Автор познакомилась с творчеством писателей и поэтов Архаринского района, в частности изучила книги писательници Тимкиной, а также собрала литературные произведения членов своей семьи
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательско-творческий проект Творчество архаринских писателей и поэтов | 33.03 КБ |
Презентация | 1.34 МБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Первые шаги в науку»
Исследовательско-творческий проект
Творчество архаринских писателей и поэтов
Подготовила:
Адаменко Алина Ивановна
учащаяся 3 кл.
МОБУ «СОШ с. Аркадьевка»,
Руководитель:
Адаменко Светлана Валерьевна,
учитель истории и обществознания
Аркадьевка – 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО М.Е. ТИМКИНОЙ 5
ГЛАВА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МОБУ «СОШ С. АРКАДЬЕВКА» С ТВОРЧЕСТВОМ М.Е. ТИМКИНОЙ 5
ГЛАВА 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЕЙ СЕМЬИ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13
Я люблю читать. Мы изучаем в школе многочисленных писателей и поэтов, тех, которые жили и творили давно, и современных, зарубежных и отечественных. Читая литературные произведения, мы мысленно общаемся с их автором. Но иногда хотелось бы познакомиться с писателем или поэтом лично, поговорить с ними. Чаще всего это невозможно. Поэтому я задумалась над вопросом, а живут ли рядом с нами поэты или писатели? Есть ли такие в моём Архаринском районе?
Цель исследования: изучение творчества архаринских писателей и поэтов.
Задачи:
Объект исследования: творчество архаринских писателей и поэтов.
Предмет исследования: рассказы М.Е. Тимкиной; стихотворения, написанные членами моей семьи.
Методы исследования:
Место исследования: п. Архара, с. Аркадьевка, с. Касаткино Архаринского района.
Время исследования: январь-март 2019 г.
Гипотеза: В Архаринском районе есть талантливые поэты и писатели.
Практическая значимость: результаты работы могут применяться на классных часах и уроках литературного чтения в начальных классах как дополнительный материал.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО М.Е. ТИМКИНОЙ
Своё исследование я начала с интервьюирования Проскуряковой Анны Анатольевны, заведующей отделом обслуживания МБУК «Архаринская Межпоселенческая библиотека». Она рассказала мне о таких архаринских поэтах и писателях, как З. Богданова, С. Бориско, И. Росова и другие.
Она показала сборники их произведений, их публикации в газетах, книги. Анна Анатольевна посоветовала обратиться к творчеству Марии Егоровны Тимкиной, так как у неё множество рассказов для детей. Знакомство с ними я начала посредством её книги «Удивляясь, удивлять», посвящённой году экологии в России (2017) [5].
Меня очень заинтересовало её творчество, потому что автор пишет о том, что находится рядом с нами, ведь Мария Егоровна живёт в с. Антоновка Архаринского района. Когда я начала читать эту книгу, то не могла поверить, что всё описанное в ней могло происходить на самом деле, но на титульном листе значилось «сборник невыдуманных историй». Чем дальше я читала, тем интереснее мне казались рассказы, ведь автор описывал природу, что нас окружает, животных, которые живут и в наших лесах. Я поражалась, насколько умны эти животные, у них можно поучиться доброте и взаимопомощи.
Моими любимым рассказами книги «Удивляясь, удивлять» стали «Сообразительный кот», «Чудесное исцеление», «За помощью – к человеку», «Фазан и Полкан», «Материнский инстинкт», «Совестливая крыса» и другие. В этих произведениях автор описывает животных, наблюдая в них качества, которые присущи только человеку – доброта, сочувствие, хитрость, сообразительность. Мария Егоровна своими рассказами нам доказывает, что удивительное – рядом, её доброта и дружелюбие передаётся через бумажные страницы книги, которая иллюстрирована картинками автора.
Сама писательница так пишет об этой книге: «Ты прочитаешь этот сборник, и, уверена, удивишься сам тому, почему раньше поведение животных и птиц казалось тебе привычным и оставалось незамеченным. И уже другими глазами будешь смотреть на них, живущих с тобой рядом,
и будешь оценивать их по достоинству». [5, с. 3].
Чуть позже я прочитала её сборник «Детство всегда с нами» [2], в котором писательница посредством историй о девочке Любке описывает своё детство: мечты, огорчения, разочарования, радость. Эти рассказы вызывают у читателя жалость и сочувствие к героине, переживание за её судьбу.
Родилась Мария Егоровна в 1951 году в казахстанском селе Владимировка. С 1987 года Мария Тимкина живет в Архаринском районе Амурской области, селе Антоновка. 26 лет проработала в сельской библиотеке. Издала три сборника рассказов «Детство всегда с нами» (2014 г.), «С любовью не шутят» (2016 г.), «Удивляясь, удивлять: сборник невыдуманных историй» (2017). Мария Егоровна - неоднократный участник и победитель международных, областных и районных литературных конкурсов в номинации «Проза»: победитель областного литературного конкурса «Земли родной талант и вдохновение - 2015, 2017» (1 место в жанре проза); дипломант Международного литературно-музыкального конкурса «Дары муз» (2016), жанр проза; призер районного литературно-художественного конкурса «Пою тебя, мой край родной!» (2 место в номинации «Проза», 2017). Также Тимкина М.Е. является членом литературно-музыкального клуба «Вдохновение», созданного при Архаринской Межпоселенческой библиотеке в 2017 году. [3, с. 135].
