Всех людей с открытыми сердцами,
Чьи дела и помыслы чисты,
Всей душой, с поклоном приглашаем
В щедрую долину Иволги!
Лариса Загузина
Республиканская научно-практическая краеведческая конференция
«Моё село – Моя Родина»
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_selo_-_moya_rodina.docx | 593.42 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО Иволгинский район
МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Республиканская научно-практическая краеведческая конференция
«Моё село – Моя Родина»
«Здесь мой дом родной и мой очаг, Иволга моя»
(А.Бадаев)
Автор: Гармаева Юмжана, МАОУ
Иволгинская СОШ Иволгинского района, ученица 9 Г класса
Руководитель: Дамбаева Нима-Ханда Бабасановна,
учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории
Иволгинск
2019
1 | Введение | 3 |
2 | Визитная карточка моего Иволгинского района. Истоки. | 5 |
3 | Святые и сакральные места Иволгинского района. | 6 |
4 | Места для поклонения | 11 |
5 | Целебные источники | 12 |
6 | Эбэлгэ - Иволга - малая родина моя | 15 |
7 | Заключение | 17 |
8 | Литература | 20 |
9 | Приложения | 21 |
Всех людей с открытыми сердцами,
Чьи дела и помыслы чисты,
Всей душой, с поклоном приглашаем
В щедрую долину Иволги!
Лариса Загузина
Введение
Совсем недавно, в сентябрьский день погожий, широко отмечался юбилей родного Иволгинского района. За 80 лет жителями моего района был пройден большой, трудный и славный путь. Мы по праву гордимся подвигом и героическим трудом многих поколений земляков, запечатлевших свои имена в истории родного края. Любовь к малой родине – вот то, что нас и стар и млад, объединяет и обязывает быть неравнодушными к традициям и облику Иволгинского района. Ведь человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля моих предков, где сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Село Иволгинск Иволгинского района является моей Малой родиной. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди, дома и здания - радует меня своим теплом и заботой. Познание истории родного района, села даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Актуальность темы. 25 августа 2019 г. мои земляки и вся общественность Республики Бурятия праздновали славный 80-летний юбилей моего родного Иволгинского района.
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая держава - Россия.
Объектом исследования является изучение истории родного края, краткая характеристика основных этапов развития Иволгинского района от истоков до наших дней
Предметом исследования является изучение достопримечательностей Иволгинска: святых мест, мест для поклонения, целебных источников
Практическая значимость исследования: собранные материалы можно использовать в школьном историко-краеведческом музее имени А.А. Гаськова.
Целью работы изучить достопримечательности родного края.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. изучение и анализ имеющейся литературы и источников по истории родного Иволгинского района
2. развитие и укрепление гражданского самосознания
3. проведение опроса и анкетирования среди учащихся 9-х классов, на знание достопримечательностей Иволгинского района и села Иволгинск
4. приобретение навыков исследовательской, проектной и творческой деятельности
Визитная карточка моего Иволгинского района. Истоки.
25 августа 1939 года считается Днём образования Иволгинского района. Мой район расположен в центральной Бурятии, большей частью на левобережье реки Селенги, северо-запад района находится в пределах южных отрогов Хамар-Дабана, крайняя северо-восточная часть — на правом берегу Селенги по юго-западным отрогам хребта Улан-Бургасы. Районный центр — село Иволгинск — находится в 29 км юго-западнее города Улан-Удэ, столицы Республики Бурятия. Район занимает географически благоприятное положение: проходит международная автомобильная трасса Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор и до границы с Монголией 190 км, железнодорожная ветка Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор. В непосредственной близости расположен международный аэропорт «Байкал». Все это благоприятствует успешному социально-экономическому развитию района. Район граничит со столицей Улан-Удэ, соседствует с Кабанским, Селенгинским, Прибайкальским, Селенгинским и Заиграевским районами.
Географически район находится в зоне контакта крупных природно-ландшафтных областей субконтинентов Северной и Центральной внетропической Азии, в пределах Иволгино-Оронгойской межгорной котловины, которая вытянулась в северо-восточном направлении вдоль среднего течения реки Селенги.
