Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.66 МБ |
Выступление на конференции | 34.89 КБ |
Слайд 1
Выполнила: Георгинова И.В., ученица 3А класса МБОУ г. Мурманска СОШ № 42 имени Е.В. Шовского Руководитель : Туваева О.А., учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ№ 42 имени Е.В. Шовского Роль сказки в жизни человекаСлайд 2
определить, чем обусловлена популярность сказок и какую роль играет сказка в жизни человека Задачи исследования рассмотреть историю появления и описать особенности сказочных произведений; выявить, какие функции выполняют сказочные произведения; провести опрос среди школьников с целью выявления их отношения к сказкам, проанализировать полученные данные; провести анализ сказок, составленных самостоятельно учениками начальных классов. Цель исследования
Слайд 3
Сказка - это произведение устного народного творчества или литературное произведение вымышленных событиях. Структура сказки : 1.присказка 2. зачин 3. основная часть 4. концовка Определение сказки
Слайд 4
Функции сказочных произведений 1 . Сказка воспитывает 2 . Сказка развивает память, фантазию, воображение, речь 3. Сказка успокаивает, помогает побороть страхи и переживания
Слайд 5
4 . С помощью сказок люди передавали знания и представления о мире 5 . В сказках описываются народные традиции и обряды
Слайд 6
1.Нравятся ли Вам сказки? Результаты анкетирования 2 . Читали ли Вам в детстве сказки?
Слайд 7
3. Читали ли Вы в детстве сказки? 4. Нужны ли нам сказки?
Слайд 8
5. Какова роль сказки?
Слайд 9
2 класс – «Сказка о рыбаке и рыбке» 3 класс – « Винни-пух и все-все-все» 4 класс – «Сказка о потерянном времени» 7 класс – «Колобок» 8 класс – «Колобок» 9 класс – «Колобок» Рейтинг сказок среди школьников 1 место – «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина 2 место – «Сказка о царе Салтане …» А.С. Пушкина 3 место – «Колобок» 6. Мои любимые сказки
Слайд 10
Каменоломка Сказка о принцессе Морковке Петушок и курочка Сказка о коралле Сказка о рыбках Сказка о рогозах Сказка о малине Сказка о груше Сказка о птичке Сказка о подсолнухе Сказка о георгине Сказка о страшном звере Сказка о принцессе Морковке Сказка о непослушном котенке Сказки, составленные учениками 2 класса
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Оглавление
Введение.....................................................................................................................с.2
I Теоретическая часть
1.1. Происхождение и определение сказки.............................................................с. 3
1.2.Функции сказочных произведений....................................................................с.4
II Практическая часть
2.1. Анализ результатов анкетирования................................................................с.6
2.2. Анализ творческих работ школьников ............................................................с.7
Заключение...............................................................................................................с.8
Список литературы................................................................................................с. 9
Приложение 1 Результаты анкетирования по сказкам
Приложение 2 Сказки, составленные школьниками самостоятельно
Введение
Знакомство со сказками начинается в раннем детстве. Сказки – одни из первых произведений, содержание которых ребенок запоминает и учится воспроизводить. Сначала сказки читают детям родители дома, затем - воспитатели в детском саду. Как правило, именно сказки прочитывают дети первыми, когда учатся читать. Став школьниками, мы встречаемся со сказками на уроках литературного чтения. Вместе с учителем мы анализируем сказочные произведения, оцениваем поступки персонажей, запоминаем содержание сказок. Возникает вопрос, почему сказке отводится такая большая роль в нашей жизни?
Актуальность темы объясняется тем, что сказочные произведения остаются популярными на протяжении долгого времени, и в наше время создаются новые сказки и появляются новые персонажи.
Цель исследования:
- определить, чем обусловлена популярность сказок и какую роль играет сказка в жизни человека;
Задачи исследования:
-рассмотреть историю появления и описать особенности сказочных произведений;
- выявить, какие функции выполняют сказочные произведения;
- провести опрос среди школьников с целью выявления их отношения к сказкам, проанализировать полученные данные;
- провести анализ сказок, составленных самостоятельно учениками начальных классов.
Предмет исследования - функции сказочных произведений.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, классификация).
2. Социологический метод (анкетирование).
Обзор литературы
Определение сказки дается в толковых словарях русского языка. Описание жанровых особенностей сказки предлагается в литературных энциклопедиях. Детальному рассмотрению сказки, ее видов, композиционных особенностей посвящены работы Аникина В.П., Пименовой М.В., Никифорова А.В., В.Я. Проппа А.И. др.
I Теоретическая часть
Сказки возникли в глубокой древности.
