Творческая работа призера муниципального этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Отзыв на стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Сфинкс»
Вложение | Размер |
---|---|
patrusheva_elizaveta.docx | 19.44 КБ |
Творческая работа призера муниципального этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Елизаветы П.
Муниципальное образование: г.о.Электросталь
Общеобразовательная организация: МОУ «СОШ №12 с УИИЯ»
Класс: 10
Фамилия, имя, отчество учителя: Слуницына Надежда Владимировна
Отзыв на стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Сфинкс»
Стихотворения в прозе появились на свет в последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Они носили характер философских рассуждений на самые разные темы: жизни, смерти, счастья, красоты, любви, Родины. Не менее значимой для писателя была судьба русского народа. Именно на эту тему размышляет Иван Сергеевич Тургенев в своем стихотворении «Сфинкс». Несмотря на небольшой объем текста, внимательный читатель способен уловить глубинный смысл, заложенный автором в произведении.
Уже по названию стихотворения мы догадываемся, что то, о чём хотел сказать Тургенев, не лежит на поверхности. Необходимо углубиться в смысл названия произведения и подумать, как тема стихотворения связана со столь метафоричным заглавием. Величественный сфинкс является ключевым образом в стихотворении. Но для чего Тургенев прибегает к упоминанию этого мифического существа?
Для начала вспомним образное выражение «загадка сфинкса», которое восходит к древнегреческой мифологии. Гора Фикион, находившаяся близ Фив, стала пристанищем для ужасного чудовища, названного Сфинксом. Существо имело тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Всем проходившим мимо путникам Сфинкс задавал один и тот же вопрос: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». За неправильный ответ странники расплачивались собственной жизнью. И только Эдиф, сын Кадмы и Иокасты, разгадал незамысловатую загадку Сфинкса, освободив город от злобного чудовища.
В Сфинксе Тургенева тоже есть загадка, есть что-то таинственное, манящее, открытое далеко не для всех. Сфинкс для Ивана Сергеевича Тургенева – это русский народ… Народ, который многое выстрадал, вытерпел, судьба которого незавидна и тяжела. Перед нами целая Россия, изображенная в образе могущественного мифологического существа. «О, всероссийский сфинкс!»,– обращается Тургенев к своей Родине. И кажется, что автор, как никто другой, понимает, чего жаждет русский народ, о чем просит слезно, и от чего страдает.
Как и многие другие писатели, Иван Сергеевич Тургенев, беспокоится за судьбу своей страны: «Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы..? А что-то хотят сказать они!». И они говорят, но их никто не слышит. Велика роль лексических повторов: «А что-то хотят сказать они! <…> Или и ты тоже что-то хочешь сказать?». Писатель как будто бы намекает на то, что нужно прислушаться к народу, проникнуться мыслями и переживаниями русских людей. Не зря Тургенев использует оксюморон «безмолвная речь», повторяющийся в тексте не раз. Писатель с трепетом относится к Родине, и его очень огорчает, что власти слепы к судьбе русского народа.
Сфинкс – собирательный образ для каждого русского человека: «Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?». Вот так, по крупицам собирается весь русский народ, и каждая крупица является Сфинксом, каждый несёт в себе какую-то загадку. А ведь разгадать-то её не так уж и сложно: все эти люди хотят избавиться от крепостничества, от посягательства на их свободу, от унижения и притеснения со стороны господ, хотят, чтобы их услышали. Но никто не внемлет их мольбам, так как речи их безмолвны; никто не видит истины в их «бесцветных, но глубоких» глазах.
Частое употребление эпитетов позволяет автору подчеркнуть важные детали, на которых читателю стоит заострить внимание: «длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей». Тургенев будто хочет доказать нам, что за этими глубокими глазами скрывается душа русского человека.
Для того чтобы помочь читателям понять основную мысль произведения, писатель пытается направить их рассуждения в правильное русло, используя риторические вопросы: «Только где твой Эдип?», «Давно ли попал ты в сфинксы?»
Употребляя историзм «мурмолка» (этот головной убор был частью костюма славянофила), Тургенев иронизирует над славянофилами, так как сам писатель был приверженцем западничества и боролся за отмену крепостного права.
Важно отметить, что Иван Сергеевич Тургенев в своём стихотворении использует не только лексические и синтаксические средства художественной выразительности, но и фонетические. Такой прием, как аллитерация, помогает наиболее точно передать скрип песка под ногами: «И[з][ж]елта-[с’]ерый, [с]вер[х]у ры[х]лый, и[с]по́дни[з]у твердый, [с]крыпучий пе[с]ок… пе[с]ок без конца, куда ни взглянешь!». Автор будто переносит читателя в эту одинокую, Богом забытую пустыню.
Наверное, не родился еще Эдип, который сможет разгадать тайну России. Поэтому до сих пор стоит одинокий, могущественный сфинкс среди этой песчаной пустыни, над морем мертвого праха…
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Карандаши в пакете
Ёжикина Радость
Паук
Сказка на ночь про Снеговика