Я очень люблю читать. Если погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...
В любимых сказках главный герой часто обращается за помощью к волшебным растениям - одолень-траве, разрыв-траве, сон-траве, молодильным яблочкам. Прочитав сказку С.Аксакова «Аленький цветочек» я задумалась о существовании этого растения в природе. Если верить сказке, овладеть этим цветком непросто: растет он "на неведомом острове, посередь моря-океяна", а стерегут его "диковинные чудища". Да и сам цветок так необыкновенен, ярок и пахуч, что сорвать его едва ли кто решится. Существует ли в природе аленький цветочек, или он - всего лишь плод воображения?
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_skazochnyh_rasteniy.docx | 170.97 КБ |
Ямало-Ненецкий региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я - исследователь»
В поисках сказочных растений
ЯНАО, Пуровский район, п. г. т. Уренгой
Автор: Сердюцкая Елизавета Витальевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. г. т. Уренгой, Пуровского района
2а класс
Научный руководитель:
Кайгородова Елена Фёдоровна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. г. т. Уренгой, Пуровского района
Введение
Я очень люблю читать. Если погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...
В любимых сказках главный герой часто обращается за помощью к волшебным растениям - одолень-траве, разрыв-траве, сон-траве, молодильным яблочкам. Либо он, либо его помощники ищут нужные веточки и цветы, лечат смертельно больных людей и открывают замки. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Они помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло, и у сказки был счастливый конец. Героиня сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», девочка Женя, получила в подарок чудо-цветок, исполнявший любые желания. Он походил на ромашку и имел семь разноцветных лепестков, за что его и прозвали семицветиком. Цветов, подобных ромашке, предостаточно, и лепестков у них бывает разное число, но отчего-то писатель остановил выбор именно на семи. Интересно, был ли у того цветика реальный прообраз? Может, цветка с семью лепестками в природе и не найти? Прочитав сказку С.Аксакова «Аленький цветочек» я задумалась о существовании этого растения в природе. Если верить сказке, овладеть этим цветком непросто: растет он "на неведомом острове, посередь моря-океяна", а стерегут его "диковинные чудища". Да и сам цветок так необыкновенен, ярок и пахуч, что сорвать его едва ли кто решится. Существует ли в природе аленький цветочек, или он - всего лишь плод воображения? Оказывается, существует! У меня дома есть растение, которое называется гибискус. Прочитав статью в энциклопедии, рассмотрев фотографию гибискуса, я получила информацию: аленький цветочек в сказке - это гибискус в природе. Существуют ли на самом деле трава-мурава, одолень-трава и другие? Обладают ли они свойствами, описанными в сказках, или это преувеличение? Я решила проследить участие растений в сказках и ответить на вопрос: «Есть ли в природе такие растения или это выдумка?»
Актуальность выбора темы и исследования
В растительном мире существует немалое число «волшебных» растений. Есть такая наука – этноботаника. Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. А сказки и чудесные истории – веселые или страшные – любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.
Огромное количество растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они часто упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?
Цель исследования: выяснить, существуют ли в реальности растения из сказок и обладают ли они описанными удивительными свойствами.
Задачи исследования:
-исследовать мир растений в народных и авторских сказках
- провести опрос на тему «Сказочные растения: миф или реальность»
-выяснить: сказочные растения имеют научные названия, растут в природе или встречаются только в сказках?
-составить таблицу исследования растений для своих сверстников
-оформить читательский дневник «Сказочные растения»
Объект исследования: народные и авторские сказки, в которых встречаются растения.
Предмет исследования: деревья, травы.
Гипотеза: я предполагаю, что сказочные растения – не вымысел, это реальные растения, которые обладают целебными свойствами, описанными в сказках.
Методы исследования:
1.Поисковый метод - прочитать сказки, в которых встречаются «сказочные» растения; найти научные сведения о растениях в энциклопедиях и интернете.
2.Аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом.
3.Статистический метод - составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов.
4.Практический метод – таблицы моего исследования «Сказочные растения: миф или реальность?»
Практическая направленность исследования моей работы в том, что ребята смогут узнать научное название и полезные свойства растений, которые встречаются в литературных произведениях. Я укажу сказки, где встречаются эти растения. Моей работой можно воспользоваться на уроках литературы, биологии, во внеурочной деятельности.
