Живя в маленьком городе, мы мало задумываемся о том, почему назван так тот или иной объект. Так почему же?
Актуальность выбранной темы – В век технологий и нанотехнологий многие исторические названия забываются, это уводит нас от нашего прошлого и настоящего. А нынешнее поколение должно знать историю Ведь без прошлого нет настоящего.
Новизна – ни в одном учебнике истории и литературы нет тем, посвящённых названию улиц, историческим объектам, поэтому необходимо разобраться в вопросах происхождения исторических названий Холмского района, а также грамотность молодёжи своего района в произношении исторических названий.
Цель – показать, что грамотность нашей речи напрямую зависит от знаний истории.
Вложение | Размер |
---|---|
znaniya_istorii_gramotnaya_rech_pavlovskaya_anna_9_klass.docx | 53.31 КБ |
retsenziya_pavlovska_anna_9-b.docx | 16.33 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ЗНАНИЯ ИСТОРИИ = ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ» Павловская Анна Валерьевна ученица 9 Б класса
Руководитель: Семенякина Наталья Ивановна учитель русского языка и литературы |
г. Холмск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….… | 3 | |
1. | «Говорящие» названия и что мы о них знаем…………………………. | 5 |
1.1 | Увековеченные имена…………………………………………….…..… | 5 |
1.2 | Названия в нашей речи…………………………………………………. | 6 |
2. | Правильно говорим, потому что изучаем историю……….…….…….. | 7 |
2.1 | Казусы современной речи………………….…………………………. | 7 |
2.2. | Молодёжь – путь точности в будущем исторических названий…….. | 8 |
Заключение……………….……………………………………………... | 10 | |
Список используемой литературы…………………………………….. | 11 | |
Приложения……………………………………………………………... | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Проживая в небольшом провинциальном городке на острове Сахалин, расположенного на холмах у берега моря, я, как обычный подросток, мало задумывалась об исторических названиях и датах. В моём понимании было главным изучать русский язык, потому что я русская, живу в России и очень люблю свою страну и свой родной язык. Моя любовь к изучению истории появилась неожиданно. Нельзя сказать, что историю до этого не учила, но, скажем так, относилась к ней безо всякого энтузиазма. И вот однажды всё поменялось. Так родилась тема моего проекта.
Цель работы – показать, что грамотность нашей речи напрямую зависит от знаний истории.
Для достижения поставленной цели нам нужно выполнить следующие задачи:
В своей работе я выдвинула следующие гипотезы:
Актуальность моей работы заключается в том, что гаджеты вытеснили общение и многие люди общаться стали смайлами, а не словами, сокращением слов. Многие исторические названия забываются, это меняет историческую точность названий. А мы должны с большим радением относиться к историческим моментам, датам, фамилиям. Наша задача сохранить не только исторические факты для будущего поколения, а еще и передать правильное произношение. Ведь мы, каждый из нас, должен помнить имена героев и имена великих людей. Это очень важно! Нельзя забывать общеизвестную истину: забудешь своих героев – им на смену придут чужие.
Объектом моего исследования являются исторические названия Холмского района, предметом – грамотность молодежи в произношении исторических названий.
Этапы моей работы над проектом:
1. Выбор темы;
2. Постановка цели и задач;
3. Гипотезы исследования;
4. Исследование;
5. Обобщение результата, выводы, оформление работы;
6. Защита работы;
7. Самооценка.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы;
2. Перепись;
3. Анкетирование;
4. Консультация у специалистов;
5. Наблюдение и сравнение.
Работая над проектом, мною были изучены учебное пособие «История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия», книги о Холмске и районе, такие как «Холмск. Краски нового дня», «На холмах у моря», сборники книг сельских управлений «На берегу Татарского пролива» и «Памятники истории и культуры Южно-Курильского района», а также статьи в интернете.
Затронутая тема грамотности речи в разрезе знаний исторических моментов мне в литературе не встречалась, чем обусловлена новизна моего исследования.
1. «ГОВОРЯЩИЕ» НАЗВАНИЯ – ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ
1.1. Увековеченные имена
Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой живёт, город, страна - всё имеет свои имена[1].
В каждом городе есть географические объекты, названные в честь людей, прославивших как свою страну, так и свою малую Родину.
Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Поэтому объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное название. «Каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших событий, отражение быта, нравов, занятий
и мировоззрений предков»[2].
Первым методом моего исследования было изучение литературы, в результате которого я решила определить географические объекты в Холмском районе, в названии которых присутствуют имена, но столкнулась с проблемой повторяемости названий объектов на Сахалине.
Дело в том, что названиям населённых пунктов, рек, озёр, перевалов, гор и других объектов у нас, особенно в южной части острова, свойственно тиражирование, а то и клонирование. Дело, думается, вот в чём. В 1946 г. властям явно срочно понадобилось осуществить массовое, и главное, очень быстрое избавление от «самурайщины» на карте южной части Сахалина. Отсюда из-за скороспешности и непродуманности появились многочисленные «ляпы» на карте острова, которые имеют место и по сей день[3].
Нельзя, например, не упомянуть о двух Чеховский перевалах. Первый хорошо известен жителям Южно-Сахалинска и расположен на старой дороге от ул. Детской в с. Лесное. Другой находится на автодороге между с. Костромское и Чехов Холмского района, где берег Татарского пролива принимает обрывистый характер и дорога идёт верхами[4].
Информацию из литературных источников было решено проверить самостоятельно, и вторым методом моего исследования была проведена перепись этих исторических названий, нужно было найти их в моем городе и районе. Результаты исследования сведены в таблицу и представлены в приложении 1.
В результате проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что на карте Холмского района присутствует большое количество географических названий, которые говорят о том, что здесь кто-то жил, кто-то воевал, кто-то проливал свою кровь, чтобы жили мы.
1.2. Названия в нашей речи
Всем давно понятно, что каждый человек должен знать историю и не забывать те события, которые происходили, ведь от этого напрямую может зависеть грамотность нашей речи. Я решила проверить, насколько это так в своем классе.
Итак, третьим методом моего исследования было анкетирование. Я провела опрос среди одноклассников, в котором предложено было поставить ударение в названии одной из рек Холмского района. В опросе принимало участие 21 человек в возрасте 14-15 лет.
Все опрошенные знали название реки, однако правильно произнести её название смогли только два человека. Никто из опрошенных не знает в честь кого названа река.
Из числа опрошенных 12 человек имеют хорошую успеваемость по русскому языку, но из их числа правильно произнести название реки смогли не все, а только два человека.
Результаты анкетирования представлены в диаграмме в приложении 2.
Хотя из этих 12 человек большинство имеют и хорошую успеваемость по истории, но подростки явно не заинтересованы в этом предмете, а так же в происхождении названий в своем районе. Это может отрицательно сказаться на будущем нашей страны. Как известно, незнание прошлого - губит будущее. Результаты опроса показывают, что имение только поверхностных знаний по истории может отрицательно сказаться на знаниях и по другим предметам.
Проведение опроса поставило в тупик моих одноклассников и вызвало неподдельную заинтересованность у ребят. Было видно то, что им стала интересна эта тема, но по какой-то непонятной причине ребята просто не задумывались над тем, что привычные и часто употребляемые в нашей жизни названия могут нести какой-то смысл. Оказывается, прочитав историю возникновения «имен» на карте можно узнать много нового и забытого о наших предках.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что зная правила русского языка, не всегда имеешь возможность грамотно говорить. В данном случае моих одноклассников подвели знания по истории, они не знали, в честь кого названа река.
2. ПРАВИЛЬНО ГОВОРИМ, ПОТОМУ ЧТО ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ
2.1. Казусы современной речи
В нашем районе есть река Фрикена. Из уст жителей с детства слышу это название с ударением на второй слог. Так и запомнилась мне эта река.
Но однажды наш музей проводил квест. Это одна из традиций нашей семьи - летом мы участвуем в увлекательных бродилках по городу и выполнении определенных заданий.
