Обучающиеся под моим руководством принимают активное участие в различных конкурсах.
Вложение | Размер |
---|---|
shehmameteva_aygul_sochinenie.docx | 23.83 КБ |
sochinenie_doch_blokadnogo_leningrada.docx | 677.78 КБ |
sochinenie_pamyat_budet_zhit_vechno_docx.docx | 1.57 МБ |
moi_zemlyaki-_dostoyanie_rossii.doc | 68.5 КБ |
afganistan_.docx | 166.96 КБ |
МБОУ «Тархановская средняя общеобразовательная школа»
IРеспубликанская научно-практическая конференция
исследовательских работ обучающихся
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Сочинение:
«Гусь – живой символ
моей малой родины»
(НОМИНАЦИЯ «ЖИВОЙ СИМВОЛ МАЛОЙ РОДИНЫ»)
Работу выполнила: ученица 7 класса
Шехмаметьева Айгуль, 12 лет
РМ Темниковский район, село Тарханы, ул.Центральная, д.51
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Шехмаметьева Румия Анвяровна
с.Тарханы,
…Там горячим хлебом
пахнет в доме нашем,
и бежит куда-то под горой река,
и дорогу гуси переходят важно,
и в овраге шмель мохнатый
пьет росу с цветка…
Эти строки из песни в исполнении Сергея Беликова будто о моей малой родине.
Малая родина – это место, где я появилась на свет, где прозвучали мои первые слова, где живут мои родные папа, мама, сестра. Это место, где всё родное и знакомое. Здесь и деревья какие-то особенные, и птицы поют по-особенному, их песни близки, родны и понятны. Слушая их, кажется, что они смогли бы многое рассказать об этом чудесном крае.
Моя малая родина – это татарское село Тарханы в Темниковском районе. Живут в этом краю потомки темниковских князей, известных не только в России, но и за ее пределами. Название села – Тарханы указывает на то, что жители населенного пункта являлись «тарханами», то есть людьми освобождавшимися. По так называемым тарханным грамотам их освободили от уплаты податей за оказываемую ими помощь служилым людям по охране юго- восточной границы Российского государства (в районе Темниковской засечной черты).
Коренное население моего села – татары, которые любят труд, издавна занимаются земледелием, животноводством. Испокон веков разводят здесь лошадей, овец, крупный рогатый скот, птицу.
Отличительной чертой села Тарханы было и остается разведение гусей. Разведение гусей считалось делом обязательным. Ведь в крестьянскую семью они приносили материальный достаток. Эта умная и гордая птица присутствовала почти на каждом крестьянском подворье. Спросите, почему? Но ведь при умелом ведении хозяйства хорошему хозяину гуси приносили неплохой доход. Вот почему гусь стал живым образом-символом нашего татарского села Тарханы.
На окраине нашего села раскинулся большой пруд. Летом и осенью там можно увидеть большие и маленькие стада домашних гусей. Каждое стадо – отдельная гусиная семья, в которой гусак, самый умный и сильный гусь, это и отец, и защитник, и наставник.
Казалось бы, что особенного в этой домашней птице? Существуют интересные сведения про гусей. Вот, например, гусь символизирует бдительность, любовь, счастье в браке, верность. Это солнечный символ, особенно в Египте. В Древнем Египте гусь считался птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце. Его называли также посланцем богов. Гусь стал эмблемой фараонов. При восшествии на трон нового фараона жрецы выпускали четырех гусей как вестников на все четыре стороны света.
А в Древней Руси гусей часто сравнивали с лебедями. Выражение «лебединая верность» вполне подходит и к гусям. Самец выбирает для себя гусыню и всегда находится рядом, защищая и оберегая её и детей. В этом я убедилась сама, ведь мы тоже имеем в своем хозяйстве гусей. Разведение гусей в нашей семье- занятие , передающееся по наследству. Мои бабушка и дедушка и по маминой, и по папиной линии всю жизнь разводили гусей, теперь мы тоже в своем подсобном хозяйстве выращиваем гусей.
Однажды летним утром, как обычно, мы с мамой выгнали гусей на луг. Не успели мы дойти до дома, как услышали громкий гусиный гогот. Мы побежали обратно, к гусям. А это наш гусак вступил в неравную схватку с собакой, которая пыталась пройти мимо. Гусак, опустив шею, шипя и расправив широко крылья, отважно бросался на собаку, и той ничего не оставалось, как убежать прочь. С тех пор собак мы около своих гусей больше не видели. Я была просто поражена отвагой и смелостью гусака, который сумел защитить свою семью.
Вспоминая этот случай, мне приходит в голову рассказ Е.Носова «Белый гусь», главным героем которого является гусак. Он воспитывал своих птенцов сам, так как гусыня погибла под колесами автомобиля. Гусак никого не подпускал к своим гусятам, прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга.
А про этот случай рассказала мне моя бабушка. Издавна они разводили гусей. У них была одна умная гусыня, которая обязательно 14 марта ежегодно несла свое первое яйцо. Раньше ведь гусиные гнезда ставили прямо в крестьянском доме, под широкой лавкой. Так вот эта гусыня стучалась клювом в окно. Это означало, что она готова снести яйцо и ее необходимо впустить домой. Эта гусыня несла 15 яиц, затем садилась и выводила ровно 15 гусят.