Практическая часть исследования
Результаты анкетирования учащихся
Своё исследование я начала с опроса учащихся 4-5-х классов школы. По результатам опроса были получены следующие результаты: 49 ребята (76%) из 64 опрошенных считают, что «сказочные» растения в природе не существуют. Самыми известными сказочными растениями по результатам опроса являются: аленький цветочек (37 учащихся указали этот цветок), цветик – семицветик (29 ребят этот цветок), волшебная роза (7 учащихся указали этот цветок), трава-мурава (5 ребят отмети этот цветок). Почему в сказках встречаются именно эти растения, ребята совсем не знают. Учащиеся только предположили, что данные растения обладают магией. Оказалось, что мои сверстники и я, в том числе, не знаем причины, по которым людям в сказках помогают растения и есть ли такие растения на самом деле. Поэтому считаю, что тема актуальна для исследования и поможет узнать новое мне и моим сверстникам. Эта работа показывает связь литературы, биологии, истории. Также она обращает внимание на исчезающие растения.
Исследование «Сказочные растения: миф или реальность?»
Работая над данной темой, я прочитала 15 народных и 5 авторских сказок. В прочитанных сказках я выбрала «сказочные» растения для исследования и выяснил с помощью энциклопедических материалов, что растения из сказок существуют в реальности, и они действительно обладают описанными удивительными свойствами. Я анализировала информацию, исходя из следующих пунктов: растение в сказке/растение в природе; свойства/особенности данного растения; сказки, в которых данное растение встречается. Результат своего исследования я представила в таблице «Сказочные растения: миф или реальность?» (Приложение 1, таблица 1)
Многообразие растений
Растения в авторских сказках
Растения у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они постоянно упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Часто под определенными, реальными ботаническими названиями, а не придуманными (как «аленький цветочек»). Я стала искать литературные произведения, в которых есть растения. Попыталась определить, что такого необычного в этих растениях, за что они попали в литературные произведения?
В произведениях Дж.Роулинг о Гарри Поттере встречается гремучая ива. Это растение считалась «чародейским» деревом и имело недобрую славу. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки. У римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.
Волшебное растение, часто встречающееся в сказках - обыкновенная крапива. Известная сказка, где упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы. Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев – зеленый пищевой краситель. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник – русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок. Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.
1.2. Растения в народных сказках
В народных сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Этими силами наделяются травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное растение растет очень далеко, и чтобы его достать, необходимо пройти через ряд испытаний. Я прочитал сказки, в которых герои отправляются на поиски молодильных яблок: «Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Героям сказок достаточно сорвать и применить растение, как чудо сразу произойдёт. «Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал» (Притворная болезнь);
«Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой – и стала видеть по-прежнему.… В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила… » (Правда и кривда);
Можно считать, что сказки отражают первые шаги в познании целебных (или ядовитых) растений (например, легенда о корне-человеке). Именно соки растений приобрели в сказках название - "живая вода". Сказочное растение может исцелить, одарить вечной жизнью, выполнить желание, подарить счастье или, наоборот, разрушить его... Сказочное растение может быть каменным или неземного происхождения... Разрыв-трава, одолень-трава, молодильные яблоки, корень-человек и прочее ...
Заключение
В результате своего исследования я смогла выделить несколько групп сказочных растений:
Значит: сказочные растения - это реальность. В сказках эти растения выступают волшебными помощниками и помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло. Они исцеляют, разговаривают, помогают искать клады, выполняют желания, могут подарить счастье или, наоборот, разрушить его. В природе данные растения имеют научные названия, обладают описанными в сказках свойствами, используются в медицине, употребляются в качестве корма. Только цветик-семицветик – вымысел автора литературного произведения. Моя гипотеза подтвердилась. Цель моей работы достигнута. Я выяснила, что «сказочные растения» существуют в реальности. Они обладают целебными свойствами. Задачи выполнены.
Мне хотелось весь этот материал донести до своих одноклассников. И я составила читательский дневник «Сказочных растений». (Приложение 2) Моей работой можно воспользоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности.
Список литературы
Приложение 1
Таблица 1
«Сказочные растения: миф или реальность?»