В одном из них ключевым словом была фамилия инспектора сельского хозяйства на Сахалине, который так же сопровождал А.П. Чехова во время его поездки на остров. Благодаря фотографиям, сделанным этим человеком, сегодня мы можем увидеть, каким был Сахалин 100 лет назад, а также его жителей. Это был никто иной, как Алексей Александрович фон-Фрикен, в честь которого и была названа наша замечательная река. Ударение в этом наименовании оказалось на первый слог. К своему стыду, я об этом узнала поздно и всегда неправильно произносила это название. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
С этого момента я с огромным вниманием стала относиться к историческим моментам, датам, фамилиям. Ведь наша задача сохранить исторические факты для будущего поколения. Это очень важно! Я поняла, что каждый из жителей нашей страны должен обязательно знать свою историю и своих героев. Нельзя забывать общеизвестную истину: забудешь своих героев – им на смену придут чужие. Этого нельзя допустить.
Так же и со словами. В нашем словаре и так очень много заимствованных слов. Нельзя забывать свои русские слова, а для этого надо знать корни, свою историю.
В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что очень полезно участвовать в развлекательных мероприятиях познавательного характера. Так моя неформальная встреча со специалистам в области краеведения, очень изменила мое отношение и взгляду на многие вещи. У меня появилась ответственность за изучение исторических моментов своей родной сторонки.
2.2. Молодёжь – путь к точности в будущем исторических названий
По мнению академика Д.С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важность и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему»[5].
В жизнь каждого современного человека неразлучным спутником вошел телефон, компьютер, планшет. Общаться люди стали всё больше не речью, а знаками в социальных сетях, появилось много смайлов и сокращений. Мы забываем нормальную речь и порой в реальном общении очень тяжело подобрать подходящее слово. И хоть язык жестов никто не отменял, но и живая речь никогда не заменит общение через социальные сети. Старшее поколение всё больше перестает понимать молодёжь. Появляются новые слова, значения которых сами подростки не могут объяснить более старшим людям. Возникает непонимание поколений. А в будущем поколении жить молодежи. И если они принесут с собой изменённые слова, названия, то это будет передаваться будущим поколениям. Этого допустить никак нельзя.
Заинтересовать современную молодежь изучением истории - очень важная задача современного общества. А усовершенствовать изучение и заинтересовать детей самим познавать историю России можно обыкновенными заданиями - бродилками, начав со своей родной сторонки, как это произошло со мной. Мы много не знаем того, что рядом. Будем знать, что рядом, захотим узнать больше.
По моим наблюдениям, каждый современный подросток любит фотографировать. Это привычное действие для современной молодежи. Фотоаппарат есть у каждого подростка в телефоне. Поэтому привлечь подростков на деятельность по изучению истории при помощи фотоаппарата, полагаю, будет возможным и интересным. Можно давать задания найти тот или иной объект и сделать его фотографию или селфи на фоне объекта. Например, домашнее задание - этот сквер носит название героя советского союза Степана Валентеева. Сделай там свою фотографию. Или другое задание - сделай фото на улице Чапланова. Расскажи, почему в нашем городе есть такая улица?
Решив начать с себя, и немного изменить ситуацию, я создала буклет для своих одноклассников, которые не знают, в честь кого названа река Фрикена, протекающая в нашем районе. В буклете я поместила информацию об этом человеке.
В результате проведенных исследований, можно сделать вывод, что привлечение к изучению истории современной молодежи очень важная задача, ради которой возможно стоит провести модернизацию системы обучения и применить новые методы по изучению важных предметов, таких как история.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наш современный язык всё чаще входят заимствованные слова. Порой людям старшего поколения не понять разговор молодежи, отсюда возникают конфликты поколений, вечная проблема отцов и детей. Не совсем понимая смысл того или иного слова, не пытаясь разобраться в его значении, мы меняем его произношение на своё усмотрение. А молодёжь в будущее поколение с собой уносит новую речь, забывая о прошлом, о своих героях и своей истории. Можно ли это изменить? Чтобы исследователи в будущем не ломали голову над значением слов и могли понимать, что имело в виду и чем жило предыдущее поколение.
Считаю полезными различные мероприятия развлекательно-познавательного характера, в результате которых подростки могут узнать для себя что-то новое и полезное и понять, как это произошло в моем случае, для чего могут пригодиться знания по истории. Мне они помогают грамотно говорить. При проведении данного исследования, я увидела заинтересованность подростков, оказывается им это интересно, все как один спросили меня о том, как все таки правильно поставить ударение.
Созданный в результате проведенной исследовательской работы буклет можно использовать на уроках истории. Можно использовать на уроках предложенные в работе методы изучения истории.