Само слово сказка, как и однокоренные слова "рассказ", "наказ", "приказ" происходит от древнерусского слова "съказъка" от слова "казать", которое обозначало"говорить". Первоначально это слово использовалось в суде. Сказками назывались показания свидетелей, ответы на запрос, протоколы дознания, сведения, добытые путем расспросов. Поскольку сказкам не очень доверяли, в дальнейшем слово сказка стало означать занимательный и нравоучительный рассказ фантастического характера. К 19 веку сказка приобрела свое современное значение. До этого времени в этом значении использовалось слово "баснь".
Определение сказки как жанра было дано только в 17 веке. Научный интерес к сказкам возник в 18 веке. Многие исследователи посвятили свои работы изучению сказок (В.Н. Татищев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, В. Бобров, А.М. Смирнов,С.В. Савченко, М. Горький, Ю.М. Соколов, М. Азадовский, Р.М. Волков, В.Я. Пропп, В.М. Жирмунский и др.).
Сравнив несколько определений сказки, предлагаемых в современных словарях и энциклопедиях, мы пришли к выводу о том, что в основе сказки лежит вымысел. Это могут быть выдуманные лица или события. Кроме того, исследователи относят к сказкам произведения устного народного творчества и литературные произведения. Как правило, сказка имеет прозаическую форму.
С точки зрения композиции, исследователи выделяют такие части сказки, как: присказка, зачин, основная часть и концовка. Присказка подготавливает слушателя, настраивает его на восприятие сказки. В зачине рассказывается о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке. В основной части описываются главные события: странствия героя, встреча героя с друзьями или врагами, бегство, погоня и, наконец, победа героя. Последние слова сказки - это концовка, где рассказывается о том, чем закончилась история. В концовке сказочник часто обращается к слушателям или рассказывает о самом себе как участнике сказочных событий.
Таким образом, сказка - это произведение устного народного творчества или литературное произведение о вымышленных событиях. Сказочные произведения имеют четкую схему построения.
1.4. Функции сказочных произведений
В ходе анализа литературы нам удалось выявить, что сказки выполняют разные функции.
Во-первых, сказки играют важную роль в воспитания личности. С помощью сказок ребенок знакомится с миром человеческих взаимоотношений, учится понимать, что такое хорошо и плохо.
Во-вторых, велика роль сказок в обучении детей. Чтение сказок развивает воображение, творческие способности детей. Они быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Кроме того, ученые отмечают, что сказка благотворно влияет на психику ребенка. С помощью сказок можно помочь ребенку побороть страхи, справиться с переживаниями. Сказки помогают успокоить ребенка.
В ходе исследования выяснилось, что изначально с помощью сказок люди передавали знания и представления о мире. Оказывается, многие русские народные сказки, которые хорошо всем знакомы с детства, имеют более глубокий смысл и значение. Например, полная версия сказки "Колобок" рассказывает о том, что колобок, убегая от каждого из зверей (зайца, волка, медведя), терял по кусочку, потому что они успевали откусить от его бока. Добежал до лисы уже огрызок колобка. Лиса проглотила колобка, подавилась и выплюнула. Колобок радостный побежал к этим же зверям в обратном направлении, требуя отдать откушенное. Звери отдали ему кусочки. Вернулся Колобок на окошко к бабушке и дедушке целым и невредимым. Оказывается, в этой сказки нет никакого урока. Она рассказывает о Луне. Лиса, проглотившая Луну - это Солнце, проглотившее Луну. Речь идет о лунном затмении. Звери - заяц, волк и медведь - это созвездия. Процесс откусывания животными кусочков показывает, как луна меняет свои фазы. Таким образом, в сказке "Колобок" настоящие персонажи - это не животные, а космические объекты [Пименова ; с. 3].
Далее, традиционный вариант народной сказки "Курочка Ряба"звучит так: Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое! Ключевые слова здесь "Курочка ряба", "золотое яичко", "пробежавшая мышка", "дед и баба". У многих народов яйцо - это символ мира. Разбитое яйцо - символ созданного мира. Рябой цвет значит пестрый, не белый, не черный. А пестрота описывала беспорядок, хаос. Получается, что в сказке описывается, как из хаоса появился наш мир. Дед и баба есть практически в каждой сказке и символизируют наших предков. В русской культуре Мышь тоже относится к предкам. Домашние мыши считались духами дома. Кроме этого, в "Этимологическом словаре" Макса Фасмера пишется, что от слова «мышь» произведено «мышина тропка» - "млечный путь" [Этимологический словарь; с.27]. То есть за образом мыши скрывается звездное небо. А звезды славян - это души те, кто умер. По версии сказки, мир был создан нашим предками в области Млечного пути.
