но сношения не только не прекратились после бракосочетания, но участились, сделались, как кажется, легче, интимнее. Дантес ведь стал родней Пушкиным. Встречалась Пушкина с Дантесом у своей тетушки, Е. И. Загряжской, на вечерах, на балах, которых в январе 1837 года было особенно много. Ухаживания Дантеса сейчас же обратили на себя общее внимание. Н. М. Смирнов через пять лет после событий следующим образом описывал положение дел после свадьбы: "Поведение Дантеса после свадьбы дало всем право думать, что он точно искал в браке не только возможность приблизиться к Пушкиной, но также предохранить себя от гнева ее мужа узами родства. Он не переставал волочиться за своею невесткой; он откинул даже всякую осторожность, и казалось иногда, что насмехается над ревностью не примирившегося с ним мужа. На балах он танцовал и любезничал с Натальею Николаевной, за ужином пил за ее здоровье, - словом, довел до того, что все снова стали говорить про его любовь. Барон же Геккерен стал явно помогать ему, как говорят, желая отмстить Пушкину за неприятный ему брак Дантеса".
Итак, на виду у всего света Дантес недвусмысленно ухаживал за Пушкиной. Не мог не видеть этого и Пушкин. Он узнавал об ухаживаниях из тех же источников - от жены и из анонимных писем. В ноябрьском столкновении Пушкин на момент почувствовал некий романтизм в страсти Дантеса; теперь же романтизм исчез бесследно и осталась одна грубая проза житейских отношений. Мотивы действий противников были обнажены для Пушкина, и положение стало безмерно тягостнее, чем прежде. Гораздо острее почувствовалась Пушкину роль "света". Он не мог не сознавать, что он и его жена - притча во языцех, предмет злорадства многих и многих светских людей, у которых было немало своих причин негодовать на Пушкина. Князь П. А. Вяземский в письме к великому князю Михаилу Павловичу так изображает душевное состояние Пушкина:
"Когда друзья Пушкина, желая его успокоить, говорили ему, что не стоит так мучиться, раз он уверен в невинности своей жены, и уверенность эта разделяется всеми его друзьями и всеми порядочными людьми общества, то он им отвечал, что ему недостаточно уверенности своей собственной, своих друзей и известного кружка, что он принадлежит всей стране и желает, чтобы имя его оставалось незапятнанным везде, где его знают". гл14]
Итак, сердца Дантеса и Натальи Николаевны Пушкиной с неудержимой силой влеклись друг к другу. Кто же был прельстителем и кто завлеченным? Друзья Пушкина единогласно выдают Наталью Николаевну за жертву Дантеса. Этому должно было бы поверить уже и потому, что она не была натурой активной. Но были, вероятно, моменты, когда в этом поединке флирта доминировала она, возбуждая и завлекая Дантеса все дальше и дальше по опасному пути.
Можно из этих слов заключить, что Наталья Николаевна "увлеклась" красивым и модным кавалергардом, - но как сильно было ее увлечение, до каких степеней страсти оно поднялось? Что оно не было только данью легкомыслия и ветрености, можно судить по ее отношению к Дантесу после тяжелого инцидента с дуэлью в ноябре месяце, после сватовства и женитьбы Дантеса на сестре Натальи Николаевны. Наталья Николаевна знала гневный и страстный характер своего мужа, видела его страдания и его бешенство в ноябре месяце 1836 года; казалось бы, всякое легкомыслие и всякая ветреность при таких обстоятельствах должны были исчезнуть навсегда. И что же? Вяземский, озабоченный охранением репутации Натальи Николаевны, все-таки не нашел в себе силы обойти молчанием ее поведение после свадьбы Дантеса: "Она должна бы удалиться от света и потребовать того же от мужа. У нее нехватило характера, - и вот она опять очутилась почти в таких же отношениях с молодым Геккереном, как и до его свадьбы; тут не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности".