На современном этапе Иволгинский район состоит из 28 населённых пунктов в составе 6 поселений: Гильбиринское, Гурульбинское, Иволгинское, Нижнеиволгинское, Оронгойское и Сотниковское.Я проживаю в СП «Иволгинское», куда входят населенные пункты: с.Иволгинск, с.Верхняя Иволга, с.Каленово, с.Ключи, с.Колобки, с.Красноярово, п.Тапхар, п.Шалуты. Главой района является Очиров С.Ц., а главой поселения «Иволгинское» – Мункуев А.Ц. Население района на 1 января 2019 года составляет 60, 6 тысячи человек, а села Иволгинск - 7,14 тысяч человек.
Иволгинский район богат различными святыми и уникальными местами. Их здесь в районе достаточно много. Мне было интересно, а знают ли их мои сверстники; итак, мною был проведен социологический опрос среди учеников 9-х классов на знание достопримечательностей Иволгинского района. В анкетировании «Знаю ли я свою Иволгу?» приняло участие два 9-х класса, в общем, мне удалось опросить 53 человека. В результате опрос показал, что большинство учащихся знают об основных достопримечательностях своего района, если переводить в процентное соотношение, то эта цифра равна – 70%. Мне отрадно осознавать, что большая часть мною опрошенных знает о том, какие основные достопримечательности есть в нашем районе. О некоторых из них мне бы хотелось рассказать подробнее
Святые и сакральные места Иволгинского района
Государство гуннов в своё время было одним из самых мощных в мире. Оно соперничало с Римской империей. В Бурятии, где зарождалась эта империя, находятся более 100 уникальных памятников этой древней культуры. Это примерно 40 могильников и 10 поселений. Самое крупное Гуннское городище расположено в Иволгинском районе в 15 км от Улан-Удэ. Раскопки, проводимые в 60-70 годах, доказали, что этот укреплённый город был северной столицей гуннов, снабжавший кочевников оружием, где жило не менее 4 тыс.человек.
С древнейших времен, с III века, в иволгинской степи жили разные племена и кочевые народы, которые оставляли после себя могильники: монументальные плиточные могилы, без которых нельзя представить себе бурятские степи бронзового века.
Одна из интересных страниц в истории связана с хунну, потеснившими «плиточников» в 3-2 веках до нашей веры. От многовекового господства этого конгломерата племен осталось несколько городов-поселений и гигантских поселений. Иволгинское гуннское городище – северная столица древнего государства Хунну, памятник мирового значения, единственный в мире настоящий город хуннской империи, открытый археологами. Иволгинское городище представляет собой поле размером 348 м с севера на юг и 194-216 м с запада на восток. С восточной стороны примерно треть памятника уничтожена в результате подмыва рекой Селенга. На южных границах городища, в окрестностях горы Тологой, находятся несколько сакральных мест. Во время раскопок на территории крепости были найдены древние жилища, рвы, валы, где располагались металлургические и ремесленные мастерские, казармы, дома, где проживали мастера – дарханы. Общая протяженность протогорода, по археологическим данным, составляла не менее 12 км. Он лежал по берегам рек Селенги и Уды и доходил до центра современного Улан-Удэ. Поселение представляло собой крепость квадратной формы размером 340х340 м. С внешней стороны стены крепости были «галькобетонные», с внутренней – из толстых деревянных досок. Город был густо заселен, дома его обителей и ремесленные мастерские располагались очень близко друг к другу, образовывая улицы, жилые и производственные кварталы.
Поселение просуществовало два века и было разорено предположительно в середине I века н.э. в результате военного нападения. Иволгинское городище известно местному бурятскому населению как «китайское место». Имеет огромную историческую ценность и взято под охрану.
2. Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» - центр буддизма России.
Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии, духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России и значимое место паломничества буддистов всего мира. На территории дацана расположена резиденция Пандито Хамбо Ламы. Дацан находится в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году. Дружелюбие и теплота по отношению ко всем посетителям вне зависимости от их веры – особенность Иволгинского дацана. Каждый человек может попросить благословения, совета и помощи у любого ламы главного дацана России.
В последние годы Иволгинский дацан притягивает сотни тысячи людей со всего мира благодаря феномену нетленного тела XII Хамбо Ламы Итигэлова(1852-1927).
Родился в 1852 г. в местности Улзы Добо на восточном берегу озера Сагаан Нур. Сохранилась легенда о том, что ламы ещё в юном возрасте предрекли ему особую судьбу и предназначение, когда он однажды вечером появился верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом на конце. Даша-Доржо отроком ушёл в Анинский дацан, где проучился 23 года, прославился учёностью, достиг высоких званий гэбшэ и габжа. Последующие годы провел в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1903 г. был назначен шэрээтэ Янгажинского дацана, а в феврале 1913 г. XII Пандито Хамбо ламой.
В Первую мировую войну организовал в Верхнеудинске сбор средств для фронта, в госпитали были направлены эмчи-ламы. За это благородное дело Д-Д.Этигэлову был пожалован орден Святой Анны III степени. После революции занимался просветительской деятельностью, лечебной практикой, создал труды по буддийской философии и фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор».
15 июня 1927 г. в возрасте 75 лет Хамбо лама Этигэлов дал последние наставления ученикам и попросил их прочитать для него молитву усопшему, на что те не решились. Тогда он начал сам, и ученики вынужденно продолжили. Так в состоянии медитации он ушёл в нирвану. Согласно его завещанию тело Этигэлова поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили в земле.
10 сентября 2002 года группа лам вскрыла бумхан, выполнила необходимые ритуальные действия и перенесла Хамбо ламу Этигэлова в Иволгинский дацан. По признанию ученых всего мира, исследовавших его тело, такой феномен не поддается научному объяснению. Сегодня многие стремятся посетить Иволгинский дацан, чтобы поклониться Пандито Хамбо Ламе Даши-Доржо Этигэлову, познавшему тайну бытия и победившего саму смерть. В их числе известные люди: политики, бизнесмены, деятели культуры и искусства. Здесь побывали с визитом Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Посещая Иволгинкий дацан, даже не являясь буддистом, необходимо соблюдать ряд несложных правил, которые позволят максимально приобщиться к сакральному месту, ощутить его энергетику. Прежде всего, входить на территорию комплекса нужно через левую дверь ворот (запутаться нетрудно, так как к ней протоптана тропа). Попав на территорию Иволгинского дацана, нужно двигаться слева направо. Это направление, подобное перемещению солнца на небосводе, называется гороо — обход территории. Рекомендуется в процессе гороо предаваться молитвам и размышлениям, количество обходов при этом соответствует буддийским обрядовым цифрам — 3, 7, 12. Само собой, что в дацане нельзя сквернословить, курить, употреблять алкоголь.
По архивным данным первый дацан на территории Иволгинского района – Янгажинский. История этого дацана начинается с 1830 года, когда в урочище Янгажин, у Кяхтинского тракта в 5 км северо-восточнее современного улуса Оронгой, бурятами шести булагатских родов была поставлена войлочная юрта, служившая дуганом. Разрешение на строительство деревянного дацана «Даши Шимбурлинг» с четырьмя малыми сумэ получили от Иркутского гражданского губернатора от 5 февраля 1832 г., а 23 мая того же года был заложен фундамент главного дацана. В начале XX века он представлял собой большой монастырский комплекс с философской и медицинской школами, с домами для лам. Янгажинский дацан, по оценке историков, был одним из самых красивых культов сооружения в Бурятии.
В советское время дацан был уничтожен, здание разрушено, но вера осталась. Сейчас в наши дни возрождается дацан. (Это особое историческое место, ведь здесь служил ширээтэ-ламой XXI Пандито Даши-Доржо Этигэлов). За короткий срок удалось собрать почти 8 миллионов рублей. На эти деньги построили два этажа дацана. Провели электричество. На сегодняшний день закончено строительство кровли четырехэтажного дугана и ведутся фасадные работы и закладывание ступ (субарганов). В роли строителей – сами жители Иволгинского района. Работы продолжаются по мере пожертвований, но с каждым заложенным кирпичом становится крепче и вера, и сила народного духа.
