В данной творческой работе описываются обычаи,традиции,ценности народов Якутии.
Вложение | Размер |
---|---|
Культура и традиции эвенков. | 33.43 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа »
Научно-исследовательская работа
«Отражение культурных традиций в свадебных обрядах якутов и эвенков»
Автор: ученица 6 класса Тарасова Арина
Руководитель: Шорохова А.В.,учитель географии
Консультант: Шмайхель Е.В.,
сотрудник краеведческого музея г.Ачинск
Ястребово , 2020.
Содержание
Актуальность моей работы заключается в том, что культуру коренных народов Якутии, ставшую результатом длительного приспособления к экстремальным природным условиям, можно действительно считать памятником человеческим усилиям. Однако сегодня процессы глобализации и индустриализации представляют угрозу для уникальных этносов, так как современное поколение все больше и больше отходит от традиций, обычаев, теряя богатейший и ценнейший опыт прошлого [1].
Проблематика данного вопроса заключается в том, что уходят в пучину времени ценнейшие традиции разных народов, в том числе якутов и эвенков.
Гипотеза: Свадебные обряды якутов и эвенков схожи.
Объект исследования: Свадебные обряды.
Цель:выявление сходств и различий между свадебными обрядами якутов и эвенков.
Задачи:
- изучить свадебные обряды якутов;
- изучить свадебные обряды эвенков;
- Сравнение и анализ свадебных обрядов якутов и эвенков;
- выявить влияние культурных традиций на совершение свадебных обрядов народов Якутии;
- воспитывать уважение к традициям и обычаям народов Якутии.
Яку́ты—народ тюркской группы алтайской языковой семьи, коренное население Якутии. Сами якуты называют себя - саха. Предками современных якутов по самой распространенной гипотезе, является кочевое племя курыканов[2] хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. По некоторым предположениям, курыканы пришли в район озера Байкал с реки Енисей из Красноярско-Минусинского региона[2]. К XV веку якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее[3]. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело. Согласно якутским легендам[3], предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск.
Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что в России проживало 478,1 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Бурятии, Иркутской, Новосибирской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ[2].
2.2. Свадебные обряды якутов
Якутские народные традиции отражаются во всех видах жизнедеятельности, в том числе и в совершении свадебных обрядов.
Молодые люди выбирают себе супругу или супруга по своей воле (в старину выбором жениха или невесты занимались родители), не забывая про общепринятые нормы. Самая главная из них – нельзя жениться на братьях и сестрах. В Якутии близкими родственниками считаются семь поколений одного предка. До свадьбы молодые не должны встречаться наедине. Рядом с девушкой обязательно должна находиться либо родственница, либо подруга.
Свадьбы у якутов обычно назначались зимой, когда было много заготовленного мяса. Время для свадьбы выбирается стороной невесты. Данное обещание при этом будущая невеста должна закрепить платком или кольцом.
Сватовство и выкуп проходили таким образом: в этот день невеста должна сидеть дома, ей нельзя выходить на улицу. А ее родители отправляются к жениху за калымом. По традиции, родители невесты расхваливают свою дочь и ее достоинства, чтобы она им заранее понравилась[4].
В наше время калым измеряется деньгами, но в старину эта традиция включала в себя плату животными, шкурами и мясом.
Традиционно родители невесты готовили приданое - это роскошно украшенные платья и наряды, которые свидетельствуют о богатстве семьи.
Калым и сейчас практикуется в якутских свадьбах. Только это скорее увеселительное развлечение и дань старым традициям.
Традиционное свадебное одеяниеякутов изготавливалось исключительно из натуральных материалов: мех, ровдуга (замша из оленьей или лосиной шкуры) и кожа. Прическа для якутов имеет специфическое значение: свободные и незамужние женщины в Якутии могут ходить с непокрытой головой. Волосы при этом заплетаются в косы. Но, выйдя замуж, молодая жена на следующий день после свадьбы обязательно должна начать носить головной убор. По правилам, с непокрытой головой ее теперь может видеть только муж[4].
Обрядом благословения раньше занимался шаман, который следил за проведением всей свадебной церемонии. Жениха и невесту сажали в разные юрты, где их окуривали дымом бересты. Это ритуал очищения тела и души молодоженов от сглаза, злых духов и другой черни. Завершался обряд благословения ритуальным обходом вокруг будущего жилья. После этого они могли считаться законными супругами.