Наблюдая за гусями, люди сопоставляют их поведение с природными явлениями. Каждый в селе знает, если гусь ощипывается – к хорошей погоде, а если хлопает крыльями – к морозу. Даже выражение «Как с гуся вода» говорит о том, что в облике и повадке гусей люди находят черты собственного поведения. Если собрать вместе всё то, что человек связал с гусём, то можно сказать, что гусь – это символ болтливости,
Осторожности, верности, любви, материнства, супружества. Людям есть чему поучиться у гусей.
Достоинств у гусей много, но самое главное – это гусиное перо. Великое множество поэтов и писателей создавали свои произведения росчерком гусиного пера. У гусей вырывали из левого крыла одно перо, обжигали в песке и заостряли ножом. Перо вырывали именно из левого крыла потому, что изгиб этих перьев был гораздо удобнее для пишущего человека.
В нашем селе интересным обрядом считался обряд по случаю выщипывания гусей. Это был своего рода национальный сезон гуляний и игр для молодежи. С наступлением первых морозов, после того как ляжет снег, начинались посиделки по случаю выщипывания гусей. Хозяева гусей приглашали девушек на помощь. Сельские девушки очень желали, чтоб их пригласили выщипывать гусей, так как в это время появляется возможность показать свое трудолюбие и умение. После работы начинались игры, пляски, песни. На таких праздниках соединялись пары, юноши влюблялись в девушек.
Конечно, во все времена, где есть гусь, там есть и перины, и подушки, и одеяла, сделанные из пера и пуха. Ведь гусиный пух очень мягкий и тёплый. До сих пор к нам в село приезжают торговцы, чтобы закупить гусиные пух или перо. Также приезжают за гусиным мясом из других сел и деревень, ведь гусь является украшением праздничного стола у русских на Рождество, у татар на Новый год.
А как хорош гусь на вкус! Особенно любимое, ставшее традиционным национальным блюдом в нашем селе – это таба бэлеш (пирог с начинкой из гусиных потрохов). У каждой хозяйки свои секреты способов приготовления этого блюда, вкусного и сытного. А вот запеченный гусь, наряду с караваем хлеба, являлся старинным символом свадебного обряда. Невеста, разламывая каравай и отламывая кусочки мяса, угощала в первую очередь, в знак уважения, родителей жениха, называя их «мама» и «папа». То же самое делал и жених. А ещё, в день свадьбы, родители преподносили молодым в дар, на обзаведение хозяйством, семью гусей.
Очень важно и приданое невесты. Задолго до дня свадьбы в семьях, где растёт девочка, готовится её приданое: мягчайшие перины и подушки, лёгкие и тёплые одеяла, сделанные из гусиного пера и пуха. В 21 веке традиция разведения и выращивания гусей в селе не утрачена. Сегодня, как и много лет назад, на тархановском пруду можно видеть сотни плавающих гусей. Настоящее «гусиное царство»! Но обряд выщипывания гусей с гуляниями утрачен. Сейчас каждая семья сама обрабатывает гусей.
История моего родного села Тарханы неразрывно связана с гусиным промыслом. Поэтому гусь является живым образом-символом нашего села. На том стоит, тем и славится моя Родина!
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХРАБОТ
«ВЫ ГЕРОЯМИ ОСТАНЕТЕСЬ НАВЕЧНО!»
«ДОЧЬ БЛОКАДНОГО ГОРОДА »
Шехмаметьева Диана, 1997г.р.
село Тарханы Темниковского района
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Почти семьдесят лет назад отгремели залпы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Она ворвалась в судьбу каждого человека и оставила в ней свой отпечаток, отпечаток боли, лишений и трудностей военной жизни. Отпечаток долгожданной победы, которую практически зубами вырывал у врага каждый советский человек. Неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалея своих жизней. Стали программными на все дни войны слова: «Наше дело правое», «Враг будет разбит», «Победа будет за нами», «Мы одержим победу над фашистами».
Победа досталась тяжёлой ценой огромных усилий мужества и самоотверженного труда. Советские люди уходили на фронт, героически воевали и, не жалея себя, трудились для победы, проявляя тем самым глубокое чувство патриотизма, смелости, свой потенциал в экстремальных условиях.
Ужасной страницей военного времени была и остается блокада Ленинграда.
900 блокадных дней. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, несмотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.
Судьба Ленинграда в годы Великой Отечественной войны – это настоящий пример стойкости и героизма всего населения города. Длившаяся с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года блокада стала временем тяжелейших испытаний, лишений и потерь для горожан, большинство из которых составляли старики, женщины и дети. Ценой невероятных усилий Ленинград выстоял. Этим подвигом мы обязаны всем тем людям, которые сегодня с нами - нашим блокадникам, взрослым и детям.
