«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…»1. Эти слова Салтыкова-Щедрина как нельзя лучше характеризуют и человека так мало известного как среди моих земляков, так и в литературных кругах.
Сергей Александрович Нилус... Действительно, напрасно трудиться искать это имя среди именитых писателей, а между тем оно достойно упоминания в списке деятелей российской культуры, ибо то, что создано этим духовным писателем, церковным просветителем, популяризатором церкви и православия, трудно переоценить. Достаточно сказать, что сочинения С. А. Нилуса опубликованы только в конце 20 века в 6 томах, а опубликовать их полностью при жизни ему не удалось. С 1917г. даже за хранение его книг полагался расстрел, а затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.
Имя С.А. Нилуса было весьма известно в среде православной интеллигенции, его книгами зачитывались так же, как и сочинениями популярного в этих кругах Е. Поселянина. Сам же С.А. Нилус напишет о себе:
«Современной литературе я совершенно чужой человек: ни знакомств в ее царстве, ни связей, ни общения в Духе с кем бы то ни было из пишущей братии у меня не было, нет и теперь, за немногими исключениями, как и я, в мирской литературе мало известными, не будет, полагаю, и в будущем»2. Перед нами стоит цель: исследовать два периода жизни С.А. Нилуса, которые он провел в Валдае, определить их роль в жизни и творчестве писателя. В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:
1. Дать общее представление о жизненном и творческом пути А. С. Нилуса.
2. Раскрыть исторические условия, в которых проходила жизнь С.А.Нилуса.
3. Проследить валдайский этап жизни С.А Нилуса
4. Рассмотреть творческую деятельность С.А. Нилуса в условиях первых послереволюционных лет
5. Показать личную трагедию финальной части духовного пути этого писателя и христианина.
Предмет исследования: духовный подвиг человека. Объект исследования: жизненный подвиг С. Нилуса, подвинутый его убеждениями, основанием которых является вера. В работе был использован в основном материал из воспоминаний современников С.А. Нилуса, а также материалы валдайского краеведческого музея. Работа состоит из введения, основной части и заключения.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Вложение | Размер |
---|---|
"Великое в малом..." | 648.5 КБ |
приложение
План:
1.Введение…………………………………………………………3
Цель работы……………………………………………………...3
Задачи……………………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………4
Методика работы…………………………………………….....4
2. Основная часть…………………………………………………5
Глава 1. Детские годы. Воспитание любовью………………...5
Глава 2. Начало творческого пути……………………………..6
2.1.Становление писателя……………………………….6
2.2. Первые испытания…………………………………..7
Глава 3. Встречи на Валдае……………………………………. 7
3.1. Первое пребывание – 1906 – 1907г.г……………….7
3.2. Отьезд в Оптину пустынь………………………….11
3.3. Снова Валдай……………………………………….12
Глава 4. Русская катастрофа. Продолжение творчества…….19
Глава 5. Прохождение через ад. Испытание веры…………...21
3. Мое отношение к теме исследования…………………………24
4. Заключение……………………………………………………...25
5. Использованная литература…………………………………....26
6. Приложения.
Введение.
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…»1. Эти слова Салтыкова-Щедрина как нельзя лучше характеризуют и человека так мало известного как среди моих земляков, так и в литературных кругах.
Сергей Александрович Нилус... Действительно, напрасно трудиться искать это имя среди именитых писателей, а между тем оно достойно упоминания в списке деятелей российской культуры, ибо то, что создано этим духовным писателем, церковным просветителем, популяризатором церкви и православия, трудно переоценить. Достаточно сказать, что сочинения С. А. Нилуса опубликованы только в конце 20 века в 6 томах, а опубликовать их полностью при жизни ему не удалось. С 1917г. даже за хранение его книг полагался расстрел, а затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.
Имя С.А. Нилуса было весьма известно в среде православной интеллигенции, его книгами зачитывались так же, как и сочинениями популярного в этих кругах Е. Поселянина. Сам же С.А. Нилус напишет о себе:
«Современной литературе я совершенно чужой человек: ни знакомств в ее царстве, ни связей, ни общения в Духе с кем бы то ни было из пишущей братии у меня не было, нет и теперь, за немногими исключениями, как и я, в мирской литературе мало известными, не будет, полагаю, и в будущем»2. Перед нами стоит цель: исследовать два периода жизни С.А. Нилуса, которые он провел в Валдае, определить их роль в жизни и творчестве писателя. В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:
Предмет исследования: духовный подвиг человека. Объект исследования: жизненный подвиг С. Нилуса, подвинутый его убеждениями, основанием которых является вера. В работе был использован в основном материал из воспоминаний современников С.А. Нилуса, а также материалы валдайского краеведческого музея. Работа состоит из введения, основной части и заключения.
--------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.Макашин Салтыков–Щедрин, т.1 изд.2, 1951 Введение
2 С.А. Нилус Великое в малом, М 2005, 3-е изд, стр.11
Актуальность работы: историческое прошлое, связанное с жизненным подвигом наших предков, является выборочным для внимания следующих поколений. Можно сказать, что оно приобретает актуальное значение по мере того, как становится способным подвинуть к решению важнейших проблем, касающихся общественной жизни. Например, такое значение во времена Великой Отечественной войны имел подвиг Александра Невского. Такое же ценносто-смысловое содержание имеет для нас сегодня и жизненный подвиг русского подвижника С.Нилуса. Исторический опыт показывает нам, что там, где общественная жизнь людей складывается более-менее сносно - там она была основана на общих духовно-культурных нормах имеющих культовое священное значение. Именно такому содержанию и была посвящена вся жизнь С.Нилуса. Тем более, что многие современные исследователи говорят о том, что Православие продолжает оставаться вне конкуренции как будущий духовный стержень всего российского общества. И это при том, что Россия страна многонациональная и в ней существует множество различий конфессий, религиозных учений, которых придерживаются разные люди. И, наверное, такое суждение является справедливым, поскольку при всем названном многообразии фундамент может быть только один.
Методика работы. Подготовительный этап.
Знакомство с литературой.
В связи с новизной выбранной темы на данном этапе нужно было найти книги С.А.Нилуса, материалы о нем. Изучив подобранную литературу, мы столкнулись с проблемой недостатка материала о Валдайском периоде жизни С.А.Нилуса. Поэтому, попытавшись найти интересующие нас моменты в краеведческой литературе г. Валдая и опять же обнаружив недостаточное его количество мы перешли ко второму этапу нашей работы.
Практический этап.
Нашей задачей на этом этапе явилось уточнение проанализированного нами материала и выявление новых данных о Валдайском этапе жизни С.А.Нилуса. С этой целью мы посетили церковь Петра и Павла, встретились со священником о. Игорем (Грибовым). Посетили могилу епископа о. Иоанна (Невского). Затем мы побывали в музее Уездного города, где интересующий нас материал был любезно предоставлен нам Яковлевой Н.П., уточнили местонахождение дома, где проживал С.А. Нилус, сделали его фотографию.
Мы научились брать интервью, вести записи воспоминаний, совершенствовать навык анализа и систематизации материала. Эти умения позволили нам перейти к заключительному этапу работы. Результатом исследовательской деятельности явилось написание данной работы.
Основная часть
Глава 1. Детские годы. Воспитание любовью.