4. Храм Преображения Господня
Местная православная религиозная организация Спасо-Преображенский приход с. Иволгинск зарегистрирована 4 октября 2000 г. Инициаторами строительства церкви выступили местные жители Бредус Н.Г., Трескина С.П., Кравцова Т.А. Начало к образованию прихода было положено 16 августа 2000 г. На первом учредительном собрании под председательством благочинного протоиерея Олега Матвеева 27 августа 2001 г., а 23 октября 2001 г. было принято решение предоставить приходу в постоянное пользование земельный участок площадью 0,32 га, расположенный по адресу: с.Иволгинск, ул.Ленина, 45, для строительства церкви. 19 июля 2004 г. Во вторую седьмицу Великого Поста, 25 марта 2005 г. освящено место под строительство молебного дома, начато строительство. 19 августа 2005 г. на престольный праздник Преображения Господня была проведена первая литургия, верующие прошли Крестным ходом по улицам села. С 2011 г. создан социальный отдел для помощи нуждающимся. Открыта трапезная, построена часовня. Продолжаются работы по благоустройству храма и строительству подсобных помещений.
В с.Сотниково находится Богородице-Владимирская церковь(1907 год). В селе Красноярово есть Свято-Ильинская церковь(1860 год), где сегодня действует православный реабилитационный центр для алко- и наркозависимых.
Места для поклонения (культовые места) села Иволгинск.
Субурганы – это ступы, буддийские архитектурно-скульптурные культовые сооружения. Близ моего села существуют следующие субурганы:«Бадма Сэсэг»(Нурселение), « Баян Улаан»(Улан Иволгинский), «Бунхан»(Иволгинск), «Алтан субурга Боди сатва»(Верхняя Иволга), «Жанчуб Чоддэн»(Хойто Бэе), «Рэгзэн Гомбо»(Нурселение) и др.
Обоо – это культовое святилище, расположенное в том или ином примечательном природном месте, как вершина горы, обширная долина, широкая степь, горный перевал, водная преграда или скала; это местопребывание хозяина местности. Наиболее известные обоо Иволгинского района: Шунhэтэ (Гильбира), Баялаан и Жаран обоо (Оронгой), Олоной (Тапхар), Баян Улаан(Улан Иволгинский), Тахилгаан(Верхняя Иволга), Улзытэ Ундэр (Калёново), Баян Тугад (Иволгинск) и др.
Сопка Баян-Тугад
Об этой священной горе существует много преданий и легенд: о колдуне, о шамане, о девушке и её лошади и др. Иволгинская сопка Баян-Тугад ( по-русски - «Щедрый Павлин» или Богатый павлин) расположена в 2-х км от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму женской головы. У подножия горы некогда была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от невзгод они разводили костры, и поэтому все ходы закопчены.
Это, прежде всего, массивы останцев, представляющее собой остатки прежней горы, скалы горной породы. (Останцевые горы являются немыми свидетелями развития рельефа в прошлом и служат своеобразными веками геологической истории).
На вершине сопки (1991 г.) решением сельского схода и на народные средства было восстановлено Обоо. В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсила надпись из мраморной крошки «Ом мани падмэ хум». Выложить текст мантры было предложено местными жителями.
Целебные источники
Халюта
Халюта – единственный естественный источник водоснабжения Иволги. Эта горная речка берет свое начало в отрогах Хамар-Дабана и протекает по всей благодатной долине. Разветвленная канавами, течет она, снабжая все живое водой и орошая наши поля и луга.
В бассейне реки найдены уникальные месторождения. Среди многих сотен разнообразных по составу месторождений и рудопроявлений Бурятии, Халюта занимает особое место и не имеет аналогов. По необычности состава она подходит на карбониты, которые пока у нас нигде не обнаружены.