Какую роль играл в сближении Дантеса и Пушкиной голландский посланник барон Геккерен, ставший с лета 1836 года приемным отцом француза? Был ли он сводником, старался ли он облегчить своему приемному сыну сношения с Пушкиной и привести эпизод светского флирта к вожделенному концу? Пушкин, друзья его и император Николай Павлович отвечали на этот вопрос категорическим да. У всех них единственным источником сведений о роли Геккерена было свидетельство Натальи Николаевны. "Она раскрыла мужу, - писал князь Вяземский великому князю Михаилу Павловичу, - все поведение молодого и старого Геккеренов по отношению к ней; последний старался склонить ее изменить своему долгу и толкнуть ее в пропасть". "Хотя никто не мог обвинять жену Пушкина, - сообщал император Николай I своему брату, - столь же мало оправдывали поведение Дантеса, а в особенности гнусного его отца... Порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствии Пушкина, уговаривая жену его отдаться Дантесу, который будто умирал к ней любовью... Жена Пушкина открыла мужу всю гнусность поведения обоих".
Во вторник, 26 января, Пушкин отправил барону Геккерену письмо, в котором, по выражению князя Вяземского, "он излил все свое бешенство, всю скорбь раздраженного, оскорбленного сердца своего, желая, жаждая развязки, и пером, омоченным в желчи, запятнал неизгладимыми поношениями и старика, и молодого"*. Письмо было нужно лишь как символ нанесения неизгладимой обиды, и этой цели оно удовлетворяло вполне, - даже в такой мере, что ни один из друзей Пушкина, ни один из светских людей, ни один дипломат, ни сам Николай Павлович не могли извинить Пушкину этого письма. "Последний повод к дуэли, которого никто не постигает и заключавшийся в самом дерзком письме Пушкина к Геккерену, сделал Дантеса правым в сем деле" - заключил император Николай Павлович в письме к брату своему, великому князю Михаилу Павловичу. Н. М. Смирнов позднее отзывался об этом письме: "оно было столь сильно, что одна кровь могла смыть находившиеся в нем оскорбления".Приводим это письмо в переводе, сделанном (не вполне точно, зато стильно) в следственной по делу о дуэли комиссии.
"Господин барон! Позвольте мне изложить вкратце все случившееся. Поведение вашего сына было мне давно известно, и я не мог остаться равнодушным.* (Непереводимая игра слов, основанная на созвучии слов "cor" -"мозоль" и "corps" -"тело". Буквально: "Я теперь знаю, что у вас мозоль красивее, чем у моей жены".)Я довольствовался ролью наблюдателя, готовый взяться за дело, когда почту за нужное. Случай, который во всякую другую минуту был бы мне очень неприятным, представился весьма счастливым, чтобы мне разделаться. Я получил безыменные письма и увидел, что настала минута, и я ею воспользовался. Остальное вы знаете. Я заставил вашего сына играть столь жалкую роль, что моя жена, удивленная такой низостью и плоскостью его, не могла воздержаться от смеха, и ощущение, которое бы она могла иметь к этой сильной и высокой страсти, погасло в самом холодном презрении и заслуженном отвращении. Я должен признаться, господин барон, что поведение собственно ваше было не Совершенно прилично. Вы, представитель коронованной главы, вы родительски сводничали вашему сыну; кажется, что все поведение его (довольно неловкое, впрочем) было вами руководимо. Это вы, вероятно, внушали ему все заслуживающие жалости выходки и глупости, которые он позволял себе писать. Подобно старой развратнице, вы сторожили жену мою во всех углах, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына, и когда больной венерической болезнью, он оставался дома, вы говорили, что он умирал от любви к ней; вы ей бормотали: "возвратите мне сына". - Вы согласитесь, господин барон, что после всего этого я не могу сносить, чтоб мое семейство имело малейшее сношение с вашим. С этим условием я согласился не преследовать более этого гадкого дела и не обесчестить вас в глазах вашего Двора и нашего, на что я имел право и намерение. Я не забочусь, чтоб жена моя еще слушала ваши отцовские увещания, не могу позволить, чтобы сын ваш после своего отвратительного поведения осмелился обращаться к моей жене и еще менее того говорил ей казарменные каламбуры и играл роль преданности и несчастной страсти, тогда как он подлец и негодяй. Я вынужден обратиться и просить вас окончить все эти проделки, если вы хотите избежать новой огласки, пред которой я верно не отступлю.