Сергей Александрович Нилус родился 25-го августа 1862-го года в Москве на Патриарших прудах. Происходил он из среды крупных землевладельцев. Семья его, как и вся окружающая среда, была охвачена духом того времени, то есть материализмом и крайним либерализмом. Всё церковное презиралось. В таком направлении велось воспитание отрока Сергея. Однако в детском возрасте мальчик не мог жить холодным рассудком. Бог дал ему сердце пламенное и горячее, и всю любовь сердца своего он разделил между старушкой няней, жившей круглый год в их имении, и самим родовым гнездом, называвшимся Золотарёво ( Мценского уезда Орловской губ). Он их любил до слез — и няню, и деревню. Эта няня сыграла большую роль в его жизни, чем вся семья.Влияние впечатлений детства отразилось и на формировании творческого дара С.А. Нилуса, и на специфических чертах его характера. Действительно, такие качества русского человека как милосердие, любовь, сострадание к людям можно было почерпнуть только из недр русской земли, из русской деревни, из глубинной мудрости русского народа.
«Мне приходилось встречать в жизни людей доброй христианской настроенности, но такой жизни по вере, такого глубокого, живого евангельского духа, какой я увидел здесь, мне не приходилось встречать доселе нигде, да и не пришлось и после. Все отношение Нилусов к людям, несмотря на испытываемые ими огорчения, было так христиански просто, доверчиво, сердечно и ласково, таким овеяно светом и теплом, что я не мог не погрузиться сразу же всей душой в эту радостную, уютную, любвеобильную атмосферу»1, вспоминает студент, гостивший у Нилусов.
В работе одного из выдающихся русских философов 19-20 веков эмигрировавшего из революционной России Н.О.Лосского «Характер русского народа» описан образ русской няни нежно и самоотверженно любящей ребенка, за которым она ухаживает, благотворно влияющей на его религиозную жизнь и развивающей его воображение, рассказывая сказки. Епископ Василий Родзянко, внук Председателя Государственной думы М.В.Родзянко, писал: « мудрость этой старушки-няни спасла нас от большевиков». Князь Сергей Волконский, вспоминая русскую няню, говорит: «Вы не знаете, люди новых поколений, вы не знаете, что это было. Сколько в простоте обычая, сколько в скромности почтенности, в безграмотности какая воспитанность! Сколько вывела она, русская Няня, из недр народной почвы, сколько вывела наружу родников любви, преданности, мудрости житейской, религиозной стойкости!» 2
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус Жизнеописание, стр.191
2 Н.О.Лосский Характер русского народа стр. 159
Прекрасный образ доброй и глубоко религиозной русской женщины дает М. Горький, рассказывая в автобиографии о своей бабушке: «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».1
Эта взаимная любовь няни и дитя звучит и в воспоминаниях С.А. Нилуса: «Когда бывало я приезжал в родную деревню, первым моим движением, первым порывом было бежать к няне, обнять ее, выплакаться у нее на груди за всю горечь и обиды разлуки с нею и милой моему сердцу деревней и вслед за тем мчаться в какой-нибудь уединенный уголок родимой нивы и там горячо, горько и вместе радостно плакать, припадая и целуя ее пахучую, ядреную землю».2
Глава 2. Начало творческого пути.
а). Становление писателя.
Сергей Александрович в 1886г. закончив юридический факультет Московского университета, служит чиновником на Кавказе и в Симбирске. Затем, оставив службу, в 1888— 1905 гг. занимается хозяйствованием в родовом имении Золотарево Мценского уезда Орловской губ. В начале 900-х гг. начинает публиковаться в газете «Московские ведомости».
В 1890-1895 гг. произошел глубокий внутренний перелом в мировоззрении Нилуса. Он называл его «Обращение Православного (по крещению) в православную веру». Этот переворот происходит благодаря посещению Троице-Сергиевой Лавры, встречам со св. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри. Нам думается, что особую роль здесь сыграла и та удивительная атмосфера детства, которую он впитал в себя вместе с бескорыстной любовью к нему и к окружавшему его миру старушки-няни. Опубликованная Нилусом в 1903 г. «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских святых.
Эта беседа нашла отражение в произведениях выдающихся русских религиозных философов и богословов: Георгия Флоровского, Серафима Роуза, Владимира Лосского, архиепископов: Вениамина (Федченкова), Нафанаила (Львова) и других.Рассказы о встречах с современными подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером
- -----------------------------------------------------------------------------------------------
1 Н.О.Лосский Характер русского народа стр. 160.
2 С.А.Нилус Жизнеописание стр.9
талантливого художника, составили первую книгу С.А.Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую пять изданий при жизни автора. Книга проникнута размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира. Эта тема будет чрезвычайно актуальной и в последующих сочинениях Нилуса.
«Книги С.А. Нилуса, состоящие, как правило, из разнообразных по жанру частей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттенков. С.А. Нилус умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, чередуются с высоким слогом пророка и проповедника».1
б). Первые испытания.
После заключенного брака С.А.Нилуса с Е.А.Озеровой в 1906г. (фрейлиной императрицы Александры Федоровны) Сергей Александрович готовится принять священнический сан. В либеральной печати на С.А.Нилуса организуется кампания травли. Она была вызвана как некоторыми публикациями, так и опасениями, что Нилус станет духовником Государя Николая 2 (который высоко оценил книгу Нилуса). Отношение к Нилусу ближайших членов царской Семьи было весьма благожелательным. Вот что пишет по этому поводу граф А.М. дю Шайла: « Великая Княгиня Елисавета Федоровна всегда боролась против мистиков – проходимцев, окружавших Николая 2. Боролась она с влиянием лионского магнетизера Филиппа и сильно недолюбливала Царского духовника, престарелого отца И. Янышева, за неумение оградить Царя от нездоровых мистических влияний. Великая Княгиня считала тогда, что С.А.Нилус, как русский человек и православный мистик, сможет благотворно повлиять на Царя».2
Однако из-за нарастающей травли Нилусам пришлось навсегда покинуть Петербург.
Глава 3. Встречи на Валдае.
а). Первое пребывание - 1906-1907 гг.
Именно в такие тяжелые для С.А.Нилуса времена, Валдай дважды раскрывает для него свои объятия.С 1906г. С.А.Нилус вместе со своей женой проживал в Николо-Бабаевском монастыре на берегу Волги, где кончил свои дни приснопамятный епископ
--------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Библиографический словарь ред.Н.Н.Скатова М 1998 стр.108-109.
2 С.А.Нилус том 6. Граф А.М. дю Шайла Воспоминания о Нилусе. стр.419
Игнатий Брянчанинов. Там они встретили одного архимандрита, уроженца г. Валдая, который так расхвалил им свою родину, что убедил их туда переехать. Прожили Нилусы по благословению о. Иоанна Кронштадтского в Валдае с сентября 1906 по сентябрь 1907г.
моей родины и моей почти двадцатилетней деятельности переселить меня сперва в Петербург, а затем в благословенный уголок Новгородской губернии, в тихий и богобоязненный городок Валдай, где еще недавно «уныло» звенел «колокольчик, дар Валдая» под дугой ямщицких троек, теперь – увы ! - раздавленных новой железной дорогой: нам с женой пришлось встретиться и сблизиться там по вере христианской с одним из местных священников, который и стал нашим духовным отцом…»1, так вспоминает этот переезд С.А.Нилус.
В проведенном нами исследовании мы выяснили, что духовным отцом Сергея Александровича стал протоирей Троицкого собора о. Павел Лебедев.