Дети блокадного города… Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам -детям блокадного города- пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Я родилась в селе Тарханы, и мне очень повезло, что в нашем селе проживают настоящие очевидцы событий блокады: Агеева С.Р., Дулатова А.Р., Кугушев У.Х. Я хочу написать о Сание Ряхимовне Агеевой, бывшей жительнице блокадного города.
Сания Ряхимовна родилась в Ленинграде в 1932 году. В 1941 году пошла в первый класс. Она и сейчас вспоминает суровые дни блокады, холод, голод и маленький кусочек хлеба, который навсегда останется в её памяти.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. О начале войны Сания Ряхимовна узнала, когда они с мамой мылись в бане. Ей было всего девять лет. Навсегда остались в памяти Сании Ряхимовны ужасы блокадного детства. Вот что она рассказывает: « 900 дней и 900 ночей находился Ленинград в блокаде. Фашисты так окружили Ленинград, что из города нельзя было ни выехать, ни приехать. Все пути к нему на суше были захвачены фашистами. И тогда люди решили, что остался единственный путь для их спасения. В дни войны люди создали Дорогу жизни, которая шла по воде, через реку Волхов, Ладожское озеро и реку Неву. Дорога жизни спасла Ленинград от голодной смерти. В дни войны по Дороге жизни на кораблях перевозили продовольствие в Ленинград. А когда наступила зима, стали перевозить хлеб, муку на лошадях и машинах. Ведь всё это было нужно тогда ленинградцам. От голода и холода в Ленинграде гибли тысячи людей. Днём и ночью шли Дорогою жизни корабли и машины, чтобы спасти Ленинград от голодной смерти. Водители забывали об отдыхе и сне, многие из них погибали. Но каждый из них знал, что даже один мешок муки спасёт жизнь сотен людей. А в блокадном Ленинграде не было ни электричества, ни парового отопления, нечем было топить печи. В квартирах было холодно и темно. И блокадный кусочек хлеба, 125 граммов на весь день, я буду помнить вечно».
Сания Ряхимовна вспоминает, как трудно жилось в блокадном Ленинграде. Самой суровой была зима 1942 года. Было очень холодно, мороз достигал сорока градусов. Дров не было, печку-буржуйку топить было нечем, поэтому ломали последнюю мебель. В блокаду они ели дуранду (остатки от переработанного подсолнечника), оладьи из лебеды, корни различных растений. Иногда варили картошку в мундире, но каждому из их семьи доставалось только по картошине. Очень часто пили горячую воду, чтобы согреться и не чувствовать голода. Хлеба давали всего 125 грамм на человека в день. Хлеб был чёрным, как земля. В нём было больше опилок, чем муки. Хлеб был невкусным и чёрствым, но никто даже не замечал этого.
Помнит она, что с отцом ходили тушить фугасные бомбы. Воду носили с Невы.
Оставаться в городе было невыносимо, холод и голод ежедневно уносил жизни десятков и сотен людей. Тогда в 1943 году семья Сании Ряхимовны решила эвакуировать из города. Спасением был уезд из осажденного города. По Ладожскому озеру плыли лежа на барже, покрытые брезентом, чтобы враг не заметил. По пути многие умирали. Ровно месяц они добирались до Родины родителей – в село Тарханы.
Так они смогли уехать из блокадного города. Больше Сания Ряхимовна не уезжала в город Ленинград, осталась жить на селе. В Ленинграде еще в первом классе мечтала поехать в детский лагерь отдыха, но её мечте так и не суждено было сбыться, причина этому- страшное слово БЛОКАДА.
Столько лет прошло, забывается все...Но "ничто не забыто" - эти родившиеся в Ленинграде же слова звучат и как уверенность, и как надежда, просьба. Да, не забыто - разве может человек такое забыть, даже если б и хотел, имел ли право? Да, всё это помнят еще живущие блокадники, они блокаду выдержали, они выстояли. Но мы, наследники победы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, имеем ли мы право не знать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, ленинградцы?!
Многие судьбы покалечила война, и сегодня, вспоминая былое, мы даже на миг не должны забывать подвиги тех, кто грудью встретил удар фашистских агрессоров и спас страну от разрушений. Хотелось бы, чтобы о героическом прошлом нашей страны помнили нынешнее и будущее поколение, которые этого прошлого не видели, не пережили.
В нашем селе есть обелиск павшим землякам. Каждый год мы возлагаем цветы к подножию обелиска, отдаем дань памяти людям, ковавшим победу и мир .
Я хочу, чтобы эта страшная война никогда не повторилась, чтобы ярко светило солнце, и был мир на земле.
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аксельская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция школьников и студентов средних профессиональных организаций Темниковского муниципального района
Республики Мордовия
«IV ДОРОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Исследовательская работа на тему
«Мои земляки – достояние России»
Работу выполнил
учащийся 8 класса
Муратов Михаил
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шехмаметьева Румия Анвяровна
с. Тарханы, 2019 г.
Актуальность темы
Желание привлечь внимание и уважение к удивительному человеку, неутомимому сельскому врачу, который посвятил свою жизнь любимой работе. Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до конца своих дней служить народу.
Цель проекта:
Рассказать о моем земляке - человеке интересной судьбы, жизненный путь которого- путь неустанного труда и служения своему народу
Задачи:
-Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.
