Исследовательский проект по литературе
Тема: «Семейная тема в русской литературе. Традиции и новации»
Аннотация
В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми, даже между родными отношения порой строятся по типу «ты мне, я тебе», становясь потребительскими. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Стали распространёнными «гражданские» браки. С каждым годом растёт процент разводов, поэтому тема семьи особенно актуальна в наши дни.
Что изменилось в семьях? Что лежит в основе создания семьи? Как отображают произведения литературы изменения в традициях и устоях семьи? Тема вечная, но как подают её писатели, каков подход к этой теме в разное время? Ответы на эти вопросы я попыталась найти, анализируя произведения разных авторов, написанные в разные эпохи.
Цель работы: исследование эволюции темы семьи на разных этапах развития литературы, определение традиций и новации в произведениях о семье.
В ходе работы по данной теме решались следующие задачи:
Для решения данных задач использованы следующие методы и приемы исследования:
Полученные данные:
В ходе исследования были составлены обобщающие таблицы и схемы и были выявлены традиции и новации в теме семьи на разных этапах развития литературы.
Результаты исследования позволяют сделать выводы:Новаторство неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника, ведь если бы не было нового, произведения для читателя стали бы не актуальны. Но и без традиций в литературе невозможно, т.к. литературный процесс – это система, в которой не место хаосу. Таким образом, традиции и новаторство в литературе — это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по литературе "Семейная тема в литературе" | 96.5 КБ |
Введение
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством. Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.
Вопрос, подлежащий исследованию: что в теме семьи является традиционным и «переходит» из произведения в произведение, а что появляется нового и почему это происходит.
Гипотеза: на каждом этапе развития литературы тема семьи, сохраняя традиции, «обновляется».
Подробное описание метода:
Специфика материала исследования и поставленные задачи определили выбор основных методов исследования. Ведущим методом является метод сопоставительного анализа.
Сравнение – это логический прием, необходимый во всякой познавательной деятельности: на различных ее этапах и уровнях, вне зависимости от ее объекта.Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
• для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
Сопоставительный анализ затрагивал как содержание произведений, так и процесс развития литературы (традиции и новации).
Библиография:
Основная часть
Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени. За время изменения в литературе что-то меняется, а что-то традиционно остаётся.
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства.
Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени. Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности.
От каждого нового этапа в развитии литературы читатель ожидает чего-то нового. Это новое чаще выражается в форме – жанре, языке, образах. А что происходит с содержанием? Отследить изменения в содержании лучше на темах, которые интересны читателю.
Такой темой была и остаётся тема семьи. Времена меняются, но проблемы семьи волнуют родителей, детей, педагогов и просто общественность. И в наше время тема семьи актуальна. Статистика разводов в России (Приложение 1) с 1950 по 2018год тому доказательство.
В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми и между родными отношения порой становятся потребительскими. Может быть, поэтому в современном обществе так велико количество разводов. Как же в произведениях писатели показывают эти изменения в отношениях между мужчиной и женщиной, в изменении сознания мужа и жены, в отношениях к детям?
Традиционно представление читателей о понятии «семья» (Приложение2)
54 учащиеся МКОУ «Гимназия №1 ответили на вопрос: «На чём строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье?». 40% считает, что на любви (Приложение3).
Так традиционно считают многие, ссылаясь на памятник древнерусской литературы «Домострой». Но в основе произведений о семье не могут лежать принципы «Домостроя», т.к. появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде. До этого времени уже созданы ряд произведений о семье. За основу авторы брали Библию (Приложение 4)
Вывод: По моему мнению, Библия утверждает, что брак учреждён Богом. И в памятнике древнерусской литературы «Повести о Петре и Февронии» в основе создания брака нет любви. (Приложение 5) Следовательно, автор «Повести…» полностью последовал канонам Библии.
Традиционное: брак по воле Божьей, муж и жена «одна плоть» проходят испытания и умирают в один день, они – символ верности. Новое: муж не является главой семьи (Пётр во всём слушался жену).
Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Именно в ней, в древнерусской литературе, истоки, мотивы, элементы произведений всей последующей русской литературы XVIII-XX веков. Древняя русская литература является средоточением русской духовности и патриотизма. Уже в те времена образ дома и семьи становится важным и значимым.