В Валдае он водит дружбу и с простыми людьми, и эти люди произвели на него глубокое неизгладимое впечатление.
Вот что пишет племянница С.А. Нилуса Е.Ю.Концевич в своих воспоминаниях о Валдае: «Целым событием показался мне наш выезд «в свет»: нас пригласили церковные друзья на именины. Эти друзья были торговцами красным и бакалейным товарами. Они были людьми с очень небольшим школьным образованием. Но я никогда не ожидала встретить в этой среде такую благовоспитанность, такие естественные и полные достоинства манеры. Ясно они унаследовали это от прежних поколений. Это были представители старого русского склада и быта. Какая разница, подумала я еще тогда, с теми другими, потерявшими связь с почвой и верой отцов!»2
Мы не смогли выяснить, какую именно семью посещали Нилусы. Но в результате бесед с Яковлевой Н.П. мы узнали, что Сергей и Елена Нилусы часто посещали Короцкий Тихоновский женский монастырь и дружили со священником монастыря о. Порфирием (Прилежаевым). (Приложение №1). С его дочерью Анной Сергей Александрович знакомит своего друга А.Заболотского (рукоположен в священники в 1920г.) На их вскоре состоявшейся свадьбе Нилус посаженный отец, затем Нилус становится крестным отцом их дочери Анастасии. (Приложение № 1)Исследующим творчество Нилуса и его жизнь в Валдае, огромную помощь оказывает творчество Е.Ю. Концевич, которая открывает удивительный душевный склад и духовность валдайских жителей.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус Жизнеописание стр.142
2 Е.Ю.Концевич Краткое жизнеописание С.А. Нилуса стр.210
Интересные воспоминания о Валдае и его жителях оставляет и А.Стрижев, занимавшийся исследованием творчества С.А.Нилуса и побывавший в Валдае в октябре 1987г.:
«Открытый храм один на весь Валдай, да и тот кладбищенский. Звоны, как повсюду в Новгородской земле, под запретом, колокола перелиты в товары для утиля. А при кладбищенском храме к тому же и звонницы нет. Снаружи он выглядит гражданским зданием, но внутри благолепен!
Два списка с иконы Иверской Богоматери, один в богатой серебряной ризе, возможно, принесён из монастыря. С подлинной, Никоновской, обретённой с Афонской горы, этот, сравнительно новый список, наверное, достаточно близок, ибо и эта Иверская икона пленяет радостью от вкушения Божественной жизни, в коей побеждается естества чин. Иверская святыня в смуту, в Русский погром, исчезла. Народу на службу притекло изрядно, все люди с выразительными лицами. Ежели уж бабушки, то с добрыми, но проницательными глазами. Дамы покорствуют и напускную важность оставляют за порогом. Во всех храмах одинаково спасительно».1
И Е. Концевич и А. Стрижев, несмотря на разницу в воспоминаниях более чем в полвека описывают жителей города Валдая как людей духовных, благородных, не порвавших связь с почвой и верой отцов не смотря на все трагедии 20 века.
Очень скоро нашли Нилусы друзей и в Иверском монастыре: «Надумали мы с женой из валдайского нашего безмолвия углубиться в безмолвие еще более совершенное и поехать подготовиться говеть в Иверский монастырь, где уже успели у нас завестись друзья по духу и молитвенники среди насельников святой обители».2
В своей работе «Краткое жизнеописание С.А. Нилуса» Е.Ю.Концевич так описывает братию монастыря:
«Монашествующие Иверского монастыря существовали по преимуществу рыбной ловлей. Их было около 30-ти человек. Я еще застала в живых иеромонаха о. Лаврентия. Внешний облик о. Лаврентия был необычайно - светлый: внутренний свет его души как бы просвечивался сквозь оболочку его старческого тела. На контрастном сумрачном фоне каменной кельи этот сияющий, любвеобильный образ выделялся разительно. Жил о. Лаврентий в монастырской стене постройки 17 века, где помещались монашеские кельи. Он редко выходил, а, может быть, и совсем уже не выходил.
------------------------------------------------------------------------------------------------
1 А. Стрижев По следам Нилуса, стр. 460-463
2 С.А.Нилус Жизнеописание, стр.143.
Архмандрит Иосиф почитал его, как старца и ничего не предпринимал без его благословения. Монахи и мирские обращались к нему за руководством. Вижу и сейчас детское сияющее лицо юродивого Абрамыча, косматого и лохматого. Более добродушной физиономии вообразить себе невозможно! Хочется мне еще упомянуть об отце Вениамине, молодом монахе, несшем послушание «гробового», то есть он был приставлен к мощам праведного Иакова и к чудотворной иконе. Он и приятель о. Никита, просфоряк и рыболов; оба были корелами. Корелы сохранили свой особый язык и примитивную наивность. Отец Вениамин передавал нам речь крестьянок-корелок, молящихся перед Иверской иконой, их поистине ребячий лепет. Таким же оставался в душе и сам о. Вениамин; он производил впечатление необычайной чистоты».
С.А.Нилус работает с архивом Иверского монастыря, собирает материалы по его истории и к 250-летию пребывания Иверской иконы Божьей Матери на Валдае, издает «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ея Иверского явления и о чудотворной Ея иконе Иверской». (Сергиев Посад, 1908). Собирает материалы для книги «Жатва жизни». В музее Уездного города представлен подлинник «Сказания..». (Приложение №1).
Сергей Александрович живет духом монастыря, участвует во всех богослужениях: «… мы поехали в монастырь кружным путем на лошадях и ехали 7 верст вместо трех, если бы поплыли напрямик, на лодке. В тот день, канун своего праздника, Иверская икона Божией Матери возвращается на всю зиму в монастырь, обойдя за лето несколько уездов, посетив по дороге все города, села и деревни» 1.
Мы выяснили, что согласно преданию икона Иверской Божьей Матери чудесным образом избавила г. Валдай от холеры в 1849г. С тех пор ежегодно с мая по октябрь она участвовала в крестных ходах, проходивших практически через все крупные селения, деревни, погосты, и железнодорожные станции Крестецкого, Демянского, Валдайского и Боровического уездов. Во время этих ходов она неоднократно являла новые чудеса. Так, икона практически не пострадала после страшного удара топором, нанесенного ей одним из крестьян деревни Давыдовщина Крестецкого уезда, и не утонула во время разрушения моста через речку Шегринку вблизи села Бродик Боровичского уезда.2
Е. Концевич далее описывает встречу иконы: « По приезде, к концу дня, мы пошли вместе с крестным ходом на берег озера к монастырской пристани встречать икону. Это был по-осеннему темный вечер. Ждали не так долго: вот показались на фоне чернеющего водного пространства цветные огоньки, — фонарики, которыми была украшена лодка с иконой.
------------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус том 6. Е. Концевич Краткое жизнеописание С.А. Нилуса стр.211-212
2 Крестный ход. Изд. Межебовского № 22
Лодка подошла к берегу и причалила. Крестный ход принял икону, и ее понесли в зимний храм со свечами и пением. По дороге икону проносили над отдельными богомольцами, склоненными до земли. Этот теплый храм, где Иверская икона проводила зиму, переносил вас всецело в допетровскую Русь, прямо из ХХ века вы попадали в эпоху Царя Алексея Михайловича, в палатную церковь того времени, где помимо архитектуры уцелели и некоторые предметы боярского обихода. Мы отстояли всенощную.
