Формирование этнической культуры, познания родного края и ценностного отношения к природному богатству малой Родины
Вложение | Размер |
---|---|
legendy.doc | 51.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Старо – Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Заиграевский район, село Старый Онохой, ул. Новая, д.1, (тел. 8-30136-56-0-06)
Районная научно-практическая конференция
учебно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Легенды народов Бурятии»,
в рамках реализации республиканского проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» по разделу «Краеведение»
Легенды и мифы татарского народа
Номинация-«Патриот своей Отчизны»
Выполнила Корытова Кира , ученица 6 класса Руководитель Баханова А.А., учитель литературы
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ:
-Переселение татар в Бурятию
-Искусство татарского народа – мифы, легенды
Обоснование проекта
В МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» идет работа по изучению истории культур народов, живущих в нашем селе, районе и республике, которая воспитывает у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, креативного мышления, патриотизма и любви к родному краю
Цель проекта
1. формирование этнической культуры, познания родного края и ценностного отношения к природному богатству малой Родины;
2. воспитание у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, креативного мышления, патриотизма и любви к родному краю
3. Изучение национальных традиций, обычаев, уклада жизни татарского народа села Старый Онохой.
Задачи:
1.Провести личные наблюдения за особенностями татарских легенд, мифов ,бытующих в селе Старый Онохой.
2.Выявить особенности татарских легенд, мифов
3.Бережно хранить народные традиции, передавать их из поколения в поколения, прививать любовь к старине, к истокам народного творчества
Методы:
- метод наблюдений
- поисковый метод;
-архивные материалы;
-встречи с жителями села.
Введение
Я живу в небольшом , уютном селе Старый Онохой. Оно находится на берегу живописной реки Уда в 30 километрах от города Улан-Удэ. В селе 286 дворов. Основное население русские - 50%, татары 20%, семьи смешанного брака между русскими и татарами 30% и только одна бурятская семья. На основе этих данных наша школа в начале двухтысячных годов разработала программу « Диалог культур», целью которой является изучение традиций и обычаев ,культуры народов, живущих в нашем селе , в частности татарского народа.
. Из материалов «Татары Бурятии»., собранных в школе , я знаю, что основной приток татар произошёл при строительстве гигантов индустрии Бурятии-ЛВРЗ, У-УАЗа, но особенно при выполнении союзной программы по переселению для освоения земель Сибири. Первые переселенцы из Татарстана , Таканыжского района, прибыли в 1940году. Им выдали переселенческий билет, дом, скот, работу. . В Старом Онохое первыми в 1939-1940гг поселились семьи Сайфутдиновых, Сабирдзяновых, Зариповых, Шакировых Так и семья моей бабушки обосновалась в Старом Онохое. Практически они оказались в изоляции от родной культуры, языка. Но до конца 50-х годов национальная политика в области образования и культуры была поставлена на хороший уровень: для преподавания татарского языка по распределению в Бурятию приезжали выпускники татарских факультетов педвузов., но в начале 60-х годов эта деятельность была прекращена , что сказалось и на владении родным языком татар. И всё же я с младенчества слышала татарскую речь от бабушки. Она иногда нам, своим внукам, рассказывала «истории», которые помнила ещё с детства. Мне запомнилась легенда о Бичуре.
.
Искусство татарского народа – мифы, легенды
Бичура - то же, что у русских кикимора или “соседка”.
Это существо в виде женщины - ростом от полутора до двух
аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.
Бичура живет в жилых помещениях - в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую
комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и
несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку.
Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.
Бичура давит людей во сне и озорничает, но она иногда бывает
очень полезна. Любезна она тем, что приносит хозяину дома деньги и многое другое, в чем он нуждается. У кого живет Бичура, тот нередко богатеет, и наоборот, изгнав Бичуру, он становится бедным.
Когда мы расшалимся, дед пугал нас одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии -Шурале - обитатель и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти. потому я доныне боюсь растопыренных пальцев.
В 2014году мы посетили бабушек-татарок и записали несколько легенд. так например, по рассказам Саттаровой Оркуи Ахатовны ,в поверьях казанских татар существует легенда об Абзар иясе - хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.
А именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.
Васига Салимовна поведала о Джинне
По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но отличаются навязчивостью и принимают разные обличья, пугают человека, и встреча с ними по крайней мере нежелательна.
Также необычные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.
Зилант В татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона или змея.
Тулпар -Крылатый конь соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии. Тулпар выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает своим ржанием землю. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам.
Прослушали легенды на одном дыхании , заворожённо :где-то чувствовали страх, где-то улыбка скользила по губам ,но одно скажу-без них скучна и сера наша жизнь, без прикосновения к истокам родного языка-бедна наша жизнь. Поняла, что наши предки создали эти мифические образы для того чтобы понять те или иные явления в жизни, также в легендах народа проявляется их богатая фантазия, воображение, пытливый ум.
Заключение
Собрав и систематизировав материал о легендах и мифах татарского народа ,пришла к выводу: знания легенд, мифов народа обогащает наши знания, развивает фантазию, воображение, что благотворно влияет на дальнейшее наше развитие, они учат нас терпению, любви к ближнему, добру.
Список литературы
«культурное наследие народов Западной Сибири» (1998г., г. Тобольск)
Мифологический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 (2)
Этнография татарского народа.-Казань ,2004г.
Культура народов Татарстана/Авт-сост.Л.А. Харисова.-Казань: Магариф, 2005
Карандаши в пакете
"Морская болезнь" у космонавтов
Глупый мальчишка
Цветок или сорняк?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое