Оригинальный рассказ моей ученицы посвящен столетию выхода в свет поэмы Блока "Двенадцать". Марии удалось предположить, описать, выразить возможное восприятие произведения великого поэта современниками - через размышления молодой девушки, любившей творчество поэта... Первый вариант рассказа осенью 2018 года был представлен на ВКС, но высокой оценки не получил.
Вложение | Размер |
---|---|
balioz_blok.docx | 18.2 КБ |
БАЛИОЗ Мария Викторовна
Рассказ «Нежной поступью надвьюжной...»
Александра Блока можно с уверенностью назвать лицом того особого времени зарождения Советского Союза. Времени, когда страна остывала от небывалых потрясений - Первая Мировая война, свержение монархии, Великая революция, Гражданская война - чтобы наконец зажить совершенно новой жизнью, установить столь долгожданную стабильность... Валентина Кропоткина, женщина лет двадцати пяти, не так давно получила работу почтальона. Как и большая часть её молодого окружения, она с энтузиазмом смотрит на строящийся советский режим. Ниже представлены её дневниковые записи, вдохновлённые только что опубликованной поэмой Александра Блока «Двенадцать».
Посвящается столетию поэмы, минувшему в 2018 году.
4 марта 1918 года (по новому календарю)
Ощущение, словно время замерло в оцепенении, хотя ещё совсем недавно никто не мог поспеть за скоростью его бега. Петроград холоден и угрюм в эти дни: не разделяет он этот наш подъём и безграничный энтузиазм. Вчера в газете «Знамя труда» появилась поэма А. Блока «Двенадцать». Всегда любила его поэзию, чувствую через неё очень многое. Порой и что-то абстрактное у него почитать люблю, а когда что-то актуальное пишет - ещё лучше. Особенно люблю его «Ямбы», даже при том, что они несколько мрачноваты (хотя и там есть место оптимизму). Но любимым, пожалуй, назову стих «Коршун» - это славно, когда в нескольких незамысловатых строках умещается большая мысль.
А «Двенадцать» - сильная поэма. И правдивая. Только такое нам сейчас и нужно. Глаза легко бегут по строчкам, впитывая образы, повседневные для каждого гражданина, что время от времени выходит на улицу. Правда, мне не доводилось видеть попов в последнее время. Прячутся по углам, несчастные. («А вон и долгополый - сторонкой, за сугроб...»)
Боюсь, раскритикуют поэму противники революции. А, может, даже и сторонники. Сейчас быть «корректным» в своих суждениях очень сложно. Однако, я считаю, подбирать выражения - удел буржуев, как и лицемерная обходительность.
Есть в ней что-то от «рваного жанра» Савоярова, когда он примеривает на себя образ дворового хулигана, незамысловатого парня, коих много вокруг нас, но всякий из них - отражение нашей эпохи.
6 марта 1918 года
Запрокинулась лицом
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...
Сегодня удалось только пообедать на службе, дома хоть шаром покати, ноги ломит от усталости, но когда разношу письма, вспоминаю «Двенадцать», силы появляются. Эта поэма, подобно Христу, сама идёт «нежной поступью надвьюжной», а мне хочется идти с ней бок о бок. Думаю, а вдруг придёт время, и её запретят, на этот случай надо бы записывать особливо полюбившиеся моменты сюда.
С отвращением думаю о том, сколько же подруг моих напоминают Катю из поэмы - продажные, поверхностные блудницы. Гоняются за богачами из корыстных побуждений. Придёт день, и все они падут жертвами своего образа жизни, поплатятся, как Катька поплатилась своей жизнью. В сентиментальных стихах Блока чувствуется его отвращение к пошлому миру. Для него он дисгармоничен, нарушает «симфоническую стройность мирового оркестра».
7 марта 1918 года
Всё не могу время выгадать, чтоб на чтение Блока или Любови Дмитриевны попасть, а очень хочется. Впрочем, я его вчера вечером издали увидела на Английском проспекте, так бродил задумчиво, что я сробела подойти. Не могла же я обознаться!.. Сегодня вот ругаю себя, что такая трусиха.
Опять вспоминала его поэму. Уже сейчас пошли её перепечатки, издания, переводы, инсценировки... Только появилась в печати, она уже триумфально шествует по свету, ломая все кордоны на своём пути. Думаю, «Двенадцать» должна учить людей двигаться дальше, не оглядываясь на прошлое, каким бы мрачным или радужным оно ни было. Привязанность к кому-либо не должна становиться преградой на пути к переменам, и поэтому Ваня из поэмы не горевал слишком долго о своей не самой целомудренной подруге Кате. Бенджамин Дизраэли сказал: «Перемены неминуемы. В прогрессивной стране перемены неизменны.»
В конце концов, настоящий повод для грусти - серая скука, однообразие будней, когда должен терпеть на себе гнёт зажравшейся элиты без надежды на скорое прекращение. Но в наше время, мы всё-таки можем рассчитывать на перемены, и это отрадно! Мне пришёлся по душе символизм Блока в поэме, где наша прежняя прискорбная жизнь предстаёт в виде продрогшего от холода буржуя, недоумевающего от того, что его стремительно занесло на обочину, и его старого неухоженного пса («Стоит буржуй, как пёс голодный,/ Стоит безмолвный, как вопрос./ И старый мир, как пёс безродный,/ Стоит за ним, поджавши хвост».)
10 марта 1918 года
Вперёд, вперёд, вперёд,
Рабочий народ!
До меня дошло, что сегодня комиссар Театрального отдела, жена того самого Каменева и, говорят, сестра самого Троцкого в разговоре с Любовью Дмитриевной, женой Блока, похвалила его поэму, но также высказала свои опасения на её счёт. Сказала, что лучше вслух её не читать, поскольку в ней восхваляются неугодные «старым социалистам» вещи. Не до конца понимаю значение её слов. Впрочем, вероятно, некоторых действительно может смутить явная жестокость и даже хладнокровие красногвардейцев в поэме, или религиозный оттенок.
А мне присутствие образа Христа в поэме кажется очень символичным - свет и спасение на стороне пролетариата - в этом основной посыл образа. По крайней мере, на стороне нового, я так понимаю. Конец поэмы поистине эпический. Перед нами настоящее триумфальное шествие, «Раздаётся мерный шаг», самое страшное позади, и теперь Красная гвардия может в стабильном темпе идти к цели, сметая на своём пути все препятствия, ведь они ничтожны по сравнению с первой, уже побеждённой преградой - монархией.
Всё ещё напоминает о себе чванство былых богачей («... Скалит зубы - волк голодный -/ Хвост поджал - не отстаёт»), но для социалистов она - словно назойливый комар, режущий слух своим писком, однако не приносящий ущерба.
Эта поэма - первый художественный отклик на революцию и крушение старого мира, который я увидела. Говорят, после её написания Александр Блок записал в своём блокноте: «Сегодня я - гений», и это самая трезвая самооценка из всех возможных для него.
Поэма «Двенадцать» будто бы вобрала в себя все мои спутанные мысли за последний год. Она с зеркальной точностью отразила сумбур произошедшего, кроме того, напророчила светлое будущее российскому народу, в которое я свято верю.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Плавает ли канцелярская скрепка?
Круговорот воды в пакете
Снегири и коты
Как нарисовать черёмуху