Отзыв на отрывок из произведения Василя Быкова «Обелиск»
Вложение | Размер |
---|---|
Отзыв на отрывок из произведения Василя Быкова «Обелиск» | 37.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
Школьный этап олимпиады школьников Союзного государства
«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Отзыв на отрывок из произведения Василя Быкова «Обелиск»
Автор: учащаяся 11 СЭ класса Кадышман Яна
Учитель: Кадышман Марина Леонидовна
г. Подольск
2016 год
Мы – россияне. Мы живём в стране, история которой тесно связана с историей Белоруссии и Украины. Мы – славяне. Русский язык вместе с бело-русским и украинским входит в одну и ту же группу восточнославянских языков. Мы гордимся литературой и искусством наших народов – этим бесценным вкладом в мировую культуру. Великая Отечественная война – это страшные годы, которые наши народы пережили вместе, вместе выстояли, вместе одолели врагов. Среди тех, кто честно и мужественно рассказывает нам о Великой Отечественной войне, наш современник- писатель В.В.Быков.
Победу над фашистской Германией называют Великой. На протяжении бесконечно долгих 1418 дней и ночей, она создавалась нечеловеческим напряжением миллионов людей на фронте и в тылу. В этом источник Великой Победы. Ярким показательным примером для меня является повесть Василя Быкова «Обелиск». В этом произведении деревенский обелиск над братской могилой олицетворяет вечную память о подвижничестве народа в годы Великой Отечественной войны.
Произведение Василя Быкова «Обелиск» написано в жанре военной повести.
Эстетика военной повести строится на контрасте жестокости и абсурдности войны и человечного, жизнеутверждающего поведения людей. Трагические обстоятельства заданы самой ситуацией войны.
Повесть В. Быкова в полной мере отвечает всем требованиям жанра. Небольшая по объему ,охватывающая день – два – три, наполненная будничными событиями. Герои Быкова – простые люди, именно в том смысле, как обыкновенно понимается этот эпитет: простые, ничем не примечательные крестьяне, сельская интеллигенция. В центре внимания автора – нравственные, философские проблемы. Их осмыслению подчинен весь художественный строй повести. Мы понимаем, что у подвига могут быть разные измерения. Например, учитель Мороз за всю войну не убил ни одного фашиста. Более того, он, как и до войны, продолжал учительствовать при оккупантах.
В отличие от Ксендзова, комиссар Ткачук пытается вникнуть в нравственную сторону поступка Мороза: «Не будем учить мы — будут оболванивать они». И нам трудно опровергнуть подобное выражение. Ведь борьба за души подростков в наши дни не менее актуальна, чем в годы оккупации. И тому, кто завоюет симпатии молодежи, будет принадлежать будущее. Учитель Мороз знал, что идет на верную смерть. Он знал, что казнят и его, и ребят. В. Быков заставляет нас задуматься над смыслом героизма и подвига — совсем скромного и малозаметного. Нравственный выбор и есть настоящий подвиг.
Главное, что определяет поступок Алеся Мороза, - это безотказная готовность к самопожертвованию во имя людей, во имя добра на земле. В.Быков подводит читателя к главной мысли своей повести- преступить через естественное чувство самосохранения – с этого начинается героизм каждого отдельного человека. Тема подвига в годы Великой Отечественной войны в повести «Обелиск» сочетается с темой учительского труда. В повести «Обелиск» писатель воссоздал образ учителя-творца, учителя-мыслителя. Неравнодушие к чужим судьбам, высокое человеческое достоинство, отзывчивость, доброта, внимание к людям, готовность прийти на помощь - вот главные критерии, по которым определяются истинные призвания педагога. Именно таким был Алесь Иванович Мороз. «Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск», - подводит итог Ткачук.
В повести «Обелиск» действие разворачивается в двух временных планах: в настоящем и прошлом. Автор подчеркивает, что без прошлого не может быть настоящего. В.Быков использует приемы сюжетного заострения: суд памяти, нравственный суд героя над собой, суд собственной совести….
Авторское отношение к героям и ситуациям ощущается в системе образов и тоне повествования. Писатель использует не только разнообразные изобразительные средства литературного языка, но и лексику из разговорной речи и просторечья «по лесам шастали» . Герои Быкова просты на первый взгляд, но через их характеры раскрываются важные черты народной войны. Поэтому, хотя в центре повести всего несколько эпизодов и действуют два-три героя, за ними ощущается масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины.
Пейзажных зарисовок на страницах повести мало. Они скупы, но точны, иногда дисгармоничны с состоянием и чувствами героев. Ситуация, в которую попадают и в которой действуют герои писателя, экстремальная, трагическая. «Руки у всех были связаны сзади. А вокруг – поля, знакомые с детства места. Природа уже дружно пошла к весне, на деревьях растрескались почки». И такой безысходностью веет от этой пейзажной зарисовки!
Форма повести "Обелиск", вроде бы бесхитростная, на самом деле достаточно сложна: это "рассказ в рассказе", история Мороза возникает во взволнованных словах Ткачука, их, в свою очередь, передает герой- повествователь, также имеющий повод для эмоционального восприятия событий. Такая форма хорошо соответствует дискуссионному, "размышляющему" духу произведения. Журналист и старый учитель Ткачук идут по шоссе к городу, и Ткачук рассказывает о Морозе и Миклашевиче.
Пафос "Обелиска" заострен против узкого, близорукого понимания пользы, не выходящей за грань самоочевидности. Именно такой «близорукостью» страдали те, кто не смог увидеть, какой огромный, духовно значительный смысл нес поступок учителя Мороза. В. Быков подчеркивает, что важен не только конкретный, очевидный, сиюминутный результат совершенного, важен духовный импульс, заключающийся в нем и передающийся по цепи человеческих душ, возвышая и воспитывая их.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Без сердца что поймём?
За еду птицы готовы собирать мусор
Кто должен измениться?
Каргопольская игрушка