Моя гипотеза о том, что не зная своих корней, историю своей страны и своей родной сторонки не получится грамотно говорить подтвердилась, а вторая гипотеза не нашла своего подтверждения.
В результате проведенной работы, я считаю, что современную молодёжь на самом деле не так сложно увлечь и нужно больше проводить таких мероприятий, в которых подростки будут узнавать, может немного, а об истории. Ведь если что-то узнаешь и тебе это интересно, то захочется знать больше и больше. Если мы хотим грамотно говорить на своем родном языке, мы должны обязательно изучать историю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Географические объекты в Холмском районе, названные именами людей
№п/п | Объект | Название |
1 | улица | Пушкина |
2 | улица | Островского |
3 | улица | Некрасова |
4 | улица | Невельского |
5 | улица | Мичурина |
6 | улица | Крузенштерна |
7 | улица | Ленина |
8 | улица | Ушакова |
9 | улица | Чапланова |
10 | улица | Крылова |
11 | гора | Фрикена |
12 | село | Симаково |
13 | село | Поляково |
14 | село | Калинино |
15 | улица | Шевченко |
16 | улица | Ад. Макарова |
17 | улица | Чапланова |
№п/п | Объект | Название |
18 | улица | Гастелло |
19 | улица | Л.Чайкиной |
20 | улица | А. Матросова |
21 | улица | Волкова |
22 | река | Фрикена |
23 | село | Байково |
24 | село | Чехов |
25 | село | Чапланово |
26 | село | Николайчук |
27 | улица | Чехова |
28 | улица | Лермонтова |
29 | улица | Радищева |
30 | улица | С.Тюленина |
31 | улица | У.Громовой |
32 | сквер | С.Валентеева |
33 | наберж. | Семёнова |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
[1] Мурзаев Э.М. География в названиях. М., Наука, 1982 г.- С.21
[2] Суперанская А.В. Наименование и переименование в городах. Сб. Вопросы географии. М., 1986 г. – С.16
[5] Лихачев Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре./ Российский фонд культуры.- 2006.-С.32
РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-исследовательскую работу Павловской Анны Валерьевны
ученицы 9-Б класса МАОУ СОШ №9 г. Холмска на тему
«Говорящие названия – что мы о них знаем»
Живя в маленьком городе, мы мало задумываемся о том, почему назван так тот или иной объект. Так почему же?
Актуальность выбранной темы – В век технологий и нанотехнологий многие исторические названия забываются, это уводит нас от нашего прошлого и настоящего. А нынешнее поколение должно знать историю Ведь без прошлого нет настоящего.
Новизна – ни в одном учебнике истории и литературы нет тем, посвящённых названию улиц, историческим объектам, поэтому необходимо разобраться в вопросах происхождения исторических названий Холмского района, а также грамотность молодёжи своего района в произношении исторических названий.
Цель – показать, что грамотность нашей речи напрямую зависит от знаний истории.
Характеристика структуры учебно-исследовательской работы.
Исследовательская работа написана согласно всем предъявляемым требованиям к этому виду работы. Данная работа отмечается четкой структурой, смысловой оформленностью. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подглавки, заключения, списка литературы, приложения. Во введении обозначен выбор темы, показана её актуальность, новизна, определена степень изученности темы. Первая глава «Увековеченные имена» посвящена изучению карты Сахалинской области города Холмска и объектам с необычными названиями. Вторая подглавка посвящена социологическому опросу с целью узнать, сколько человек знает исторические названия объектов и правильно их произносят.
Во второй главе «Правильно говорим, потому что изучаем историю» исследуются казусы современной речи на примере названия реки Фрикены и в честь кого она названа. Результатом явился буклет для одноклассников, в котором была размещена информация об этом.
В заключении приводится общий вывод, что необходимо изучать исторические объекты, приобщать к этому молодёжь и проводить как можно больше таких мероприятий, в которых подростки будут узнавать о том, как возникли эти названия и как правильно произносить имена собственные.
В приложении приводятся вопросы анкетирования, диаграммы полученных результатов, буклет.
6.Подача материала.
Стиль изложения исследования чёткий, ясный, доказательный, логичный.
Руководитель: Н.И. Семенякина
Военная хитрость
Снеговик
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Просто так