Имею честь быть, господин барон, ваш покорный и послушный слуга А. Пушкин"
Письмо к барону Геккерену Пушкин написал и отправил днем: Геккерен получил его, собираясь на обед к графу Строганову. Ответное письмо Геккерен сочинил, вернувшись с обеда от графа Строганова, с которым он посоветовался по поводу своих действий, и повидавшись с д'Аршиаком, который дал согласие вручить письмо Геккерена Пушкину и быть секундантом Дантеса.
Секунданты отмерили тропинку, своими шинелями обозначили барьеры, один от другого в десяти шагах. Противники стали, каждый на расстоянии пяти шагов от своего барьера. Д'Аршиак и Данзас зарядили каждый свою пару пистолетов и вручили их противникам.
Впоследствии Данзас припоминал следующие подробности: "Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, как и во все время пути, но в нем выражалось сильное нетерпение приступить скорее к делу.
Отмерив шаги, Данзас и д'Аршиак отметили барьер своими шинелями и начали заряжать пистолеты. Все приготовления были закончены. Сигнал к началу поединка был дан Данзасом. Он махнул шляпой, и противники начали сходиться. Они шли друг на друга грудью. Пушкин сразу подошел почти вплотную к своему барьеру. Дантес сделал четыре шага. Соперники приготовились стрелять. Спустя несколько мгновений раздался выстрел. Выстрелил Дантес.
Пушкин был ранен.Он упал на шинель Данзаса, служившую барьером и остался недвижим, головой в снегу. При падении пистолет Пушкина увязнул в снегу так, что все дуло наполнилось снегом. Секунданты бросились к нему. Сделал движение в его сторону и Дантес.
После нескольких секунд молчания и неподвижности Пушкин приподнялся до половины, опираясь на левую руку и сказал:("Подождите, у меня хватит силы выстрелить".)
Дантес возвратился на свое место, стал боком и прикрыл свою грудь правой рукой. Данзас подал Пушкину новый пистолет взамен того, который при падении был забит снегом.
Опершись левой рукой о землю, Пушкин стал прицеливаться и твердой рукой выстрелил. Дантес пошатнулся и упал. Пушкин, увидя его падающего, подбросил вверх пистолет и закричал:"Браво!"
Поединок был окончен, так как рана Пушкина была слишком серьезна, чтобы продолжать. Сделав выстрел, он снова упал. После этого два раза он впадал в полуобморочное состояние, и в течение нескольких мгновений мысли его были в помешательстве. Но тотчас же он пришел в сознание и более его не терял.
Дантес при поддержке д'Аршиака мог дойти до своих саней и ждал в них, пока не кончилась переноска его соперника.
У Комендантской дачи стояла карета, присланная на всякий случай старшим Геккереном. Дантес и д'Аршиак предложили Данзасу воспользоваться их каретой для перевозки в город тяжело раненого Пушкина. Данзас нашел возможным принять это предложение, но решительно отвергнул другое, сделанное ему Дантесом, - предложение скрыть его участие в дуэли. Не сказав, что карета была барона Геккерена, Данзас посадил в нее Пушкина и, сев с ним рядом, поехал в город.