Как описать то ощущение тишины, покоя и мира душевного, когда врата монастырские заперлись, и мы очутились как бы под защитой этих
древних стен от всего остального мира с его страстями. Как легко и радостно было чувствовать себя укрытой в этом святом месте! Я всегда уезжала из монастыря с глубокой болью сердца, отрываясь как бы от самого родного».
«Последующие издания Нилуса знакомили читателя с чрезвычайно ценными рукописями Валдайского монастыря и воспроизводили подлинный дневник одного великого подвижника схимника – затворника, изо дня в день на протяжении десятков лет отмечавшего этапы своего восхождения к Богу, а также все то, что открывалось его духовному взору в области внешних повседневных фактов жизни. Это была удивительная книга»1
К сожалению этой книги С.А.Нилуса мы найти не смогли.
Архив С.А.Нилуса достался его племяннице Е.Карцовой-Концевич. Елена Карцова умерла 19 марта 1989 года в США. Ее архив с материалами из литературного наследия Сергея Нилуса, а также переписка с ним, его женой, его родственниками и друзьями находится во владении «Братства преп. Германа Аляскинского» (США, Калифорния).
б). Отъезд в Оптину пустынь.
В конце сентября 1907г. Нилусы уезжают из Валдая в Козельскую Оптину пустынь, где они прожили с 1-го октября 1907 года по 14 мая 1912 года.Знаменитая Оптина пустынь занимает центральное место в жизни и творчестве С.А.Нилуса: «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа». 2 «Все годы жизни в Оптиной пустыни писатель не забывает о «богоспасаемом и богобоязненном Валдае», поддерживая постоянную переписку с настоятелем Иверского монастыря архимандритом Иосифом.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1. С.А Нилус том 6. Князь Н.Жевахов Сергей Нилус: Жизнь и деятельность стр.296 – 297
2 С. А. Нилус: Жизнеописание.— С.79
Из трех сохранившихся нилусовских писем одно написано о. Иосифу в 1908г. спустя несколько месяцев после отъезда Сергея Александровича из Валдая, другое в 1910-м, третье в 1912-м, за два месяца до возвращения в Валдай, в тот момент, когда вновь начинается травля на писателя. Нилус просит не забывать его в своих молитвах…Письма написаны на почтовых карточках с видами Оптиной пустыни. Подписаны: «Ваши С. и Е. Нилусы»».1 Подлинники этих писем находятся в Валдайском музее. (Приложение №3)
В Оптиной С.А.Нилус пишет книги «Сила Божия и немощь человеческая»(1908г.), «Святыня под спудом»(1911г.) и становится летописцем оптинской жизни. Центральная оптинская книга Сергея Нилуса – «На берегу Божьей реки: Записки православного. Часть 1» опубликована в 1916г., а это значит, что продолжил он работу над книгой и закончил ее уже на Валдае. «На берегу Божьей реки» - книга беспримерная во всей русской литературе, каждая ее страница благоухает святостью, насыщенна мудрыми духовными размышлениями.
в). Снова Валдай.
Благодаря распоряжению Синода, воспретившему мирским лицам жить в Оптиной, Нилусам пришлось вернуться в 1912 г. в Валдай.
Жизнь в Валдае продолжалась с мая 1912 года и вплоть до начала революции - до апреля 1917г. Она была богата духовными впечатлениями и общением с людьми преданными Церкви. К нему приезжали со всех концов России, ему писали… «Божья река» не иссякла и продолжала струиться, и он мог, продолжать закидывать в нее свои рыбачьи сети…
Приведем два отрывка из воспоминаний этого периода времени: 1) бывшего студента, прогостившего у Нилусов 6 недель; 2) племянницы Е.А.Нилус - Е.Ю.Концевич.Дом, в котором жили Нилусы, - рассказывает студент, - принадлежал профессору политической экономии П.Н.Георгиевскому. В этом доме когда-то жил романист Всеволод Сергеевич Соловьев (сын историка, Сергея Михайловича Соловьева, и брат философа, Владимира Сергеевича Соловьева), автор исторических романов «Сергей Горбатов», «Старый дом» и др., которыми в свое время зачитывалась молодежь. В этом же доме и написаны были эти романы. Стоял Нилусовский дом в красивом заглохшем парке, спускавшемся по косогору к самому озеру, на которое открывалась калитка сада. Здесь была устроена маленькая пристань для причаливания лодок. Мы отплывали по праздникам рано утром, и в это время начинался гул знаменитых Валдайских колоколов. Гудели все городские церкви.
---------------------------------------------------------------------------------------------
1 Н.П. Яковлева Валдайские письма С.А.Нилуса, Тезисы докладов и сообщений итоговой научной конференции новгородского музея – заповедника В.Новгород, 1997, стр.29-30
Утреннее солнце освещало чудесное ярко-синее озеро и весь расположенный по левую сторону от нашего дома белый Екатерининский городок, который со своими многочисленными церквами, казался опрокинутым в водах озера. Это была дивная картина! Мы плыли направо, монастырь еще не был виден. Его скрывали поросшие лесом зеленые островки. Зато из центра города он был виден, как на ладони. По озеру проходила цепь Валдайских гор. Сергей Александрович по этому поводу вспоминал слова псалма: «На горах станут воды... посреде гор пройдут воды» [Пс. 103, 6, 10]. Наконец, мы проплывали пролив, разделявший остров, и лодка причаливала к монастырскому берегу всегда ровно в 9 часов утра. И в это мгновение с точностью раздался удар могучего монастырского колокола, извещающего начало обедни.
Из всех обитателей Нилусовской усадьбы привлекал внимание сам хозяин. Это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды
были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить
всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье
он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима. Сергей Александрович был высокого роста, очень представительный, с большой окладистой бородой с сильной проседью и выразительными карими глазами. Дома он носил русскую рубашку и высокие сапоги и, несмотря на скромную эту крестьянскую одежду, походил типом на русского боярина».1
Привязанность Нилуса к крестьянской одежде, мы находим еще в одном воспоминании: «То был человек 45 лет, типичный русак, высокий, коренастый, с седой бородой и глубокими голубыми глазами, слегка покрытыми мутью; он был в сапогах, а на нем была русская косоворотка, подпоясанная тесемкой с вышитой молитвой». Не менее интересно этот французский виконт, встречавшийся с Нилусом в Оптиной, касается образования С.А. Нилуса: «Нилус был, несомненно, человек образованный. Весьма успешно окончив Московский университет по юридическому факультету, он владел в совершенстве французским, немецким и английским языками и знал основательно современную иностранную литературу» 2. Ценным воспоминанием этого Валдайского периода является статья Е. Ю. Концевич, напечатанная во Владимирском календаре в 1954-м году.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус Жизнеописание стр. 191-192
2 С.А Нилус том 6. А.М. дю Шайла Воспоминания о С.А.Нилусе
Она передает ту атмосферу, которая окружала Нилусов в этот период их жизни:
«В первый раз собралась я в Валдай в октябре 1913 года, - пишет племянница Е. Нилуса, -
Вышла я из поезда в темноте, при свете фонарей и сразу очутилась в широких родственных объятиях, приехавших встретить меня, несмотря на ранний час, моих старичков — тети и дяди.
В эту ночь, вернее в то утро, мы не пошли отдыхать, а всё говорили и говорили без конца: сначала еще при свете лампы, а потом дождались и дневного света. Утром повели меня по всем комнатам.