И традицию эту должны были продолжить писатели XVIII века. Каждая эпоха несёт в себе что-то новое. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) –дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
В связи с преобразованием писатели XVIII века по-новому показывают семью и внутрисемейные взаимоотношения. Лучшим из таких произведений считается стихотворение И.И. Дмитриева «Модная жена» (1792 г.). Сюжет таков: развратная барынька, обманывающая своего мужа, принимающая в его отсутствие предприимчивого любовника. Каждый из героев наделен четкой социальной и психологической характеристикой. Старый муж Пролаз «в течение полвека. Все полз да полз, да бил челом» и, наконец, «дополз до степени известна человека», т. е. получил генеральский чин и стал ездить «шестеркою в карете». Разбогатев, он женился на молоденькой девушке, расположение которой ему приходится оплачивать дорогими подарками. Егожена Премила, пустая, развратная модница, разоряет мужа своими бесконечными капризами. Ее любовник Миловзор — светский шалопай, болтун, «дамский угодник». В целом «Модная жена» И.И. Дмитриева — сатирическая картина нравов высшего дворянского общества конца XVIII в.
Самым известным произведением в русской литературе XVIII века является всем известное произведение – пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1782г.). Автор показал семью Простаковых, в которой нет любви и согласия между супругами: запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом. Хронологически произведения написаны с разницей 10 лет. Проведён сравнительный анализ взаимоотношений в семьях:
«Модная жена» | «Недоросль» | ||
Основа создания семьи | У жены - материальное благо У мужа – показать статус | Предполагаем: пришло время выходить замуж (Скотинина – Простакова) | |
Отношения в семье | жена | муж | В семье главная жена, слабовольный муж, необразованный сын Митрофан, который унаследовал худшие черты родителей. |
«…жить умела, Была умна, ловка И старика Вертела как хотела» | «Дополз до степени известна человека» «Потом вступил он в брак с пригожей девушкой…» | Муж: «При твоих глазах мои ничего не видят» Жена: « А я люблю, чтоб и чужие меня слушали» | |
«Мне к празднику нужна обнова» | «Но поступать с женою в лад И рубль подчас считать полушкой». | Жена: «Урод мой…так рохлею родился» Муж:« Я женин муж» | |
«С последним словом прыг на шею» | «Платил жене за нежны ласки» | ||
«Но он лишь со двора, а гость к нему на двор — Угодник дамский, Миловзор» | Изволь, изволь, я рад со всей моей душею Услуживать тебе, мой свет | ||
«Сидит, не думая об нем, и не одна» | «Муж, в двери выставя расцветшие два рога» |
Вывод: патриархат разрушен, семья строится в корыстных целях, свобода отношений – появляется любовник. Большое внимание уделяется нравственным устоям в семейных отношениях. Непримиримые противоречия в семье ведут к разрушению внутреннего единства семейных отношений.
Традиционное: союз не по любви. Новое: корыстные цели, измены.
Русская художественная литература XIX века сказала о семье гораздо больше, чем вся русская литература на протяжении веков. Это «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, роман И.А. Гончарова «Обломов», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Гроза» А.Н. Островского, «Вишнёвый сад» А. П. Чехов и многие другие. В романах, повестях, рассказах, пьесах предстают различные варианты семейной жизни. Классики стремились наделить каждого из своих героев, даже незначительного, семьей. Не всегда это идеал, не всегда такой семье можно позавидовать. После анализа программных произведений, мною была составлена сводная таблица: (Приложение 6)
Вывод: В произведениях 19 века показаны разнообразные семейные отношения, практически нет одинаковых семей. В рассказе Ф.М. Достоевского «Кроткая» нет ни имён, ни фамилий героев. Автор как бы показывает типичные явления 19 века: неравные браки, смертный исход. Единственное, что их объединяет - какая-то трагедия, произошедшая с членом семьи:
Автор, произведение | Кто умирает | Как умирает, причина |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» | Дмитрий Ларин – отец семейства | Естественная смерть- пришло время |
А.Н.Островский «Гроза» | Катерина – невестка Кабановой | Самоубийство. Бросилась с обрыва – невозможно жить с нелюбимым мужем; муки совести. |
И.А. Гончаров «Обломов» | Илья Обломов | Смерть из-за болезни |
И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Евгений Базаров | Заражение |
Л.Н. Толстой «Война и Мир» | Лиза – жена Андрея | Сложные роды |
Андрей Болконский | Тяжёлое ранение | |
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» | Анна Каренина | Самоубийство – бросилась под поезд. |
Ф.М. Достоевский «Кроткая» | Жена (Имени и фамилии нет) | Самоубийство: она, испугавшись любви мужа, выбрасывается из окна. |
Традиционное: любовь приходит после страданий; равноправие в отношениях между мужем и женой. Новое: забота об образовании детей, смерть как невозможность выйти из создавшейся ситуации.
ХХ век – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие темы семьи. Самым ярким произведением начала 20 века о семье является повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (1907 г.)
