Социокультурный и социально-общественный аспекты в осетинской литературе
Тема: «Социокультурный и социально-общественный
аспекты в осетинской литературе»
Автор работы:
Мисиков Георгий,
МБОУ СОШ №3 г. Владикавказ,
10 класс
Научный руководитель:
Текаева Альмона Майрамовна,
Учитель осетинского языка и литературы
Владикавказ 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Введение в нартский эпос……………………………………………………………………….4
Исследование нартских сказаний……………………………………………………………….6
Уархаг и его сыновья…………………………………………………………………………….6
Урызмаг и Шатана……………………………………………………………………………….7
Сырдон……………………………………………………………………………………………8
Ацамаз, Сослан и Батрадз……………………………………………………………………….9
Гибель нартов…………………………………………………………………………………...10
Анализ стихотворения К.Л. Хетагурова «Горе» и произведения Тимофея Гезера «Даргавская история или последний выстрел Хорунжего»…………………………...…….12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………………………….15
Введение
Современное общество развивается с постоянным ускорением. Постоянно происходят изменения в жизни и сознании народов, что влечёт за собой изменение ценностей, а порой даже вековых нравов и морально-этических норм и устоев. Но во всём этом вихре развития и перемен люди не должны забывать свои корни и древние традиции, а наоборот привносить в свою жизнь реформы, гармонично сочетающиеся с прошлым. Без этого любая реформа приобретает резкий, а порой и революционный характер, что ведёт к неуправляемым и необратимым последствиям, которые чаще всего сказываются на народе отнюдь не положительно. А чтобы каждое новое поколение смогло гармонично сочетать былое, настоящее и грядущее, оно должно знать историю своих предков и быть эстетически и этически воспитано на основе менталитета родителей. Как же передать народную мудрость сквозь время. Изначально этой цели служило только устное народное творчество. Но оно относительно легко поддаётся изменению и с увеличением объёма информации уступает место письменной литературе. Она же до сих пор не утратила своей воспитательной роли. Именно поэтому, на наш взгляд, интересным представляется изучение общественно-социальной темы в осетинской литературе.
Исходя из чего, целью данной работы является: изучить на примере нескольких произведений роль общественно-социальной темы в осетинской литературе разных периодов, а также проследить её изменение со временем, для достижения чего были поставлены следующие задачи:
В работе нами использован метод анализа нескольких произведений разного периода, но сходных по своему смысловому содержанию и поучительному характеру.
Актуальность данного исследования продиктована взаимодействием в современном мире большого количества культур и средств массовой информации, что ведёт к утрате индивидуальных черт народа, вследствие чего проблема воспитания молодёжи набирает сегодня всё большее значение.
Нами были проанализированы произведения нартского эпоса, и мы проследили за изменением в них общественно-социальной темы. Нам удалось гармонично связать их в ключе данной тематики. Тем самым я открыл для себя новый способ изучения большого объёма литературного материала (по тематическим группам), в чём и заключается новизна представленной мной работы.
В основном данная работа является теоретической, так как она носит основополагающий характер, требующий дальнейшего изучения данной темы. Но в процессе исследования выявились черты практической значимости, в частности, нахождение нового метода изучения больших объёмов материала.
Введение в нартский эпос
Первым и самым продолжительным и значимым этапом исследования является изучение отдельных сказаний нартского эпоса. Выборка сказаний осуществлялась в соответствии с тем, насколько чётко в них выражается общественно-социальная тема. Для начала необходимо дать общую характеристику сказаний о нартах. Но перед началом самого исследования нужно дать некоторые понятия и определения, необходимые для восприятия данной темы.
В очерке В. Абаева «Нартский эпос осетин» эпос подразделяется на 3 вида: «Эпос в своём становлении проходит несколько фаз. Вначале мы имеем разрозненные, ничем между собой не связанные сказания, возникающие в разных центрах, в разное время, по разным поводам» [1,с.3]. Затем происходит формирование трёх видов кодифицированных эпосов: мифологического, архаического и героического.