Рассказы Тимкиной М.Е. печатаются в районной газете «Архаринские вести» в рубриках «Невыдуманные истории», «Литературная гостиная», «Житейские истории».
В 2019 году произведения М.Е. Тимкиной были опубликованы в сборниках рассказов для внеклассного чтения для младшего и старшего школьного возраста (Издательство «Союз писателей», Новокузнецк). Это рассказы «Спасённые птицы» [1, с. 223] и «Три счастливых пельменя» [2, с. 344]
Конечно, мне захотелось с ней познакомиться. Ведь это так приятно, когда читатель и писатель могут пообщаться лично, а не только посредством произведения. Тем более я тоже хочу стать писателем, поэтому мне было полезно получить несколько советов от талантливого человека.
Наша встреча состоялась 2 апреля, в международный день детской книги. Мария Егоровна произвела на меня очень приятное впечатление. Из интервью я узнала, что она впервые сочинила сказку, будучи первоклассницей, а в 4 классе написала рассказ «Кладоискатели» на конкурс в газете «Пионерская правда». Большое влияние на становление юной писательницы оказал отец, который много читал ей в детстве. Мария Егоровна описала свои трогательные взаимоотношения с отцом в рассказе «Самые счастливые минуты», который считает своим лучшим произведением. Из писателей больше всего любит Чехова А.П., старается придерживаться его принципа, что в произведении «словам должно быть тесно, а мысли – просторно».
После школы Мария Егоровна работала корреспондентом в газете, затем 17 лет трудилась учителем русского языка и литературы. Стать учителем было её детской мечтой, ведь примером для неё была её старшая сестра – педагог.
Удивительно, но Мария Егоровна не считает себя писателем, говорит, что литературное творчество – это её хобби, которое скрашивает жизнь. Пишет каждую свободную минуту. В основу произведений ложатся интересные истории, услышанные от знакомых, коллег, которые литературно оформляются пером автора. А начинающим писателям она советует быть внимательным к окружающему, замечать интересные стороны, а также любить своё дело, не заставлять творить себя силой. Мария Егоровна поделилась своими творческими планами: готовит новый сборник рассказов о детях.
Таким образом, мне удалось не просто познакомиться с интересным творчеством Марии Егоровны Тимкиной, но и с ней лично, взять у неё интервью.
Для того, чтобы определить, актуально ли моё исследование, я провела анкетирование среди учащихся начальной школы. В моём опросе участвовал 31 человек – учащиеся 3-4 классов. 26 из них признались, что любят читать. Анкетирование выявило, что ребята в равной мере любят читать и стихи, и сказки, и рассказы, а также фантастику. На вопрос, знакомы ли они с творчеством архаринских писателей и поэтов, все ответили отрицательно, но подавляющее большинство (28 из 31) хотели бы с ними познакомиться.
Таким образом, я считаю, что моя работа поможет моим сверстникам ознакомиться с литературными произведениями архаринских авторов, вызвать интерес к их творчеству, а, может, выявит поэтические способности у ребят.
Своими новыми знаниями я поделилась с одноклассниками в ходе классного часа «Творчество архаринских писателей». Мои сверстники познакомились с некоторыми рассказами Тимкиной М.Е. Ребята оставили положительные отзывы о мероприятии. На будущее запланирована организация встречи ребят нашей школы с Марией Егоровной.
Читая произведения Тимкиной М.Е., я решила заняться изучением творчества нашей семьи. До меня дошли многочисленные рукописи стихов, написанных моими родными. Иногда мама мне зачитывала их. Я захотела собрать подробную информацию о поэтах моей семьи, а также систематизировать тот литературный материал, который был накоплен за долгие годы моими родственниками, чтобы не допустить его окончательной утери. Для этого я планировала создать сборник стихов, проиллюстрировав его собственными рисунками.
Я выяснила, что моя мама Голубева (в замужестве Адаменко) Светлана с детства писала стихи, некоторые из них – совместно со своей мамой (моей бабушкой) Голубевой Людмилой Васильевной. Эти произведения я находила в различных источниках – блокнотах, тетрадях, на разрозненных листах бумаги. Мамины стихи были частым гостем школьной газеты «Школьные ведомости» (МОБУ «СОШ с. Касаткино», номера 1, 3, 6, 2004 г., № 7, 11, 2005 г., май, 2007 и др.), а также печатались в детской областной газете «Калейдоскоп на Амуре» (№ 12 от 19 марта 2003 г., «Правое и левое я», № 16 от 16 апреля 2003 г. «Начни с себя»), немного позже в районной газете «Серп и молот» (№ 41 от 11 мая 2005 г. стихи «Хорошая погода», «Научите летать», в № 44 от 21 мая 2005 г. «Начни с себя»). Мама, будучи школьницей, выступала с собственными стихами на школьных концертах, читала их даже на районных мероприятиях (слётах, Дне Журавля). Она рассказывала, что однажды в 6 классе даже сочинение написала в стихах.
