Введение
Этика человеческих отношений требует от людей честности, правдивости. Лжецов и обманщиков не любят и осуждают. Так почему же люди лгут? Ведь с детства мы слышим, что обманывать нехорошо. Однако первые из первых произведений, с которыми мы знакомимся, - это сказки. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Чем старше становимся, тем яснее видим присутствие лжи вокруг нас. Обманывать, конечно, плохо, но ведь есть же какая-то причина, которая заставляет нас говорить неправду. Возможно, это страх наказания за содеянное, возможно, нежелание обидеть своей правдой дорогого человека, стараясь уберечь его от волнений и слёз. Может быть, мы своей ложью спасаем кого-то. А может ли ложь быть спасением? Вот над этим стоит подумать. А какая она бывает, святая ложь или ложь во спасение?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._lozh_vo_spasenie.docx | 44.98 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27
имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Содержание
Тема исследовательской работы: «Возможна ли ложь во спасение?»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ложь в мире была, есть и, наверное, будет.
Целью данной работы является анализ и систематизация знаний по проблеме лжи во благо.
Гипотеза: человек может солгать для блага ближнего.
Задачи, которые мы ставим перед собой:
Предмет исследования: ложь во благо.
Объектом исследования: художественная литература, взрослые и дети.
Методы исследования:
План исследования:
1.Работа со словарями.
2.Изучение литературных источников.
3. Социологический опрос.
4.Анализ социологического опроса.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что полученные результаты дадут возможность понимать, какую же ложь можно считать ложью во спасение.
Введение
Этика человеческих отношений требует от людей честности, правдивости. Лжецов и обманщиков не любят и осуждают. Так почему же люди лгут? Ведь с детства мы слышим, что обманывать нехорошо. Однако первые из первых произведений, с которыми мы знакомимся, - это сказки. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Чем старше становимся, тем яснее видим присутствие лжи вокруг нас. Обманывать, конечно, плохо, но ведь есть же какая-то причина, которая заставляет нас говорить неправду. Возможно, это страх наказания за содеянное, возможно, нежелание обидеть своей правдой дорогого человека, стараясь уберечь его от волнений и слёз. Может быть, мы своей ложью спасаем кого-то. А может ли ложь быть спасением? Вот над этим стоит подумать. А какая она бывает, святая ложь или ложь во спасение?
Часть I. Словари.
Обратимся к толкованию слов, которые имеют значение «ложь», «обман», «хитрость».
Толковый словарь живaго великорусского языка. Владимир Даль
Толковый словарь Ушакова. «Толковый словарь русского языка»
Однотомный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
4. Обман, -а, муж.
1. см. обмануть.
2. То же, что ложь. На обмане далеко не уедешь (посл.). Пойти на о. (решиться солгать).
3. Ложное представление о чём-н., заблуждение. Ввести в о. О. зрения (зрительная ошибка). О. чувств (ошибка в своём отношении к кому-н., в восприятии кого-чего-н.).
• Даться (дать себя) в обман (устар. разг.) позволить себя обмануть, перехитрить. Не так-то я прост, в обман не дамся.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Часть II. Библейские истоки, и святая ложь во спасение.
Давайте обратимся к истокам этого выражения, к Библии, к Заповедям Моисея. Девятая Заповедь гласит «не лги», но, если цитировать точно, то она звучит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». И сразу становится ясно, о какой лжи идёт речь. Не просто «не лги», а не лги, дабы не причинить вред ближнему своему. Попытаемся в этом разобраться.
Давайте рассмотрим пример, который, к сожалению, уже вошёл в нашу жизнь - террористические акты. Нужно обезвредить террориста, с которым ведутся переговоры, соответственно, профессионалы используют все способы воздействия на него и, конечно, искажение действительности таким образом, чтобы обезвредить его. Подобное поведение - вынужденная ложь, является необходимой и оправданной.
Можно рассмотреть ложь, не как личную выгоду, а общественную. Разведчики в годы Великой Отечественной войны вынуждены были не говорить правды во имя достижения цели.
Часть III. Анализ литературных произведений.
В мировой литературе много примеров, когда герои вынуждены были прибегать ко лжи, лжи во благо. Эта тема была интересна во все времена, поэтому многие писатели тоже затрагивали её в своих произведениях. Мы обратились к литературным произведениям разных эпох и взяли для анализа четыре произведения:
1.В.Г. Короленко. « В дурном обществе».
2.Лев Кассиль. «Рассказ об отсутствующем».
3.Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».
4.Марк Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».
В.Г. Короленко « В дурном обществе».