Мифологический эпос – самая древняя форма эпических сказаний. Он обычно представлен сказаниями о первопредках - культурных героях, деяния которых направлены на создание и добычу для людей различных культурных ценностей (огня, орудий труда, культурных растений и т.д.). Ярким примером мифологического эпоса является древнегреческий [4,с.27]. Первоочерёдность мифологического эпоса объясняется потребностью каждого народа в создании определённых вспомогательных средств для обеспечения более или менее комфортных условий существования людей.
Следующая стадия формирования эпоса – архаический или «догосударственный» эпос. Данный тип эпического творчества возникает на основе мифологического, и главным его содержанием являются героические деяния богатырей, их борьба с врагами, выступающими в фантастическом облике, и героическое сватовство, сопровождаемое выполнением брачных испытаний. Типичным примером такого эпоса считается карело-финская «Калевала» [4,с.27]. Происхождение архаического эпоса относится к периоду, когда уже созданы изобретения для комфортного существования народа и начинает уже проявляться национальная самобытность и наибольшего расцвета достигают обычаи и нравы.
Последняя стадия в происхождении эпоса – героический или «классический» эпос. Он получает своё развитие в период ранних государств. Борьба богатырей с врагами приобретает характер патриотических подвигов, совершаемых для защиты народа и государства от чужеземных агрессоров. Таким героическим эпосом являются, например, русские былины [4,с.27]. В период возникновения ранних государств начинают разворачиваться различные мелкие захватнические походы, поэтому общество нуждается в благородных защитниках, готовых пожертвовать собой ради блага Отчизны, чем и объясняется происхождение героического эпоса.
Исходя из вышеизложенного, нартский эпос объединяет в себе все три вида эпического творчества. Нарты воспринимаются создателями осетинского эпоса и первопредками осетинского народа. В этом случае отчётливо показаны многие ритуальные обряды: первая брачная пара – Шатана и Урызмаг- готовят ритуальное пиво. А через нарта Сослана небожители дарят людям плуг, Сырдон же изобретает двенадцатиструнную арфу. При этом затрагиваются все аспекты общественно-социальной темы, в том числе герои-защитники.
Феноменальная широта и многогранность сюжетов обусловили деление нартовского эпоса на циклы – совокупность произведений, собранных вокруг одного главного героя. В. Абаев выделяет 4 главных цикла:
Отдельно он выделяет ещё два цикла (Сырдон и Ацамаз). Кроме этого имеется ещё несколько второстепенных циклов и большое количество разрозненных сказаний, что является отдельной самостоятельной темой исследования.
Нами было взято по одному сказанию из каждого цикла, как мы считаем, наиболее подходящему в аспекте общественно-социальной темы и её значения в данном произведении.
Исследование нартских сказаний
Уархаг и его сыновья
Из цикла сказаний «Уархаг и его сыновья» нами было взято первое сказание «Рождение Ахсара и Асартага».
В начале сказания мы видим выражение того каким счастливым событием было для нартов рождение детей: «Заглянули лучи утреннего солнца в сердце Уархага и жены его Сайнагон, и почувствовали родители, как дороги им дети, порожденные ими.» [4,с.45]. По этой причине Уархаг устроил роскошный пир, на котором гостей кормили, только дичиной, добытой на охоте. Отсюда можно сделать вывод, что охота считалась благородным занятием у нартов.
На свой пир позвал Уархаг небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сайнагалдара, а также многих нартов. Здесь чётко прослеживается мотив единства человека с высшими силами (они вместе пируют по поводу такого знаменательного события). При этом в самом описании небесных покровителей мы видим превосходство возвышенных эпитетов, что показывает, как люди относились люди к своим покровителям, и придавали высшим силам наиболее сакральный характер. И имена дал детям Курдалагон: Ахсар и Ахсартаг. «Отважный» и «Отважнейший» - это говорит о том, что в обществе превозносились и почитались отважные люди, защитники народа, и родители надеялись, что их сыновья удостоятся такой чести.
Курдалагон подарил Уархагу чудесную свирель, что явно доказывает высокую роль музыки на празднествах.