(В рассказе П. В. Анненкова о дуэли встречаются любопытные детали. Не зная их источников, трудно судить о степени их достоверности, но они заслуживают быть отмеченными. "Известно, - пишет Анненков, -радостное восклицание Пушкина при виде упавшего соперника, легко пораженного им в руку... Радость была столько же напрасна, сколько и противна нравственному чувству. Покамест противник садился в сани Пушкина и отправлялся домой, самого Пушкина перенесли в карету, заранее приготовленную семейством его соперника на случай несчастия. Пушкин еще поглядел вслед удаляющегося врага и прибавил: "Мы не все кончили с ним", но уже все было кончено, и другой ряд более возвышенных и более достойных мыслей ожидал умирающего в дому его. Карета медленно подвигалась на Мойку, к Певческому мосту. Раненый чувствовал жгучую боль в левом боку, говорил прерывчатыми (фразами и, мучимый тошнотою, старался преодолеть страдания, возвещавшие близкую неизбежную смерть. Несколько раз принуждены были останавливаться, потому что обмороки следовали часто один за другим и сотрясение пути ослабляло силы больного". (П. В. Анненков. А. С. Пушкин. Материалы для его биографии. СПБ, 1873, стр. 420).)
В шесть часов вечера карета с Данзасом и Пушкиным под'ехала к дому князя Волконского на Мойке, где жил Пушкин. У под'езда Пушкин попросил Данзаса выйти вперед, послать за людьми вынести его из кареты и предупредить жену, если она дома, сказав ей, что рана не опасна.Сбежались люди, вынесли своего барина из кареты. Камердинер взял его в охапку.
- Грустно тебе нести меня? - спросил его Пушкин.
Внесли в кабинет; он сам велел подать себе чистое белье; разделся и лег на диван...
Пушкин был на своем смертном одре.[4, гл16 ]
Дантес вскоре оправился, а рана Пушкина оказалось смертельной и на второй день он умер. На тот момент ему было 37 лет. Умер Александр Сергеевич 29 января 1837 года. Отпевание состоялось в 11 часов утра 1 февраля в придворной Спаса Нерукотворного Образа церкви, принадлежавшей конюшенному ведомству двора Его Императорского Величества. В городе ее называли попросту — Конюшенная церковь. В ночь с 3 на 4 февраля гроб с телом покойного поэта в сопровождении Александра Ивановича Тургенева и жандармского офицера отправлен из Петербурга в Псковскую губернию. Вечером 5 февраля печальная процессия прибывает в Псков. Ранним утром 6 февраля останки Пушкина погребены возле церкви в Святогорском монастыре
Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей, но после смерти поэта Наталья Гончарова поехала к брату и вела затворнический образ жизни. Через два года Наталья переехала в Петербург. К ней не однократно сватались богатые и титулованные женихи, но им в тягость были её дети поэтому она их отвергала. Наталья вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 г. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. Ее детей он принял, как своих. [5]
Сегодня на месте гибели Александра Сергеевича расположен уютный зеленый сквер, в котором возвышается обелиск с портретом великого поэта и надписью: «Место дуэли А.С. Пушкина 26/V-1799 – 29/I-1837» Памятник был установлен в год столетия со дня гибели Пушкина. Его архитекторами стали Абрам Лапиров и Евгений Катонин, а создателем барельефа – Матвей Манизер.
Роль дуэли в произведении «Выстрел»
Участники дуэли: Сильвио-офицер: профессиональный военный, прекрасный стрелок. Граф-богатый, высокий офицер, который не понимал цену жизни.
Дуэль произошла из-за неуважительного отношения Сильвио к графу, зависть к более удачливому человеку.
Роль дуэли: Дуэль помогает раскрыть характер героев. При первом столкновении герой-граф (молодой, не страшащийся смерти, ничем не дорожащий в жизни), при втором поединке у него уже есть что терять. При первом поединке Сильвио одержим местью. При втором Сильвио одержим мыслью о мщении, сумевший заставить графа сделать выстрел, на который у того не было права: «Я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно…Предаю тебя твоей совести».
Мнение: Это произведение можно назвать не только интересным, но и поучительным, потому что Сильвио, пощадив своего противника, показал великодушие и что есть вещи намного важнее, чем задетое самолюбие. Мне очень понравилось это произведение, оно очень увлекательное и поучительное.
Роль дуэли в романе «Евгений Онегин»
Участники: Евгений Онегин-молодой богатый дворянин; Владимир Ленский- полная противоположность циничного, бесчувственного Онегина.