Главной, центральной был кабинет — уютный и старомодный, с тяжеловесными мягкими креслами, шезлонгом, расположенными у круглого стола с лампой и отгороженными от двери китайскими ширмами. В углу виднелся огромных размеров образ Божией Матери Одигитрии. У одного из окон стоял дядин письменный стол, за которым протекала вся его жизнь, его творчество. Стены были увешаны портретами и этюдами работы самих хозяев. Дядины этюды всегда были хороши: они были живыми, дышали воздухом, изобилием света и широтой и раздольем. Тетя, которая научила егописать масляными красками, была им превзойдена, у него был врожденный талант.
Другая примечательная комната — их спальня, половина которой была обращена в моленную. Икон было множество, были и старинные, фамильные. Но большё всего обращал на себя внимание дивной красоты лик Христа, как живой, в терновом венце, работы неизвестного итальянского мастера. Был случай исцеления от этого образа калеки-рёбенка. Кроме того, привлекал к себе чудный образ-портрет Преподобного Серафима, написанный Дивеевскими монахинями. Перед иконами горели лампады. От этих двух комнат веяло особенным миром и уютом. Такой умиротворяющей атмосферы нигде и никогда я не встречала больше в жизни.
Остальные комнаты: столовая и две комнаты для гостей, не носили такого яркого отпечатка личности хозяев.
С внешней стороны усадьба имела очень поэтический вид, она была старая, расположенная в тенистом саду, среди деревьев и кустов сирени, на самом берегу озера. Валдай — обыкновенный провинциальный городок, хорош, главным образом, своим местоположением на берегу озера.
А пока, выйдя на балкон Валдайской усадьбы, я могла еще любоваться на дивную панораму: передо мной расстилалось озеро окружностью более ста верст. Против самого города на зеленом полуострове среди мачтовых сосен высились древние белые стены и башни Иверского монастыря. Это была захватывающая дух красота. Я смотрела и не могла наглядеться».
Несомненно, встречи со святынями Иверского монастыря закладывали тот духовный багаж, который помог выстоять С.А. Нилусу в эпоху революционного вихря. Еще патриарх Никон приказал перенести из Боровичей мощи святого Иакова Праведного. Эти мощи были главной святыней монастыря: «Мощи переоблачались через известные периоды лет. Однажды мой дядя при этом присутствовал. Он рассказывал, что св. Иаков был отроком лет 12-ти с курчавенькой головкой. Мощи плыли к городу Боровичам в 15 столетии на огромном бревне. Оно частью сохранилось, я его видела в соборе и удивлялась его толщине». Воспоминания Е.Концевич о мощах святого Якова Боровического.
Общение с насельниками Иверского монастыря обогащали, а их
богатый духовный опыт давали колоссальный материал для творчества С.А.Нилуса и его личного духовного возрастания в вере. «О. архимандрит Иосиф, отличавшейся простотой и скромностью, и, главное, теплой любовью ко всем незадачливым и несчастным. Отец наместник вспоминается мне с метлой в руке, метущий двор в часы общего послеобеденного отдыха. Отец Геннадий, ризничий, опытный духовник, строгий монах и многие другие»1. Последний год Нилуса в Валдае Е.Концевич описывает: «Скоро подоспела революция, и до меня доходили только отрывочные сведения о происходившем там: архимандрит Иосиф был сильно ранен камнями во время крестного хода и положен в больницу. Дальнейшая судьба его мне не известна. Благочестивые купцы были расстреляны, возник ужасающий голод, люди умирали». 2
Дальнейшую судьбу настоятеля о. Иосифа мы находим у А.Стрижева: « В 1918-м году продотрядники грабили монастырь. Сначала настоятель Иосиф не давал вывозить хлебные припасы, но красные обозники силой заставили его открыть житницы. Стали грузить хлеб в лодки и водою переправлять в город. В одной из лодок продотрядники держали перепуганного, недавно побитого каменьями на крестном ходе настоятеля... Когда подплывали к Валдаю, с берега раздались выстрелы по настоятелю. Раненный, обливаясь кровью – плакала душа – на него да на верующих и переваливали свой грех кромешники. Дескать, стреляли в духовное лицо, чтобы поднять верующих против власти. И пошло по одинаковой для всех мест схеме» 2. Архимандрит Иосиф в 1921г.был хиротонисан во епископа Валдайского, викарий Новгородской епархии; с 1927г. в заключении3.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус том 6. Е. Концевич Краткое жизнеописание С.А. Нилуса стр.216- 217
2 А.Стрижев По следам Нилуса стр.461-462
3 протоиерей Владислав Цыпин. История русской церкви книга 9 стр.743
Большую исследовательскую работу о восстании 15 июля по поводу реквизиции хлеба у монастыря 1918 г. в Валдае и судьбе архимандрита Иосифа проделала ведущий специалист Валдайского краеведческого музея Н.П.Яковлева. Именно она доказывает неточность даты смерти епископа и несостоятельность слухов о нем дошедших до Е.Концевич, попавших в книгу А.Стрижева, книги Жервэ Н.Н. и Добровой В.А. об Иверском монастыре, и, как мы выяснили, даже в «Историю русской церкви» протоиерея Владислава Цыпина.
««Из писем М.О.Меньшикова: «…народ принудил красноармейцев вернуть 48 пудов хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды, (велели ему встать в лодке: в тебя, мол, архимандрита стрелять не станут) с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок». После ранения о. Иосифа совершенно легально и при участии валдайского начальства и всех жителей лечили в больнице. Умер епископ Иосиф в доме П.Ф.Вахрушева на Образцовой горе 14.12.1930 г. от сердечного приступа»1. (Приложение №4)
В письмах, публикуемых здесь же, Яковлевой Н.П., епископ Иосиф представлен как добрый, любвеобильный пастырь. Не случайно в самые тяжелые моменты своей жизни С.А.Нилус находит приют и поддержку именно в Иверском монастыре у архимандрита Иосифа.
Могила настоятеля монастыря епископа Иосифа находиться на кладбище церкви Петра и Павла. Большой вклад в установлении мраморной плиты на его могиле внесла супруга о. Валентина (Слукина), настоятеля церкви Петра и Павла с 1984 по 2004 г.г., матушка Галина. Она же привила любовь детям воскресной школы к внимательному отношению к могилам не только священников, но и своих родственников.
К сожалению, мы не нашли всех фотографий монашествующих Иверского монастыря начала 20 века, но представить их облик, силу евангельского духа, спокойность и умиротворение, тот « внутренний свет души и необычайную чистоту» описанную Е.Ю. Концевич думается можно по циклу эскизов П.Д. Корина к картине « Русь уходящая».
Очень четко определяет П. Д. Корин название того феномена Руси, с которым нам людям 21 века уже видимо, не придется столкнуться: это и старое опытное духовенство-старчество и мудро любящая няня. Сам С.А.Нилус тоже представляется нам как уходящая религиозная литература, как сказал о. Иоанн Кронштадский «чистый алмаз».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Н.П.Яковлева Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках. Чело №3, 2000г стр.8-12
Действительно, мы не знаем больше ни одного автора, к которому бы так благоволил признанный православной церковью святым о. Иоанн Кронштадский. 14 июля 1906г. он благословил С.А. Нилуса: «Пиши. Я люблю все, что ты пишешь…Бог благословит, и читать и покупать будут».
о. Иоанн Кронштадский тоже неоднократно посещал наш город, и даже был членом Валдайского пожарного общества, что отражено в одной из экспозиций музея. (Приложение № 4)
Очень насыщенный, творческий период жизни провел С.А. Нилус в Валдае.
