Исследовательская работа, посвящена родному человеку, который написал много стихотворений. Была представлена на областной краеведческий конкурс научно - исследовательских работ обучающихся "Земля - наш общий дом".Участница заняла IIIместо
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 39.09 КБ |
БОУ «Завьяловская средняя школа» Знаменского района Омской области
Исследовательская работа
«Мой папа поэт»
Выполнила: Чаунина Валентина,
ученица 9 класса
Руководитель: Чаунина Ирина Владимировна
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Биография Чаунина С.П ………………………………… 5
Глава 2.Основные темы и мотивы творчества поэта ……………………….. 7
Заключение………………………..……………………………………………...15
Список использованных источников………… …….…………………………
Введение
Всегда Россия славилась «мастерами слова», поэтами. С давних времен воспевали они свою Родину, свой народ. На уроках литературы мы знакомимся с творчеством знаменитых поэтов. Восхищаемся их творчеством. Нужно отметить, что и наш край богат творческими людьми, которые тоже воспевают природу, свой край родной. На их стихах тоже можно привить любовь к родине, природе и своим близким. Не каждое село может похвастаться тем, что является родиной поэта, творчество которых требует внимания и изучения.
Актуальность работы:
Сегодня, в наш сложный и часто непонятный век, особенно важно помнить о тех одаренных людях, которые незаметно живут рядом с нами, и которые своим творчеством прославляют то, что нас объединяет, кормит и дарит радость — родную землю.
На территории Завьяловского поселения есть несколько человек, которые пишут стихи. Я решила изучить творчество своего папы– Чаунина Сергея Петровича.
Цель исследовательской работы: знакомство с творчеством Чаунина Сергея, изучить особенности его стихов.
Задачи исследовательской работы:
-собрать информацию о творчестве и биографии;
-вызвать интерес к личности Чаунина С.П.
-подобрать материал по теме и связано излагать мысли .
-приобрести умение исследовательской деятельности.
- выявить особенности некоторых стихотворений поэта.
Объект исследования: жизнь и творчество Чаунина Сергея Петровича.
Предмет исследования: стихи С.П. Чаунина.
Методы исследования:
-чтение и изучение тематики стихотворений
-интервьюирование Чаунина С.П, его родственников,
- сравнение, анализ и систематизация
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, совершенно не изученного никем. Практическая значимость исследовательской работы в том, чтобы привлечь внимание к творчеству С.П. Чаунина, собранный материал разместить в школьном музее, на 55 летний юбилей создать сборник.
Чаунин Сергей Петрович родился 04.05. 1964 в крестьянской семье в деревне Горбуново, тогда ещё Большеуковского района Омской области. Воспитанием занималась его мама Чаунина Валентина Петровна. Как пишет поэт в своих стихах:
В семье родился я один
Нет ни сестры, ни брата
И обижаться нет причин
Что жизнь здесь виновато
Ну что ведь нет вины отца
Что безотцовщина родился,
Но вырос я как вся шпана.
Замену мне отца дала
Родная мать моя одна
…
Семья жила небогато, неброско, как многие крестьянские семьи, издавна и прочно приросшие к земле. Мама его с детства приучала к труду. Был первым её помощником во всех делах. В деревне Горбуново была начальная школа, в которую он пошёл учиться в 1971году, но в 1973 году её закрыли. Многие жители стали переезжать в другие сёла, они переехали жить в д. Авяк. Закончив начальную школу, как и все ребятишки, учился в с. Завьяло во. Окончив восемь классов в 1980 году, стал работать в совхозе «Завьяловс кий» скотником, в 1982 году был призван в ряды Красной Армии. Служил в Хабаровском крае, с. Калинки, в ВВС. С 1984 года, после возращения из армии продолжил работу в совхозе.
Затем с 1988 по 1995 года работал в киносети киномехаником Авякской установки. За добросовестное отношение к труду был награждён Почётными грамотами Знаменской дирекции киносети.
После закрытия киносети вернулся работать в совхоз. Общий трудовой стаж 40 лет. За многолетний и добросовестный труд не раз награждался грамотами Администрацией Знаменского муниципального района, в 2015 году награждён Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в 2017 году награждён Почётной грамотой Правительства Омской области.
Любит животных, особенно коней. Являлся участником конных соревнований (тройка) как сельского поселения, так и районных праздников. Занимал призовые места. Однажды даже снаряжал тройку для свадебного торжества. Возил молодожёнов на тройке. Особенно любил прокатить своих детей.
Любит читать стихи Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко. Очень много знает стихотворений наизусть Есенина, Пушкина, Лермонтова. Очень часто слушает песни своей молодости.
Стихи начал писать с 1989г. Произошло это внезапно, как говорит сам автор своих стихов «Разговоры по душе с самим собой».
II. Основные темы и мотивы творчества поэта
Что такое поэзия?
Поэзия – это великое достояние человечества. Ещё в древние времена поэты, слагая стихи, старались передать в них свои чувства, переживания, эмоции, а также обстановку того времени, в котором они жили, с помощью различных художественных средств.
Я думаю, что поэзия развивает духовный мир человека, делая его богаче и возвышая. Стихи своим красивым, живым языком учат многому, помогая человеку с достоинством побеждать те жизненные испытания, которые уготовила ему судьба. Любой поэт – это художник, рисующий картины словами. И порой эти картины бывают так же прекрасны, как и полотна великих художников. Я считаю, что наша жизнь обеднела бы без поэзии.
Как рассказать поэту о себе? Мне кажется, что поэзия требует гораздо большего, чем печатание в газетах, журналах, книгах.
Я думаю, что она требует чистого и поющего сердца. Но это не означает, что подлинная поэзия не нуждается ни в чём, кроме поющего сердца. Наоборот, она требует всего человека, она вовлекает и волю, и мысль, ибо поэзии свойственно мыслить до самой глубины.
Поэтому первая задача поэта углублять и оживлять своё сердце; вторая – растить, очищать и облагораживать свой духовный опыт. Это и есть путь к настоящей поэзии. Всюду, где слагаются у нас поэтические строчки, мы видим тоску по родине, мечту о новой России, потребность воскресить потерянную нравственность. У моего папы, Чаунина Сергея Петровича, может быть, не всё удачно, не всё значительно и поэтично, но зато здесь почти всё идёт от души, от любящего и тоскующего сердца.
Казалось бы, нет в его стихах ни броской образности, ни звонкой метафоричности, Но при всём этом в его стихотворениях есть главный, а может и единственный верный признак настоящей поэзии - естественность. Его поэтические строки, словно неотделимая часть самой природы и жизни. Ткань стиха — мысль.
Именно с такой поэзией своего земляка, задушевной, неравнодушной, я хочу познакомить читателей нашей школы, села, района, а, может быть, и области.
Итак, о чем же писал ? Я перечитала его стихи, пришла к выводу, что можно выделить несколько тем, которые волнуют и близки поэту. Это и трепетное отношение к малой своей родине, и любование родной природой, и размышления о времени, о себе, о людях, о детстве и юности, о предназначении человека на земле, о жизни вообще, о политике.
Пришла пора, в Авяк уехал
Учиться в школу я тогда
И наша брошена деревня
Осталась словно сирота
Её покинул весь народ
Как птица разлетелись
В разные стороны
Но позабыли все они
Где человек родился
И вере правде научился
Где обежал леса, поля и реки
Не позабыть такое человеку
И я родился там и жил и рос
И вроде пользу не принес
Я был, поверь, тогда шпана,
За это может ты меня манила
Меня манила ты повсюду
Нет силы, мне забыть тебя
Я помню школу, клуб и садик
Я в памяти храню всегда
Они стояли по порядку
Через дорогу две избы
Три тополя у дяди Мити
Красивей просто не найти
И синева и кедр и травы
И облаков и шум ветров
И солнце яркое над крышей
И песня льется соловьев
И в памяти моей повсюду
Стоишь нарядная как тогда
В своем Российском сарафане
Деревня родина моя.
Эти строки удивляют своей человечностью, истинным патриотизмом, любовью к своей малой Родине. Человек и природа – явление одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.
Прекрасное разлито повсюду, и прежде всего оно проявляется в природе. Автор пытается постигнуть гармонию природы, понять диалектику разрушения и созидания. Об этом его многие стихотворения. Вот, например,
Стояла осень у плетня
Одев, рябину в бусы красные
И говорит рябине той
Ты в них красива, нарядна
И только осень отошла
Дрозды на ту рябину сели
И поклевали бусы все
Рябину бедную раздели.
…
Давно я не был
В стороне родной
Давно я не видал
Ее закаты.
И вот сегодня я иду
Туда где будет
Душа рада.
Я надышусь
Ее воздухом сполна
Воды у родника
Напьюсь холодной
Ох, как же я люблю тебя
Мой край, когда стоишь зеленый.
В его стихах, как правило, два плана – повествование, то есть зарисовка, какой – то картинки, и чувства самого автора:
Стояла осень у плетня
Одев, рябину в бусы красные.
И говорит рябине той
«Ты в них красива, нарядна»
И только осень отошла,
Дрозды на ту рябину сели
Поклевали бусы все
И рябину бедную раздели.
У автора много стихотворений и почти во всех прослеживается тоска, грусть по родному краю, где он родился, провёл своё детство.
Сегодня снова мне приснился
Мой маленький, старенький дом.
Он звал меня, манил в дорогу.
Просил, чтобы я к нему пришёл.
Позаброшенный, домик маменькин
В Горбуново стоит над рекой.
