Цель проектно-исследовательской работы: выявить и проанализировать случаи постановки многоточия и знака вопрос-восклицание, определить их роль в предложении.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kan_ksenii_uchenitsy_7_kl._b.docx | 317.42 КБ |
Коммунальное государственное учреждение "Гимназия № 38"
акимата города Караганды государственного учреждения "Отдел образования города Караганды"
Кан Ксения, ученица 7 Б класса КГУ «Гимназия №38»
Проектно-исследовательская работа
РОЛЬ МНОГОТОЧИЯ И ЗНАКА ВОПРОС- ВОСКЛИЦАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
(ДОСТОЙНЫЕ ВНИМАНИЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)
Секция – русский язык и литература
Научный руководитель – учитель русского языка и литературы
КГУ «Гимназия №38»
Жогова Рашида Исмаиловна
Караганда
2020 г.
Содержание
РЕЗЮМЕ
Цель проектно-исследовательской работы - выявить и проанализировать случаи постановки многоточия и знака вопрос-восклицание, определить их роль в предложении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
История возникновения и развития знаков препинания интересна. Раньше знаки препинания вообще не употреблялись. Именно с их появлением развилась и грамотность, и ясность мыслей.
Гипотеза. Если будут выявлены и проанализированы случаи постановки редких знаков препинания, то будет определена их роль, понятна их смысловая нагрузка.
Актуальность выбранной темы.
Пунктуация – это сложная, но необходимая наука. В русском языке целая система знаков препинания. Каждый знак играет определенную роль. Без знаний о знаках препинания невозможно стать грамотным человеком.
Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления. Это часть графической системы и должна быть твердо усвоена. Только тогда письмо точно и полностью передаст смысловое и интонационное выражение мысли.
Объектом исследования стал раздел науки о языке – пунктуация.
Предмет исследования – знаки препинания: многоточие и вопрос-восклицание.
Были использованы следующие методы и приемы: поисковый, традиционный описательный метод, а также опрос, сравнительно – сопоставительный метод.
Практическая значимость исследования
Результаты данного исследования можно использовать на уроках, на факультативных занятиях по литературе, русскому языку, в кружковой работе.
История знаков препинания берёт свои корни из глубокой древности.
Сегодня мы даже не можем себе представить, что когда-то в книгах не использовались привычные для нас знаки препинания, на которые иногда мы не обращаем особого внимания. В своей работе я буду рассматривать тему значимости пунктуации в русском языке, а также случаи расстановки редких, на мой взгляд, знаков препинания.
История знаков препинания на редкость интересна. Оказывается, все знаки препинания возникли в разное время. Первые знаки препинания встречаются ещё в Остромировом Евангелии.
Когда в XVI возникла потребность печатать книги, появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах уже использовались точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак (восклицательный появился чуть позже). В древних письменных источниках также употреблялись знаки препинания, но они сильно отличались от современных известных нам знаков. Например, точка стояла не в конце, а в середине предложения, точка соответствовала современной запятой, а многоточие – точке. Раньше все слова в текстах писались слитно, слово к слову, только в XV веке люди стали использовать такой знак препинания как «пустое место», известный нам сейчас под термином «пробел».
Слово «пунктуация» происходит от латинского «punctum» - «точка». И, конечно, самым древним пунктуационным знаком является именно она. Точка встречается уже в памятниках древнерусской письменности и имеет интересную историю. Прообразом точки являлся знак креста (знак остановки), им писец обозначал место, на котором остановился перед уходом на молебен или трапезу (знак вполне мог падать на середину слова). Впоследствии знак сократился до пунктирного креста, а далее – до точки. Точку можно назвать родоначальницей всех знаков. Это слово (или его корень) вошло в название многих знаков: точка с запятой, двоеточие, многоточие. В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, а восклицательный – точка удивления.
Как известно, в системе современной русской пунктуации есть десять знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.
«Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место», - утверждал А.П. Чехов.
Я считаю, что знаки пунктуации, затрудняющие учащихся в написании предложений, – это многоточие и сочетание вопросительного и восклицательного знаков. В своей проектной работе я буду рассказывать об этих знаках, о случаях их расстановки.
Глава 1. Многоточие
Многоточие - самостоятельный типографский знак, состоящий из трёх точек, идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.
Многоточие использовалось ещё до нашей эры, и назвать точную дату появления этого знака не представляется возможным. Им начали пользоваться ещё в Древней Греции и Риме, где его использовали в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными.
Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А.Х. Ростокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
В Российском гуманитарном словаре мы можем увидеть такое толкование:
«Многоточие – знак препинания, употребляется для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте. В последней функции иногда используется вариант многоточия – отточие (..)».
Издательский словарь-справочник может дать такое толкование: «Многоточие – знак препинания, который употребляется с целью:
В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием»[6].
Когда употребляется многоточие?
Высоцкий писал: «…он совсем, похоже, потерял голову… и ничего не предпринимал».
«С кем поведёшься…», «Хотели как лучше…».
Например: Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на неё, махнул рукой, усмехнулся и пошёл, тяжело ступая, в свою каморку… (И.С. Тургенев «Муму»).
Пример: …Культурная дамочка, в шляпке. «Я эти вот ягодки все куплю». Пожалуйста, милости прошу… (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Не дамся же живой… (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
Как правильно использовать многоточие?
А) перед цитатой (после открывающихся кавычек), для указания, что цитата приводится не с начала предложения: И.С.Тургенев указывал: «… она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива…» (И.С. Тургенев «Муму»);
Б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её: «Она его будила по утрам… караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке… Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто от скуки, так, на звезды, и обыкновенно три раза сряду — нет! тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох… Словом, она сторожила отлично» (И.С. Тургенев «Муму»).