-Систематизировать и обобщить собранный материал, подготовить исследовательскую работу для выступления .
Объект исследования: сельский доктор Петр Андреевич Приклонский, его личный пример, вклад в медицину.
Гипотеза: Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину , воспитывает у молодого поколения чувство патриотизма, чувство гордости за моих земляков. Именно такие люди являются настоящим примером для нас.
Методы:
СОДЕРЖАНИЕ
-Актуальность темы.
-Цель исследования.
-Объект исследования.
-Методы исследования.
-Гипотеза.
- Молодые годы будущего доктора стр. 5-8
-Становление молодого доктора.
-Заведующий Польско-Ардашевским медпунктом.
-Активное участие П.А.Приклонского в ликвидации трахомы. Перемены к лучшему.
-Работа в Тархановской участковой больнице..
-Семья П.А.Приклонского.
-Воспоминания моих односельчан о докторе .
- В мире все взаимосвязано. Жизнь моего земляка- история села Тарханы.
-Подтверждение гипотезы.
- Долг каждого – уважительное и трепетное отношение к истории родного края, своим землякам.
5. Список литературы стр.?????
6. Приложение. стр.?????
Введение.
В мире профессий каких только нет:
Простые, сложные… Без ложной лести
Давайте скажем на весь белый свет, —
Профессия врач — на первом месте.
О медицине написано много,
Но мы обойдёмся без длинных речей;
Врачи — это просто земные Боги,
От смерти спасающие людей.
Алексей Анисимов.
Каждый человек хотя бы однажды задумывался о том, что является для него самым ценным в жизни. Для одних важны ценности материальные: деньги, одежда, еда, жильё. Для других – духовные. Но почти каждый из нас сталкивался с тем, что кто-то из близких или он сам тяжело заболел. И вот именно в этот момент приходит понимание того, что самое ценное в жизни - это сама жизнь. Только на острие, на пике боли физической мы просим о помощи. И кроме наших близких рядом с нами обязательно оказывается человек в белом халате. И этот человек - врач. В момент невыносимых страданий именно его мы молим о своём спасении.
Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории своего края, память о своих земляках, их делах - долг каждого.
Я живу в селе Тарханы на улице Центральной. По соседству с нами стоит пятистенный деревянный дом с большим садом. Перед домом зимой и летом растут красивые лиственницы, а летом сад утопает в яблоневом цвете. Когда-то в этом доме жила всеми уважаемая в селе и округе семья Приклонских, сельских врачей. Несколько лет тому назад умер глава семьи-Петр Андреевич Приклонский, который до последних дней своей жизни работал сельским доктором. Это врач с большой буквы. До сих пор моего земляка вспоминают добрым словом и огромным уважением.
Мне захотелось узнать, какими же качествами, какими заслугами должен обладать человек, о котором помнят до сих пор и взрослые, и дети, ставшие уже взрослыми. Что же должен делать он в жизни, чтобы заслужить такое доверие людей?
В своей работе я хочу рассказать о моем земляке, соседе Петре Андреевиче Приклонском.
Актуальностью темы исследования является желание привлечь внимание и уважение к удивительному человеку, неутомимому врачу, который посвятил свою жизнь любимой работе.
Цель моего исследования:
Рассказать о Приклонском П.А.,человеке интересной судьбы, жизненный путь которого, путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу .
Объектом исследования является сельский врач Петр Андреевич Приклонский, его личный пример, вклад в медицину.
Методы исследования, которые я использовал в своей работе следующие:
личная беседа с родственниками врача;
наблюдение;
интервью с жителями с.Тарханы и старожилами д.Подайкеево;
обработка полученных результатов.
Я выдвинул гипотезу:
Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину , воспитывает у молодого поколения чувство патриотизма, чувство гордости за моих земляков. Именно такие люди являются настоящим примером для нас.
Практическая часть.
Чтобы побольше узнать о нем, я искал информацию в районной газете, сельской библиотеке, обращался к своим родителям, учителям, к старожилам нашего села. И вот что я узнал о нашем знаменитом земляке.
Петр Андреевич Приклонский родился в деревне Подайкеево 30 октября 1933 года в многодетной семье.
Жизнь и медицина для него неразделимы, потому что Петр Андреевич отдал медицине сорок пять трудных лет. Но мало кто из сельчан знает, что мечтал он совсем не о медицинской профессии. Довоенное детство и послевоенная юность воспитали в нем желание стать военным десантником. После окончания школы был призван в ряды Советской Армии. Приняли его в офицерскую школу запаса в Молдавии. Сдав на «отлично» экзамены, ему, младшему лейтенанту Приклонскому , было предоставлено право остаться в воинской части на комсомольской работе. Но по семейным обстоятельствам демобилизовался. Это произошло в 1955 году. Дома, в деревне Подайкеево, его ждали родители и семь братьев и сестер.
Отец - бессменный председатель колхоза, Заслуженный работник сельского хозяйства, Андрей Самуиллович встретил сына с радостью, ведь колхозу нужны были рабочие руки.