В.Г. Короленко «В дурном обществе» – это история судеб взрослых и детей. Это произведение о социальной несправедливости и способах выживания в нечеловеческих условиях жизни. Главные герои, несмотря на испытания, сохранили главные человеческие качества: умение проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации.
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. У Сони было всё: достаток, няня, отец. У Маруси не было ничего: нищета окружала её, очень часто нечего было есть. И если бы не брат, жизнь Маруси была бы и вовсе невыносима. Валек ухаживал за девочкой, помогал, как мог.
Мальчики стали друзьями. Вася был рад этой дружбе, он стал ощущать внутреннюю потребность приносить Марусе подарки: дарить ей маленькие мгновения счастья.
По ночам у Васи ныло сердце, когда он думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Мальчик полюбил своих новых друзей всем сердцем и ни на минуту не задумался, когда нужно было принести умирающей девочке куклу, куклу-символ надежды. Если его обман принесёт ей мгновение счастья, он готов на это.
Тяжёлый разговор с отцом, с любимым отцом, отношения с которым становились всё сложнее, не заставил Васю отступить. Он не хотел лгать, но и правды сказать не мог. Мальчик твёрдо знал, что его молчание, утаивание, не что иное, как ложь, но ложь во спасение. Сын не отступил. Вася выбрал самый лучший способ не лгать - он просто отказался отвечать на вопрос, который повлек бы за собою необходимость обмана. Когда всё выяснилось, отец понял, какой у него замечательный сын, чего стоило его молчание.
Мне кажется, что такой обман, который может сделать человека перед лицом смерти счастливым, имеет право на существование.
Лев Кассиль «Рассказ об отсутствующем».
Лев Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Рассказ, в основу которого легло повествование о подвиге неизвестного мальчишки, был написан по реальным событиям Великой Отечественной войны.
Идет награждение разведчика за спасение воинской части, попавшей в фашистское окружение.
Рассказ ведётся от лица самого разведчика.
Окружение. Тогда выход был один: надо пробиваться к своим, в разведку был послан он сам, Николай Задохтин. Перед ним была поставлена задача - найти возможность вырваться из клещей, найти «щелку» в расположении немцев.
И когда разведчику уже начало казаться, что выхода нет, тринадцатилетний чумазый мальчишка ценой собственной жизни спас и разведчика, и воинскую часть. Парнишка обманул немцев рассказами о поиске коровы, тем самым повел фашистов по ложному пути.
Он намеренно солгал. Говорил неправду, спасая жизнь солдату. Ему было страшно, но ещё страшнее стать предателем. Разве это не пример лжи во спасение. Обман мальчика спас жизнь разведчику и нашим солдатам.
Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».
Давайте рассмотрим другой литературный пример и попробуем ответить на вопрос: чем ложь отличается от военной хитрости ?
Обратимся к Древнерусской литературе. Лаврентьевская летопись 1377 г, Нестор. Сказание относится к 997 г.
«Сказание о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи. Конечно, это сказание сохранялось в памяти людей, изменялось, и дополнялось, и только после попало в летопись. Это сказание повествует об историческом событии.
Князь Владимир уехал в Новгород за подмогой против печенегов. Город остался без правителя. Враги, узнав об этом, осадили Белгород. Голод наступил в городе. Собрали народное вече и решили сдать город.
Но один старец, которого не было на вече, попросил отсрочку на три дня и придумал хитрость: сделать болтушку для киселя, раздобыть меду, и выдать это за чудеса земли Русской - еда прямо из земли-матушки. Белгородцы применили военную хитрость против печенегов и спасли свой город.
В этой Древнерусской летописи мы видим яркий пример находчивости русского народа и военной хитрости. Мы можем сделать определенный вывод, что военная хитрость – насущная необходимость во время военных действий и ложью как таковой не является.
Марк Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».
Марк Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». «Это наша лучшая книга, — писал Э. Хемингуэй, — вся американская литература вышла из нее». Мне кажется, Э. Хемингуэй говорил о проблеме гуманности в отношениях между людьми разных сословий, которые Марк Твен с таким мастерством смог показать своим читателям.
Роман "Приключения Гекльберри Финна" – это продолжение "Приключений Тома Сойера": здесь те же герои и то же время действия.
Главные герои - Том, мальчик из буржуазной семьи, а Гек- бездомный бродяга, дитя улицы. Гек – человек, который формировался под влиянием неизбежной реальности. Он обладает множеством достоинств: чуткое сердце, независимость, неприятие лжи. Есть в характере Гека значимое свойство — гражданское мужество. Он защищает и укрывает беглого раба (глава XYI). Общество Соединенных штатов еще очень далеко от равенства и демократии по отношению к неграм. Как необычно и даже удивительно, что Гек, выросший в стране, где существует узаконенное превосходство белой расы, где негр-раб приравнен к вещи, спасает Джима, беглого раба.