Пусть он маленький, хоть он старенький,
Но в сердце остался моём.
Постою у избы, поклонюсь
Поклонюсь я до самой земли,
Но я знаю, что снова вернусь,
Я вернусь, ты меня только жди.
В старый домик зайду, тихо выйду,
Нет давно там окон, нет дверей.
Ну, а Родина сверху смотрела
Глазами постаревших матерей.
Природа для поэта – это что – то гармоничное, живущее по своим законам, где все целесообразно:
Разгулялась осень, разгулялась
И кружит, кружит она с листвой
Ох, этот танец листопада,
Такой задорный и простой.
И журавли летят по небу,
Манили осень за собой
Вот дотанцуем последний танец
И тихо, тихо вдаль уйдет.
А лист кружа, а лист кружа
Опуститься и нежно ляжет
И до весны, накроет землю
Своим махровым одеялом.
Очень много стихотворений посвящено маме, самому дорогому в жизни каждого человека.
Каждый день она стояла у окна
И ждала, ждала с работы сына.
Хоть и знала он заедет к ней,
А не проедет, не проедет мимо.
Она всегда накормит, угостит
Расспросит обо всем, напоит чаем
Не потому что ты у неё один,
А потому что она твоя мама.
И долго, долго будет ждать она
Пока, жива!
Но мы ее не бросим,
Не потому что у нее я один,
А потому что нет ее дороже.
Мы часто обижаем матерей
Такое бывает, порой бывает.
Но провожая их в последний путь
Ох, как их в жизни нашей не хватает.
В 2015 году, к большому сожалению, в нашей семье произошла большая трагедия, родители потеряли сына, сёстры родного брата. Поэтому в творчестве поэта очень много стихов об этом трагическом событии. В них прослеживается горечь утраты всей семьи, тоска по сыну, любовь к нему.
Сижу у гроба и не понимаю
Зачем уходишь от родимого крыльца
А на лице застывшая улыбка
Она с тобой осталась до конца
Мне кажется, сейчас ты тихо встанешь
Обнимешь мать, руку пожмешь отцу
И улыбнешься сестрам, тихо скажешь
Простите, что нелепо ухожу
Я знаю, не бывает больше горе
Когда хоронит сына чья-то мать
А по моим щекам бегут все слезы
И мне ни как, ни как их не унять
Пройдут года, и это будет вечность
И каждый раз, входя к себе домой
Я по привычке, скажу «Здравствуй,
Здравствуй, Мишка!»
Ты у меня в душе всегда живой
Смотря с портрета карими глазами
Куда бы, я не шёл, твой взгляд ловлю всегда
Я пред тобой чело свое склоняю
Прости, сынок, что я не уберег.
…..
Смотрю на огонек свечи
И с ней и с ней горю я тоже
Но только слезы той свечи
Меня, меня слегка тревожат
Свеча горит и я горю
Мы вместе с ней сгораем
А кто сгорит из нас вперед
Об этом мы пока не знаем
Свеча сгорает на глазах
А я внутри душой сгораю
И только слез моей души
Поверь, поверь, никто не знает
И если я сгорю дотла
Друзья и близкие помянут
Свеча сгорит, сгорит свеча
И фитилек нам не оставит
Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросами, для чего, зачем я появился на этом свете? Это извечные философские проблемы, и разрешить их можно лишь тогда, когда честно начинаешь анализировать прожитую жизнь. Может мой поэт – земляк в своём творчестве пытается решить эту проблему. Подводя жизни итоги, лирический герой сожалеет о напрасных стремлениях и о жизненных неудачах, причину которых видит в утрате неразрывной связи с природой, с родиной. Именно эта связь дает силы преодолеть все невзгоды, снова стать сильным, обрести ощущение счастья.
Заключение
Обращение к данной теме для меня не просто интерес к жизни этого человека, это попытка понять его творчество, его самого, это возможность увидеть, как человек относится к природе, родине, к происходящим событиям, его внутренний мир, переживания. Творчество моего папы, Чаунина Сергея Петровича, актуально, так как в своих стихах он затрагивает темы, близкие и понятные каждому. Он в своей лирике воспевает красоту родной природы, любовь к родной земле, к своим близким и родным людям и ее неутомимым труженикам-крестьянам. Стихи Сергея Петровича излучают, и это, может быть, главное, свет любви к жизни, к людям, к каждому человеку, к своей малой Родине. Трудно передать словами ощущение, которое я испытала, читая его стихи. Через его стихи можно прививать любовь к природе, воспитать патриота. Выполнив эту исследовательскую работу, я ещё раз убедилась в том, что творчество наших земляков очень интересно, нужно изучать поэзию людей, которые живут рядом с нами.
Выводы:
Браво, Феликс!
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем домики зимой
Астрономический календарь. Июнь, 2019