Анализ этого литературного произведения помогает понять, что любовь может быть высокой и благородной. В семье Шеиных любовь переросла в уважение. Интересен тот факт, что у них нет детей. Может, Бог не дал их именно потому, что дети рождаются там, где есть любовь. И даже несмотря на столь печальный финал, героиня все равно счастлива. Ведь ее сердце получило настоящие искренние чувства, которые навсегда будут жить в памяти. (Приложение 7) Повстречать такую, по мнению Куприна, уготовано не каждому человеку и случается это раз в тысячелетие. Мы решили проверить истинность высказывания А.И. Куприна о том, что такая любовь бывает раз в тысячу лет. Выстроили цепочку:
И описанная в «Гранатовом браслете» любовь, действительно, хронологически одна в тысячу лет. Ни в одном произведении до этого не описывалась такая высокая любовь. А.И. Куприн оказался прав. Так было в начале века.
Литература ХХ века
По прошествии времени революция разрушила привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. Новое Государство словно боится, что любовь может помешать делу революции и обновляет само понятие семьи. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой», обречен на одиночество. Мы рассмотрели произведения конца ХХ века, в которых по-разному изображены семьи.
В.П. Астафьев «Людочка» | В.Г. Распутин «Василий и Василиса» |
Первый муж пил и бил жену. Ушел из семьи. | Муж пил и бил жену |
Мать выходит замуж второй раз | Василий находит новую жену |
Ребенок от первого брака - Людочка, беременна от отчима | 7 совместных детей |
Общее хозяйство матери Людочки с отчимом, но каждый одинок | Общее хозяйство, но нет единения |
Переезд Людочки в город | Василиса не может простить мужа Живут отдельно |
Изнасилование Людочки | Смерть сына на войне |
Самоубийство Людочки | Смерть Василия |
Отчим мстит насильнику дочери – убивает его | Василиса прощает мужа |
Вывод: Стали закономерностью разводы, при которых дети оставались с матерью и воспитывались посторонним мужчиной – отчимом. Мужья – алкоголики бьют жён, уходят из семей. Страдание детей, которые остаются заложниками конфликтов взрослых. Одиночество, отсутствие поддержки, понимания, семейного тепла и помощи близких людей, приводит к необратимым последствиям. В каждой семье трагедия. Герои понимают, прощают и начинают переоценивать происходящее только после потери близкого человека.
Традиционное: союз не по любви, применение физической силы к женам. Новое: разводы, дети оставались с матерью и воспитывались отчимом.
Существует мнение, что современная семья на грани разрушения. По мнению специалистов, это всего лишь обыкновенный процесс эволюционного развития «основной ячейки общества». Сегодня вопросами семьи занимаются государственные и общественные организации: государственные: Министерство труда и социального развития Российской Федерации; общественные: Международная общественная ассоциация благотворительных фондов "Мама", основанная 7 апреля 1999 года. В годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности. Сейчас наблюдается рост престижа одиночно-холостяцкой независимости и гражданского брака. Это в жизни, а эти изменения отобразились в литературе? Нами проведён опрос: Какие вы знаете произведения современных писателей о семье? Изменились ли в этих произведения отношения в семье? Почему?
Вывод: Результаты опроса показывают, что учащиеся не читают и даже не знают имена современных писателей, пишущих о семье.
Неслучайно в наше кризисное время появляется термин «женская проза». Центральными темой произведений женской прозы является тема семьи, отцов и детей, становление характера. Произведения писателей-женщин помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле.
Название романа Людмилы Улицкой "Медея и ее дети"( 1996) указывает на то, что центральной темой для автора является семья. Для автора история семьи и всех ее членов чрезвычайно важна, поэтому роман содержит подробнейшую информацию не только об основных событиях в жизни героев, но и множество имен близких и дальних родственников, даты рождения, заключения браков, смерти. Одной из центральных фигур (почти символической) является Медея. Своих детей у нее нет. Бездетная Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников, она испытывала к ним живой интерес, который к старости даже усиливался.(Приложение 8)
Л. Улицкая, продолжая традиции наших классиков, особое значение уделяет названию, которое символично – «Медея и её дети». Роман обозначают как «семейную сагу».
Дом Медеи даёт возможность собраться семье, напитать душу и сердце (об этом говорят герои романа). И опять Л. Улицкая продолжает традиции Толстого, вспомним Андрея Болконского, его поездку в имение на пути к истине, обретение счастья любить при встрече в доме Ростовых. Но не только родственники так относятся к дому Медеи, но и для неё самой дом – стержень жизни: “Родом она была из Феодосии, вернее, из огромного, некогда стройного дома в греческой колонии, давно слившейся с феодосийской окраиной. Ко времени её рождения дом потерял изначальную стройность, разросся пристройками, террасами и верандами...” Автор подчёркивает: не из Феодосии, а из дома была родом героиня.