Как мы уже писали, именно в этот период С.А.Нилус закончит цикл «На берегу Божьей реки. Записки православного. Часть 1» (1916 г.). Книга построена на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через святых подвижников русской земли начала 20 века.
Последняя прижизненно изданная книга С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех».
А. Стрижев пишет:
« В мае 1912 года поселился Сергей Александрович в доме, где в своё время жил беллетрист Всеволод Соловьев, сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва. Дом ещё хранил память о своем прежнем хозяине, писателе честном, весьма Русском... Здесь Сергей Нилус и принялся за свою главную работу.
Книга получила название «Близ есть, при дверех». Она напечатана и выпущена из типографии в канун 1917 года, в продажу поступила лишь часть тиража, остальное хранилось на складе в Троице-Сергиевой Лавре».1
Так из Киева (Рейтарская, 13) в Валдай пришло письмо инженера А.Стороженко, от 6 февраля 1917 года, в котором сообщалось: «Многоуважаемый Сергей Александрович! Приношу Вам сердечную благодарность за то, что Вы обо мне вспомнили и распорядились выслать мне из лавки Троице-Сергиевой Лавры экземпляр Вашей книги «Близ есть при дверех». Личный экземпляр-накопитель этой книги был в полукожаном переплете – переплетен в валдайской мастерской диаконом Поликарпом Соловьевым, позаботившемся оттиснуть на корешке золотом фамилию автора, название книги и его владельческую помету. В книге лежала записка диакона Поликарпа Соловьева: «Возлюбленный о Христе, Сергей Александрович! Посылаю Вам переплетенную книгу, Ваше детище. Уж простите, что задержал. Жду своей книги с почты, но что-то нет…Извиняюсь за не вполне чистую отделку книги и за недоброкачественный
--------------------------------------------------------------------------------------------- С.А.Нилус том 6 А.Стрижев По следам Сергея Нилуса, стр.425
материал, уж какой получился. За переплет денег не присылайте. Пусть будет «на память». Слыхал я, что Вы собираетесь от нас уехать. Жаль! Очень жаль!.. Уважающий Вас диакон Поликарп Н. Соловьев.»1
Когда разразилась Февральская революция, одним из первых актов правительства стало распоряжение об уничтожении этой книги С.А.Нилуса. По приказанию А.Ф.Керенского все экземпляры книги «Близ есть, при дверех», находившиеся на складе и в пути, были изъяты и уничтожены, и уцелела только распроданная часть тиража. При чрезвычайно остром интересе в патриотической среде к поставленной проблеме цена за каждый экземпляр книги возросла в сотню раз, но и за большие деньги далеко не всегда удавалось приобрести ее. В революционную смуту за хранение этой книги полагался расстрел. Ее называют пророческой, и на то есть все основания». Предчувствие разрушения Самодержавной России – основная идея произведения Нилуса.
А.Стрижев попытался отыскать дом, где проживали Нилусы. Благодаря его воспоминаниям мы имеем описание не только Нилусовского дома в 1976 г., жителей города, но и музея с его заведующей:
«А всё же где Нилусы жили, где дом тот соловьёвский? Кого ни спрошу про Всеволода Сергеевича Соловьёва, никто ничего о нём не знает. Да сын историка, говорю, да брат философа, говорю. Никто о нем не слыхивал. Побрёл к краеведам.
Разместился музей в круглой Екатерининской церковке (архитектор Львов). Стоит этакая базилика с колоннами, наверху купол. Теперь в Екатерининской звенят валдайские колокольцы и колокола, кому ни лень – трогай и тряси. Заведует всем этим голосистым хозяйством Надежда Петровна Яковлева, весьма симпатичная и знающая особа. В ней есть что-то очень русское, незаёмное. Объяснила, как отыскать соловьёвскую усадьбу. Знает, что за писатель Всеволод Соловьёв, где он жил, как выглядели его хоромы.
- Когда спуститесь с Екатерининской горки, идите улицей направо, там отыщите рощу, а в ней школу-интернат. Рядом со школой стоит деревянный двухэтажный дом. По бокам дома стояли два каменных флигеля. Один из них разобран в 50-м году, а другой в 52-м. Надо было строить школу, а флигеля мешали.Мешали… Кругом столько ветхих построек, и стоят. Город ведь запущен донельзя (немцы его не брали). Стены кирпичных домов расселись, кладка осыпается и рассыпается, а люди всё живут. Те же Соловьевске флигеля, как уверяет Надежда Петровна, выглядели добротными.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.Нилус Близ есть при дверех М. 2004 стр.598
Обошёл кругом. Вроде бы ничем не примечателен: бревенчатый, обшит досками, покрашен порыжелой охрой. Узор из пояска выпиловок дан намёком. Но окна светлые, господские. А если в этом доме и жил Нилус?
В воспоминаниях людей, гостивших у Нилусов в Валдае, дом как таковой не обрисован, описана усадьба. Среди старинных фотографий, изображающих Валдай, соловьевской усадьбы не отыскалось, хотя отсняты многие посадские дома.
В годы, когда здесь жил Нилус, через трехверстный пролив, отделяющий Иверский монастырь от Валдая, перевозили лодочницы; за соловьевским поместьем и стояли. Ровно к девяти утра поспевали к острову, под медный гул благовеста. Но мне к Иверскому придется пробиваться окольным путем.
И пойду пешком, потому что катер уже на приколе – зима на носу, никакие казенные авто средства туда странника не доставят. У валдайцев своих машин нет – живут на зарплату, и шоссе пустует. Да и воскресенье к тому же, люди попрятались в комнатах».1
Попытались и мы отыскать тот дом, но уже в 21 веке. Жив ли, могло ли от него что-то остаться? Пошли опять тем же путем, к краеведам, Яковлевой Н.П.
Надежда Петровна не только рассказала нам о доме Нилуса, но и дала богатый исследовательский материал, который мы и использовали в нашей работе. (Приложение № 5,6,7).
Глава 4. Русская катастрофа. Продолжение творчества.
Февральский шквал застал Нилусов в г. Валдае, вблизи Иверского монастыря. Пять лет они здесь жили в тишине и покое, и вот опрокинут Царский трон. Вот как описывает революционный период в Валдае А.Стрижев:
«Объявляется красный террор. Расстреливают купцов и других состоятельных людей, в монастыре подбивают трудников к бунту, после чего сколачивают коммуну. Просуществовала она до 1927 года.
Десять лет за монастырской стеной бок о бок утесняли духовных коммунарщики. Служба в Успенском соборе правилась. Одновременно в безбожном музее паясничали крикуны. Вооруженные бесы разбойничали, как хотели. В 27-м монастырь заглушили и запечатали. С той поры икона Иверской Богоматери на руках богомольцев. Святыня перешла в Церковь катакомбную. Вначале ей служили молебны по домам в самом Валдае, а с ужесточением богоборчества она исчезла вместе с ризой и окладом.
----------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус том 6 По следам Сергея Нилуса стр.463-465
Возможно, что православные души берегут святыню, и появится она, когда подойдёт тому час»1.