Похожим традиционным для якутской свадьбы обрядом считается алгыз – благословение. Это древний тюркский обычай, направленный на то, чтобы все божества смотрели на гостей с улыбкой и были благосклонны к молодоженам. Он сохранился в нынешнее время. Часто благословение молодых проводят отец невесты или свекровь. Этот ритуал сопровождался нанесением угля или золы на лоб молодых для защиты жизни и здоровья. Ритуальный огонь задабривается дарами, после чего невесту и жениха обкуривают дымом горящего конского волоса. После этого молодожены могут взяться за руки. У якутов есть ушедшая в прошлое традиция– во время свадебных мероприятий одевать на невесту защитные обереги, чтобы в будущем сберечь ее семью от болезней, злых духов и сглаза.
Из-за сильных морозов, так как зимой в Якутии очень холодно, праздничный стол на свадьбе изобилует в основном традиционными блюдами из оленины, жеребятины и рыбы. Пьют вино и знаменитый кумыс из кобыльего молока.
Гости и испытания: по традиции, после застолья и танцев никто из гостей не расходится по домам. Так что родителям невесты необходимо позаботиться о том, где их можно будет разместить на ночь. Сама же молодая в этот день и несколько других будет проводить время не дома, а у новых родственников. Только утром гости расходятся по своим домам, оставив наедине родителей невесты и ее жениха. Казалось бы, свадьба закончилась, но нет – для молодого человека свекор заранее готовит ряд испытаний, которые тот должен будет пройти. И только потом, спустя несколько дней, ему можно идти домой. После этого он вправе находиться в доме невесты и видеться с ней в любое время.
Девушка в свою очередь тоже проходит ряд испытаний, чтобы иметь право приходить в дом к суженному. После этого по обычаям и традициям Якутии они могут считаться мужем и женой.
В нынешнее время подобные испытания для молодоженов если и проводятся, то скорее условно.
Эве́нки –коренной народ Восточной Сибири, который принадлежит к тунгусо-маньжурской группе алтайской языковой семьи. Сами себя эвенки называют эвенкил. Также для обозначения данного народа применяют названия – тунгусы, хамниганы, орочоны. Эвенки также проживают в Монголии и на северо-востоке Китая.
По мнению ученых-этнографов, эвенки сложились в результате смешения народов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Особенности формирования тунгусского этноса привели к тому, что для них характерны три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.
До прихода русских землепроходцев в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны), а также на побережье Байкала.
2.4. Свадебные обряды эвенков
Эвенкийские свадебные обряды имеют много сходных черт с другими народами. Выбор жениха или невесты для своих детей осуществляли родители, которые могли заключить договор даже до появления в семье ребёнка. Эвенки строго следили за тем, чтобы будущие молодожёны принадлежали к разным родам.
На сватовство являлись сам жених и сват – знатный и уважаемый пожилой человек.
На это мероприятие нужно было одеваться особым образом, поэтому цель визита не оставалась загадкой для родителей девушки. Сват молча заходил в чум и подкладывал хворост или дрова в огонь, чтобы отмести все возможные недомолвки. Невеста в это время уходила из дома, чтобы не мешать встрече, и ожидала специального приглашения. Жених тоже не участвовал в разговоре свата и родителей невесты. Сват предлагал свой табак матери и отцу девушки, и в том случае, если они соглашались, вопрос о женитьбе считался решённым.
В случае отказа мужчина и женщина закуривали свой табак. Тогда жених и сват прощались и отправлялись домой[4].
Во время сватания обсуждали размер калыма – выкупа, который молодой человек должен выплатить родителям невесты. Жених, в свою очередь, имел право поинтересоваться приданым, и если оно было слишком маленьким, требовать дополнить его.
Ради справедливости следует отметить, что у эвенков калыму и приданому не отводилась важная роль, основным фактором считались личные качества молодоженов. Когда бы не проходило сватовство, свадьба назначалась на весну, поскольку к этому времени уже завершался отёл оленей и появлялась первая трава, поэтому выпас проходил легко. После сватания семейства жениха и невесты постоянно кочевали по направлению друг к другу, и к моменту свадьбы они были соседями.
Участие шамана в свадебной обрядности тунгусов было обязательным. Шаман не должен был допустить «злых духов» туда, где совершалось заключение брака. Он добивался этого как камланием, так к окуриванием местности дымом. Прежде чем отец невесты и его родственники приступали к дележу калыма, шаман бросал в огонь кусочек мяса жертвенного оленя и тем самым производил очистительную операцию [3]. Позднее роль шамана несколько изменилась. К концу XIX—началу XX в. шаман, присутствовавший на тунгусской свадьбе, либо пел, либо произносил благопожелания молодым. Он выступал уже не как шаман, а как «артист».