У мамы есть разные стихотворения – и шуточные, и серьёзные. Ряд стихов посвящён малой родине – с. Касаткино, а также реке Амур, т.к. мама с детства с большой любовью относится к природе нашего края.
Мамина родная сестра Голубева (в замужестве Петришина) Татьяна Валерьевна тоже писала очень много стихов. Когда её дочь Оля пошла в первый класс, тётя, заботясь о творческом развитии своего ребёнка, совместно с девочкой к каждому празднику в школу оформляла забавные стенгазеты, к которым прилагались стихи собственного сочинения. Татьяна Валерьевна писала стихи для своих детей. Нередко в основу её произведений ложились истории из детства, наблюдения за котятами, щенками. При этом все её стихи пронизаны добротой, любовью, юмором, они поучительны и позволяют взглянуть на привычное с другой стороны. Для Татьяны Валерьевны важен смысл, идея и сюжет стихотворения, её истории оригинальны и чаще всего имеют неожиданный конец. Её дочь Оля (моя двоюродная сестра) всегда присутствовала при творческом процессе и участвовала в нём, она была первым и главным читателем и редактором творчества своей мамы, ведь если она смеялась над стихотворением, значит, оно удалось, как считала сама Татьяна Валерьевна. Оля тоже написала несколько стихов.
Я также всерьёз задумываюсь над своим творческим будущим. Иногда пишу сказки и стихи, рассказы.
Одной из задач данного проекта является систематизация творчества моей семьи. Так как я хочу предоставить возможность ознакомиться со стихотворениями Адаменко Светланы и Петришиной Татьяны широкому кругу лиц, то наилучшим средством для этого станет книга, которую создадим мы с мамой сами. На первом этапе работы над книгой были собраны все рукописи и напечатаны. После чего предстояло придумать принцип систематизации данного материала. Нами был выбран тематический критерий. Стихи были объединены в разделы по определённым темам. «Волшебный мир» объединяет стихи-сказки, стихи о сказочных персонажах, «Активная жизнь» содержит стихи о школе и активной деятельности героев, раздел «Улыбнёмся» представлен шуточными стихотворениями, где герои-животные попадают в забавные ситуации, в «Зимней сказке» собраны стихотворения про новогоднее волшебство, Деда Мороза и Снегурочку. Также есть разделы про мальчиков и про девочек. Любители своих питомцев смогут найти милые стихотворения о жизни пушистых любимцев. В разделе «Для малышей» содержатся потешки, забавные четверостишья. Стихи о природе объединены темой «Вдохновлённые природой Приамурья». Наша книга получила название «Добрые стихи».
После сбора и систематизации материала осталась самая объёмная и трудная часть – оформление и вёрстка. Для иллюстрирования книги использовались, в основном, мои и мамины рисунки.
На создание книги у нас ушло немало времени, но результат того стоит. Ведь теперь мы в любой момент можем прочитать стихи собственного сочинения, познакомить с ними других детей.
Но я не хочу останавливаться на достигнутом. Ведь я планирую продолжать творческую работу и пополнять литературную копилку новыми изысканиями. В будущем предстоит создать сборник произведений в прозе – сказки и рассказы, которые мы пишем с мамой. Надеюсь, что наше творчество найдёт своих ценителей и будет интересно другим. А наши имена пополнят список имён архаринских писателей и поэтов.
Таким образом, я выяснила, что Архаринский район прославлен именами многих писателей и поэтов, ведь на моей малой родине есть, что воспеть в стихах и описать в рассказах. Вокруг происходит много чего удивительного, стоит только внимательно посмотреть. Одним из ярких авторов является Тимкина Мария Егоровна, жительница села Антоновка. У неё много рассказов для детей. Я сама познакомилась с ней лично и её произведениями, более того, познакомила с её рассказами одноклассников.
Также я выяснила, что в моей семье тоже есть творческие люди, занимающиеся литературными изысканиями. Наши совместные труды нашли отражение в совместном проекте, результатом которого стала необычная книга под названием «Добрые стихи».
Таким образом, считаю, что гипотеза данного исследования подтвердилась: в Архаринском районе много талантливых поэтов и писателей. Значит их творчество заслуживает большего внимания среди земляков и не только.
Выражаю благодарность за помощь при написании данной работы Проскуряковой Анне Анатольевне, заведующей отдела обслуживания населения Архаринской Межпоселенческой библиотеки, и писательнице Тимкиной Марии Егоровне.
Приложение 1. Анкета для учащихся 3-4 классов МОБУ «СОШ с. Аркадьевка»
А) стихи
Б) сказки
В) рассказы
Свой вариант______________________________________
А) да (если да, укажите) ___________________________
Б) нет
А) да
Б) нет
___________________________________________________________
Петушок из русских сказок
Юрий Алексеевич Гагарин
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Колумбово яйцо
В Китае испытали "автобус будущего"