Растение в сказке | Растение в жизни | Свойства растения | Сказка |
Травушка-муравушка | Горец птичий. Спорыш, птичья гречишка | Очень неприхотлив, поселяется на любых субстратах, благодаря чему распространён по всем материкам, не встречается только в Арктике и Антарктиде. Растёт в разных условиях увлажнения. Его можно встретить на тропинках, около дорог, на выгонах, на деревенских улицах и в городских парках. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. Это лекарственное растение: тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве. Это кормовое растение: дикие и домашние птицы с удовольствием поедают его трёхгранные орешки, похожие на гречиху. Этой травой легко можно отмыть жирную посуду, что в старые времена и делали хозяйки. Молодую зелень употребляли в салатах, добавляли в зелёные борщи. | Сказка «Иван царевич и серый волк», былина «Илья Муромец и соловей разбойник» |
Сон-трава | Прострел раскрытый. | Занесён в Красные книги Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Украины, Эстонии, большого числа субъектов Российской Федерации, ряда областей Украины. Название Сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие. Если положить траву на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее. Опускали цветок в холодную воду, где он лежал до полнолуния. Согнутая трава начинала слегка шевелиться, и в это время ее клали на ночь под подушку. Старые предания рассказывают, что после этого спящему снились вещие сны. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем; беда - дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развивающимися по ветру космами седых волос. | С.Маршак «Двенадцать месяцев» |
Белена Белладонна | Белена. Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода». | Белладонна относится к ядовитым растениям: у нее ядовиты все части, включая и плоды. Бывали случаи, когда люди отравлялись мёдом, который был выработан из пыльцы белладонны. Белладонна очень опасна для детей: всего две ягодки этой «бешеной вишни» приводят к смерти ребенка. Но вот птицам эта ягода нипочем: дрозд, скворцы и другие птицы могут без опаски склевать эту ягоду. Позднее выяснилось, что настои на её листьях, если принимать их с осторожностью, оказывают лечебное и болеутоляющее воздействие. Раньше белладонну использовали для вызова видений — это одно из растений, с которым практически у всех ассоциируется колдовская сила и магия. Одним из самых страшных способов применения этого растения ведьмами было его использование для приглушения боли во время сжигания на костре. Когда осужденную на казнь ведьму вели на костер или эшафот, в толпе, окружавшей ее, почти всегда находились еще несколько ведьм, одна из которых пыталась незаметно передать несчастной немного белладонны. Та проглатывала зелье, и это облегчало ее путь в мир иной. В старые времена колдуньи называли это растение просто ядом, и оно всегда входило в состав так называемой "летательной мази". | Пьеса Валерия Шульжика «Четвёртый поросёнок» (мультфильм «Приключения поросёнка Фунтика»), А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Одолень - трава | Кувшинка или водяная лилия | Есть такое поверье, что одолень-трава буквально соответствует своему имени. Ее с давних пор наделяли самыми волшебными свойствами. Ведь предки наши во многих, даже совершенно обычных, явлениях видели «злые чары». Просто объяснить их не могли. Спастись и защититься помогала одолень-трава. Ее наделяли самыми невероятными свойствами. Ведь скромное растение проявляет истинный героизм, поднимая свои великолепные цветы из-под воды. Предки наши думали, что раз оно может преодолевать давление, рождая невероятную красоту, значит, в нем таится магия невероятной мощи. | «Крупенич -ка» |
Разрыв-трава | Недотрога бальзаминовая, или Бальзамин садовый | Родиной растения является Китай. Недотрога бальзаминовая культивируется в южных областях Дальнего Востока, в Средней и Малой Азии, в Южной Европе, а также в Индии и Японии. Разрыв-трава - согласна славянской мифологии, магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов. Считается, что поиск такой травы - очень трудное дело. | П. Засодимский« Разрыв-трава» |
Крапива | Крапива | Крапива – знаковое растение для славянской культуры. Ее можно найти в разных поверьях и обычаях. Это растение олицетворяет дух нашей родной природы. Слово же «крапива» пришло к нам из древнерусского значения слова «шёлк», или коприна. Из крапивы делали ткань. И ткань очень прочную. А уж лечебные свойства крапивы вообще трудно перечислить, настолько их много. Триста лет назад, когда и знать не знали о том, что растения убивают микробов, русские знахари использовали крапиву для заживления ран и излечивания последствий ранений. Современная наука подтвердила целебные свойства этого растения. Наши предки были уверены в том, что крапива защищает дом от злых духов. Для этого пучки крапивы развешивались над дверями и окнами, а также плелись коврики из крапивы. Такой коврик клали возле двери – и кто бы в дом ни вошел, он не мог причинить его обитателям никакого зла. Весной из крапивы варят вкусные щи. | Г. Х. Андер- сен «Дикие лебеди» |
Приложение 2
Читательский дневник школьника
«Сказочные растения»
Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.
Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. "Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана", - вспоминал сказочник. История рассказывает о девочке, узнавшей о балах, на которых встречаются и танцуют цветы. Совершенно случайно однажды ночью Ида одним глазком увидала такой бал, на котором узнала, что цветочки можно спасти от гибели, посадив их в землю...
В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.
Вы любите тайны и волшебство? Хотите узнать самый-самый важный секрет? Слушайте внимательно, только тсс, никому ни слова! Добрые маленькие феи и эльфы - герои многих сказок и легенд - не красивая выдумка. Они существуют на самом деле! У них есть помощники, враги и даже волшебная королева. Они ссорятся, мирятся, дружат и, как и мы, любят красивые цветы... Но если вы не верите в чудеса, если не хотите узнать о прекрасном мире фей и эльфов - ни в коем случае не открывайте эту книгу!
Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника, отправились в дремучий лес, чтобы отыскать волшебный синий цветочек, который поможет их маме скорее выздороветь. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга. Посадив детей в клетку, она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей - Полкана, Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться, уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.
В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.
Маленькая девочка Анни из книги известного во всём мире бельгийского поэта и писателя К. Мориса, из собственного любопытства и волею случая попадает в Королевство цветов - тот самый источник жизнерадостности. Королевство живёт своей обычной для цветов и удивительной для людей жизнью. С поразительной выдумкой и фантазией, основанной на прекрасном знании природы, автор описывает жизнь цветов. В этой жизни находится место и приключениям, и любви и дружбе. И конечно же, у сказки счастливый конец - благодаря вере, надежде и безграничной материнской любви Анни возвращается на Землю.
Одна из замечательных современных волшебных сказок. Обычная девочка в трудный для себя момент встречает бабушку-волшебницу и получает в подарок волшебный цветок, исполняющий семь желаний - по количеству лепестков цветка. Сказка наглядно показывает, что не потребительские желания доставляют удовольствие от волшебства, а доброта и милосердие приносят настоящую радость.
Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!
Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.
Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном...
Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, - «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше».
Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.
Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».
Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.
В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.
В политических сказках о растениях освещаются не совсем детские темы - революционная борьба угнетенных с угнетателями. К примеру, любимая детьми сказка известного итальянского писателя ДжанниРодари "Приключения Чиполлино". Герой сказки мальчик-луковка Чиполлино защищает неимущих бедняков от несправедливости, борясь с властью с помощью своих друзей. Люди в виде живых фруктов и овощей в сказке совершают человеческие поступки, ошибки, их поведение совершенно не отличается от поведения обычных людей различных сословий. Сказка ориентирует детей на настоящую дружбу, честность, преданность и героизм.
Сказка латышской писательницы повествует о приключениях маленького Желудька в лесу и в городке насекомых Травушкине. Захватывающие события, происходящие с Желудьком, заставляют перечитывать детям эту историю много раз. Сказка дает упрощенное представление детям не только о строении желудя, но и о многих насекомых - пауках, пчелах, муравьях.
Более половины века назад латышская писательница Анна Саксе записала несколько небольших историй для детей, которые она объединила в одну книгу "Сказки о цветах". Это удивительная книга не просто сказки о самых разных цветах, а сказки, мифы и предания со всех уголков мира. Цветы и деревья в волшебном саду умеют говорить человеческими голосами, многие из них - в прошлом заколдованные люди. Они рассказывают маленьким читателям свои истории (веселые, трогательные или печальные), повествуют о своих судьбах и разных странах.
«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей, живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.
В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.
Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия... Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и - синий. А мой синь-цветок - голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее - измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил...
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем "Осенний дождь"
Белый лист
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Крутильный маятник своими руками