Многоточие отделяется от следующего слова пробелом и не отделяется от предыдущего слова: «Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…».
Ну, что Вы опять задумались?..
А если встречается вопрос-восклицание, то добавляется одна точка:
Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
…Прошла ночь, и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…».
Н. Н. Добронравов писал: «Нам победа, как воздух, нужна…».
Все предложения взяты из учебников русского языка и литературы.
Глава 2. Вопрос-восклицание
«?!» - вопрос-восклицание. Ставится в конце предложения для выражения вопроса, который должен быть выделен эмоционально.
Употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если разные знаки препинания ставятся вместе, как в нашем случае, то обычно один из них является основным. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков, сначала ставится вопросительный (основной), характеризующий предложение по цели высказывания, а затем восклицательный, как знак интонационный.
Пример:
«Мне слабо?!»– повторял я гаснущим голосом… (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Это сочетание знаков передаёт особое, сложное значение. Употребление вопросительного и восклицательного знаков объединяется в риторический вопрос с эмоциональной окраской:
Применение вопроса-восклицания.
Откуда вы всё это взяли?!
Неужели ты так и не понял этого?! Это очень важно!
Итоги анкетирования
Каждый из нас изучал знаки препинания, учил правила. Но редко кто задумывался: «А зачем они нужны? Чем они нам помогают?» Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела анкетирование в 7 классах, участвовали и учителя.
Всего участвовало 33 анкетируемых – учеников и учителей 38 гимназии
Результаты анкетирования показывают, что учащимся неизвестны некоторые знаки препинания. Всего 23% опрошенных знают все знаки препинания. Но и учителя, и учащиеся без сомеанения ответили, что знаки препинания необходимы нам. Это доказывает актуальность выбранной темы.
Результаты и их обсуждение
Знаки препинания могут передать радость, удивление, восхищение, помогут подчеркнуть важность определенной мысли или заставят задуматься о продолжении прочитанной истории. «Знаки ставятся по силе разума», - рассуждал М.В. Ломоносов, основоположник русской грамматики.
Многоточие.
Основная функция этого знака - фиксировать факт структурной и смысловой незаконченности предложения, его прерванность.
Знак вопрос-восклицание (?!)
Заключение
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полвека назад.
Знаки препинания – важнейшие помощники в понимании письменного текста. Они обогащают текст эмоциями, придают смысл, разделяют на фрагменты.
Сам А.П. Чехов в одном из писем в 1888 году писал: "Знаки препинания - ноты при чтении".
В ходе проведения исследования были решены задачи, поставленные в резюме, ответили на вопросы и достигли поставленной цели, убедившись, что без пунктуации в современном образованном обществе человек жить не сможет. Также выявили и проанализировали случаи постановки многоточия и знака вопрос-восклицание, определили их роль в предложении.
Большинство случаев постановки многоточия и знака вопрос-восклицание я взяла из произведений художественной литературы, которые изучили в 6 классе.
В моем исследовании я рассмотрела лишь два редких, по данным анкетирования, символа пунктуации - многоточие и вопрос-восклицание. Но и эти знаки препинания помогли мне понять всю сущность и важность русской пунктуации. Как говорил известный писатель Эдгар По: “Нехватка одной запятой часто превращает аксиому в парадокс или сарказм в проповедь”.
Небольшое исследование мне помогло понять, что знаки препинания
1. Л. П. Демиденко И. С. Козырев Т. Г. Козырева «Современный русский язык».
2. Граник Г.Г. Секреты пунктуации, М., «Просвещение»,1987.
3. Энциклопедический словарь юного филолога М. В. Панов, М., 1984.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания
Отзыв
на проектно-исследовательскую работу «Роль многоточия и знака вопрос-восклицание в предложениях» ученицы 7 класса Б
Кан Ксении
Работа Кан Ксении, ученицы 7 класса Б представляет собой исследование по анализу и определению роли знаков препинания в предложениях.
Актуальность работы заключается в том, что знаки препинания – важнейшие помощники в понимании письменного текста.
Содержание работы соответствует заявленной теме.
Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список использованной литературы. В резюме указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
Работу Ксения выполняла самостоятельно, используя материалы Интернета и литературу, рекомендованную ей для исследования.
При выполнении работы ученица проявила самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполняла все рекомендации научного руководителя и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.
Рекомендации: проектно-исследовательская работа Кан Ксении по теме:
«Роль многоточия и знака вопрос-восклицание в предложениях» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №38» Жогова Р.И.
РЕЦЕНЗИЯ
на проектно-исследовательскую работу «Роль многоточия и знака вопрос-восклицание в предложениях» ученицы 7 класса Б
Кан Ксении
Исследовательская работа Кан Ксении «Роль многоточия и знака вопрос-восклицание в предложениях» посвящена интересной теме: без знаков препинания не обходится ни один вид письменной работы.
Текст изложен последовательно на 15 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащейся среднего звена.
В работе выдержаны все части: резюме, введение, основная часть из двух глав, заключение и список используемых источников информации.
В первой главе раскрыта роль многоточия, во второй главе – роль знака вопрос-восклицание, а результаты анкетирования оформлены в диаграммы. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Теоретическая часть содержит информацию о возникновении знаков препинания, о правилах их постановки, о роли многоточий и знака вопрос-восклицание в предложениях. Теоретическая часть соответствует выбранной теме.
Основная часть выполнена логично, подробно. Выводы по работе сделаны обоснованные.
Оформление работы соответствует предъявляемым критериям.
С данной работой Ксения будет принимать участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов для учащихся 1-7 классов «Зерде».
Рекомендации:
Заключение
Работа соответствует требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода и заслуживает достойной оценки
Рецензент
Зав. МО учителей русского языка и литературы Дыдышко В.В.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Груз обид
Никто меня не любит
Белый лист
Девчата