Пировали нарты семь дней и семь ночей. Данный отрывок говорит о магических свойствах, которые придавались числу семь. После же пира небесные покровители удалились в свои чертоги, а нарты ушли в опасный поход, что подчёркивает воинственность предков осетин, которая была продиктована необходимостью постоянно защищаться от военных набегов соседей.
Также в сказании говорится об искусности Ахсара и Ахсартага в стрельбе из лука, следовательно, военному воспитанию детей и молодёжи всегда придавалось большое значение.
В данном сказании большое количество эпитетов (эпитеты – это определение, подчёркивающее свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность [3,с.14]) и аллегорий (аллегория – иносказание), что придаёт ему мистический и сакральный характер.
Таким образом, уже в этом сказании читатель может заметить большое количество бытовых устоев, характерных для общества того времени, а сильно выраженный мистический характер говорит об обязательности соблюдения всех правил, предусмотренных обычаем.
Урызмаг и Шатана
Из цикла сказаний «Урызмаг и Шатана» мы выбрали «Как Урызмаг разводился с Шатаной», так как именно в этом сказании наиболее полно отражены идеалы истинной любви, а также и гостеприимства на пирах.
Рассмотрим фабулу сказания, отметив, что фабула – расположение событий в произведении в строго хронологической последовательности. Разозлился однажды Урызмаг на Шатану и сказал жене своей, чтобы она вернулась в родительский дом. Урызмаг разрешил ей взять из дома любое, самое дорогое для неё сокровище. Шатана согласилась, но попросила устроить в честь этого пир. На пиру она проявила себя как искусная, щедрая и гостеприимная хозяйка. Прекрасный пир приготовила она и тщательно следила, чтобы все гости были сыты. Нарты пировали семь дней и семь ночей. Шатана приказала поднести Урызмагу почётные чаши, от которых Урызмаг опьянел. А когда Урызмаг отрезвел, то увидел он, что везёт его Шатана на повозке, выстланной самой мягкой травой. И спросил Урызмаг, что происходит, на что ответила Шатан, что она взяла из дому самое дорогое, и нет у неё ничего и никого дороже мужа. Тогда Урызмаг и Шатана помирились и вернулись домой.
В данном сказании, как уже отмечалось ранее, прославляются идеалы истинной любви между женой и мужем. А также в эпизоде пира мы видим описание Шатаны в аспекте характера, в ней воплотился идеал щедрой, искусной и преданной мужу жены.
Кроме того, в данном сказании преобладают эпитеты, и встречается незначительное количество аллегорий. Это придаёт сказанию высокий характер, обуславливая прямоту повествования, характерную практически всем сказаниям нартского эпоса.
Подводя итог, хочется сказать, что в этом сказании мы рассмотрели любовную тематику, как часть социально-общественной темы, а также в очередной раз убедились в немаловажном значении гостеприимства у предков осетин.
Сырдон
Сырдон – противоречивый персонаж нартовского эпоса. Он – острослов, красноречив. Несмотря на то, что Сырдон пользовался уважением нартов, они называли его коварством неба и хитростью земли, высказывали мнение, что насколько вреден Сырдон нартам, настолько он и полезен. Нами было выбрано сказание «Как появился фандыр», так как в нём отчётливо видна роль музыки в жизни людей, что является одним из аспектов социально-общественной темы.
Всё сказание построено на конфликте Сырдона с Хамыцем. Тогда Сырдон выкрал корову Хамыца и сварил её у себя в котле. Узнав об этом, Хамыц выследил собаку Сырдона, узнал, где он живёт, а потом вытащил останки своей коровы из котла и в порыве гнева бросил в него трёх сыновей Сырдона. Вернувшись домой, Сырдон обо всём узнал. И в горе из костей рук старшего сына сделал основу фандыра, а из жил, ведущих к сердцам других сыновей, сделал 12 струн и запел. Потом вернулся он к нартам и показал им Фандыр. Нарты же ответили, что даже если им суждена погибель, то фандыр останется жить навеки, и каждый, кто заиграет на нём, вспомнит о нартах
В данном сказании ясно выражено значение музыки в жизни предков осетин. Она не только звучит на праздниках и делает пир гораздо веселее, что прослеживается в предыдущих сказаниях, но и помогает людям в горе, успокаивая сердце и душу. Музыка является своеобразной памятью людей, облачённой в форму звуков.
В песне Сырдона прослеживается как формирование традиции поминания умерших: «Беден я, мальчики мои, и не могу устроить по вас поминание, Но всегда, когда люди будут класть на очаг приношение мёртвым, будет в светлом раю поминаться имя твоё, мой старший мальчик, - ведь назван ты был при рождении «очаг» - Конага. Второй мальчик, ведь назван ты Уарага при рождении, что значит «колено», и то, что при поминании мёртвых люди будут класть на колено, то пусть будет тебе поминанием. Третий мальчик мой, Фуага, «дуновение», назван был ты, - так пусть же, когда на поминках люди будут дуть на горячее, это будет твоим поминанием.»[1,с.326].
Данное сказание пронизано грустью и горечью, но оно помогает нам понять, как наши предки справлялись с несчастиями, в чём им всегда оказывала неоценимую помощь музыка, а именно чудесные звуки фандыра, что также является доказательством выражения социально-общественной темы.
Ацамаз, Сослан и Батрадз
Теперь же скажем несколько слов о нартах Сослане, Ацамазе и Батрадзе. Хотя сказания о Сослане и Батрадзе выделены в отдельные циклы, а сказания об Ацамазе не являются основным циклом, мы объединили их в одну главу, так как она будет переходной перед заключительным сказанием.
Тематика сказаний об Ацамазе схожа с тематикой сказаний о Сырдоне. И эта тема – музыка. Но здесь присутствует мотив не грустной и не праздничной песни, а симбиоза религиозной со спокойной умиротворяющей песней. Ацамаз – великий музыкант нартов, играющий на свой свирели, подаренной ему Курдалагоном. В данном случае мы наблюдаем третье восприятие музыки, которая приобретает мистический, жизненно необходимый характер. Считалась, что именно музыка пробуждает природу. А значит, именно она давала силы людям для дальнейшей жизни. Также мы в этом цикле присутствует символ единства человека и природы.
Нартов Сослана и Батрадза можно объединить в одну тему, так как они олицетворяют богатырей и героев-защитников. Именно в этих двух циклах наиболее ярко выражены черты героического эпоса.
Также в цикле про нарта Сослана интересным моментом является закаление Сослана. Его закалил Небесный кузнец Курдалагон. Курдалагон также закалял и нарта Батрадза. На наш взгляд, это символом того, что сами небесные покровители благословляли нартов на сражение с врагами.
Нарт Батрадз же родился наполовину из железа, наполовину – из булата, что придаёт сказаниям этого цикла волшебный характер и сразу же ставит симпатии читателя на сторону нарта Батрадза.
Нарты Сослан и Батрадз символизируют сильных и храбрых воинов, истинных патриотов своей Родины, готовых защищать её до конца своей жизни.
Кроме того, в сказании «Собрание нартов, или кто из нартов самый лучший» перед нами предстаёт образ настоящего нарта: Батрадз идеал мудрого, отважного, а также сдержанного в пище и питье, и благородного по отношению к женщинам нарта. В такой мистической форме читатель видит критерии, которым должен был соответствовать истинный представитель народа предков осетин.
Нами не был произведён анализ сказаний этого цикла, вследствие того, что они относятся к сказаниям героического эпоса, в котором общественно-социальная тема менее выражена, можно заметить, что эта тема хоть и слабо выражена, но всё же присутствует во всех циклах нартского эпоса (даже в героических), что свойственно далеко не каждому эпосу. Именно это и доказывает то, что нартский эпос совмещает в себе черты всех видов эпического творчества.
Гибель нартов
Сказание о гибели нартов не относится ни к одному из циклов, не образуя при этом и собственного цикла, из чего можно сделать вывод, что предки осетин воспринимали смерть как нечто неизбежно постигающее всё в мире.