Я не сразу ответил. Хотел было, только слова никак не шли с языка. С минуту я силился собраться с духом и все им рассказать, только храбрости не хватило – струсил хуже зайца. Но вижу, что ничего у меня не выйдет, махнул на все рукой и говорю:
– Белый.
– Ну, мы сами поедем посмотрим.
– Да, уж пожалуйста, – говорю я, – ведь там мой папаша. Помогите мне – возьмите плот на буксир до того места, где фонарь горит на берегу. Он болен, и мама тоже, и Мэри Энн…
В этом отрывке мы видим, как главный герой, преодолевая страх, рискуя свободой и, невзирая на расовые различия, обманывает, давая возможность жить и быть свободным другому.
Этот поступок – пример лжи во спасение, спасение жизни и достоинства.
Часть IY. Социологический опрос.
В социологическом опросе приняло участие 20 человек:
5 учителей;
15 учеников.
Были предложены следующие вопросы:
№ п/п | ФИО | Должность | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Игнатовская О.А. | учитель | Обман, лесть | Да | Да | Сокрытие правды от тяжелобольных. |
2 | Кривошеина И.Н. | учитель | Иллюзия, мираж | Нет | Да | Неправда, как возможность предотвращения конфликта. |
3 | Негуляева М.Г. | учитель | Лукавство, наговор | Нет | Да | Неправда, как возможность предотвращения конфликта. |
4 | Янусь М.В | учитель | Изворотливость, приспособленчество | Нет | Да | Сокрытие правды, если та принесёт заведомый вред. |
5 | Шарунова Т.Г. | учитель | Искажение,умолчание (сокрытие правды) | Нет | Да | Ложь для сохранения мира. |
6 | Шемякина Е. | 11-А | Обман,замалчивание | Нет | Да | Ложь для сохранения мира. |
7 | Новикова Т. | 11-А | Нечестность | Нет | Да | Сокрытие правды от тяжелобольных. |
8 | Пацера Т. | 10-А | Хитрость | Нет | Да | Возможнось скрыть нелицеприятную правду (внешность, критика ) |
9 | Васильев Н. | 10-А | Лукавство | Нет | Да | Военная хитрость |
10 | Череп М. | 10-А | Сокрытие истины | Нет | Да | Сокрытие правды, если та принесёт заведомый вред. |
11 | Зарипов А. | 10-А | Предательство | Нет | Да | Военная хитрость. |
12 | Мусияченко Б. | 9-А | Маска, поклёп | Нет | Да | Сокрытие правды от тяжелобольных. |
13 | Щёлок И. | 9-А | Шулерство | Нет | Да | Возможнось скрыть нелицеприятную правду (внешность, критика ) |
14 | Долженко Г. | 8-А | Обман | Нет | Да | Ложь для спасения чей-то жизни. |
15 | Опатько А. | 8-А | Хитрость | Нет | Да | Возможнось скрыть нелицеприятную правду (внешность, критика ) |
16 | Генц Е. | 6-А | Отсутствие истины | Нет | Да | Сокрытие правды, если та принесёт заведомый вред. |
17 | Бебик С. | 6-А | Неправда | Нет | Да | Неправда, как возможность предотвращения конфликта. |
18 | Фроленкова А. | 6-А | Подхалимство | Нет | Да | Неправда, как возможность предотвращения конфликта. |
19 | Верба А. | 6-А | Искажение | Нет | Да | Ложь для спасения чей-то жизни. |
20 | Клапинский Д. | 6-А | Измена | Нет | Да | Ложь для спасения чей-то жизни. |
Вывод: после социологического опроса мы узнали: все опрошенные считают, что ложь недопустима в человеческих отношениях, но при этом не исключают возможность обмана при определенных обстоятельствах:
1.Сокрытие правды от тяжелобольных-3 человека.
2. Сокрытие правды, если та принесёт заведомый вред- 3 человека
3.Ложь для спасения чей-то жизни-3 человека.
4. Неправда, как возможность предотвращения конфликта -4 человека.
5.Возможнось скрыть нелицеприятную правду (внешность, критика )- 3 человека.
6.Ложь для сохранения мира-2 человека.
7.Военная хитрость- 2 человека.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: иногда, очень редко, и лишь в случае чрезвычайной необходимости человек может прибегнуть к обману.
Используемая литература:
Любили тебя без особых причин...
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать портрет?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Упрямый зяблик