К концу XIX—началу XX в. свадебные традиции тунгусов претерпели значительные изменения, причиной чему были их длительные тесные связи с соседями, в том числе русскими старожилами, христианизация, распад родовых отношений, а также переход части тунгусов к полуоседлому и даже оседлому быту.
На свадьбу надевали самые дорогие и яркие наряды. Олень, на котором невеста ехала в чум к жениху, наряжался специальным седлом и попоной, уздечка украшалась узорами из бисера. Девушка три раза объезжала вокруг чума, а мужчины в это время стреляли в воздух. Затем молодая заходила в жилище, и все члены семьи вместе с ней водили хоровод вокруг костра по ходу движения солнца. По очереди молодым давали своё благословение родители жениха и невесты.
Свадьба превращалась в долгожданный веселый праздник. Невеста и жених особо выделялись своими нарядами. Когда все было готово к свадьбе, из стойбища жениха целая свита отправлялась за невестой. Сам жених в этом не участвовал. По обычаю, его в это время не должно быть в стойбище.
Подъехав к чуму жениха, невеста в сопровождении женщин объезжала его вокруг три раза по направлению хода солнца, а мужчины при каждом повороте стреляли в воздух холостыми патронами, после чего невеста с сопровождающими подъезжала к входу в чум. Войдя в просторную юрту, все во главе с невестой брались за руку и обходили костер-очаг три раза тоже по движению солнца, затем женщины из рода жениха усаживали невесту на почетное место[4]. После этого друзья приводили жениха и сажали с невестой так, чтобы она сидела от него справа. Затем усаживались гости и родные с обеих сторон. Тогда вставали родители невесты и молодые получали от них благословение, затем их благословляли родители жениха.
Свадебное угощение отличалось обилием. С обеих сторон щедро одаривали огонь в очаге, чтобы у молодых сложилась счастливая семейная жизнь. Свадебные обряды сопровождались песней-танцем (хоровод-икэвун), который мог длиться с вечера до утра, состязанием певцов, сказителей из различных родов, охотничье-спортивными играми, в которых основную роль занимали скачки на оленях, борьба, стрельба, поднятие тяжестей и игры-смекалки. На празднике должно было быть много угощений, гости пели и плясали до самого утра, рассказывали длинные истории, проводили состязания по скачкам, борьбе, стрельбе и пр[4].
3. Заключение
Изучив якутские и эвенкийские свадебные обряды, мы пришли к выводам:
I. Сходства в якутских и эвенкийских свадебных обрядах:
1) нельзя жениться на родственниках или представителях своего рода;
2) характерен калым - плата; выкуп родителям или родственникам невесты;
3) свадебные одеяния шились из натурального материала: мех, ровдуга (замша из оленьей или лосиной шкуры), кожа;
4) невестами совершались обход будущего жилища по ходу солнца;
5) обряд благословения молодых проводили шаманы или старшие родственники окуриванием «алгыс» у якутов, ;
6) массовые гуляния двух родов длились несколько дней с проведением состязаний (скачки, борьба, стрельба, свадебные песни, конкурсы сказителей, на смекалку и тд);
7) пиршество длилось несколько дней – забивалось очень много оленей, скота;
8) после замужества женщины не должны ходить с непокрытой головой;
9) молодым женам запрещалось после замужества несколько лет навещать своих родителей.
II. Различия в проведении свадебных обрядов якутов и эвенков.
Якутские свадебные обряды:
1) молодожены осуществляли в основном свободный выбор;
2) невеста просила разрешения на вход в жилище – приносила жертву очагу: в старину наливали кровь оленя на очаг, в наше время бросают в огонь лучину или кусочек жира;
3) число оленей калыма должно быть нечетным- кэлтэгэй;
4)Благословение у якутов проходило также намазыванием углем или золой между газами в знак защиты от злых сил;
4) в знак родства представители двух родов выпивали кумыс из одного деревянного кубка – одногогочорона, пуская по кругу;
5) жених и невеста проходили испытания в новых семьях – они могли длиться несколько дней;
Эвенкийские свадебные обряды:
1) выбор жениха или невесты осуществляли родители (даже до рождения ребенка);
2) во время сватовства представители жениха предлагали родителям невесты закурить свой табак – если те соглашались – брали табак, предложенный сватами, если закуривали свой табак – отказ в родстве;
3) свадьбы проводились весной, после отела оленей, в пору зеленой молодой травы.
Таким образом, сходные природные условия, одинаковые виды хозяйственной деятельности привели к тому, что народы Якутии имеют очень много черт культурного наследия.
Список литературы
Нора Аргунова. Щенята
Знакомимся с плотностью жидкостей
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Эта весёлая планета
Рисуем подснежники гуашью