Дуэль произошла потому ,что Онегин наигранно флиртовал с будущей невестой Ленского Ольгой.Он весь вечер флиртовал и заигрывал с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Но этого не произошло ещё потому, что секундантом Онегина был Зарецкий-сомнительной чести человек- сплетник. Он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи. В принципе дуэль произошла не только из-за ревности, а ещё из-за сплетен.
Мнение: Дуэль в произведении «Евгений Онегин» показывает, что не стоит придерживаться чужого мнения или бояться сплетен. Так как из-за страха быть осуждённым за трусость и произошла дуэль Евгения и Ленского.Дуэли можно было избежать,но Онегин так и не принёс извинений Ленскому и не объяснился с ним.Позже Онегин осознал, что был не прав. Мне понравилось это произведение, оно показало, что не стоит бояться осуждений общества.
Какова роль дуэли в произведении «Капитанская дочка».
Участники дуэли: Алексей Иванович Швабрин-второстепенный герой и отрицательный персонаж;
Пётр Андреевич Гринев-главный герой ,дворянин, офицер.
Дуэль произошла из-за того, что Швабрин задел честь Марии Ивановны, в которую был влюблён Гринев.
Дуэль помогает раскрыть характер персонажей. Гринев готов отдать свою жизнь, защищая честь Марии Ивановны. Швабрин ,отвергнутый девушкой, отрицательный персонаж, сначала оговорил девушку, а потом ранил Гринева, когда дуэль должна была прерваться.
Мнение: Дуэль в этом произведении не такая уж и бессмысленная, она показала любовь Гринева к Марии. Помогла примириться Гриневу со Швабриным и помогла осознать Швабрину, что он был не прав.
Заключение.
Я поняла, рассмотрев дуэль в жизни А.С. Пушкина и его произведениях, что дуэль становится не только важным сюжетом, но и играет важную роль в раскрытии характеров героев. Пушкин показал разные поединки: между Гриневым и Швабриным, Сильвио и Графом, Онегиным и Ленским. Эти поединки различны во всех произведениях: Гринев защищал честь возлюбленной, а Сильвио занимался неблагородным делом ,он жаждал крови и был одержим местью. А в романе "Евгений Онегин" дуэль произошла из-за ревности. Ещё я узнала значение слова дуэль, что она из себя представляет и историю появления дуэлей в России. Я согласна с тем ,что можно доказать свою правоту и без пролития крови и что если бы не было этих дуэлей ,то много хороших, талантливых людей смогли бы принести больший вклад в нашу страну. Как жаль, что А. С. Пушкин, так часто описывая дуэли в своих произведениях, не смог разрешить свой смертельный поединок мирным путем.
Здравствуйте!
я-Говрякова Дарья,ученица 10б класса веселовской школы № 2.
Сегодня- печальный день, день смерти А.С.Пушкина.
я представляю работу "Дуэль ..."
Цель работы-открыть истину дуэли Пушкина и рассмотреть дуэли в его произведениях.
А.С. Пушкин великий писатель, которого знают не только в России, но и во всём мире, но не все знают, что Пушкин был ещё и заядлым дуэлянтом. Меня заинтересовала тема «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина», потому что это очень интересная тема. Этой теме посвящены такие произведения, как «Капитанская дочка», «Выстрел» и другие. Эта работа будет актуальна всегда, так как Пушкин выдающийся писатель и его произведения популярны по сей день .
слайд 2Дуэль- это вооружённый поединок или парный бой как форма выяснения отношений, цель которого восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесённый оскорблением. Дуэли всегда считались прихотью аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.
слайд 3Дуэль впервые возникла в Италии в 14 столетии. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра 1, но именно Петр 1 сделал очень многое, чтобы побороть этот обычай, так как дуэли ослабляли армию.
Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь.
На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти.