Незаметно за работой в колхозе пролетел целый год, и пришло время выбирать профессию. Блестяще выдержав экзамены, Петр Андреевич поступил в Краснослободское медицинское училище. После его окончания в числе пяти лучших выпускников училища был направлен в Рязанский медицинский институт, но судьба распорядилась иначе. Районный отдел здравоохранения в Темникове направил молодого специалиста в самый отсталый и захолустный в районе Польско-Ардашевский медпункт.
В Польском Ардашеве ждали молодого специалиста серьезные испытания. Первоочередной задачей медика была ликвидация трахомы. Это заболевание глаз, которым страдало 128 сельчан.
Через месяц в медпункт прислали молодую акушерку Раису Ивановну. Молодые врачи полюбили друг друга, поженились и шли по жизни вместе. У них были одинаковые цели и интересы, и супругам было легко идти по жизни вместе.
Через два года комиссия из республики постановила, что с трахомой в селе покончено. Приклонских перевели в Тархановскую участковую больницу, где Петр Андреевич стал заведующим. Это была участвковая больница на 12 коек для больных и три койки для рожениц. В подчинении доктора было 22 человека. Раиса Ивановна работала акушеркой. Став заведующим больницей, Петр Андреевич дал себе клятву, что сделает все возможное для улучшения медицинского обслуживания людей.
За суетой с больными жизнь не проходила, а пролетала. Упорно боролись со смертью, выхаживали тяжелобольных, лечили детей, проводили медосмотры и выявляли заразные болезни. А дома маму с папой ждали трое озорных ребятишек.
Авторитет среди простого люда у врачей Приклонских рос с каждым днем. В примитивных условиях они выполняли сложную работу , возвращая к жизни, казалось бы совсем безнадежных, обреченных на неминуемую смерть.
Умело заведуя больницей, Петр Андреевич принимал активное участие в общественной жизни села. По его инициативе в 1967 году на базе участковой больницы в селе Тарханы был открыт фельдшерско-акушерский пункт, который работает и поныне. Только сейчас медпункт располагается в здании нашей школы, потому что летом 2016 года кирпичный медпункт сгорел при пожаре.
Я собрал некоторые воспоминания Петра Андреевича о своей работе. Много пришлось пережить доктору за почти полвека работы в медицине. Однажды в лютую зиму, в метель, ночью настойчиво постучали в окно. Оказалось, что настало время рожать женщине и ее надо срочно везти на санях в больницу. Доктору было очень страшно за жизнь сразу двоих людей. Но все обошлось благополучно.
Это не единственный случай в его жизни. Тархановцы до сих пор не забывают случай, произошедший летом 1991 года. Маленькая трехлетняя Юля Кутыева , приехавшая на лето к бабушке, упала в открытый канализационный люк. Петр Андреевич быстро оказал девочке срочную помощь. Потом бригада неотложной помощи из Саранска подтвердит факт клинической смерти девочки. За правильно оказанную медицинскую помощь доктора поблагодарил главный врач Центральной Районной Больницы.
Профессиональный долг врача – превыше всего. Он делал добро и не ждал от этого благодарности. Удивительная способность лечить не столько лекарствами, сколько добрым словом, душевным теплом, возвращая надежду на выздоровление, были основными качествами Петра Андреевича.
Спасать человеческую жизнь, значит совершать чудо. И как приятно видеть счастливые лица, которые ещё минуту назад страдали от боли, а сейчас улыбаются, и теперь им уже ничто не угрожает, и их ничто не беспокоит. И помочь им может только настоящий профессионал, человек, неравнодушный к чужой боли, способный чувствовать чужую боль как свою.
До сих пор в Тарханах живут те, которые появились на свет по дороге в роддом г.Темникова. Всего Петр Андреевич принял двенадцать таких детей. Много воспоминаний бывало у доктора, когда проезжал по мосту через Мокшу. Мосту этому почти сорок лет, а до него больных приходилось переправлять на лодках.
Шли годы. За выдающиеся заслуги в области народного здравоохранения Петру Андреевичу Приклонскому присвоено много наград. Многолетний и добросовестный труд моего земляка отмечен дипломами и грамотами. Всегда считал очень ценной для себя Почетную грамоту Правительства Республики Мордовия. Её вместе с часами с символикой Мордовии вручил доктору заместитель руководителя Администрации Главы Республики Мордовия.
К сожалению, дом Приклонских давно осиротел: Раиса Ивановна умерла в 2001 году, в 2010 году не стало Петра Андреевича. Врачи от Бога не давали оценок ни своей жизни, ни своему труду. Главная похвала для сельских докторов- людское уважение и добрая память. В селе Тарханы и стар, и млад до сих пор выражают супругам Приклонским огромную благодарность за их настоящий человеческий подвиг.
Опыта у доктора было накоплено много, пожалуй, на целый научный труд хватило бы.
Глядя на своих родителей, в медицину потянулись и сыновья Приклонских. Сын Анатолий окончил медицинский факультет Мордовского университета . Но, к сожалению, его уже нет. В тридцать восемь лет, заведуя республиканским онкологическим диспансером, он умер.