К счастью, тогда же их посетил в Валдае князь Владимир Давидович Жевахов, который уговорил Нилусов переехать на Украину в его имение Линовица. Сергей Александрович вместе с «подружием» своим, с женой, отправился в Линовицу. «С этого момента они живут по углам…подпольно, и церковь, в которой они молятся, - катакомбная. Если бы вовремя не уехали из Валдая, вряд, ли уцелели: все знакомые были расстреляны в первый же большевистский налет». 2
Матушка Галина Слукина собрала списки всех расстрелянных священников Валдайского района. В 1918г. был расстрелян знаменитый публицист, писатель М.О.Меньшиков с которым общался Нилус в Валдае.В апреле 1917 года писатель покинул Валдай и, пожив недолгое время в Киеве, уже летом того же года добрался, наконец, до имения князя Владимира Жевахова Линовица, что на стыке Полтавской и Черниговской губерний. Линовица стала пристанищем для Нилуса на целых пять лет.
Из воспоминаний Е.Ю. Концевич:«Нилусы сразу приняли предложение князя Жевахова. Они немедленно перебрались на Украину. Если бы они этого не сделали, они бы не уцелели.В Новгородской губернии вскоре начался голод и страшнейший террор. Все местные друзья Нилусов погибли. В Полтавской же губернии долгое время не было нарушено мирное положение: народ продолжал жить в довольстве, «дядьки» гостеприимно приглашали Нилусов отведать вареников из белой муки со сметаной, приговаривая: Гуляйте, гуляйте. Конечно, после прихода советской власти всего этого не стало. С каждым годом положение значительно ухудшалось...
Однако Нилусы ни разу не делали попыток уехать из России. Уходили немцы, ушла Добровольческая армия. Если бы они и захотели уехать, у них никогда не было на руках достаточно денег, чтобы это сделать. Но самое главное, они не считали возможным бросить на произвол судьбы свою церковь».3
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России…» – своей жизнью доказывает С.А.Нилус эту любовь.
----------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус том 6 По следам Сергея Нилуса стр.461-462
2 С.А.Нилус Жизнеописание стр.196
3 С.А.Нилус Жизнеописание стр.197
Елена Карцова, племянница и воспитанница Елены Александровны Озеровой, вскоре после своего прибытия в Германию завязала контакты с русскими правыми эмигрантами и их немецкими единомышленниками. С их помощью Карцова попыталась вызволить Сергея Нилуса и его жену из Советской России. Но Нилус отказался покинуть Россию и эмигрировать. Несмотря на возможность выехать за границу, тяжелобольной Нилус остается в России.
Наступил 1923-й год - это был год, когда Нилусов выселили из Линовицы и только чудом не расстреляли. Они переехали на Фоминой неделе в апреле месяце в городок Пирятин. «Что сказать о нашем житье? - пишет Сергей Александрович, - Богом видимо и ощутимо не оставлены: живется пока тепло и есть кое-какое продовольствие, не плохо, скорее хорошо и до сих пор покойнее в смысле приятных визитов, чем было на старом пепелище, но душа стремится вон туда, где можно еще работать на привычном труде во славу Божию».1
Глава 5. Прохождение через ад. Испытание веры.
В августе 1924 года С.А. Нилус был арестован в городе Пирятине и отправлен в киевскую тюрьму (середина сентября). После освобождения (середина февраля 1925 года) он жил в Киеве, где в конце сентября – начале октября 1925 года был вновь арестован и вскоре переведен в московскую тюрьму на Лубянке.
«Относительно пребывания Нилуса в тюрьме на Лубянке до нас дошли сведения, во-первых, от одной американки, которая ездила в СССР и вернулась сама на себя не похожая от страха и всего виденного там. Во-вторых, от приехавших после войны ДИ ПИ. Пребывание Сергея Александровича в тюрьме было очень тяжелым. Его сажали в чулан, где нечем было дышать, и он в виде протеста отказывался от пищи. Власти по своим особым соображениям не желали его расстрелять, желая, чтобы он умер естественной смертью». 2 Находясь в эмиграции, Н.И.Евреинова, знакомая Нилусов по Оптиной, чрезвычайно беспокоилась о судьбе Нилуса, сидевшего тогда в тюрьме в Москве на Лубянке. Вот ее письмо от 11 апреля 1925 года: «…кроме глубокой любви и высокого уважения я ничего другого не чувствую к вам, а мою любовь к дорогим моим С.А. и Е.А. ничто и никто из меня не исторгнет, она будет длиться во веки веков. Я в моей жизни никого не встречал выше их в смысле христиан, людей примерных во всех отношениях. Перед ними преклоняюсь и радуюсь, что Бог дал мне их узнать».3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Е.Ю.Концевич Краткое жизнеописание С.А.Нилуса стр. 225
2 Е.Ю.Концевич Краткое жизнеописание С.А.Нилуса стр. 230.
3 Там же.
В феврале 1926 года Нилуса освободили, но с запрещением проживать в шести главных городах Союза.
Боль за Россию, страдающую от смуты, мы видим в произведениях и письмах Сергея Александровича. Он принял активнейшее участие в обсуждении проблемы раскола церкви, заняв непримиримую позицию в отношении священства перешедшего на сторону большевиков.
Во многих рукописных копиях разошлось адресованное «другу» письмо Нилуса (1928), в котором он резко осудил «Декларацию 1927 года» митрополита Сергия (Страгородского) и попытки сближения определенной части духовенства с безбожной властью. Тот, кто не примет «Декларации», пройдет путем исповедничества церковной чистоты, станет «не поминающим», будет неоднократно репрессирован, а затем расстрелян.
Сложный путь прошел С.А. Нилус с женой после отъезда из Валдая, но, не смотря на его приговор «минус шесть», всегда находились люди и почитающие его талант и готовые разделить с ним свой кров. 16 февраля 1924 г. Нилус пишет Е. Н. Яблонской: «Ты получила письмо с изображением нашего домика, в котором мы, трое стариков, живем великим чудом милости Божией. Нам давно надо было бы умереть под забором от голода и от холода, а мы живем и даже благоденствуем, если только можно назвать благоденствием жизнь в условиях тебе хорошо известных, быть может. С переездом сюда мы лишились нашей церкви, но и здесь, благодаря отношениям дружбы с местным священником и псаломщиком, мы читаем и поем на клиросе, как и в своем маленьком храме. Завелись и здесь добрые друзья, которые нам помогают сочувствием своим и любовию».1
Итак, сначала они жили в Линовице (Полтавская губерния) в родовом имении князя Владимира Давидовича Жевахова (1874—1938). Позже также в Чернигове у Ольги Митрофановны Комаровской (1892—после 1938). Из письма Е. А. Нилус: « Доктора позволили девочке уехать куда угодно, но не оставаться здесь Выбрали г. Кролевец, Черниговской губернии, куда нас зовет очень хороший друг протоиерея о.И.В.» 2
Приехав в Чернигов, они встретили одну барышню, которая тоже в прежнее время звала их к себе жить, и Нилусы с радостью у нее поселились.
Жизнь Нилусов в Чернигове продолжалась около двух лет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1 Е.Ю.Концевич Краткое жизнеописание С.А.Нилуса стр 225-226
2Е.Ю.Концевич Краткое жизнеописание С.А.Нилуса стр. 231
В письме от 14 мая 1928 года Елена Александровна пишет снова Яблонской: «Пишу тебе уже из нового нашего местопребывания. Из Чернигова нас попросили удалиться, к счастью, с возможностями выбрать самим – куда, за исключением Украины».
И под конец они поселились в Крутце (Владимирская губерния) в доме священника Василия Арсеньевича Смирнова (1874—1938).