слайд 4Самая известная дуэль в истории произошла 27 января 1837года между Пушкиным и Дантесом. Дантес прибыл в Петербург в октябре 1833 года
Дантес взволновал Наталью Николаевну так, как ее еще никто не волновал.
"Он смутил ее покой - сказал Пушкин о Дантесе и своей жене. Любовный пламень, охвативший Дантеса, опалил и ее, и она потеряла свое душевное равновесие и потянулась к ответу на чувство Дантеса.
В конце концов, быть может, Дантес был как раз тем человеком, который был ей нужен. Ровесник по годам, он был ей пара по внешности своей, по внутреннему своему складу, по умственному уровню. Что греха таить: конечно, Дантес должен был быть для нее интереснее, чем Пушкин. Какой простодушной искренностью дышат ее слова княгине В. Ф. Вяземской в ответ на ее предупреждения и на ее запрос, чем может кончиться вся эта история с Дантесом! "Мне с ним (Дантесом) весело. Он мне просто нравится.
Не в силах терпеть насмешки общества, Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.
Первую дуэль удалось сгладить благодаря содействию В.А.Жуковского и тетушки Натальи Гончаровой.
Дантес сообщает всем,что он влюблен и женится на сестре Гончаровой-Катерине.На короткое время сплетни утихомирились,а затем вновь начались ухаживания за женой Пушкина.
Каковы были психологические мотивы решимости Дантеса "закабалить" себя браком на немилой женщине? Действительно ли для него на первом плане стояло счастье любимой женщины, и для того лишь только, чтобы не омрачить его, он, как рыцарь, приносил в жертву своей любви счастье своей жизни? Или же он попросту испугался поединка и ради устранения его, ради устранения возможного рокового исхода предпочел "закабалить" себя на всю жизнь? Такие вопросы ставил себе в 1842 году, значит через пять лет после смерти Пушкина, его приятель Н. М. Смирнов. И не мог их разрешить. "Что понудило Дантеса вступить в брак с девушкою, которой он не мог любить, трудно определить; хотел ли он, жертвуя собой, успокоить сомнения Пушкина и спасти женщину, которую любил, от нареканий света, или надеялся он, обманув этим ревность мужа, иметь, как брат, свободный доступ к Наталье Николаевне; испугался ли он дуэли - это неизвестно".
Но и после свадьбы он не переставал волочиться за своею невесткой; он откинул даже всякую осторожность, и казалось иногда, что насмехается над ревностью не примирившегося с ним мужа. На балах он танцовал и любезничал с Натальею Николаевной, за ужином пил за ее здоровье, - словом, довел до того, что все снова стали говорить про его любовь. Барон же Геккерен стал явно помогать ему, как говорят, желая отмстить Пушкину за неприятный ему брак Дантеса".
Итак, на виду у всего света Дантес недвусмысленно ухаживал за Пушкиной. Не мог не видеть этого и Пушкин. Он узнавал об ухаживаниях из тех же источников - от жены и из анонимных писем.
Какую роль играл в сближении Дантеса и Пушкиной голландский посланник барон Геккерен, ставший с лета 1836 года приемным отцом француза? Был ли он сводником, старался ли он облегчить своему приемному сыну сношения с Пушкиной и привести эпизод светского флирта к вожделенному концу? Пушкин, друзья его и император Николай Павлович отвечали на этот вопрос категорическим да.
слайд 5После гневного письма отцу Дантеса уже ничего не оставалось,как теперь вызвать Пушкина на дуэль.И дуэль состоялась по всем правилам света 27 января 1837 года,
а 29 января Пушкина не стало.
слайд 6Сегодня на месте гибели Александра Сергеевича расположен уютный зеленый сквер, в котором возвышается обелиск с портретом великого поэта и надписью: «Место дуэли А.С. Пушкина 26/V-1799 – 29/I-1837» Памятник был установлен в год столетия со дня гибели Пушкина. Его архитекторами стали Абрам Лапиров и Евгений Катонин, а создателем барельефа – Матвей Манизер.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Воздух - музыкант
По морям вокруг Земли
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуют дети водопад