Халютинский Аршан
В 17 км северо-западнее п. Иволгинск в отрогах Хамар-Дабана у верховьях реки Халюта бьёт ключом высокогорная целебная вода Халютинского Аршана. Существует много легенд, связанных с использованием этого источника. Одна из них гласит, что в давние времена тяжело заболела у монгольского хана дочь и помочь, ей мог, сказали сведущие люди, только Аршан, что бьет на западе высокой горы в дальней стороне. Посыльные хана через несколько месяцев нашли этот источник, сохранившийся до сих пор. Быстро выздоровела ханская дочь. Тогда и решили ламы: носить Аршану имя в честь халюун (бобра), высоко чтимого бурятами зверька.
Ныне это святое место в отрогах хребта Хамар-Дабан, в верховьях неугомонной горной реки Халюта стала местом паломничества людей со всех окрестностей. Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье: излечиваются от таких заболеваний как остеохондроз, радикулит; доказано, что стабилизируется артериальное давление, вода полезна и при желудочно-кишечных заболеваниях. Халютинский аршан относится к холодным, слаборадиоактивным, пресным, нейтральным, гидрокарбонатным, кальциево-магниевым водам.
Арюун булаг
В окрестностях улуса Улан Иволгинский, на 21 километре федерального Кяхтинского тракта, у подножия горы Баян Улаан, расположен комплекс Арюун булаг – Чистый ключ. Его история связана с первым после Великой Отечественной войны Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, основателем Иволгинского дацана. Минеральный источник найден и восстановлен в 2008 г. У этого источника ежегодно проводятся обряды, связанные с поклонением Лусад, хозяевам воды.Целебная вода колодезного ключа помогает излечиться от многих заболеваний.
Возле источника Арюун булаг есть большой камень, форма которого напоминает знак бесконечности. Прикасаясь к этому камню, можно просить об исполнении желаний. Баян Улаан – единственное обоо, где Хамбо ламы совершают молебны, поэтому его называют Хамбын обоо. По древнему поверью, хозяин этой горы могущественен, поэтому его покровительство простирается на всю территорию Бурятии.
Аршан булаг находится в 700 м от с. Верхняя Иволга, впадает в реку Халюта. Эмчи-ламы (лекари) используют воду источника для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, суставов, глаз, органов дыхания.
Ноолиин аршаан
Открывшийся иволгинскими ламами источник находится в 12 км северо-восточнее с.Хурамша. Помогает при болезнях органов дыхания. По отзывам тех, кто лечился здесь, вода из источника помогает быстро избавиться от кашля, гайморита, восстановить осевший голос. Возле аршана можно отдохнуть и укрепить иммунитет всей семьи.
Баялаан
Болезни желудочно-кишечного тракта лечит источник Баялаан, или Баян Улаан, расположенный в местности Хал в 6 км от с. Хурамша.
Ошор Булаг
Данный источник находится в 10 км к северо-западу от с. Иволгинск. Имеет 7 источников – ручейков. По легенде, когда-то здесь проходил караван, среди них был лама. Повстречав на своем пути источник, путники решили сделать привал. Отдохнув, напившись бодрящей студеной воды, лама закопал глубоко в водоем Ошор (буддийская атрибутика). По буддийским поверьям, Ошор символизирует силу, здоровье, благополучие. Вода Ошор Булага исцеляет желудочно-кишечный тракт, а также другие недуги проктологии.
Ута Булаг
Он известен своими радоновыми целебными свойствами, расположен в отрогах Хамар-Дабана, в 5 км к западу от с. Ключи. Название родника «Ута булаг» в переводе с бурятского языка означает: ута – «длинный», а булаг – «ключ», «родник».
В этом месте бьют 17 целебных ключей. В 1910-1915 годах вода этих родников шла по желобу до Янгажинского дацана. Аршан помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, женских болезнях, при язвах, болезнях почек, печени, толстой кишки, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, глаз, суставов, горла, сердца, кожи.
Целебную воду источников используют для принятия ванн, часть – только для приема внутрь.
Ухаа Толгой
Расположен в живописной местности Олзон, у подножия горы в 25 км от с. Хурамша. Источник обнаружен давно, исследован по инициативе приезжего тибетского ламы Жамбаасан-Гэгээна.