В конце жизни Нилус, несмотря на перенесенные страдания, остался таким же, каким мы его увидели в Валдае: добрым, глубоко духовным человеком. «Сергей Александрович выглядел совсем библейским патриархом со своим светлым, ясным лицом и большой белой бородой. Глаза его смотрели добро и пытливо, испытывающе, словно сразу ему хотелось заглянуть в душу человека и сразу увидеть, что этот человек из себя представляет, чем живет и дышит» 1
Любовь к простым русским людям, о которой мы писали, исследуя Валдайский период жизни С.А.Нилуса, в конце жизни распространяется у него и на всех людей. Его христианская жизнь как нельзя лучше раскрывает нам евангельскую фразу «Любите врагов своих». «Нехорошо, Левушка, людей бояться, пойдем прямо», - сказал Сергей Александрович, и они пошли навстречу едущим комиссарам.2
М. В Смирнова-Орлова как бы подводя итог жизни супругов Нилусов, продолжает: «Вся их жизнь была как бы непрестанным стоянием перед Богом, и каждый свой шаг они представляли на Его суд. Никакие земные расчеты и соображения не принимались ими во внимание, всецело они предали свою жизнь в волю Божию. Поэтому такое большое влияние на окружающих они имели, так могли пробуждать в людях добрые чувства».
В брошюре, посвященной памяти Нилуса под заглавием «Пламенная любовь», изданной в Нью-Йорке в 1937 году, помещен отзыв о Нилусе, о его влиянии на людей человека, побывавшего у него в то время, когда он жил еще в Линовице:«В доме у них, — пишет он, — царила прямо благодать Божия, это чувствовалось при входе дом. Там всегда царствовала радость, никто не ссорился. А у С. А. Нилуса был дар пламенно любви ко всем и к каждому. При мне был случай, когда явился какой-то большевицкий комиссар с нахальным видом осматривать дом. Конечно, шапки не снял и имел вид очень грубый. Сергей Александрович повел его по всему дому и завел в церковь, которая помещалась наверху. Долго они оттуда не выходили. Супруга решила заглянуть туда и увидела, что большевик плачет в объятиях ее мужа... И у самого Сергея
------------------------------------------------------------------------------------- ------------
1 М.В.Смирнова- Орлова Памяти С.А. и Е.А.Нилус стр.508
2 М.В.Смирнова-Орлова Памяти С.А. и Е.А.Нилус стр.512
Александровича слезы текут... Видно он сумел найти и сказать большевику нескольких слов, от которых растопилось его сердце...».1
Он же продолжает: «Не только вторая половина жизни Нилуса, но и его смерть были дивны и воистину чудесны: он мирно скончался в советской России, в которой за одну привязанность к его книге грозил всем и каждому расстрел. И, будучи совершенно нищим у большевиков, Нилус при содействии чудес получал пропитание и сам делился последнею своею одеждою с другими».
Скончался Сергей Александрович вечером 14 января 1929 года в селе Крутец Александровского района Владимирской губернии.
Мое отношение к теме исследования.
Произведения С.А. Нилуса, в которых Нилус писал о силе христианской любви, пропущенные через собственное сердце, становятся частью жизни самого автора. Весь его образ жизни, его творчество, его протесты, его любовь к людям показывают нам человека глубокой веры, искреннего патриота России. Его первая книга «Великое в малом», так же как и выдвинутая в 1880-е гг. народниками теория «малых дел» дают нам ответы о значимости нашей, собственной жизни. Именно они призывают нас, граждан великой страны, к кропотливой, повседневной, честной работе на благо жизни народа, т.е. нас, и благо нашей страны. Не зря проводятся сейчас национальные проекты, например, не так давно проект «Имя России», способствующие тому, что все граждане страны возвращаются к истокам нашей истории, называют современников, способных повлиять на нас. Но не только великие имена делают историю, великое действительно надо искать в малом, например, в эпизодах жизни таких людей как С.А.Нилус.
Проследив жизнь С.А.Нилуса можно понять, что же представляет собой вера, почему такое огромное количество русских людей предпочло тюрьмы и смерть, но не отказалось от веры своих предков. В современной песне «Письмо в 78-й» так раскрывается смысл веры: «Я бы сказал отцу, что Любовь это не тиски и не кабала, я бы сказал ему, что Господь, это не кресты и купола». Все это есть в вере нашей земли, но главное то, что понял и наш современник – Любовь. Та любовь, которую пронес к людям С.А.Нилус через всю свою трудную жизнь. И очень жаль, что вокруг имени С.А. Нилуса возникает много разных, совершенно не свойственных его духу толкований его творчества. Нам хотелось бы надеяться, что со временем после ряда исследований и публикаций подобные мнения исчезнут.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1 С.А.Нилус т.6 И.М.Концевич Пламенная любовь стр.573-572
Заключение.
Проведенное исследование позволяет подойти нам к следующим выводам, которые касаются особенностей духовного, творческого пути С.А. Нилуса. Обращаясь в соответствии с поставленными задачами к особенностям жизненного и творческого пути С.А.Нилуса можно сделать следующий вывод: 1.Во многом благодаря воспитанию-общению с няней, полученному в детстве, пронизанному духом любви и веры, С.А.Нилус смог обратиться к своей плодовитейшей духовной и культурной деятельности. Именно приобщение к жизни народной, к святыням русским стало для этого деятеля русской культуры неисчерпаемым источником его духовных и душевных сил, великого терпения. 2. С.А. Нилус жил и творил в таких исторических условиях, когда происходило становление нового мировоззрения воинствующе не религиозного по своей сути, что подчеркивает трагизм его положения.
3. Валдайские периоды его жизни имели огромное значение для него. Это было и время передышки, и время накопления сил и время творческой работы. Но самое главное – это был период духовного собирания, общения с подвижниками, находящимися на высотах Духа и с благочестивыми представителями русского народа. И в этом смысле, думается нам, Валдайский этап не менее значим в жизни и творчестве С.А.Нилуса, чем знаменитый Оптинский.
4. В целях исторического хода исследования нужно отметить, что период первых послереволюционных лет, когда еще была жива революционная стихия, деятельность С.А. Нилуса переживает, пожалуй, свой наивысший подъем.
5. Личная трагедия С.А. Нилуса заключалась в горьком осознании несовместимости того нравственного духовного содержания, которое предлагал он тогда людям с тем к чему стремились они сами. Такой трагизм ситуации сохранился до самого конца творческого пути нашего писателя и русского православного христианина.
Список используемой литературы:
С.А.Нилус Жизнеописание Москва 1995
Библиографический словарь в 2-ух частях ред.Н.Н.Скатова М 1998
Протоиерей Владислав Цыпин История русской церкви книга 9 М.1997.
С.А.Нилус Великое в малом т. №1 М 1999.
С.А.Нилус Сила Божия и немощь человеческая т. №2 М.2000
С.А.Нилус Святыня под спудом т. №3 М.2000
С.А.Нилус На берегу Божьей реки т.№4 М.2002
С.А.Нилус Произведения разных лет. Материалы к жизнеописанию Сергия Нилуса т. №6 М.2005.
Н.О.Лосский Характер русского народа М 2005
Тезисы докладов и сообщений итоговой научной конференции Новгородского музея-заповедника, Новгород 1997.
Отчего синичка развеселилась
Зимний лес в вашем доме
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Астрономический календарь. Март, 2019
Голубая лягушка