В сказках часто рассказывается о об испытаниях, выпадающих на долю детей. Это обряды инициации. Под инициацией понимается совершение обрядов, связанных с переходом человека из одного возраста в другой (младенчество, детство, отрочество и т.д.) [Пименова; с. 11]. Возраст определял навыки и умения, которыми должен был овладеть человек. О взрослении девочки говорится, например, в сказке "Маша и медведь". Девочка в первый раз в жизни идет в лес без взрослых с подружками. Заблудившись, она набредает на избушку медведя. Остается в ней, готовит, убирает, придумывает хитроумный план возвращения домой. Этой девочке приблизительно 7-8 лет. Именно в этом возрасте девочка должна была ориентироваться в чужом пространстве, наводить порядок в доме, рукодельничать, заботиться о других, готовить и т.д.
В сказке «Гуси-лебеди" описывается взросление мальчика. Если мальчика смогли поднять на себя гуси, он еще не говорил, не ходил и ничего не умел, то ему примерно полгодика. В сказке Баба-Яга кладет его в печь. Причем, в сказках в печь кладут только мальчиков! У русского народа существовал обряд перепекания ребенка [Топорков; с. 304]. Если ребенок рождался недоношенным или имел слабое здоровье, его сажали на лопату и трижды засовывали в печь. При этом ребенка обмазывали тестом, чтобы не было ожогов. После перепекания тесто снимали и закапывали в землю. Этот обряд был направлен на укрепление здоровья. Интересно, что Баба-Яга становится важным персонажам, а мы привыкли видеть в ней отрицательного героя, которого все дети обычно боятся.
Таким образом, сказки играют воспитательную, обучающую и психологическую функции. Кроме того, сказки являются настоящей энциклопедией жизни. Читая сказки, мы прикасаемся к истории, узнаем о традициях и обычаях наших предков.
II Практическая часть
2.1. Анализ результатов анкетирования
В процессе подготовки данной работы было проведено анкетирование среди школьников с 1 по 9 классы. Цель состояла в том, что определить их отношение к сказкам, выявить, какую роль школьники отводят сказкам. Количество опрошенных школьников – 167 человек.
Проанализируем ответы на вопросы (см. Приложение 1).
На первый вопрос большинство школьников ответили утвердительно. Данный факт подтверждает тезис о том, что сказка всеми нами любима с детства.
На второй вопрос большая часть детей ответили утвердительно. Большинство школьников выбрали утвердительный ответ на третий вопрос. Это подтверждает наш тезис о том, что большинство детей, научившись читать, выбирают сказки для самостоятельного прочтения.
Большинство школьников дали утвердительные ответы на четвертый вопрос. Важно отметить, что чем старше школьники, тем больше было отрицательных ответов. Этот факт можно объяснить тем, что сказки в основном читаются в детстве, в начальной школе. В старших классах они знакомятся с другими литературными жанрами и их предпочтения меняются.
При ответе на пятый вопрос о роли сказок большинство детей отметили важную роль сказок в понимании добра и зла и развитии фантазии.
Интересно, что те варианты ответов, которые школьники предложили сами, описывают воспитательную или обучающую функции сказок. Стоит отметить, что полученные ответы совпадают с приведенным в теоретической части работы мнением ученых, педагогов и психологов.
В каждом классе удалось определить самые любимые сказки. Так, второй класс выделил «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. В третьем классе большинство голосов получила сказка «Винни пух и все-все-все». Четвертый класс выбрал «Сказку о потерянном времени». В седьмом, восьмом девятом классах большинство голосов получила русская народная сказка «Колобок».
В результате наблюдения за ответами удалось выделить три сказки, которые указали школьники в каждом классе. Это две литературные сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» и русская народная сказка «Колобок» (см. Приложение 1).
2.2. Анализ творческих работ школьников
Сказка сопровождает нас с раннего детства. Мы читаем и пересказываем сказки дома, в детском саду и в школе. Чем больше мы занимаемся сказками, тем лучше понимаем, как она устроена.
Автором рабочей тетради по окружающему миру для 2 класса было предложено задание составить сказочную историю о дикорастущем или культурном растении и о домашнем или диком животном [Плешаков; с.50, 53].
Анализ работ показал, что дети хорошо знакомы с особенностями сказок. В работах описываются вымышленные герои (принцесса Морковка, принц Баклажан, колдун Помидор) и события. Животные и растения олицетворяются, приобретают человеческие черты. Например, «рогозу было одиноко, и он очень грустил», «курочка по хозяйству хлопотала», «у подсолнуха была мечта увидеть мир», «рыбки говорили человеческим голосом» и др. (см. Приложение 2).