В составе воды минералы как родон, азот, кремниевая кислота, микроэлементы, входящие в ферменты – катализаторы биохимических процессов: титан, свинец, медь, вольфрам, молибден, серебро. Вцелом, состав воды идентичен Горячинскому источнику, что выявилось в 1967 году в результате анализа.
Аршан Ухаа Толгой помогает при заболевании опорно-двигательного аппарата, почек, женских болезнях.
Сагаан жалга
Находится в 3 км юго-восточнее с. Оронгой. Помогает при болезнях желудочно-кишечного тракта и бронхолегочных заболеваниях.
Эбэлгэ – Иволга, малая родина моя
В Иволгинской долине издревле кочевали различные монгольские племена. В начале 18 века её заселила часть эхиритов и булагатов, переселившихся с западной стороны озера Байкал. Многими иволгинскими бурятами изучены родословные росписи. В легендах говорится, что обретя новую родину, они назвали её Эбилгэтэ (благодатная), со временем трансформировавшееся, во многом под влиянием русских документов, в Эбилгэ́, Ивалга́, Иволга́. Первоначально местные буряты поселились в местности по названию Мангазей, располагавшееся между нынешней улицей Кирова и зернотоком ОПХ «Иволгинское». До революции(1902-03 гг.) улус Мангазей считался центральным поселением, так как состоял из 30 дворов. От Мангазея на запад, одно за другим, располагались поселения: Хатан Добо (бугор царевны), Намагай Заха (край болота), Хушуун шэбэр (острие кустарника), Очир Булаг (ключ Очира) и Дээдэ Ивалга (Верхняя Иволга), а на восток - Боро губээ (суходол), Шабарта (грязнуха), Шэнэ Сэлеэн (Новое селение) и Доодо Ивалга (Нижняя Иволга). Испокон веков основным занятием иволгинских бурят являлось скотоводство, поэтому искусством пастьбы скота они владели в совершенстве. Кочевники могли безошибочно определить, какая из трав питательна, в какое время и на каком пастбище лучше пасти скот. Умели предсказывать погоду – по звёздному небу, приметам из жизни природы.
Управление иволгинских бурят, вплоть до образования волостей в начале ХХ века, подчинялось Селенгинской Думе. Что касается казачьих поселений (18, 21, 23 км), то они подчинялись Кяхтинскому казачеству. Свержение царского самодержавия было с одобрением встречено трудовым казачеством Янгажинской, Шарагольской и др. станиц. Решения об организации новой власти приняли в течение марта 1917 года жители сёл Ключи, Калёново, Гурульба Иволгинской волости Селенгинского уезда. «Дикая дивизия» генерала Левицкого прошла из Верхнеудинска через местности Мухино, Красноярово, Шишкино. Больших боёв не было, но были убиты 10 партизан из села, которым в январе 1920 года в с. Красноярово поставлен памятник.
1940 год – важный год в истории Иволгинска. После образования в 1939 году Иволгинского района, 8 июня центр аймака из села Саянтуй был перенесён в село Мангазей, переименованное затем в Иволгинск. У села началась новая жизнь. Оно стало прирастать новыми учреждениями, организациями, предприятиями, стало центром всей жизни района. Позднее, с 1954 по 1985 год, район был реорганизован, а отдельные его территории и населенные пункты вошли в состав Селенгинского района, Тарбагатайского района и Улан-Удэнского сельского района Республики Бурятия, а некоторые пригородные села - в состав Советского района города Улан-Удэ. В августе 1985 года за счет реорганизации Улан-Удэнского района Иволгинский район вновь был выделен в самостоятельную территориально-административную единицу. 22 марта 1973 года получил статус рабочего посёлка.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, 3500 иволгинцев ушли на фронт, отважно воевали в кровопролитных боях от Баренцева до Черного морей. Смертью храбрых пали 1006 воинов. Героически сражались кавалеры боевых орденов Лубсан-Нима Дымбрынов, братья Цыбик-Доржо и Семён Цыдендашиевы, братья Даши-Цырен и Даша-Нима Нимаевы, Чимит Данзанов, Иннокентий Дондуков и мн. др. Многие вернулись с боевыми ранениями. Засучив рукава они вместе со всеми начали восстанавливать разрушенное войной хозяйство района и села, строить мирную жизнь.