Героиня Л. Улицкой иного плана - она сумела создать и сохранить дом, который после неё остаётся потомкам. Медея наполнена верой в жизнь, в силу духа (поражает борьба героини за жизнь мужа и стойкость юной Медеи перед невзгодами). Медея не просто верит в жизнь, а принимает такой, какая есть.
А в старости автор видит её красоту, да и сама героиня объективно оценивает себя: “какая красивая старуха из меня образовалась”. У героини, как и у Наташи Ростовой, и Татьяны Лариной, обострённое чувство красоты. После смерти мужа она читает Псалтирь: “Псалтирь у неё была старая, церковнославянская, сохранившаяся от гимназических времён... Ещё была в доме русско-еврейская... Медея иногда пыталась читать Псалтирь по-русски, и хотя некоторые места были яснее по смыслу, но терялась таинственная красота затуманенного славянского...” ¹ Видит красоту героиня и в людях, и в море, и в травах, и в цветах, и многом другом.Праведница Медея сохранила дом и сумела сплотить семью возле своего сердца. Героиня, подобно Наташе Ростовой, Татьяне Лариной сохраняет нравственную чистоту в мыслях и поступках и в старости становится красивой. Роман Л. Улицкой напоминает притчу. Медея не спрашивает за что ей даны испытания, а живёт по принципу для чего это всё выпало на её долю. Мы видим, что Л. Улицкая в романе «Медея и её дети» не только наследует традиции русской литературы, но и активно трансформирует и развивает их.
Рассказ Т.Толстой «Факир».Татьяна Толстая этим рассказом призывает нас не тратить время попусту на беспредельные мечтания, а воспринимать действительность в реальных ее красках, любить и ценить то, что у нас уже есть. Ценить свою семью, дорожить тем, что есть, не терять среди бытовых неурядиц человеческое достоинство. Все события, описанные в рассказе, можно представить так:
Вывод: В проанализированных произведениях современной литературы показано, что люди, живя в трудных материальных условиях(«Факир»), пережившие трагедии («Медея и её дети») не теряют своего «Я». Они стремятся к лучшему, не теряют своих нравственных качеств, понимают, что счастливы они могут быть только в своей семье.
Традиционное: авторыне говорят, что основа брака –любовь, любовь к детям.
Новое: Оптимизм авторов: они верят, что основа всему –дом и своя семья с её проблемами, желание изменить жизнь к лучшему.
Выстраиваем цепочку традиций и новаций, которые получились в ходе анализа произведений:
Эпоха | Традиции | Новации |
Древнерусская литература | Брак по воле Божьей, муж и жена «одна плоть» проходят испытания и умирают в один день, они – символ верности. | Муж не является главой семьи. |
Литература XVIII века | Союз не по любви | Корыстные цели, измены. |
Литература XIX века | Любовь приходит после страданий; равноправие в отношениях между мужем и женой. | Забота об образовании детей, смерть как невозможность выйти из создавшейся ситуации. |
Литература XX века | Союз не по любви, применение физической силы к женам. | Разводы, дети оставались с матерью и воспитывались отчимом. |
Современная литература | Авторы не говорят, что основа брака – любовь, любовь к детям. | Оптимизм авторов: они верят, что основа всему – дом и своя семья с её проблемами, желание изменить жизнь к лучшему |
Сравнив данные, делаю вывод: Новаторство неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника, ведь если бы не было нового, произведения для читателя стали бы не актуальны. Но и без традиций в литературе невозможно, т.к. литературный процесс – это система, в которой не место хаосу. Таким образом, традиции и новаторство в литературе — это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
Заключение.
В ходе исследования было выявлено, что в произведениях художественной литературы в теме семьи (начиная с древнерусской литературы) соблюдалось ряд традиций, которые с развитием литературы не утрачивались. Эволюция темы прослеживается в произведениях разных эпох: каждая эпоха вносит новое в «вечную» тему семьи. Выяснено, что в наше время, когда люди практически не читают, произведения о семье показывают, как избежать сложных семейных ситуаций, как вести себя с близким человеком, на что нужно обращать внимание, воспитывая детей. Мы уверены, что читать такие произведения – это первоочередная задача современной молодёжи.
Список литературы:
Несчастный Андрей
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Мороз и заяц
Сказки пластилинового ослика
Золотая хохлома