Прежде всего коротко рассмотрим содержание сказания. Когда доблестные нарты победили всех уаигов и духов земных и небесных, тогда задумались нарты: с кем могут они помериться силами. И Сырдон сказал, что нужно испытать силу Бога. По совету Сырдона разгневали нарты Бога, перестали молиться ему и сделали высокие двери, чтобы Бог не подумал, что нарты ему кланяются. (Здесь видны корни обычая осетин - делать высокие двери). Тогда Бог послал к ним ласточку, чтобы узнать, чем же нарты обижены. Нарты ответили: сколько они ни молятся Богу, а он ни разу им не показался. Второй раз послал Бог ласточку во второй раз с вопросом о том, что если Бог их осилит, чего они хотят, чтобы Бог полностью искоренил их род или всё-таки оставил после них плохое потомство. Нарты решили, что лучше остаться совсем без потомства, чем оставить плохое потомство. В третий раз ласточка прилетела и сказала, чтобы все, кто мог держать оружие пришли в пятницу на поле Хиза. Когда все нарты собрались на поле, послал Бог к ним Уастырджи, чтобы одумались нарты, но они были непреклонны. Тогда разгневался Бог и проклял нартов, но нарты пошли на хитрость и смогли выжить. Узнав об этом, Бог проклял нартов ещё раз, но нарты и на этот раз нашли выход. Потом же нарты решили, что лучше гибель со славой, чем бесславная жизнь. И вырыли они себе могилы и бросились в них. Так пришёл конец прославленным нартам. [1,с.581-584].
В данном сказании присутствует философская тема начала и конца. Нарты понимали, что всё имеет своё начало и свой конец. Стоит отметить, что в нартском эпосе встречаются сказания о гибели Сослана, Батрадза, Ахсара и Ахсарттага. Это символ того, что нарты считали смерть должным и неизбежным явлением. Поэтому, когда они справились со всеми врагами на земле, они спокойно приняли смерть. И чтобы не жить бесславной жизнью, они предпочли умереть и остаться в веках на устах людей как доблестные и могучие нарты.
Также следует отметить, что в своей речи ласточка называет Бога человеком: «Я к вам как посредник прислана. Человек, которому вы поклонялись, прислал меня, чтобы спросить вас: «Что я сделал, нарты, такое, из-за чего вы обиделись?»» [1, с.582]. В этом предложении подчёркивается единство человека с высшими силами, с самим Богом, что позволяет сказать, как предки осетин почитали небесных покровителей.
Таким образом, социально-общественная тема очень чётко выражена во всех своих аспектах, при этом в каждом сказании (даже в сказаниях, принадлежащих к циклам героического эпоса) выражается как минимум одни из аспектов.
Прослеживаются следующие основные черты изображения общественно-социальной проблематики в сказаниях:
В заключении хочется добавить: нартский эпос - кладезь воспитательной очень удобно систематизированной и дифференцированной информации по общественно-социальной теме, выраженной во всём её многообразии и полноте.
Анализ стихотворения К.Л. Хетагурова «Горе»
и произведения Тимофея Гезера «Даргавская история или последний выстрел хорунжего»
Следующий рассмотренный период – период творчества Коста Левановича Хетагурова. Для осетинского народа этот период – время тяжёлых испытаний, когда стихотворения Хетагурова были своеобразным факелом народной мысли и жизни. В произведениях Коста наиболее чётко выражены все проблемы, тяготы и чаяния общества того времени, что и обусловило выбор именно этого великого осетинского поэта и писателя. Для подробного анализа нами взято стихотворение К.Л. Хетагурова «Горе», потому что оно, на наш взгляд, является одним из наиболее эмоциональных и выразительных стихотворений Коста. Также на примере этого лирического произведения можно проследить отличительные черты и само развитие социально-общественной темы в осетинской литературе [5,с155].
По смысловому делению можно обозначить 2 основные части: первые 2 строфы и последние 3. В первой части автор выражает своё крайнее сожаление по поводу сложившейся ситуации, но он также понимает, что при таких обстоятельствах ничего изменить не получится, поэтому для улучшения обстановки нужно срочно многое кардинально менять, для этого же нужно объединить народ. А эта мысль уже выражается во второй смысловой части произведения. Коста чётко понимает и хочет донести до людей, что только единый народ способен самостоятельно вершить свою судьбу идти к светлому будущему. Но одним только смыслом каждой отдельной части данное произведение не ограничивается. Объединённые в единое целое все строфы образуют единую систему, выражающую всё горе и боль народа, и в этом единстве видится единственный способ преодоления несправедливости. Сама структура произведения подсказывает правильной способ решения проблемы. На основе этих данных можно сделать вывод, что данное произведение посвящено исключительно социально-общественной теме, а это значит, что оно представляет огромную ценность для данного исследования.