Старший сын, Александр, окончив среднюю школу с золотой медалью, поступил на медицинский факультет МГУ им.Н.П.Огарева, с отличием его окончил и после, без прохождения интернатуры, был направлен в Явасскую больницу. Он, самый молодой в то время, заслуженный врач Республики Мордовия, награжден медалью «За усердие».
Полковник внутренней службы Александр Приклонский 31 год посвятил развитию медицины в системе исправительных учреждений. При нем в Дубравлаге впервые в России было организовано совместное проживание матерей с детьми в Доме ребенка. В 2016 году врач был переведен в Москву и назначен на должность начальника Управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Теперь на плечах генерала-майора внутренней службы Александра Петровича Приклонского лежит ответственность за больных осужденных всей страны.
Не так часто, но дети Петра Андреевича Приклонского приезжают в Тарханы в отчий дом. В одной из бесед Александр Петрович ответил на некоторые мои вопросы:
«Это для меня не профессия, а образ жизни. Я потомственный медицинский работник, говорит Александр Петрович. Мои родители всю жизнь отдали развитию сельского здравоохранения. Общий стаж работы в медицине моих родителей и нас, их детей, составляет более 200 лет!»
Выводы.
В мире все связано. Изучая жизнь таких знаменитых людей, мы изучаем историю своего края. Работая над проектом, я узнал о жизни моих земляков Приклонских, которые своим каждодневным трудом приносили пользу многим людям. Их труд продолжает сын, работая на благо всей страны.
Только такие люди, как Петр Андреевич Приклонский , стремящиеся бескорыстно делать добро, имеющие твердость духа, способные быстро принимать ответственные решения и имеющие чувства огромной ответственности перед людьми, вызывают чувство гордости за мою малую родину. Несомненно, история жизни сельского доктора Приклонского может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни.
Наш долг - уважительно и трепетно относиться к истории родного села, России, научиться хранить память о земляках.
Список использованных ресурсов:
1. https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1021300835445_1319110313_TARHANOVSKIY-FAP
2. Газета «Темниковские известия» от 6.11.2003г.
3. http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/medicine/
4. https://stolica-s.su/lifestyle/health/71198
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аксельская средняя общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«АФГАНСКАЯ ВОЙНА
В СУДЬБЕ МОЕЙ СЕМЬИ»
Автор:Шехмаметьева Айгуль Ринатовна,
учащаяся 10 класса
БМОУ «Аксельская СОШ»
Руководитель: Шехмаметьева Р.А.,
учитель русского языка и литературы
с. Аксел, 2019 г.
Содержание
1.Введение. с.2
2.Афганская война в судьбе моей семьи. с.3-8
2.1.Психология воюющего солдата-«афганца».
2.2.Афганское общество глазами советских солдат.
2.3.Воин-интернационалист Агеев Менирь Анвярович.
3.Заключение. с.8
4.Источники и литература. с.9
5.Приложение.
Введение
В 1978 году к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство же руководства настаивало на оказании помощи и военными средствами.
25 декабря 1979 года в Афганистан был направлен «ограниченный контингент» советских войск. Такое непродуманное решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Л.И. Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет.
На территории Среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто около 100 соединений, призвано из запаса свыше 50 тысяч офицеров, сержантов и солдат. В этой войне погибло около 14 тысяч советских солдат, ранено – 35 тысяч, пропало без вести – более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек. Эта война обошлась СССР в десятки миллиардов рублей. Она подорвала авторитет СССР в мире.
Так случилось, что Афганская война оставила свой след в моей семье. Мой дядя, Агеев Менирь Анвярович, проходил службу в этой республике. С детства мне приходилось слушать рассказ бабушки о службе сына на войне. Считая, безусловно, наших солдат героями, я тогда не задумывалась о том, что делали они, простые советские парни, в чужой стране. Между тем, 15 февраля этого года исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, поэтому я решила посвятить свою работу этому знаменательному событию.
Перед собой я поставила цель: рассмотреть проблему психологии советских солдат – «афганцев» через призму нашей семьи. Исходя из этой цели, я попыталась решить следующие задачи:
во-первых, изучить биографию своего дяди в период службы в Афганистане;
во-вторых, изучить психологический аспект проблемы;
в-третьих, узнать, как выглядело афганское общество в глазах наших солдат.
В своей работе я использовала разные источники информации: устные воспоминания дяди, фотодокументы, наградные документы. воспоминания советских солдат, материалы краеведческого музея им.Ушакова, материалы районной газеты.
Психология воюющего солдата – «афганца»
«Иногда человеку кажется,
что война не оставляет на нем неизгладимых
следов, но если он действительно человек,
то ему это только кажется».
Так писал великий советский писатель К. Симонов
После Второй Мировой войны в советском обществе сохранялось ощущение постоянной военной угрозы, а армия принимала участие в локальных войнах и конфликтах (Корея, Алжир, Египет, Йемен, Вьетнам, Сирия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др.), в подавлении освободительных движений в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968), в пограничных столкновениях на Дальнем Востоке и в Казахстане (1969).