Многое для блага иволгинцев и для блага района сделано, делается по пути к добру и свету. А мы, подрастающее поколение, познаём мир через малую родину, через те места, где родился и вырос, через удивительные достопримечательности родного края.
Заключение
В данной поисково-краеведческой работе по истории родного края мною не затронуты военно-патриотические и культурные достопримечательности, музеи и памятники, не все археологические памятники и памятники природы, туристские маршруты и туристические тропы Иволгинского района. А ведь уникален мой родной район!
Цель моих исследований изучить историю родного края, я считаю, вполне достигнута. Ведь история моей Иволги разнообразна и интересна, особенно мне понравилось искать информацию о достопримечательностях нашего района и моего села. Делая обобщение по данному исследованию, можно сказать, что мой родной район и само село развиваются, но не такими темпами как хотелось бы. Теплится в душе надежда на лучшие времена, когда идёшь по улицам села и видишь, что многие крепкие семьи обустраивают свои усадьбы, наводят порядок и чистоту во дворах, сажают деревья, заботятся о пенсионерах. Жизнь продолжается, и хочется надеяться, что наше село, да и район в целом будут процветать и оправдывать свое название – Эбэлгэ (благодатная). И хочется верить, что это все возможно, и я тоже смогу внести свой вклад в историю моей малой родины, благословенной земли Иволга, моей колыбели.
Свой научно-исследовательский доклад хотелось бы завершить стихотворением «Земля моя» известной поэтессы моей Иволги Ларисы Загузиной:
Земля моя, ты вольно и широко
Раскинула степей своих простор.
Ты травы на лугах питаешь соком,
Ты манишь синевой высоких гор.
Звенит аршан серебряной струною,
Но знаю, хоть полмира обойди,
Но не найти вкуснее нам с тобою
Живительной халютинской воды.
Земля моя, хранишь ты тайну предков
О воинах могучих и лихих.
И силой благородной наполняешь
Потомков хунну – сыновей твоих.
Летела ввысь молитва Чингис-хана,
Он благодарность Небу возносил.
Земля ему уверенность давала
И войску хана прибавляла сил.
Земля моя, ты мудростью богата,
Ты согреваешь всех своим теплом.
Живут народы дружно, словно братья
И вместе строят прочный, крепкий дом.
Под солнцем блещут пагоды дацана,
Течет народ под свод Хамбын Сумэ.
Здесь Этигэлов, возвращенный людям,
Доверен Небом, Иволга, тебе.
Земля моя, щедра ты и прекрасна,
А помыслы детей твоих чисты.
Пусть небо над тобой сияет ясно,
Пусть будет счастье людям Иволги.
Под облаками журавли курлычут,
Багульник расцветает по весне.
Пусть дети твои близко и далеко
С любовью помнят о родной земле.
Список литературы
Приложения
Приложения 1
Анкета
на выявление знаний о достопримечательностях Иволгинского района.
Дорогой друг!
25 августа 2019 г. исполнилось 80 лет нашему Иволгинскому району. Обращаюсь к тебе с просьбой ответить на вопросы анкеты «Знаю ли я свою Иволгу?»
1. Укажи, пожалуйста, из какого ты класса.
____________________________________________________
2. Посещал ли ты достопримечательности Иволгинского района?
____________________________________________________
3. Если да, то какие именно?
____________________________________________________
4. Какие еще хотел бы ты посетить?
______________________________________
Благодарю за участие.
Юмжана Гармаева, 9 Г класс.
Приложение 2.
Результаты анкетного опроса «Знаю ли я свою Иволгу?»
Сентябрь 2019 г.
Анкетирование провела Юмжана Гармаева, 9 Г класс.
Приложение 3
Иволгинский дацан
Гуннское городище
Янгажинский дацан
Храм Преображения Господня
Сопка Баян-Тогод
Халютинский аршан
Ута Булаг
Лиса и волк
В Китае испытали "автобус будущего"
Всему свой срок
Свадьба в Малиновке
Кто должен измениться?