В стихотворении часто встречаются эпитеты грустного и гневного характеров, что помогает наиболее чётко выразить протест. Также часто используется элепсис. Так автор подчёркивает, что люди сами должны сделать свой выбор, и будущее находится в руках народа.
Как мы видим, в данном произведении социально-общественная тематика сильно отличается от сказаний о нартах. Здесь поучительный характер уже уступает место крику протеста народа против сложившейся несправедливости, что, собственно говоря, продиктовано обстоятельствами и необходимостью нации объединиться, чтобы вместе идти к светлому будущему. Также здесь нет разделения на циклы или аспекты, наоборот сливаясь воедино, все грани социально-общественной тематики образуют очень мощное произведение, способное полностью менять сознание людей. Но Коста также подчёркивает, что люди должны сами сделать свой выбор. Если народ не захочет объединиться и побороть несправедливость, никто не сможет этого совершить. Но при этом сохраняется свойственная осетинской литературе прямота и открытость рассказа.
Перейдём к более позднему периоду осетинской литературы, советскому. Для его изучения нами выбрано произведение Тимофея Гезера «Даргавская история или последний выстрел хорунжего».
В данном произведении рассматриваются трагические события из жизни высокогорного осетинского аула. В нём повествуется о жизни молодого белого офицера Алихана и его возлюбленной Дины. Автор повествует о любви двух молодых, рассказывает о гражданской войне, белом движении. Последняя сюжетная линия – рассказ о семейных отношениях того времени. Общий смысл произведения заключается в том, что ни Первая мировая война, ни революция не смогли разлучить двух возлюбленных, что удалось человеческой чёрствости и предрассудкам.
Основные черты этого произведения:
Рассмотрим отличительные черты социально-общественной проблематики в данном произведении. В данном произведении наблюдается хоть и не полное, но частичное разделение социально-общественной темы на отдельные аспекты, они отражаются не отдельными циклами или главами, а относительно обособленными сюжетными линиями произведения. Также в данной повести имеет значение воспитательная цель. Изучаемая тема выражается абсолютно честно, не приукрашено, что является отличительной чертой.
Заключение
Мы пришли к следующему заключению, что социально-общественная тема является главенствующей в осетинской литературе на всех стадиях и периодах её развития. При этом мы можем сравнить её с маятником. С древнейших времён эта тема носит исключительно поучительный характер и характеризуется возвышенностью повествования. Постепенно она преображается и ко времени творчества Коста достигает другой крайности. Из-за бедственного и несправедливо угнетённого состояния народа социально-общественная проблематика во многом теряет поучительный характер и звучит уже, как глас протеста народа против несправедливости. Начиная с советского времени, маятник качнулся обратно, и выражение социально-общественной темы возвращается к канонам нартского эпоса. Полностью этот процесс ещё не произошёл, и сейчас мы видим переходную стадию.
Также присутствуют и определенные неизменные качества: прямота и ясность повествования, максимально чёткое выражение всех сторон общественно-социальной темы. Кроме того, во всех произведениях подчёркивается неразрывная связь человека с Богом и высшими силами. Во всех изученных творениях наблюдается свобода выбора нартов, народа или Алихана и вообще всех героев.
Надеемся, что данная работа поможет приобщить достаточно большое количество молодых людей к изучению осетинской литературы.
Социально-общественная тема хоть и занимает ведущее место в произведениях осетинской литературы, тем не менее, в ней встречается и множество других тематик и проблем, важных для народа, которые, несомненно, подлежат как можно более углубленному и внимательному изучению, вследствие чего нами в дальнейшем будет продолжена работа над данной темой.
Список использованной литературы
Ласточка
Военная хитрость
Чья проталина?
Никто меня не любит
Сказка "Морозко"