Наконец, 25 декабря 1979 года мы ввязались в затяжную девятилетнюю войну в Афганистане. Эта печальная страница истории закончилась в феврале 1989 года полным выводом ограниченного контингента из страны.
Война не заканчивается с последним выстрелом, а продолжается в сознании людей, влияя на их социальное поведение, мировосприятие, суждения. Понятно, что в наибольшей степени это влияние сказывается на вчерашних солдатах. Всякая война формирует особый тип личности, особый тип психологии, который можно назвать психологией воина.
Итак, психология воина – это психология человека на войне, вооруженного человека, участника боевых действий. Формируясь и проявляясь во время войны, эта психология не исчезает и после ее окончания. На войне формируется новая система ценностей, меняются приоритеты в старой, довоенной жизни. Такие процессы оказывают существенное влияние на послевоенную духовную и социальную атмосферу в стране.
Интересную оценку характера российского солдата мы находим в дневнике поэта – фронтовика Давида Самойлова. Читая сделанную им запись, с одинаковой ясностью представляешь себе и солдата первой мировой, и бойца Великой Отечественной, и воина – «афганца»: «Российский солдат неприхотлив, вынослив, беспечен и убежденный фаталист. Эти черты делают его непобедимым. Есть три главные его состояния. Первое. Без начальства. Тогда он брюзга и ругатель. Грозится и хвастает. Готов что-нибудь слямзить и схватиться за грудки из-за пустяков. Второе. Солдат при начальстве. Смирен, косноязычен. Легко соглашается, легко поддается на обещания и посулы. Третье состояние – артельная работа или бой. Тут он герой. Он умирает спокойно и сосредоточенно. Без рисовки. В беде он не оставит товарища. Он умирает деловито и мужественно, как привык делать артельное дело».
Само отношение к смерти на войне иное, чем в мирное время. Для того, кто ежечасно стоит перед возможностью собственной гибели и несет гибель другим (по принципу «если не выстрелишь ты, то выстрелят в тебя»), кто каждый день одного за другим теряет и хоронит товарищей, для такого человека смерть становится привычным элементом повседневного быта, а ценность человеческой жизни как таковой исчезает.
Кто-то поднимется,
кто-то не встанет,
сердце разбив о гранитную твердь:
в Афганистане, в Афганистане
цены иные на жизнь и на смерть …
писал в 1980-х годах участник афганской войны офицер и поэт Игорь Морозов
Проблема выхода из войны не менее, а может быть, и более сложна, чем проблема вхождения в нее. Армейская жизнь требует подчинения воинской дисциплине, беспрекословного выполнения приказов. Однако, военные условия вырабатывают и такие качества, как инициативность, находчивость, смекалку, способность принимать самостоятельные решения в сложной ситуации, - без этого просто невозможно выжить в экстремальных обстоятельствах.
Таким образом, с одной стороны, фронтовая жизнь воспитывает исполнителя, привыкшего к подчинению и четкому распорядку. Поэтому при массовых послевоенных демобилизациях очень многие, оказавшись в непривычной (забытой) обстановке, ощущают дискомфорт и рассеянность. С другой стороны, формируется сильный, независимый характер, волевая личность, способная принимать решения, независимые от авторитетов. В этом заключается одна из важнейших причин такого явления, как послевоенный синдром. Вернувшиеся с войны люди не могут стать такими как все, принять правила игры, от которых уже отвыкли.
Тот, кто воевал в Афганистане,
Лёгкого пути искать не станет.
Под тяжёлой ношей смело встанет,
Не оставит нас в беде любой…
Наша Родина прошла через большое количество войн. Все дальше и дальше время уносит нас от страшных людских трагедий, но наши солдаты всегда будут гордостью нашей великой России. Российским солдатам много раз приходилось сражаться вдали от Родины, не стала исключением и афганская война.
Молодые ребята даже представить не могли, что им выпадет служить в далекой республике Афганистан . Они защищали честь, свободу и независимость афганского народа, а незнакомые названия «Баграм», «Герат», «Кабул» станут почти родными.
Это вчерашние выпускники школ . Они - неподражаемый пример для будущих поколений, и долг каждого из нас – быть достойным подвига защитников своей Родины. Олицетворением любви к Отечеству, самоотверженным служением Родине является патриотизм.
Я никогда не видела войны, но о войне в Афганистане я знаю не понаслышке. Мой родной дядя Агеев Менирь Анвярович в 1983-1985 годах
выполнял свой интернациональный долг в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Родился 10 июня 1965 года в небольшой деревне Татарское Акашево Темниковского района в многодетной семье простых тружеников, учился в Тархановской школе. После окончания Темниковской школы ДОСААФ работал трактористом в колхозе им.С.М.Кирова Темниковского района. В октябре 1983 года был призван в ряды Советской Армии. О том, что будет служить в Афганистане, он узнал ещё в Рузаевке на пересыльном пункте. Сразу был отправлен в Среднюю Азию в Туркестанский военный округ в г.Ашхабад, где в течение 6 месяцев проходил учебу. После учебы –Афганистан…
Стояла изнурительная жара около 50 градусов. Где-то за горами слышались разрывы снарядов, вой вертолётов и пахло недогоревшим керосином от истребителей-штурмовиков и гарью от пороха и металла. Дивизия стояла неподалеку от аэродрома, где их рассредоточили по полкам. После пятидневного карантина всех новобранцев распределили по ротам. Мой дядя служил в мотострелковых войсках разведчиком войсковой разведки. Кроме этого он управлял огромным бронетранспортером (БТР). Был в различных операциях, выполнял сложные задачи, которые требовали мужества и героизма.
