Проект представляет собой заключительный материал по творчеству С.А. Есенина.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.obraz_dereva_i_tsvetovaya_raduga.pptx | 2.27 МБ |
Слайд 1
МОУ « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области » Проект выполнил ученик 1 1 класса Грачев Юрий. Руководитель: учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна . ПРОЕКТ «Образ дерева и цветовая радуга в лирике С.А.Есенина»Слайд 2
Введение. С.А.Есенин – самый популярный русский поэт XX века. Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи мы так любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? На мой взгляд, это связано с изображением в поэзии Есенина родной земли, которую он познал и которую знаем мы. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинно вдохновенным певцом родной природы. Картины природы, весьма необычные и вызывающие изумление, передаются через цветовую радугу и образы деревьев. Цель работы : рассмотреть уникальность изображения С.А.Есениным образа дерева и проследить цветовую радугу в картинах природы. Задачи : проанализировать данные о творчестве поэта в энциклопедической и художественной литературе. Гипотеза : 1) с образом дерева соотносятся периоды жизни человека; 2)связанный с народной основой, цвет несёт в себе эмоциональный, философский смысл. Объект исследования : стихотворения С.А Есенина. Основные методы исследования: 1. Наблюдение, поиск и сбор информации. 2. Отбор наиболее значимых материалов
Слайд 3
Образ дерева и цветовая радуга в лирике С.А.Есенина Клён – сквозной и любимый образ есенинской лирики. Цветовая радуга в стихах Есенина – это и герб «Голубой Руси», и знак яркоцветности , и некий мост в мир невидимый – Божья дуга, соединяющая небо и землю, реальное и чудесное, конкретное и отвлеченное. Образ тонкой березки постоянно связан с образом девушки. Образ души постоянно соотносится с весенним цветением, а образ лирического героя – с кленом. Дуб в народной поэзии, как и клен, может гнуться, страдать, но есть-пить ему строго запрещено. А Есенин еще в детстве нарушил этот запрет, позволив своему маленькому молочному братцу сосать зеленое вымя. Прочитаем небольшое стихотворение, написанное в 1910 году, когда Есенину было всего четырнадцать лет. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет .
Слайд 4
Какое слово в тексте стихотворения сразу бросается в глаза? – Конечно, кленёночек . Почему? Да потому, что такого слова нет в русском языке, его придумал сам Есенин, то есть перед нами трогательный есенинский неологизм. Подумаем, какое значение вкладывает в него автор. Для этого найдем в русском языке слово с такими же суффиксами и подобным способом образования. Слово кленёночек образовано суффиксальным способом с чередованием согласных к//ч: клён кленёнок кленёночек ; кот котенок котеночек ; ребёнок - ребёночек . Это уменьшительно-ласкательные суффиксы – ёнок -(- ёноч -) и – ек - . Для понимания текста важно, что суффикс – ёнок - указывает не только на маленький предмет, но и на детёныша, а суффикс – ек - передает ласковое к нему отношение. Значит, в поэтическом восприятии С.Есенина кленёночек – это не просто маленькое дерево, а живое существо, детёныш клёна. Найдем в стихотворении слова, которые подтверждают нашу догадку. Во-первых, существительное кленёночек имеет определение маленький. Во-вторых, раз кленёночек – это детеныш, то у него должна быть мать. В стихотворении С.Есенина мы находим народное слово матка. Достоверность , целостность и реальность созданному художественному образу придает также и то, что корень –клён- и определение зеленый указывают на деревья. А суффикс – ёнок - , олицетворение сосёт и метафоры матка и вымя связаны между собой по смыслу и образуют развёрнутую метафору.