В работах школьников сохранены и правильно расположены основные части сказки. В зачине сообщается, о ком пойдет речь в сказке, когда и где происходили сказочные события, используются характерные для зачинов слова, например, «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и др. Примеры зачинов: «Жил-был кот Васька», «Жила-была принцесса Морковка», «Давным-давно много веков назад жил цветок в Южной Америке, похожий на солнышко», «Однажды в тридесятом королевстве был издан указ и др. В основной части рассказывается об испытаниях, через которые проходят главные герои. В итоге, побеждает добро, мечта исполняется, трудное задание выполнено.
Среди сказок, составленных детьми, есть такие, которые полностью основаны на вымысле, а есть произведения, в которых присутствует вымысел и воспроизводятся реальные события. Например, в сказке о Георгине указывается точное место, где впервые росли эти цветы. Имя главного персонажа Георги совпадает с именем ученого, открывшего этот цветок. Включение в сказку реальных персонажей, событий, мест и времени легко объяснимо. Еще в глубокой древности с помощью сказок люди передавали знания о мире, природе. Эта особенность сказок сохраняется и в современных детских сказках.
Сказки детей отличаются разнообразием персонажей и событий. Вместе с тем, работы детей соответствуют всем особенностям построения сказочного произведения. Включение подобных заданий позволяет школьникам проявить свои творческие способности и фантазию, попробовать себя в роли сказочника.
Заключение
Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Корни сказок уходят в глубокую древность. Сначала с помощью сказок люди передавали друг другу знания о мире. В сказках описывались особенности быта, традиции и обычаи. Читая сказки, мы можем прикоснуться к прошлому. Интересно узнать, каким люди представляли себе мир в разное время.
Затем сказки стали важным инструментом в процессе воспитания детей. Удивительно, что с помощью сказки можно повлиять на личность, способствовать формированию положительных качеств, корректировать поведение. Сказка активно используются психологами в борьбе с детскими страхами и переживаниями. Сказочные произведения благотворно влияют на формирование личности ребенка.
Велика роль сказки и в процессе обучения. Слушая и читая сказки, дети учатся правильно и красиво говорить, строить связную речь, увеличивают свой словарный запас. С помощью сказок можно знакомить ребенка с новым материалом, например, буквами и цифрами, миром природы.
Указанные функции сказочных произведений объясняют, почему сказки всегда популярны.
Результаты проведенного анкетирования показали положительное отношение школьников к сказкам, подтвердили важную роль сказки в воспитании и обучении.
Анализ работ школьников по составлению сказок показал, что дети хорошо знакомы с особенности построения сказочных произведений.
Таким образом, сказки играют важную роль в нашей жизни. Данный факт объясняется удивительными свойствами этого жанра. Сказки хранят в себе много тайн. Многие особенности сказки могли бы стать предметом дальнейшего исследования. Так, можно уделить внимание изучению цифр в сказочных произведениях. Можно заметить, что в сказках наиболее часто встречаются такие цифры, как 3, 7 и другие. Интересно узнать, почему именно эти цифры являются наиболее употребительными и каково из значение.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.- 208 с.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 1 класс учебник, М.: Просвещение, Ч. 1, 2012. - 80 с.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2 класс учебник, М.: Просвещение Ч.1,2018. - 223 с.
4. Никифоров А.И. Сказка и сказочник. М., 2008. - 376 с.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь 2 класс, М.: Просвещение,2016, Ч.1. – 100с.
6. Пименова М.В. Русская сказка: учебное пособие. Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2012, серия Славянский мир. Вып. 8. -68 с.
7. Топорков А.Л. Перепекание ребенка// Славянская мифология: энциклопедия. - М.: Эллис Лак, 1995. - 2с.
8. Усова И.В. Сказка лечит душу. Сказкотерапия - универсальный язык: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/08/statya-skazka-lechit-dushu-skazkoterapiya
Словари и энциклопедии
1. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова, М.: "Альта-Принт", 2009. -1239
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина. М: НПК "Интелвак", 2001. -1600 с.
3. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный под. ред. Ефремовой Т.В.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
4. Современный толовый словарь русского языка в 3-х томах, М., 2005. - 1168 с.
5. Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю., Шведовой, М., 1996.- 928 с.
5. Этимологический словарь русского языка Макса Фисмана, М.: "Прогресс", 1987. - 864 с.
Интернет ресурсы
1. http://hobbitaniya.ru/
2.https://ru.wikipedia.org
Мост Леонардо
Для чего нужна астрономия?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Бабочка
Эта весёлая планета