По природе Менирь Анвярович скромный и не очень-то любит рассказывать о своих солдатских буднях в Афганистане. Об этом он говорит немного: «Да, я был воином-интернационалистом, но не хочу вспоминать тот период, хотя и прошло больше тридцати лет. Душевные и физические раны ещё слишком глубоки, слишком тяжело вспоминать об этом… Вначале рыли блиндажи, устраивались, потом начались операции, борьба с террористическими группами (духами). Устраивали засады, ходили на боевые операции. Мирное население афганцев относилось к нам нормально. Но они боялись душманов. Служили с афганскими солдатами, понимали друг друга, помогали. Душманы обстреливали нас из автоматов и гранатометов. Мы отвечали. Были погибшие ребята, и их в цинковых гробах отправляли самолетами в Россию. Каждый бой был большой опасностью для жизни. Взаимовыручка, братство, солдатская солидарность – именно эти качества помогли нам, 18-летним мальчикам, стать мужчинами, солдатами. А еще помогла материнская молитва. Я был уверен, что пока я служил на чужой земле , моя мама молилась за меня день и ночь. «Материнская молитва со дна моря вынимает»,- гласит народная пословица. Мама даже и не знала, что я на войне в Афганистане, ведь я это держал от родных в секрете. Узнали об этом они уже после моей демобилизации, а еще после получения письма от моего командования, в котором моих родителей благодарили за службу сына».
Действительно, восемнадцатилетний мальчишка ,как и тысячи таких же солдат-интернационалистов, неотступно смотрел смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно был под вражеским прицелом. Он пережил гибель своих друзей, голод (порой полевая кухня не могла прорваться к солдатам неделями), нестерпимое пекло и песчаные смерчи. Ему знакома не только безудержная храбрость и отвага, но и чувство безысходности и отчаяния. Он видел благородство и подлость, высокую дружбу и мелкое предательство. В свои восемнадцать лет он видел так много, что груз его жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше его.
За 8 месяцев до окончания службы на очередном боевом задании колонна БТР попала под вражеский обстрел. Дядя получил тяжелое ранение в руку. Пуля попала в кабину БТР, задела правую руку. Сидевший рядом офицер погиб. Дядя был прооперирован в госпитале г.Кабула; к счастью, опытные хирурги спасли руку. Затем был перевезен на самолете в военный госпиталь в г.Подольск Московской области. Через два месяца после лечения был досрочно демобилизован, с больной рукой нельзя было воевать, тем более, управлять мощным БТР.
За мужество и героизм, проявленные в боях в Афганистане, мой дядя, Агеев Менирь Анвярович, был награжден медалью «За отвагу».
Еще одной наградой государства воину – интернационалисту стала двухкомнатная квартира в г.С-Петербурге, где он проживает в настоящее время, в честь 25 годовщины вывода войск из Афганистана. Менирь Анвярович помнит тот памятный день 13 февраля 2014 года. Воинов-интернационалистов в Смольном поприветствовал губернатор г.С.-Петербурга Георгий Полтавченко и вручил документы на квартиры ветеранам боевых действий в Афганистане.
Те, кто прошёл Афганистан, воевали так же, как наши ветераны на фронтах Великой Отечественной войны. Все они защищали Родину, хоть и далеко за её пределами.
Я горжусь своим дядей, настоящим защитником Отечества! Простой деревенский парень из многодетной семьи показал пример высочайшего мужества и героизма в чужой стране, отдал свой долг, долг воина, долг солдата Отечеству. Значит, клятву, которую произносил вместе со словами присяги, он сдержал.
В Афганистан солдата послала Родина. И он с мужеством выполнил свой интернациональный долг.
Заключение
30 лет тому назад, 15 февраля 1989 года, Советская армия покинула Афганистан.
В ходе работы я пришла к следующим выводам:
во-первых, афганская война оказала значительное влияние на жизнь ветеранов-«афганцев» и моего дяди в частности. Несомненно то, что процесс реабилитации, привыкания к мирной жизни протекал у него довольно сложно, вызывая, как он сам говорит, чувство фронтовой ностальгии.
Мой дядя, как мне кажется, один из немногих «афганцев», в ком есть некий моральный стержень, сильное чувство патриотизма, что так необходимо для нашего времени. Хотелось бы, чтобы мы и наши потомки помнили и бережно хранили историю своей страны.
Источники и литература
Приложение 1
Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов 20 века.
Боевые вертолеты – надежный вид транспорта в горных условиях
Будьте как солнце!
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Распускающиеся бумажные цветы на воде