Слайд 5
Берёза – самое прекрасное дерево в поэзии. Разные образы деревьев нарисованы поэтом в стихотворениях, прочитав которые, можно увидеть, что каждому дереву автор придал свой, индивидуальный облик. Берёза – самое любимое дерево русского народа и одно их наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много песен. Этот образ был одним из любимых и у Есенина. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой . Одним из ключевых слов в стихотворении является определение белая. Оно вызывает в памяти множество определений : белая берёза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь, белый свет, Белая Русь. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Берёза выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. В этом месте Есенин рисует белым по белому, что придаёт берёзе ещё больше красоты – она как невеста перед свадьбой, белая фата на белом платье. Берёза противостоит застывшему во сне снежному царству, холоду и морозу. Создаётся впечатление, что свет исходит от самого дерева:
Слайд 6
И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Белым серебром. Итак, автором высказана важная мысль о мире: берёза – самое прекрасное, самое дорогое дерево. Она как будто в самом центре мира, и всё вокруг ощущает родственную связь с ней. Ещё одно стихотворение, в котором показана берёза, но не одна, а целая роща, и уже не «в золотом огне», а сама золотая – «Отговорила роща золотая… Отговорила роща золота Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. ……………………………………. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь . В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
Слайд 7
Образ поздней осени в данном стихотворении так широк, что в нем Есенин разместил всё, что любил в среднерусском пейзаже: берёзовую рощу, дом, холм, на холме – конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нём - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. Сдвоив два символа – красную рябину и костёр, поэт получил нужный ему образ – рябинового неугасаемого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. В этом месте два образа стягиваются в один, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Именно этот образ доводит до чёткости вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой равнине? Обратимся к одному из самых популярных стихотворений С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 8
В этом стихотворении удивительно соединилось всё, что характерно для лирики Есенина. Это его исповедальность , метафоричность, использование художественных возможностей цвета и образность. С образом дерева соотносятся периоды жизни человека. В первой строфе перед нами встаёт яблоня в цвету, в свадебном, юном, бело-розовом наряде – в период своего романтически-нежного возраста. Если яблоня – это период юности, то клён соответствует периоду зрелости, ухода, прощания. Есенин изображает здесь клён в яркой, жёлто-красной листве. Дерево в такой яркой , красочной вспышке сродни высоте человеческих ощущений в зрелости. Клён с медью листьев ассоциируется с немного игривыми красками. Эта игривость явнее звучит в оксюмороне «увяданья золотом охваченный », создающем образ осени – любимый образ есенинской лирики . Клён в стихотворениях Есенина становится его поэтическим двойником, проходящим через творчество – от кленёночка («Там где капустные грядки…») до клёна («Клен ты мой опавший, клён заледенелый…»).
Слайд 9
Заключение. Прослеживая цветовую радугу и образ дерева в поэзии Сергея Есенина, приходим к выводу, что лирика его чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: с синим сочетается золотой, красное пятно выделяется на зелёном. Цвет не только живописен , в нём заключён определённый смысл: связанный с народной основой, фольклором, цвет несёт в себе эмоциональный, философский смысл. Зелёный цвет лугов и рощ передаёт чувство слияния человека с природой, говорит о радости приобщения к гармонии мира. Синий – цвет родной Оки , неба, Родины. Сама Родина - голубая Русь, поле голубое, вечер синий, мать-осина – голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце – пожар голубой. Алый, малиновый, розовый, близок голубому: Русь – малиновое поле , тоскует о розовом небе, осины загляделись в «розовую водь ». С этим цветом связано ощущение в душе лирического героя светлой радости первого чувства, юности, а вместе – грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у Есенина цвета жёлтый и красный. Это цвета осени, они говорят о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. В есенинской любви к родине есть «грусти ивовая ржавь». С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный: «белых яблонь дым», «отцвела моя белая липа». Есенинские цвета – это цвета вышивок и росписей с их чистыми контрастными тонами, где дерево похоже на человека, в деревянной резьбе, излюбленным мотивом которой является переплетение растений. Выдвинутая нами гипотеза находит своё подтверждение.
Слайд 10
Источники https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text 1.Изучение русской советской литературы в 10 классе под ред. профессора В.А.Ковалёва. М., «Просвещение», 1988г. 2.Ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», №9, 1991г. 3.Ж. «Литература в школе», №10, 2003г. 4.Русская литература XX века под ред. В.П.Журавлёва. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., «Просвещение», 2002г. 5. https :// yandex . ru / images / search ? from = tabbar & text 6. https :// www . yandex . ru / search /? text = 7. https :// easyen . ru / load / shablony _ prezentacij / russkij _ jazyk _ literatura / shablon
Весенняя сказка
Лавовая лампа
Красочные картины Джастина Геффри
Астрономический календарь. Май, 2019
Браво, Феликс!